Конспект урока по окружающему миру, 4 класс, УМК "Перспектива", тема: "Ледяная зона"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Крысанова Ольга Петровна

Целью данного урока является формирование представлений о природной зоне арктической пустыни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ledyanaya_zona.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Ледяная зона, 4 класс, УМК «Перспектива»

I. Оргмомент

Прозвенел звонок,
Начинается урок – окружающий мир
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

II. Мотивационный момент

- Прочитайте на слайде слова русского писателя Николая Георгиевича Гарина – Михайловского.

1. Природа - это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучить. (слайд1)

-Для чего нам нужно изучать природу? (Нам нужно  изучают природу потому, что  мы сами являются её частью. Тем самым мы изучаем и себя.)

III. Актуализация знаний.

На протяжении многих уроков мы изучали природу России, путешествуя с запада на восток.

1. Назовите и покажите на карте самые крайние точки России на западе и на востоке. (Балтийская коса, мыс Дежнёва на Чукотском полуострове)

2. Перечислите формы земной поверхности на территории России. (равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги).

-Большую часть территории России какая форма поверхности составляет? (Равнины).

Назовите равнины России и покажите их на карте.

  • к западу от Уральских гор раскинулась Восточно – Европейская равнина
  • к востоку от Уральских гор расположена Западно – Сибирская равнина
  • к востоку от Западно – Сибирской равнины расположено Среднесибирское плоскогорье.

 

- Почему эту равнину назвали плоскогорьем?

(Здесь преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами, напоминающие горную местность. Отсюда и название – плоскогорье)

3. Покажите на карте и назовите крупные реки России  (Волга, Лена, Енисей, Обь)

  • Волга берёт начало на Валдайской возвышенности и впадает в Каспийское море
  • Обь берёт начало на Алтае, впадает в Карское море
  • Енисей берёт начало в Саянских горах и впадает в Карское море
  • Лена берёт начало у озера Байкал и впадает в Море Лаптевых.

4. Покажите на карте и назовите крупные озёра России.

  • Каспийское море –  самое большое озеро нашей страны. Морем его назвали из-за больших размеров.
  • Крупнейшие озёра европейской части России и всей Европы Ладожское озеро и Онежское озеро. Они как будто не могут жить друг без друга: их навсегда соединила река Свирь. Она вытекает из Онежского озера и впадает в Ладожское озеро. Ладожское озеро в годы войны, во время блокады Ленинграда называли «Дорога жизни».
  • Байкал

5. Покажите на карте моря, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Атлантического океана.

6. –Как изменяется природа России в направлении с севера на юг.

-пересказ с. 76, 1 абзац

-  Почему происходит смена природных зон? (2 абзац)

- Как меняются природные зоны в горах? (3 абзац)

IV. Физминутка (Где – то на белом свете)

III. Фиксирование затруднения в пробном действии

Слуш. Песню «Где – то на белом свете»

- О какой природной зоне идёт речь в песне? (Арктическая пустыня, Арктика)

-Сформулируйте тему урока.

-Посмотрим, как обозначена эта тема в учебнике на с. 78? (В ледяной пустыне)

- Какой вы себе представляете ледяную пустыню?

Слайд (после ответов) – Вот так выглядит Ледяная пустыня.

Какова  цель урока:

  • Познакомиться с особенностями природы  Арктики.

- Из выше сказанного я поняла, что  в сложных климатических условиях живые организмы выжить не могут. Таким образом, мы выдвинули гипотезу.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Гипотезу нужно опровергнуть или доказать. Поэтому я предлагаю отправиться в научную экспедицию к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам. Найдите на карте с. 50 зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне. (Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля)

- Какую одежду мы выберем для членов экспедиции? (Это царство холода, снега, льда. Поэтому надо одеться очень тепло.)

Работать будут два человека у доски с картинками. Выбрать картинку с одеждой для путешествия на Крайний север и прикрепить на доску.

А остальным ребятам я предлагаю разделиться на 5 групп:

  • Группа географов. Георгафы нам расскажут о погоде в Ледяной пустыне.
  • Группа ботаников. Ботаники нам расскажут о растениях в Арктике.
  • Группа зоологов. Зоологи нам расскажут о животном мире.
  • Группа социологов. Они нам расскажут о населении.
  • Группа экологов. Нам расскажет об использовании Арктики человеком.

Проведём лотерею и узнаем какую работу будут выполнять группы.

Группы получают пакет документов.

 Объявляю порядок работы.

1. В каждой группе есть старший – он руководит работой.

2. Вы должны работать по инструкции, которая есть в пакете с документами. Для начала все должны изучить теоретический материал. Источником информации является учебник или распечатанный материал, который вы получите.

3. У каждой группы есть своё задание, которое вы должны выполнить сообща после изучения материала, т.е. ответить на контрольные задания, они тоже есть у вас на партах в пакете с документами.

4. И в заключении представить проделанную работу. Выступление вы тоже должны продумать. Может выступать 1 человек, а может и группа – это вы решите сами. Внимательно читайте инструкцию к работе.

Упражнение – энергизатор.

•Хлопните в ладоши, если вы готовы работать в группе.

•Пожмите друг другу руки, если вы умеете договариваться друг с другом.

-Друзья, приступайте к исследованию. Через 10 минут попрошу предоставить добытые сведения.

-А, я вам  желаю удачи и интересных открытий.

VII. Исследовательская работа.

VIII. Физкультминутка. Белый медведь

Вы проделали большую работу. Перед выступлением отдохнём.

 VIII. Мини – конференция. Защита исследовательской работы

Молодцы. Вы достаточно хорошо провели исследование и сделали презентации своих работ.

IX. Рефлексия

  1. Вернёмся к гипотезе.

В сложных климатических условиях живые организмы выжить не могут. Так ли это. Наша гипотеза не подтвердилась.

Ну что ж мы возвращаемся из экспедиции.

Над какой темой вы работали в экспедиции? (В Ледяной пустыне)

2. Сделаем короткий вывод по этой теме:

- Где расположена  Арктическая зона?

-Какая погода в Арктике? Природные явления.

- Назовите растения Арктики.

-Назовите животных Арктики.

- Чем занимается население Арктики?

3. Прочитаем вывод на с. 81.

4. -Чтобы узнать, кто хорошо разобрался с темой урока, предлагаю  вам выполнить модель Фрейера. (Фрейер – немецкий философ и социолог. Он разработал модель, которая помогает понять и осознать изучаемые понятия)

 У вас на столах лежат листочки, возьмите их.  По середине ромбика  напишите тему урока. А в остальные прямоугольники всё, что вы узнали.

- Что понравилось на уроке больше всего?

-Над чем ещё следует поработать? В чём возникала трудность?

Оценки:

X. Дом. зад. С. 78-81 читать, вопросы с. 81


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Зона степей

Разработка урока по "Школе России" с презентацией...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс разработан по учебнику Плешакова А.А. Цели: формировать представление о природной зоне тундраЗадачи: познакомить с геогр...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"

Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным ...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"

Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь;ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным миром, дея...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона степей" 4 класс, УМК " Перспективная начальная школа" + презентация

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Растительность лесной зоны»

Конспект урока по окружающему мируУМК «Планета Знаний»Тема: «Растительность лесной зоны»...