Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс Школа России
    учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

    Цель урока: Познакомить учащихся с Куликовской битвой как важнейшим и переломным моментом в  истории Руси, определить значение битвы, расширить знания детей по истории Руси.

    Задачи:

    1. Способствовать развитию навыка поиска информации в различных источниках.

    2. Формировать умение анализировать информацию, делать выводы, обобщать, давать оценку историческим событиям. Развивать устную речь. 

    3. Развивать интерес к истории Отечества.

    4. Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

    Тип урока: комбинированный.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАОУ  Дятьковская  средняя общеобразовательная школа № 2

    Открытый урок по окружающему миру на тему:

    «Куликовская битва»

    4 класс

    Провела:

                              учитель начальных классов

                            Гапонцева И.А.

    г. Дятьково

    2017г.

    Тема: «Куликовская битва»

    Цель урока: Познакомить учащихся с Куликовской битвой как важнейшим и переломным моментом в  истории Руси, определить значение битвы, расширить знания детей по истории Руси.

    Задачи:

    1. Способствовать развитию навыка поиска информации в различных источниках.

    2. Формировать умение анализировать информацию, делать выводы, обобщать, давать оценку историческим событиям. Развивать устную речь. 

    3. Развивать интерес к истории Отечества.

    4. Воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование:

    1. Учебник А.Плешакова «Окружающий мир» 4 класс ч.2.
    2. Рабочая тетрадь к учебнику А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс ч.2.
    3. Презентация «Куликовская битва».
    4. Ноутбук.
    5. Проектор.
    6. Экран.
    7.  Тест «Трудные времена на Руси».
    8. Карточки для игры «Даты, события, люди».
    9. Подборка книг и статей из сети Internet по теме урока для каждой творческой группы.

    Ход  урока.

    1. Оргмомент.
    2. Проверка домашнего задания.

    - На уроках окружающего мира мы путешествуем по «Страницам истории Отечества».

    - Вспомните, в каком веке мы побывали на прошлом уроке? (в XIII  веке)

    - Какими историческими событиями запомнился вам  XIII век? ( В 13 веке Русь попала в зависимость к Золотой Орде, произошли Невская битва, Ледовое побоище)

    - Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном историческом материале и поработаем с тестом. Перед вами листы бумаги, приступайте к работе.

    Тест «Трудные времена на Руси».

    1. В 13 веке поход монголо-татар на Русь возглавил хан..

    а)        Чингисхан;

    б)        Батый;

    в)        Мамай.

    2. Какой русский город первым оказался на пути монголо-татарского войска?

    а)        Рязань,

    б)        Владимир;

    в)        Новгород.

                 3. Какой  русский город монголо-татары прозвали «злым городом»?

    а)        Новгород;

    б)        Рязань;

    в)        Козельск.

    4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

    а)         выкуп;

    б)         налог;

    в)         дань.

    5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли..

    а)        монголы;

    б)        шведы;

    в)        рыцари - крестоносцы.

    6. Разбил шведов на реке Неве князь...

    а)        Александр;

    б)        Ярослав;

    в)        Владимир.

    7. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?

    а)        Мудрый;

    б)        Невский;

    в)        Вещий.

    8. Когда состоялось Ледовое побоище?

    а)        5 апреля. 1242 года;

    6)        20 мая 1242 года;

    в)        5 апреля 1421 года.

    Время вышло. Ручки положили. Взяли простой карандаш. Каждый проверяет свою работу (со слайда).

    - Оцените свою работу. (Нормы оценок на слайде.)

    3.Постановка проблемы урока и формулировка темы урока.

    Теперь поработаем в парах.

    - У каждой пары на партах таблица «Даты, события, люди». Заполните строки таблицы.

    Соотнеси даты и события, а также имена людей, с которыми они связаны.


    Даты

    События

    Люди

    988 г.

    Крещение Руси

    князь Владимир

    1237г.

