Моя первая экология
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Масанова Ольга Юрьевна

внеурочная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное     бюджетное   общеобразовательное учреждение

«Горная   средняя    школа»

                                                                                                

662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.

Тел. 94-2-71, 94-3-16. Email: NIL2008@yandex.ru

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

О.Б.Барашкина/____________/

Протокол № ___ от «__»____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/______________/

ФИО

«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Горная СШ»

Коваленко Л.В./______________/

Приказ № ___ от «__»_____________20___г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Моя первая экология

3 класс

Масанова Ольга Юрьевна

 1 квалификационная категория

п. Горный

2017 - 2018 учебный год


  1. Пояснительная записка

  Программа кружка составлена  на основе сборника программ внеурочной  деятельности, автор Н.Ф. Виноградова,  -  Издательский центр:  « Вентана - Граф», 2013 г.- 189 с.

«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

 Основная цель создание условий для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Рабочая программа внеурочной деятельности по  экологии рассчитана на детей младшего школьного возраста 10-11 лет, второй год обучения.

  1. Общая характеристика кружка «Моя первая экология»

          Программа кружка дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов. Объектом изучения кружка является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

         Основной акцент в содержании кружка сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

         Содержание кружка строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

        Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

       

  1. Место кружка «Моя первая экология» в учебном плане

       На изучение кружка «Моя первая экология» в 3 классе отводится 34  часа по 1 час в неделю.

  1. Ценностные ориентиры

— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

— формирование представлений о природе как универсальной ценности;

— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами освоения программы кружка являются:

— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

  1. Содержание кружка «Моя первая экология»

Название темы

Количество часов по рабочей программе

Универсальные учебные действия

  1. Дом, в котором я живу

10

  • формирование элементарных представлений об экологии жилища;
  • формирование понятия о доме в его прямом и переносном значении;
  • приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды;
  • знать причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии;
  • знать что такое браконьерство;
  • составлять план простейшего исследования.

  1. О городах и горожанах

5

  • рассказывать о возникновении первых поселений;
  • называть какие происходят изменения естественной (природной) среды в городе;
  • знать экологические проблемы города;
  • указывать, как город влияет на образ жизни человека;
  • оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

  1. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии.

9

  • формирование представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом, разнообразие систем, биологические системы;
  • моделировать экосистемы;
  • знать, как человек влияет на природные экосистемы;
  • называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

  1. В сетях жизни: многообразие экологических связей

6

  • знать простейшую классификацию экологических связей;
  • иметь элементарные представления о пищевой пирамиде;
  • иметь представления о способах общения животных;
  • оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

  1. Общий дом — общие проблемы.

4

  • иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических проблем;
  • иметь представление, что такое заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы;
  • знать охраняемые государством природные территории своего родного края;
  • знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде;
  • составлять план исследования;
  • оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

ИТОГО

34часа

 Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда

        Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества.

        От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.

        Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.

         Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.  

         Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

          Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды.

         Преимущества и недостатки малоэтажной застройки.  

         «Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра.

         Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники.

         Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе —принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п. Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться.

         Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.

         Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.

          Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).

          Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».

          Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».  

О городах и горожанах: человек в городе

          Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства.

    Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий.        «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.

         Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.

          Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.

           Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.

           Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.

           Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.

           Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города.

            Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.

           Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей.

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы

            Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.  

            Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.  

            Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся  в сложных климатических условиях; их сходство и различие.                    Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

             Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).

            Практические работы:

— «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;

— изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;

— изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору учащегося);

— составление композиции из комнатных растений.

           Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные экосистемы»); «Экологический театр», «Узнай меня».

В сетях жизни: многообразие экологических связей.

          Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).

         Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные - падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарное представление о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.

         Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых.

         Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др.  

        Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.

   Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения     навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.

Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере поведения птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.

      Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.

      Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные цепочки», «Экологический театр».

Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы

       Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.

        Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.

       Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

      Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:   изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.

      Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.

      Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).

      Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.

      Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».

  1. Система оценивания результатов

      Результативность и целесообразность работы по программе «Моя первая  экология» осуществляется в течение учебного года за счет  наблюдения и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.        

