План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Аввакумова Тамара Ивановна

Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов № 18»

г.о. Саранск

                                                                                           

                                                                                   

     

                                                               Разработала: учитель начальных классов

                                                                                Аввакумова Т.И.,

                                                                                педагогический стаж – 33 года,

                                                                                высшая квалификационная категория

                                                                 

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема. Куликовская битва.

Цели: 
- познакомиться  с одним из важнейших событий, происходивших в истории русского народа, Куликовской  битвой, с её значением  в истории Древней Руси;

-  показать роль личности и народа (как главного героя победы) в истории; сформировать представление о великом князе Дмитрии Донском;

- анализировать происходящие исторические события, определять их последовательность; давать оценку  событиям, которые изучаем; устанавливать причинно-следственные связи; работать с разными источниками информации;
 - на   героическом   прошлом нашего народа воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за родную землю, за своих предков.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

 – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– реализации основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

–  эмпатии  как  осознанного  понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

Обучающийся научится

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;

– пользоваться знаками, символами, таблицами,  диаграммами,  моделями,  схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию изученных объектов;

 – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

–  выбирать  адекватные  речевые  средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

–   ориентироваться   на   позицию   партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе);

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

контролировать действия партнера;

 допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной;

 – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач;

– использовать речь для планирования своей деятельности.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I.    Организационный момент.                        С – 1 (тит. лист)

II. Эмоциональный настрой  на урок
- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”   Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Этому и служат уроки окружающего мира, посвященные историческим событиям.
III.  Повторение ранее изученного.

Учитель: - Мы с вами путешествовали  по Египту и  Греции, были в Древнем Китае и Шумерах. Сегодня мы увидим своими глазами события, происходившие в Древней Руси.  Вы уже познакомились с природными условиями Залесского края, где зарождалась современная Россия. Где располагался этот край?


Дети: - Залесскими называли края между Окой и Волгой. Они были отделены от Киева труднопроходимыми, густыми лесами.

Учитель: - Почему этот край назывался Залесским?
Дети: - Этот край называли так, потому что  здесь преобладала зона лесов.

Учитель: - Замечательно. Но давайте вернемся к зарождению Руси. С чего же оно начиналось?                                     С – 2 (Москва)
Дети: - Начало ей положил маленький  деревянный городок Москва. По летописи он известен с 1147 года, когда его посетил князь Юрий Долгорукий. Хотя археологи утверждают, что поселения здесь существовали намного раньше.

Учитель: - Определите, какой это век?
Дети: - Это 12 век.

Учитель: - И все дальнейшие события будут происходить вокруг этого городка. Обратимся к летописи.  А что такое  летопись?

Учитель: - Обратимся к словарю. Летописи в России  - это исторические произведения 11-17 веков, в которых повествование велось по годам.  А почему их так называли?
Учитель: - Потому что рассказ о событиях каждого года  обычно начинался словами в «лето», отсюда и название.

Учитель: - Что же происходило с Москвой, которая досталась в наследство князю Даниилу?                                        

Дети: - Москва расширялась, т.к. находилась в очень удобном месте. Она возвышалась на высоком холме над рекой Москвой и являлась удачным местом для торговых караванов, как по рекам, так и по суше. Люди стекались сюда со всех сторон. А чем больше в княжестве людей, тем больше податей, а значит можно укрепить свою армию. Особенно прославился князь Иван Данилович, по прозвищу Калита.

Учитель: - А что такое калита?
Дети: - Кошель, мешок с деньгами.

Учитель: - Так почему же его так прозвали?
Дети: - Он деньги с податей тратил на покупку земель, тем самым укрепил Московское княжество.
Дети: - А еще он освободил Русь на 40 лет от выплаты дани ордынскому княжеству.

Учитель: - Давайте проследим, что же произошло с Русью за данный промежуток времени:
1.Усилилось влияние Северо-Восточной Руси.

-  Какой город стал центром объединения русских земель? (Москва) 
2. Москва стала центром объединения русских земель;
- При каком князе это произошло?
(при Иване Калите)
Учитель: - Перед русским народом стал вопрос: доколе же им быть данниками Золотой Орды? И отвечать на этот вопрос пришлось внуку Калиты князю Дмитрию Ивановичу.

3. Изменилось сознание людей.

IV. Знакомство с темой урока. Постановка проблемы и цели.

  1. Работа в группах. Создание проблемной ситуации.