    Нашествие монголо-татар на Русь

    хан Батый

    15 июля 1240г.  

    Невская битва      

    князь Александр Невский     

    5 апреля 1242г.  

    Ледовое побоище    

    князь Александр Невский    

    1380г.            

    ?

    ?

    Даты

    События

    Люди

    Крещение Руси

    князь Владимир

    1237г.

    Нашествие монголо-татар на Русь

    15 июля 1240г.  

    князь Александр Невский     

    Ледовое побоище    

    князь Александр Невский    

    1380г.            

    ?

    ?

    - Ребята, а какая строка осталась незаполненной?

    - Много раз враг приходил на нашу землю. Перед вами названия некоторых крупных битв: Битва на реке Калке, Ледовое побоище, Куликовская битва или «Мамаево побоище», Невская битва.

    - Многие из этих битв мы уже прошли.

    - А какая из этих битв Вам ещё неизвестна?

    - Вот послушайте, что о ней пишет летописец... (читает учитель со слайда).

    «Хочу вам, братья, поведать, как случилась битва на Дону великого князя Дмитрия Ивановича и всех православных христиан с поганым Мамаем… И поднялся князь восточной страны по имени Мамай… И захотел он разорить христианскую веру и всех христиан покорить себе…»

    - Кто догадался, о какой битве мы будем говорить?

    - Какова же тема нашего урока?

    - Тема нашего урока – «Куликовская битва или «Мамаево побоище».

    На уроке мы познакомимся с историей Куликовской битвы и её значением для Руси.

    4. Целеполагание.

    - Если речь пойдет о битве, то, что мы должны о ней выяснить?

    Предположения детей:

    1. С  кем  была  эта  битва?

    2. Почему   она  произошла?

    3. Где   она   была?

    4. Как  происходил    ход   битвы?

    5. Кто победил в этой битве?

    6. Каково значение этой битвы?

    - Работать мы будем по следующему плану:

    1. Причины Куликовской битвы.

    2. Подготовка к сражению.

     3. Благословение Сергия Радонежского.

    4. Поединок Пересвета и Челубея.

    5. Ход Куликовской битвы.

    6. Итог и историческое значение Куликовской битвы.

    5. . Изучение нового материала.

    - Итак, путешествие в прошлое начинается. 1380 год. Русь по-прежнему поделена на удельные княжества и находится в подчинении Золотой Орды. В Москве княжит тридцатилетний праправнук Александра Невского - Дмитрий Иванович. При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими.

    - Как развивались исторические события в это время, вы узнаете, работая самостоятельно в группах.

    - У нас будет шесть групп, столько же, сколько и пунктов плана.

    Первая группа готовит сообщение по первому пункту плана.

    Вторая группа рассматривает второй вопрос плана. Третья группа – третий, четвертая – четвертый…

            Ваши помощники – текст учебника и дополнительная литература на столах.

    - Открываем учебник и работаем на с.70-72

    5.1. Причины Куликовской битвы.

    Сообщение первой группы:

    Из учебника.

    - В 1374 году произошло важное событие: князь Дмитрий Иванович перестал платить дань Золотой Орде.

    Сообщение о князе Дмитрии Ивановиче.

    - Как Вы думаете, каким он был человеком?

    - Предположите, как  отреагировали   татары на эту дерзость   московского князя? 

    - Мамай, тогдашний правитель Золотой Орды, пришёл в ярость. Он решил наказать Русь за неповиновение. Летом 1380 года русская разведка донесла, что огромное войско Мамая идет на Русь.

       Работа с учебником « История Брянского края» Сообщение о Захарии Тютчеве.

    5.2. Подготовка к сражению.

     - Ребята, а как же Русь стала готовиться к встрече врага? ( Князь Дмитрий Иванович стал собирать войско)

    Формирование единого русского войска.

    Сообщение второй группы:

    - Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы.         