      Содержание  программы носит деятельностный  и развивающий характер.        Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел.

  1. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

        Название учебных тем

Количество часов

Основные виды  деятельности

Содержание деятельности

Дата проведения

Дом, в котором я живу (10ч)

1

Поговорим о доме.

1

Показать, что планета – дом всего человечества. Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «Экологический риск », «Экологическая безопасность». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называть источники экологических опасностей. Для человека своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособления к ней, устранение её.

Цель занятия: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют.

2

«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная…» 

Наблюдение: изучение убежищ различных видов животных

1

Цель занятия: расширить понятие «дом», показать, что животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»).

3

Мой дом – моя крепость.

Практическая работа: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта)

1

Цель занятия: познакомить школьников с историей жилища века, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) человека, постоянное жилище, переносное жилище.

4

Что нам стоит дом построить…

1

Цель занятия: познакомить детей с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем. Основные понятия: строительные материалы многоэтажный дом, коттедж, право на жильё.

5

А у нас в квартире газ, а у вас?

1

Цель занятия: познакомить школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов.

6

Дом – это не только стены.

1

Цель занятия: раскрыть взаимное влияние в системе «человек жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники.

7

«О кувшинах, выросших на грядке, и не только…»

Практическая работа: «Домашняя инвентаризация»

1

Цель занятия: познакомить школьников с историей различных предметов домашнего обихода, показать преимущества использования природных  материалов.   Основные  понятия:  домашняя  утварь,   посуда. природные материалы, синтетические материалы.

8

Своя рубашка ближе к телу.

Практическая работа: «Мой гардероб»

1

Цель занятия: познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды.

9

Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.

1

Цель занятия: познакомить школьников с тем, какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных,  браконьерство, исчезающие виды.

10

«Чудо в перьях»

1

Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов  птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды.

Тема 2 О городах и горожанах:  человек в городе.  ( 5 ч)

11

Дом тянется к дому – получается город.

1

получения информации об экологической культуре

в городе поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источников пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной (природы) среды в городе. Рост городов за счет прилегающих к ним природных территорий.  «Расползание» городов – одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо

разных времён и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами

В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают, какова  роль городов в истории нашей страны, называют первые города.

Основные понятия: поселения человека,  город.

12

Как «растёт» город

1

Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоящего времени — стремительный рост городов и городского населения. В ходе

беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов.

13

Как «живёт» город

Практическая работа: «Определение загрязнения воздуха в городе»

1

В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет проанализировать, что поступает в город (продукты, сырьё, топливо и т.п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь различные промышленные и бытовые отходы).

14

 «Сначала человек строит город, а потом...»

Наблюдение: «Изучение уровня шума в различных районах города»

1

В ходе занятия школьники устанавливают, в чём заключается влияние

городской среды на современного человека. Особенно важна эта тема для тех,

живёт в крупных городах. Основные понятия: город, городские жители.

15

Будущее города — город будущего

Игра: проектирование микрорайона школы

1

Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего.

Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии (9ч)

16

О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой

Практическая работа: «Я и моя окружающая среда»

1

Давать понятие «экосистема». Показать различие между естественными и созданными человеком экосистемами.  Различать достоверные знания (факты) и мнения о них. Взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения. Публично представлять экологическую информацию

Цель занятия: дать детям элементарные представления о системе. Основные понятия: элемент, система, биологические системы, факторы окружающей среды.

17

От кочки до оболочки

1

Цель занятия: систематизировать представления учащихся о разнообразии экосистем. Основные понятия: экосистема, природные экосистемы, искусственные экосистемы, модель экосистемы.

18

Под пологом леса

Наблюдение: выявление элементов, входящих в экосистему

1

Расширяются представления  школьников о лесных экосистемах. Устанавливаются закономерности распределения лесных систем на планете. Выявляются общие для всех лесов признаки. Основные понятия: лесные экосистемы, ярусы леса, тропические леса, леса умеренной зоны, тайга.

19

«Всяк кулик своё болото хвалит»

1

Цель занятия раскрыть значение болот для поддержания равновесия в природе. Основные понятия: верховые болота, низинные болота, переходные болота.