Учитель: - На уроке сегодня работаем по  группам. Напоминаю, что в группе обсуждаем вопросы вполголоса. Часть заданий вы получили заранее и могли самостоятельно выбрать материал, чтобы  представить его на уроке.  Какие-то задания совместно будете выполнять на уроке.

 1 задание «Соотнести даты и события».           С – 3 (Карточка № 1 с анимацией)       

- Возьмите зелёные карточки. Соедините дату и событие, связанное с этой датой. 

КАРТОЧКА  1

       1223г.                                 Нашествие монголо-татар на Русь

1237г.                                   Битва на реке Калке

15 июля 1240г.                    Ледовое побоище

5 апреля 1242г.                    Невская битва

1380г.                                    

Проверка (фронтальная  работа).

- Что вы обнаружили, выполняя эту работу? (Осталась еще одна дата)
- Прочитайте эту дату.
-  1380 год. Какой это век?  Как вы думаете, почему мы остановились на этой дате?    (Наверное, в этот год произошло какое-то решающее событие)

2. Постановка темы урока,  целей и задач.

Учитель: - 1380 год - особый год для Руси. В этом году произошло очень важное   для  России  событие. Это  Куликовская битва.            С – 4 (Тема урока)             

- Тема нашего урока: «Куликовская битва». Сегодня мы окажемся на поле Куликовом вместе с московским князем Дмитрием Ивановичем, узнаем о ратных подвигах защитников нашего Отечества.

- Что бы вы хотели узнать об этом событии?  Задайте вопросы.

Целеполагание.

Ученики задают разные вопросы. Учитель уточняет сказанное детьми. На экране появляется вопросный план.                                                                           С – 5 (Вопросы истории)       

- Итак, в ходе нашего урока нам предстоит ответить на следующие вопросы:
1)
С  кем  была  эта  битва?

2)Почему произошла эта битва?
3)
 Когда и где происходила эта битва?

4) Кто возглавлял русское войско?
5)
Как происходил    ход   битвы?

 6) Кто победил в этой битве?

7) Какое значение имело это событие для Руси?

- Цели урока следующие: ...                                          С – 6 (Цели урока)           

3.Знакомство с эпиграфом урока.                                                

Учитель: - Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат стихи  Евгения Евтушенко:
Невозможно быть русским,                                            
С – 7 (Эпиграф)       
Непрядву сочтя за ручей,
Не любя свой народ,
Не полюбишь ничей.

Учитель: - Как вы понимаете эти слова?

Дети: - Непрядва – это, конечно же, не ручей, а большая река. И невозможно считать себя русским человеком, не зная своей истории и подвигов, которые совершал русский народ во имя освобождения России.

4. План урока. 

Учитель: - Первой группе нужно было прочитать  текст учебника и составить его план.  Это будет  план урока.

Ученик 1 группы знакомит с планом урока.                   С – 8 (План)       
                                                       План урока.

1 . Дмитрий Донской - защитник земли русской.

2.  Поединок.

3. Куликовская битва.

3. Значение Куликовской битвы.

V. Работа с новым материалом.

1. Актуализация знаний.

 Учитель: - В 1380 году   в Москве княжил   внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла. Как это происходило?

- Возьмите розовые карточки. Прочитайте части предложений из первого столбика  и найдите их продолжение во втором.

КАРТОЧКА  2                                    С – 9  (Карточка № 2 с анимацией)           

1.В первые десятилетия после похода  хана  Батыя  на  Русь…

…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со  времён  Ивана  Калиты…

…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

…дань собирали монгольские баскаки.

Проверка фронтальная.

- В каком ответе вы неуверенны? Более подробно о князе Дмитрии Ивановиче нам расскажут ребята 1 группы. Уточним ответ.

2. Князь Дмитрий Иванович. Сообщение делает 1 группа.               С – 10  (Князь Дмитрий)           

- Великий князь Дмитрий Иванович был внуком Ивана Калиты. Вступил он  на престол девятилетним мальчиком, а в 10 лет уже возглавил московскую рать. Юность его прошла в боях и походах, поэтому он был опытным военачальником. Он был крепок, высок, плечист и грузен, имел черную бороду и волосы, притягательный взгляд. Житие сообщает, что Дмитрий отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. При Дмитрии Ивановиче Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами. Вместо дубового был возведен надежный кремль из белого камня.

- Московский князь Дмитрий Иванович стал настолько уверен в своих силах, что решил перестать платить дань Золотой Орде.   Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Князь Дмитрий Иванович  серьезно готовился к предстоящей битве.  Он  разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами.

