Урок литературного чтения в 3 классе Тема: О взрослой жизни в шутку и всерьёз.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Горбунова Алла Викторовна

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема:  О взрослой жизни в шутку и всерьёз. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе                                                                         А.В. Горбунова

                                                        учитель начальных классов

                                                МОУ «СОШ №7», пгт Талинка

                                                Октябрьского района, ХМАО

Тема:  О взрослой жизни в шутку и всерьёз.  

Цель урока:

          Обсудить различие между внешними и внутренними приметами взрослой жизни на материале шуточного стихотворения Б.Заходера «Ну и мышонок» и отрывка из поэмы Н. Некрасова «Крестьянские дети».

Показать выразительность поэтического образа, созданного Н. Некрасовым, обсудить, какими средствами выразительности он создан.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение 3кл», автор Чуракова Н.А

Портреты поэтов: Б. Заходера, Н. Некрасова.

 Иллюстрация к стихотворению «Мужичок с ноготок».

Индивидуальные карточки для рефлексии.

                        Ход урока.

1. Введение в тему урока.

У. Не поговорить ли нам о взрослой жизни? (На доске тема: «О взрослой жизни в шутку и всерьез». Слова «в шутку», «всерьез» закрыты).

Д. Да. Давайте!

У. Кто считает себя взрослым?

Д. (Молчат).

У. Что значит быть взрослым?

Д. Ходить на работу. Помогать маленьким. Объяснять другим, как себя вести. Самостоятельно работать.

У.  А может быть для того, чтобы стать взрослым достаточно надеть мамины туфли, накрасить губы, взять папин портфель …

Д. Нет! Вещи будут большими! Будем смешно выглядеть, если вещи большие  оденем, все смеяться будут!

У. Вы все улыбаетесь, тогда и поговорим о взрослой жизни … В ШУТКУ (открываю слово в теме ).

Поможет нам в этом замечательный и  знакомый вам поэт Борис Заходер. (открываю портрет).

  Посмотрите на его портрет и попробуйте предположить, какие по характеру стихи он пишет.

Д. Он улыбается, значит он добрый и веселый человек. Стихи у него веселые. Мы в первом классе его стихи читали! А во втором классе Рапунов рисовали. Да, да! Помните, мы еще в стране Вообразили были с Заходером.

(Все дети оживились, обрадовались тому, что знакомы с творчеством Б.Заходера).

У: Очень хорошо! Это здорово, что вы помните, какие образы создает поэт Б.Заходер. Тогда и сегодняшняя встреча принесет вам немало удовольствия!

2. Работа со стихотворением Б. Заходера «Ну и мышонок!»

У. Откройте учебник на странице 104. Стихотворение «Ну и мышонок!»

(Читаю сама.)

- Совпало ваше предположение насчет характера стихотворения

Д. (Смеются). Да, совпало!

У. Что скажете о мышонке? Почему он  попросил именно пива, вина,  а не воды или молока?

Д. Он старается быть похожим на взрослых, поэтому просит пива. Я тоже слышал, как папа говорил, что хочет пить и надо купить пива! Он хочет быстрее стать взрослым. Может он подражает кому-нибудь?

У.  Можно считать его взрослым?

Д. Нет!.

У. Что просил мышонок, а что получил?

Д. Просил вина, пива, а получил молока. Правильно, дети и должны пить молоко, оно полезное. Мама у него строгая. А я представляю, как он удивился, когда ему мама молоко поставила. Может он даже и заплакал.

У: А если бы он заплакал, вам стало его жаль?

Д: Немножко, потому что он маленький и не понимает, что просит.

У. Какой образ создал поэт?

Д. Смешной. Веселый. Комичный.

У.-На каком приеме держится комический эффект стихотворения?

Д. На приеме сравнения, потому что мышонок  сравнивает себя с взрослыми.

А еще мышонок преувеличивает свои требования, стараясь подражать взрослым.

У. Что скажете насчет того, о чем  просил мышонок и что получил?

Д: Просил одно, а получил совсем другое. (Пауза).

Так это же  контраст! Да, точно!

У:  Понравилось стихотворение?

Д. Да, очень!

У.  Прочитаем по ролям?

        Мальчики – за мышонка,

        Девочки – за маму - мышку,

        Я – за автора.

Д: Читают.

3. Работа с отрывком из стихотворения Н. Некрасова «Крестьянские дети»

У.Молодцы!  Продолжим разговор  о взрослой жизни.

Поможет нам в этом великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов.

        (открываю портрет)

 Посмотрите и предположите, какие стихи писал этот поэт?