     Он разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами, призывая других князей всем вместе, дружно выступить против Орды. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов.

    В составе русского войска сражался отряд из Брянска под стягом князя Дмитрия Ольгердовича. Впервые Русь смогла объединить почти все свои силы для борьбы с Ордой.

    5.3. Благословение Сергия Радонежского.

    Сообщение третьей группы:

    - По всей стране люди молились о даровании победы русскому оружию, просили Бога о защите русской земли. А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь.

     -  По преданию основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский благословил князя  на битву с врагом.

    - Сергий Радонежский предсказал: «Врагов Руси ждет погибель, а тебя помощь и слава от Господа! Иди же и не бойся! Ты победишь!»

    - Ребята, кто из Вас подготовил сообщение о основателе Троицкого монастыря Сергии Радонежском?

     Сергий Радонежский осенил князя крестом и дал в помощники двух монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые до пострига были боярами и прославились необыкновенной силой и воинским искусством.

    - Подумайте, почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка церкви?...

    ( Потому что за церковью стоял простой народ. Люди верили Сергию Радонежскому, считали, что он может предвидеть будущее.)

    6. Физминутка.

    Аты – баты,
    Мы солдаты!
    Для разминки из – за парт
    Поднимается на старт!
    Шаг на месте. Веселей!
    И быстрей, быстрей, быстрей!
    Аты – баты,
    Стой на месте!
    И присаживаемся вместе.

    Учитель:

    - В конце августа 1380 года русские полки по трем дорогам вышли навстречу вражеской силе.

    Работа по карте ( в учебнике на с.73)

    Найдите на карте место Куликовской битвы. Куликово поле располагается между Доном и его притоком – рекой Непрядва.

    Как оно обозначено на карте? ( красным крестиком)

    Какой стрелочкой на карте обозначено передвижение русских войск?              ( красной) А какой – монголо-татарских? ( коричневой)

     Давайте проследим по карте передвижение русских и монгольских войск. (Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголов вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон и подошли с другой стороны к Куликову полю).

    - Утром 7 сентября русские полки переправились через Дон и сожгли за собой мосты.

    - Как вы думаете, почему?....

    - Князь Дмитрий приказал сжечь мосты через Дон, чтобы никто из воинов даже не думал об отступлении. Он сказал: «Победим или умрем. Нет нам назад дороги! Честная смерть лучше позорной жизни!».

    - Утром следующего дня, 8 сентября, на поле опустился густой осенний туман.

    - Перед началом битвы князь Дмитрий Иванович объехал все свои полки. Ратники клялись биться до последнего вздоха.

        К полудню туман рассеялся, и князь Дмитрий велел полкам выступать.

    5.4. Поединок Пересвета и Челубея.

    Сообщение четвертой группы по учебнику.

    - По преданию сражение началось поединком богатырей: русского – Пересвета и татарского – Челубея. Разогнав коней, они ударили друг друга копьями, и оба упали замертво.

    - Как вы понимаете, что такое «поединок»? (ученик работает с толковым словарем)

    Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

    - Как вы думаете, для чего проводились поединки богатырей перед битвой?

    - Победа в поединке обещала победу и в сражении, воодушевляла воинов, придавала им сил и мужества.

     - Ребята, кто из Вас подготовил сообщение о русском богатыре Александре Пересвете?

    - В честь этого поединка известным русским художником Михаилом Ивановичем Авиловым в 1943 году была написана знаменитая картина «Поединок  Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» .

    - На переднем плане картины мы видим  поднявшихся на дыбы могучих коней, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа.

    - Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей.

     - Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря.  Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

    - На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской.

    5.5. Ход Куликовской битвы.

    Сообщение пятой группы:

    - Началась битва, сшиблись русское и татарское войска.

    - Вот как об этом пишет летописец: «Ударили мечи о мечи. Боевые топоры сошлись с топорами. Устремились к щитам и кольчугам пики. Запели смертельную песню стрелы. Перемешались конные, пешие…» (из книги Сергея Алексеева «Рассказы из русской истории».)