Учитель читает стихи:                                                     С – 11   (Кличет Дмитрий)       

Кличет Дмитрий всю страну на священную войну,
«Не довольно ль, братцы, даром отдавать добро татарам?
Сбросить иго не пора ли? Сколько лет вас обирали!
Сколько сёл у вас сожгли! Скольких в рабство увели!
Отстоим святую Русь, я вас в бой вести берусь!»
И откликнулись тогда все соседи – города,
Все, от севера до юга: Кострома, Киржач, Калуга,
Углич, Пронск и Ярославль, Галич, Дмитров, Переславль.
И под городом Коломной все князья до одного
Ратью встретили огромной полководца своего.
Собралось в лесную глушь полтораста тысяч душ.

- Что же удалось Московскому князю Дмитрию Ивановичу? (Московский князь сумел собрать все силы Руси и дать отпор татарам.)

Самооценка учеников, которые сделали сообщение  по алгоритму самооценки.

3. Благословение С.Радонежского.                      С – 12   (Благословление)           

Учитель: - Патриотическое настроение народа поддержала церковь.  Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился к игумену Троицкого монастыря Сергию Радонежскому за советом  и благословением. Сергий пользовался большим авторитетом и, считалось, он может предвидеть будущее.

Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии  всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь». Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

4. Работа 2 группы. Работа по карте.

Работа с текстом учебника с.63 («В 1380 г....»).

Учитель: - Прочтите текст учебника на с. 63 со слов: «В 1380г. ...» и до конца абзаца.

Где происходила битва?                     С – 13   (Карта)              

7                     

- Посмотрите на карту. Почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем?  В чем его преимущество?             (мнения детей)

- Разбиралась с этим вопросом  2 группа. Давайте выслушаем их.
2 группа.

- С трех сторон: запада, севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва. За рекой Смолка находился лес, в котором можно было поставить резерв и засадный полк.

Учитель: - Есть ещё одна причина. Ответить на этот вопрос вам поможет задание на синих карточках.  Вы видите три предложения. Перед каждым предложением имеется пустой квадратик. Вам нужно пронумеровать предложения так, чтобы получился правильный ответ на вопрос.       С – 14   (Карточка № 3 с анимацией)                          

КАРТОЧКА  3

«Почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем?»

 Конница не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником.

Поэтому Дмитрий избрал для сражения с татарами Куликово поле.

Военная мощь татар – конница.

Работа в группах и проверка правильного ответа.

(1. Военная мощь татар – конница. 2. Конница не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником. 3. Поэтому Дмитрий избрал для сражения Куликово поле).

Учитель: - После переправы русских войск через реку Дон князь Дмитрий приказал сжечь мосты. Как вы думаете,  почему?»

- Могу предложить 2 варианта. Выберите правильный.

1 . Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

- Есть ли ответ в прочитанном из учебника  отрывке?

- С картой работала 2 группа. Они подробно расскажут, как расположил Дмитрий свои войска на поле битвы.

Сообщение 2 группы.                                        С – 15   (Карта)

- Как мы сейчас определили, Дмитрий стал строить войска таким образом, чтобы не дать монголам использовать свою грозную конницу.

Правым своим крылом русские войска упирались в берега речки Нижний Дубяк, впадающей в Непрядву, а левым - в крутые берега Смолки. Почти всю пехоту – крестьян и ремесленников, вооруженных чем попало, воеводы решили выставить в передовой полк. Конный запасный полк – был отправлен в засаду. Он стал за левым крылом в густой дубраве над речкой Смолкой.

Дмитрий решил упорной обороной передового и большого полков измотать основные силы врага, а затем ударами полков правой и левой руки и засадного полка завершить разгром ордынцев. Такое расположение русских войск затрудняло маневр конницы Мамая.                         

Самооценка учеников, которые сделали сообщение  по алгоритму самооценки.

- Что ещё предпринял князь московский?         С – 16   (Князь)
Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого ратника, стал в ряды воинов большого полка. Вот что мы узнали из материалов  учебника: с. 63, последний абзац.

- Князь Дмитрий во время Куликовской битвы впервые применил новую военную тактику. Посмотрите на карты и подумайте, что это за военная хитрость?  (Использовал засадный полк) 

Физминутка для глаз.

5. Поединок.  

Учитель: - Закройте глаза и представьте себе ночь накануне сражения:
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”. Так гласит летопись.

 С – 17   (Утро)
Настало утро  8 сентября 1380 год. Объехал Дмитрий перед боем войска и призвал всех, не щадя головы, храбро биться за землю русскую. И видел он по
 глазам ратников, по их решимости, что будут они стоять насмерть, до последнего вздоха. Рассеялся  утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.       