Д. (Рассматривают портрет). Грустные. Печальные. Серьезные.

У.Да. Поговорим о взрослой жизни … ВСЕРЬЕЗ (открываю слово на доске).

Послушайте  отрывок из стихотворения Н. Некрасова  «Крестьянские дети».

                (Читаю сама. Дети слушают.)

У.  Что скажете?

Д.  Серьезный мальчик. Даже сердитый. А мне он показался немного невоспитанным, потому что с взрослыми нельзя так разговаривать. Ну и что, ведь дяденька сам первый начал его расспрашивать, а он торопится. (Один из мальчиков) Всего шестой год, а родители ему уже лошадь доверили!

У: Молодцы. Ваши наблюдения очень интересны. Мы вернемся к образу мальчика, а сейчас, скажите, все  ли вам понятно в этом стихотворении?

Д. Нет.

 (Работа с консультантами)

У. Как понимаете выражение «ведет под уздцы?»

 (Показываю картинку лошади в узде).

Д: (Находят объяснение).

У. Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, стараясь представить образ мальчика.

Д.(Читают стихотворение).

У. Опишите образ, который вы представили?

Д. Сам маленький, а все у него большое: рукавицы (читает текст), сапоги, шапка… Говорит басом. А как это? Мне непонятно! Это голос такой. У моего дяди голос грубый, тихий – это бас. Точно, мы же на музыке это проходили!

У. Молодцы! Что еще  скажете?

Д: А мне кажется, что шапка у него всегда на глаза падает, а он ее поднимает. Сам маленький, а лошадь – большая, дрова в санях.

У: А теперь сравните свой образ с рисунком в книге.

(Учебник «Родное слово 4 класс, 1992г)

Д. (Удивляются). Да, почти также, как и мы описали.

У. Этот отрывок принято называть «Мужичок с ноготок». Согласны ли вы с таким названием? Давайте разберем каждое слово. Почему мальчика называют Мужичком?

Д. На нем одежда, наверное, папина. Он себя представляет взрослым в этой одежде. Он самостоятельный, сам возит дрова!

У. Хорошо. Как вы понимаете значение слова «мужичок»?

Д. От слова мужик – взрослый человек. 

У.  А слово – «с ноготок»?

Д. Маленький, как ноготок. Мужчина и в то же время маленький!

У. Как  автор называет мальчика, когда говорит про его голос? (Малюточка).

Д: (Находят в тексте). …крикнул малюточка басом.

У:  Итак, мы получили определение: взрослый, хотя и маленький. Узнали художественный прием, который заложен в заголовке?

Д. Да, контраст. Взрослый, но маленький.

У.  Какие чувства испытывает лирический герой к мальчику?

Д: Серьезные. Удивляется (Читает отрывок: … в больших рукавицах, а сам с ноготок!). Немного шутит с ним Читает: … уж больно суров ты, как я погляжу), только мальчик этого не понимает. Я думаю, что он его жалеет, называет его малюточкой.

У. Прочитайте  отрывок, где лирический герой, рассматривая мальчика, занятого взрослой работой, с УВАЖЕНИЕМ отмечает такие черты его поведения, которые присущи только взрослому крестьянину.

Д. … И шествуя важно ….ведет под уздцы мужичок.

У.  В каких строчках мы видим, что наш лирический герой УДИВИЛСЯ, увидев мальчика.  

Д. В больших сапогах … а сам с ноготок!

 У.  В каком ритме мы читали стихотворение?

Д. Медленно.

У.  Найдите ту строчку в тексте, которая точно характеризует этот ритм.

Д. Гляжу, поднимается медленно в гору…

У.  Почему поэт выбрал именно такой ритм стихотворения?

Д. Мальчик идет медленно. Лошади тяжело, она устала и  тоже медленно идет.

А еще сказано, что в гору идут, а в гору всегда тяжело идти.

У: Молодцы. Теперь скажите, сколько лет мальчику? Найдите в тексте.

Д: Шестой миновал.

У: Ему только шесть лет … (пауза), а впереди…

Д: Вся жизнь, ему расти и расти!

У: Вернемся к разговору о взрослой жизни. Можно ли назвать этого мальчика взрослым? Почему?

Д. Нельзя. Ему только 6 лет. Мы ведь говорили, что надеть одежду взрослых недостаточно. А может ему одеть нечего. Он же не хвастается, что надел папины вещи, а в них работает. Можно, он папе помогает. Он самостоятельный! Сам работает. Ему даже разговаривать некогда, торопится, отец- то в лесу его ждет.