    - Давайте просмотрим видеофрагмент.

    -  Хан Мамай наблюдал за сражением с Красного холма.

    - А где же находился князь Дмитрий?...

    - Князь Дмитрий снял с себя княжеские одежды, надел доспехи дружинника и бесстрашно бился в первых рядах вместе с другими воинами.

    - Зачем он встал в строй с простыми воинами, ведь он полководец, у него другая задача?

    “Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.(Он был скромным человеком, себя не выделял)

       Работа с учебником « История Брянского края» Сообщение о Глебе Ивановиче Брянском.

    Учитель:

    - Весть о победе разнеслась по всей Руси. Ликовали русские люди, славили победителей.

    - К чувству торжества и ликования примешивались горечь и скорбь. Почему?

    (Погибло  много воинов.)

       - Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Всё оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны.

    - Какое прозвище после этой битвы дал народ князю Дмитрию Ивановичу? Почему? ( потому что одержал победу около реки Дон)

    - В честь всех погибших  воинов благодарными потомками  в 1848 году на Куликовом поле был установлен памятник.

    - Был также построен храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.

    - На месте Куликовской битвы воздвигнут памятник и её главному герою –князю Дмитрию Донскому.

    - На нашей малой Родине, в городе Брянске тоже есть памятник, посвященный герою Куликовской битвы Пересвету и певцу Баяну, который воодушевлял своим искусством русские дружины перед битвами.

    6.6. Итог и историческое значение Куликовской битвы.

    - Как вы думаете, в чем значение победы русского войска на Куликовом поле?

    - Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

    - Победа дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.

    «…Однако Орда была всё ещё не сломлена. После «Мамаева побоища», так назвали историки эту битву, еще не раз Русь терпела набеги татар и не скоро окончательно освободилась от ига, а русские князья  еще долго признавали себя зависимыми от монгольского хана и платили ему дань…» (Из «Рассказов по Отечественной истории», с. 86)

    - Итак, вернёмся к нашей таблице и дополним её недостающими данными.

    - Какое же событие произошло в 1380 году?

    - С именем какого человека связанно это событие?

    Вывод.

    Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события?( чтобы помнить о героях, отстоявших русскую землю)

     И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину?

    Правильно, ребята!

    - Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны.

    - Сегодня на уроке работали шесть творческих групп учащихся. Оцените работу ребят в своей группе и обоснуйте оценку.

    7. Подведение итогов урока.

    1. Чем памятен день 8 сентября 1380 года?
    2. Кто командовал русским войском в Куликовской битве?
    3. В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?

        -   Наш урок подходит к концу. Закончим его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

                                           Вовеки славься, Русь, Россия!

                                           И будь всегда сама собой.

                                           Твои народы вместе – сила!

                                           Никто не справится с тобой!

    8. Рефлексия. 
    А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о уроке
    • Если для вас все понятно и у вас не осталось нерешенных вопросов, то поднимите красный шлем.
    • Если у вас остались какие-то вопросы, то синий шлем.
    • Если вам многое осталось непонятным, поднимите серый шлем.

    На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

    9.  Домашнее задание

    Учебник, с. 70 – 74,

    подготовить ответы на вопросы в учебнике,

    задание по тетради 1, 2.

    В дополнительных источниках найти материал по теме: «Вооружение русского воина в Куликовской битве» и/или «Вооружение ордынского воина».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

    Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

    План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

    Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

    Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России

    Цель данного урока : познакомить учащихся с понятием "семейный бюджет", "экономика семьи"; развивать у учащихся  представление о структуре семейного бизнеса; воспитывать организованность, бережли...

    План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1

    Цель:         Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений,  научить  по  хвое  определять  породу  дерева.        ...

    План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

    Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

    План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

    Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

    План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

    План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....