Туда! За Дон!.. настало время!
Надежда наша — бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!"

Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь, на коне гремел.»   К. Ф. Рылеев «Дмитрий Донской»

- Послушаем  3 группу.

Сообщение 3 группы.

- По преданию, бой начали поединком богатырей.                     С – 18   (Поединок)
Был у прегордого Мамая любимый батыр по имени Челубей, родом печенег. Сила его была подобна силе древнего гиганта Голиафа; ”пять сажен высота его, а трех сажен ширина его”. Был Челубей не простым воином. По сказанию, он был непобедим: 300 боев, и во всех “враг” был повержен! Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, но воин Христов, наделённый Божией силою.

- Храбрый Пересвет, со стороны русских - славный богатырь, имел ”великую силу и крепость духа, двести воинов вражеских гнал, когда сражались. Был он в миру известным витязем в сражениях.
Их поединок был недолог.  С копьём наперевес мчались всадники друг на друга.  И съехались, и ударили друг друга копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги.  Кони их едва устояли.  И свалился замертво   оземь   непобедимый   ордынец,   а   Пересвет, пронзенный насквозь, удержался на коне и так верхом, будто живой, вернулся в русские полки, и только там замертво упал на руки русской дружине. Оба богатыря погибли, но моральная победа была за русскими.

Самооценка учеников, которые сделали сообщение  по алгоритму самооценки.

6. Кровавая битва.                                              С – 19   (Битва)

Учитель:   -  И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке.  Стрелы падали дождём, копья ломались,  молниями сверкали на солнце мечи. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.

Там ратники к плечу плечо

С врагом сошлись грудь в грудь,

И места не было мечом

Иль палицей взмахнуть.

Над главным полком развевалось знамя с ликом Иисуса Христа. Мамай, наблюдая с Красного холма, увидел, как упало великокняжеское знамя. Он решил, что убит Дмитрий и русские сейчас в панике побегут.

Князь Дмитрий сражался в первом ряду ополченцев. На нем был плотно стеганый кафтан с вшитыми железными бляхами. Крепко рубился князь. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – все слилось в один гул.

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.

- Куликовскую битву называют ещё Мамаевым побоищем. О самой битве более подробно расскажут ребята из 4 группы.

Сообщение 4 группы.         

- Татарам удалось почти полностью уничтожить русский передовой полк и вклиниться в ряды большого полка, который, однако, устоял. Тогда Мамай направил свою конницу на полк левой руки и оттеснил его к Непрядве.

- Решающий момент наступил тогда, когда в самый разгар сражения неожиданно для Мамая появились новые свежие силы русских. Это был засадный полк, скрывавшийся по приказу князя Дмитрия в зеленой дубраве и терпеливо дожидавшийся своего часа. Внезапный удар русского полка поверг монголов в смятение и они, объятые ужасом, обратились в бегство.
    Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения и, увидев поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. Оставшись без командования,  всё татарское войско побежало с поля битвы. Русские конные отряды преследовали противника на расстоянии сорока верст до самой реки Мечи.

- У нас есть возможность оказаться на поле боя.       С –20   (Битва-видео)

Учитель.  – Страшное зрелище представляло собой Куликово поле после трехдневной битвы. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона еще три дня были красны. Повсюду горы убитых. Половина русской рати полегла на поле Куликовом.

Из каждого десятка воинов погибли девять. С большим трудом воеводам удалось найти и самого великого князя. Шлем и латы его были иссечены, обагрены кровью. Но главное он был жив, бог спас его среди бесчисленных опасностей, которым он подвергался, сражаясь в толпе неприятелей.         С – 21   (После боя)  

 Глубоко опечаленный князь медленно объехал поле, то и дело останавливаясь возле павших. Он считал убитых и, прощаясь с ними, молвил:

– Здесь суждено вам пасть. Здесь сложили вы голову за землю Русскую… Вечная вам память и слава!

Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.        

С – 22   (Дмитрий Донской с колокольным звоном)      

В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. «Была на Руси радость великая,— говорится в летописи,— но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону». Восемь дней хоронили погибших воинов.

- Князя Дмитрия после Куликовской битвы народ стал называть Донским. Как вы думаете, почему? (в память победы на Дону)

 - Какие личные качества проявил Дмитрий Донской? (Смелость, храбрость, воинская тактика, военная смекалка, знания тактики ведения боя, чутье полководца)                        

7. Значение победы.