У.  Этот шестилетний мальчик старается быть похожим на взрослого или он выполняет роль взрослого?

Д. Выполняет роль взрослого.

У.  Что- нибудь у вас вызывает улыбку?  

Д. Нет. (Пауза). Ну чуть – чуть. Как мальчик говорит по –взрослому, басом.

У.  Молодцы. Верно, добрую улыбку вызывает манера мальчика говорить по- взрослому, солидно Он, видимо,  подражает отцу, когда обращается к лошади басом..

Можно ли образ мальчика назвать комичным?

Д. Нет. Комичный – это смешной. А здесь ничего смешного нет. В стихотворении про Мышонка есть смешное.

У. Очень хорошо.  Какой прием лежит в основе образа мальчика?

Д. Контраст: большие сапоги, рукавицы, а сам с ноготок, малюточка – бас.

4. Итог

У. Итак, легко ли быть взрослым человеком?

Д. Нет.

У.  Достаточно ли для этого каких –то внешних примет, как думают некоторые?

Д. Нет. Надо хорошо работать. Надо хорошо себя вести. Все самому делать.

У: Достаточно внешне измениться?

Д: (Пауза). Нет. У человека должен измениться характер. Я вот как-то слышала, как взрослому сказали, что он ведет себя как ребенок.

У: Молодцы, ребята. Мы с вами сегодня сделали  важный вывод: чтобы быть взрослым, человек должен внутренне измениться, работать над своим характером и поведением.

5. Рефлексия.

У: Вы, ребята, хорошо поработали. Наверное, многие из вас задумались, как измениться внутренне, чтобы быть похожими на взрослых? Хотя вы еще и дети, но поразмышлять на эту тему будет не лишним. У вас лежат карточки. Возьмите их и подчеркните те выражения, которые, на ваш взгляд, должны помочь вам что- то изменить в себе к лучшему, то есть немного повзрослеть.

Содержание карточки: Побольше играй, пока  маленький. Дал слово – сдержи. Помогай младшим и слабым. Ничего не делай без разрешения.  Домашнее задание всегда делай с родителями, чтобы  не было ошибок. Будь самостоятельным.  

Д: (Работают в карточках).

У: Обсудите в парах свой выбор.

Д: (Обсуждают).

У: Итак, что нужно делать, чтобы измениться, повзрослеть?

Д: Дал слово – сдержи. Помогай младшим и слабым. Будь самостоятельным.

У: Молодцы! Дома, продолжите список высказываний, которые  характеризуют взрослеющего человека.

-  -



Предварительный просмотр:

Разработка  урока  по литературному чтению  в 1 в классе

по теме  «Отличие художественного описания от научного »  

                                     

                                А.В. Горбунова    

     учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 7», пгт Талинка

        Октябрьский район, ХМАО        

Тема:   « Отличие художественного описания от научного»

Цель: Обучающая: развитие линии сравнительного анализа ХУДОЖЕСТВЕННОГО и НАУЧНОГО текстов (на материале текста Н.Сладкова «Свиристели» и отрывка из Энциклопедического словаря);  Развивающая:   развивать связную устную речь, навык правильного осознанного чтения, познавательную активность, наблюдательность, логическое мышление.

 Воспитательная: воспитывать  внимательного читателя, бережное отношение к природе.

Задачи: - выявление разницы целей ученого и писателя (дать достоверные сведения – с одной стороны; создать художественный образ, то есть описать так, чтобы читатель смог представить, чтобы читателю понравилось, чтобы это описание вызвало какие-то переживания и чувства – с другой стороны);

- рассмотрение особенностей литературного и научного стилей речи (эмоциональность, обилие подробностей – с одной стороны; точность, отсутствие выражения своего отношения – с другой стороны);

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, автор В.Ю. Свиридова, пособие по чтению «Учись читать», автор В.Ю. Свиридова.

 Рисунки: изображение птиц (свиристель, утка, кукушка), свиристели зимой, лягушка.

Опорные слова на отдельных (демонстрационных)  карточках: 1)Создать художественный образ. Дать правдивую информацию.

2) Род. Отряд. Длина. Обитают.  Вид. Красивые. Загадочные. Свиристят. Доверчивые.

3)Эмоционально, подробно. Выражает свое отношение.

Точно, коротко. Не выражает своего отношения.

4) Литература. Наука.

5) Вопросы: Кто? Зачем? Как?

Две книги: Н.Сладкова и энциклопедический словарь

Аудиозапись голосов свиристелей, утки, кукушки,  лягушки.

Ход урока.

I Организационная  часть.