20

Для кого пуста пустыня?

1

Пустыни и полупустыни — небольшая по территории природная зона России. Вместе с тем экосистемы пустынь включают все основные компоненты экосистемы, здесь действуют общие для всех экосистем законы. Основные понятия: песчаная пустыня, каменистая пустыня, оазис, ночной образ жизни.

21

О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных

1

Занятие строится по принципу сравнения экстремальных природных условий в пустыне и в тундре. Основные понятия: тундра, вечная мерзлота.

22

Кто живёт рядом с нами?

Наблюдение: выявление связей организма и окружающей его среды (наблюдение за животными)

1

В ходе занятия учащиеся устанавливают, почему город является экосистемой. Устанавливаются основные компоненты городских экосистем. Расширяются представления школьников о животном мире городов. Основные понятия: животный мир городов.

23

«И кормилица, и вдохновительница»

1

На занятии расширяются представления учащихся о роли природы в жизни человека. Основные понятия: потребности человека, духовные потребности, материальные потребности.

24

Там, где ступала нога человека

1

Систематизируются представления школьников о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Основные понятия: разрушение природных экосистем, исчезнувшие виды, исчезающие виды.

Тема 4. В сетях жизни: многообразие экологических связей (6ч)

25

Соседи по планете

1

Давать простейшую классификацию экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Уметь составлять цепи питания

Школьники знакомятся с основными видами биологического разнообразия (видовым и экосистемным). Основные понятия: биоэкология, биосфера, приспособленность.

26

О нитях, сплетающихся в сети

Наблюдение: внутривидовые и межвидовые отношения на примере птиц, кошек и собак

1

На занятии учащиеся моделируют взаимоотношения видов в экосистеме. Основные понятия: травоядные, хищники, всеядные животные, цепи питания, сети питания.

27

Вместе  безопаснее.

1

Одно из правил взаимодействия в природе — взаимовыгодные отношения внутри одного вида. Основные понятия: группа, взаимопомощь.

   28

«И вместе не тесно, и врозь — скучно»

Практическая работа: Оригами «Птица»

1

На занятии анализируются примеры взаимовыгодного сотрудничества между различными видами. Основные понятия: взаимная польза, сотрудничество.

29

«Информатика» для волка

1

На занятии расширяются представления учащихся о способах обмена информацией между живыми организмами. Основные понятия: общение, обмен информацией, способы передачи информации.

30

Школа под открытым небом

1

Учащиеся знакомятся с примерами обучения молодняка у некоторых животных. Выясняется, какое это имеет значение для выживания потомства и вида в целом. Основные понятия: обучение, игра, урок.

Раздел 5. Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы (4ч)

31

Наши общие проблемы

Практическая работа: «Вода, которую мы теряем»

1

Искать пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека .

На этом занятии понятие «дом» рассматривается в глобальном значении — наша планета как дом всех жителей Земли. Раскрывается основной тезис: общий - общие проблемы. Основные понятия: глобальная экология, глобальные экологические проблемы.

32-33

Что происходит с отходами, которые производят люди?

Наблюдение: выявление наиболее замусоренных территорий в городе

2

Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.

34

Будь достойным жителем Земли.

1

В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.

  1. Перечень учебно - методических средств обучения

Литература для учителя

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М. : LINKA PRESS, 1996.

2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М. : Сов. энциклопедия, 1985.

3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. — М.: Агропромиздат, 1988.

4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. —2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.

5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 1982.

6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов // Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.

7. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). — М. : Центр «Экология и образование», 1993.

8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М. : Просвещение, 1986

9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М. : ТЕРРА, 1997.

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.

Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

7. http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность программа Моя первая экология

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по школе 21 век...

Занятие по внеурочной деятельности социального направления "Моя первая экология"для учащихся 1 класса. "Эти забавные животные"

Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово об...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экологи"

Программа разработана на основе авторской программы  В.А. Самковой «Моя первая экология». Сборник программ внеурочной деятельности. Новая школа 21 века, под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, и...

Программа внеурочной деятельности Моя первая экология

Программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" рассчитана на 3 года обучения со 2-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс

Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....