Учитель.  - Русская рать во главе с Дмитрием Донским наголову разбила ордынское войско, но освободиться от ига Золотой Орды Русь тогда еще не смогла. Это произошло спустя сто лет. Так почему же в народной памяти сохранилась именно эта битва?

- Попробуем сформулировать, какое значение имела победа русских в Куликовской битве?

Значение победы.             С – 23   (Значение победы)           

• Московский князь сумел собрать все силы Руси и дать отпор татарам.
• Выросло значение Москвы и московского князя.
• Был уменьшен размер дани Золотой Орде.

• Эта победа была началом возрождения новой Руси.
• Дала народу веру, что зависимость не будет вечной.

VI. Обобщение материала.
- Мы ответили на все поставленные в начале урока вопросы. Обобщим  изученный материал.

Возьмите желтые карточки. Две  группы работают с деформированным текстом, другие две - выполняют задание «Найди ошибку».
а) Работа с деформированным текстом.                  С – 24   (Проверь себя)

         В середине 14 века Русь постепенно начала собираться силами. Московский князь, ……бросил Орде вызов – перестал …… Хан …… с огромным войском двинулся на Русь.

         8 сентября …… года на …………. поле произошла битва между ………….. войском и ……В самый разгар боя появился ………….. полк. Растерялся неприятель и обратился в ………         Русские войска одержали …. Это был важный шаг на пути к освобождению Руси от ………

б) Задание  «Найди ошибки».                              С – 25   (Найди ошибки)

Недалеко от Москвы среди дремучих лесов появился Троицкий монастырь. Его основал монах Нестор. Со всех концов Руси к Нестору за советом шли люди. Как гласит легенда, пришёл к нему новгородский князь Александр Ярославович. Он решил поднять Русь против Золотой Орды. В 1240 году, за рекой Дон, на Куликовом поле встретились ордынское и русское войска. 

Фронтальная проверка  заданий.

*в) Блиц – турнир. 

  • В каком году произошла Куликовская битва?

5 апреля 1242 8 сентября 1380 15 апреля 1380

  • Как звали монахов-богатырей, отправленных Сергием Радонежским в войско Дмитрия Ивановича?

Пересвет, Ослябя.

  • Кто благославил Дмитрия Ивановича перед битвой?

Сергий Радонежский

  • Кто правил Золотой Ордой в год Куликовской битвы?

хан Мамай

  • Как звали ордынского воина,  участвовавшего в поединке перед Куликовской битвой?

Челубей

  • Как называлась река и её приток, где происходила Куликовская битва?

Дон, Непрядва

  • Какое прозвище получил Дмитрий Иванович после  победы на Куликовом поле?

Донской

VII.  Итог урока.                            С – 26   (Заключение)

Учитель. - Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Еще не раз пришлось отстаивать нашей стране свою независимость: и в Отечественной войне 1812 г., и в  Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Проходят годы, столетия, сменяются поколения. Но разве можно предать забвению подвиг воинов, отважных предков, которые добыли в тяжелой битве славную победу! Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

Наш сегодняшний урок хочу закончить словами поэта Я.Смелякова:

История не терпит суесловья,

Трудна ее народная стезя.

И страницы залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Любите Россию, гордитесь ее историей и культурой, гордитесь тем, что рождены в ней. А любить Родину -  значит знать ее историю. Этим мы и занимались сегодня на уроке.

VIII. Рефлексия.
- А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями об  уроке. Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я почувствовал….»

Оцените работу своей группы.                        С – 27   (Рефлексия)

Встанет группа, которая считает, что может занять верхнюю ступень лестницы успеха. Кто выбрал 2-ю ступеньку успеха?

Выставление отметок за урок.


Домашнее задание:  с. 63-66 пересказывать, Т - № 89, 90*.

- На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование в 4 классе по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, п...

Урок с презентацией по окружающему миру на тему "Куликовская битва"

В архиве представлены сценарий урока  по теме "Куликовская битва". К данному уроку есть презентация....

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс Школа России

Цель урока: Познакомить учащихся с Куликовской битвой как важнейшим и переломным моментом в  истории Руси, определить значение битвы, расширить знания детей по истории Руси.Задачи:1. Способствова...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс

Конспект урока разработан в рамках научного фестиваля "Развитие критического мышления у младших школьников в процессе обучения". УМК "Школа России"....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Куликовская битва" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Куликовская битва" 4 класс...

Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Куликовская битва"

Тема урока: "Куликовская битва"Цель урока: узнать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмирия Донского...