Задача:   обеспечить положительный эмоциональный настрой на уроке.

Очень рада видеть вас, как настроение у вас?

Делу время – потехе час. За работу, в добрый час!

II. Создание игровой ситуации.

Задача: постановка учебной задачи.

Стук в дверь. Заглядывает Буратино.

У: А вот и наш Буратино. Проходи, мы уже решили, что ты решил прогулять урок.  Так ты не один?

(Учитель берет Буратино и Мальвину)

У: А что это у вас в конверте? Письмо!

Дети удивлены, восклицают раньше учителя.

Учитель читает письмо: «Ребята, помогите разобраться, где литература, где наука, кто ученый, кто писатель? »      Сказочные герои.

У: Ребята, вы что- нибудь понимаете?

Д: Нас просят о помощи! Надо помочь!

У: Да, вы  правильно догадались, Мальвина принесла письмо от своих учеников, которые,  по-видимому, не смогли отличить литературный текст от научного.  Поможем им, ребята?

Д: Да, попробуем!

(Некоторые дети молчат)

У: А вы согласны помочь?

Д: (Аня) А вдруг и сами не сможем?

Д: Вместе сможем! Нам Алла Викторовна поможет, если что!

У: Я рада, что вы не боитесь трудностей и конечно, я готова вам помочь, но думаю, что вы и сами во всем разберетесь. Какая же задача на сегодняшний урок?

Д: В письме сказано: где литература, где наука, кто ученый, кто писатель?

У: Молодцы! Задача ясна: научимся отличать научный текст от литературного.

III. Речевая разминка.

Задача: подготовка к чтению незнакомого текста, развивать связную устную речь,  наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

У:  Но сначала проведем речевую разминку. Откройте пособие «Учись читать» на странице 18 найдите задание под № 3. Как будем читать?

Д:         1. Читаем хором.

   2. Читаем «про себя».

У: Теперь найдите задание под № 2.  Как будем читать?

Д: 1. Медленно по - цепочке.

2. Быстро хором.

Читают: Кряква крякает. Квакша квакает. Кукушка кукует. Свиристель свиристит.

У: А послушать  их голоса хотите?

(Включаю аудиозаписи голосов кряквы, лягушки, кукушки, свиристеля.

 Во  время звучания голосов переворачиваю картинки с изображением утки, лягушки, кукушки, свиристеля).

Работа по картинкам.

У: Кто здесь может быть «лишним»?  Почему?

Д: Лягушка, потому что она не птица, а утка, кукушка и свиристель -  птицы.

Д: А еще я знаю, что лягушки могут жить в воде и на суше.

У: Молодцы. Что знаете про утку? Расскажите.

Д: Утка умеет плавать. У неё ноги на ласты похожи. У моей бабушки в деревне утки живут.  

У: А что знает про кукушку? Расскажите.

Д: Она плавать не умеет. Кукушка живет в лесу. Она свои яйца в чужие гнезда подбрасывает.

У: Кукушка перелетная или зимующая птица?

Д: (затруднились ответить). Перелетная. Нет, зимующая.

У: Кукушка–перелетная птица. Она приносит лесу огромную пользу, потому что поедает ядовитых мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят.

Д: (удивляются). Вот этого я не знал!

У: Поэтому кукушка заслуживает особого уважения. Я предлагаю поискать в библиотеке про нее рассказы и обсудить с ребятами информацию.

Д: Согласны.

У: А про свиристеля что знаете? Расскажите.

Д: (неуверенно) Живет в лесу.

У: Все? Хотите узнать про эту птицу побольше?

Д: Да, мы про нее почти ничего не знаем.

У: Тогда откройте учебники на странице 38.

  1. Работа над новым материалом. Чтение текстов о свиристелях.

Задача: развивать познавательную активность, наблюдательность, творческое воображение.

Учитель читает (дети следят по тексту) текст Н.Сладкова «Свиристели».

У: Что узнали про свиристелей?

Д: Зимующие птицы. Питаются рябиной.  Свиристят.

У: Вам понравились эти птицы?

Д: Да.

У: Что именно понравилось? Смогли их представить? Расскажите, как вы их представили?

Д:  Я представил на ветке его. А мне  как будто на руку сел.

У: Почему свиристели  не боятся  людей?

Д: (Отвечает словами из текста) Они не научились бояться, потому что людей не видели.

У: Как мы можем помочь птицам?

Д: Покормить их. Не пугать. Другим не разрешать их пугать.

У: Молодцы, ребята. Вы настоящие друзья птиц. Будьте такими всегда.

У: Хотите узнать про этих птиц еще больше? Тогда прочитаем текст на странице 39.

Учитель читает (дети следят за чтением) текст про свиристелей из энциклопедического словаря.

У:  Что нового узнали о свиристелях из этого текста?

Д: Длина птиц 15 см. Обитают в лесах Европы, Азии, Северной Америке, в России.

У: Молодцы. (Показываю картинку, где свиристель изображен размером 15 см). Посмотрите,  вот такого размера бывают свиристели.

Д: Такие маленькие! И какие красивые!

V. Сравнительный анализ текстов.

У доски стоят две книги: Н.Сладкова и энциклопедический словарь.

У: В какую из этих книг можно поместить эти тексты?

Д: (Затруднились ответить.)

У: Кто написал первый текст?

Д: Писатель.  Н.Сладков.

У:  Кто написал второй текст?

Д: (Молчат.)

У: Тексты для энциклопедий пишут ученые.

У:  Зачем пишет писатель?

Д: Чтобы нам про птиц рассказать. Да, мы  узнали, какие свиристели, где они живут.

У: Хорошо. А представить птиц вы могли?

Д: Да. Мне даже погладить их захотелось!

У: Теперь скажите, зачем пишет ученый?

Д: Тоже, чтобы мы узнавали обо всех. Только у ученых текст короткий, а у Сладкова Н. длиннее.

У. Вы, ребята, правильно все подметили.  А   сделать точный вывод, поможет  Мальвина. У неё две карточки. Выберите из них соответствующую тексту писателя и тексту ученого.

На доске две карточки: 1.  Создать художественный образ.  2.Дать правдивую информацию.

У: Сделайте вывод о том, зачем пишет писатель и зачем пишет ученый?

Д: Писатель пишет, чтобы создать художественный образ, а ученый рассказывает правду.

  1. Физминутка.

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - к нам свиристели летят.

Как они сядут – тоже покажем, крылья сложили назад.

VII. Продолжение сравнительного анализа.

У: Прочитаем еще раз  оба текста.

Читают хорошо читающие дети.

У:  Какие слова для описания свиристелей выбирает ученый?

Д: Род птиц из отряда воробьиных. Обитают в… Два вида.

У:  Какие слова выбирает писатель?

 Д: Свиристят. Свиристели приятные. Красивые, доверчивые, загадочные. Не боятся людей.

По ходу ответов детей на доску вывешиваются  и распределяются на две группы слова:  род, отряд, длина, обитают, вид, красивые, загадочные, свиристят, доверчивые.

У: Хорошо. А теперь назовите знаки препинания в конце предложений, которые используют писатель и ученый. О чем это говорит?

Д: У Сладкова Н. есть восклицательные знаки.

А у ученого только точки.

У: Когда в конце предложений ставится восклицательный знак?

Д: Если говорят громко. Если испугался! От радости тоже кричат.

У: Вы все верно сказали, при помощи восклицательного  знака показывают свои чувства: страх, радость, восхищение, удивление.

У: Скажите, как пишет текст писатель?

Д: (Затрудняются ответить).

У: В каком тексте чувствуется отношение автора к птицам?

Д: У Сладкова Н.. (Далее пауза).

У: Как относится автор Н.Сладков к свиристелям?

Д:  Они, свиристели,  ему нравятся, там есть восклицательные знаки. А еще писателю нравится, как они поют (читает): «Приятной серебристой трелькой».

У:  Как пишет текст ученый? Чувствуется ли там отношение автора к птицам?

Д: Кажется нет. Нет, не чувствуется. Там таких слов нет.

У: Выберите карточки, соответствующие первому и второму тексту.

Две карточки: 1. Эмоционально, подробно. Выражает свое отношение.

2. Точно, коротко. Не выражает своего отношения.

 У: Так какой же из этих текстов относится к литературе, а какой к науке?  

Д: Текст Н.Сладкова относится к литературе, а второй текст к науке.

(Открываю слова вверху: литература, наука).

Д: (Очень обрадовались, что правильно сделали вывод).

У: Литературные тексты называют еще художественными.

VIII. Итог урока.

Задача: обобщение и систематизация новых знаний.

У: (обращаясь к Мальвине) Ну, что,  Мальвина, сможешь научить своих учеников отличать художественное  описание от научного?

Ребята, давайте еще раз вспомним, чем отличается художественное описание от научного.

(Повторяем по записям на доске:         Кто пишет? (Писатель, ученый)

Зачем пишет? (Создать художественный образ.  Дать правдивую информацию.)

Как пишет? (1. Эмоционально, подробно. Выражает свое отношение.

2. Точно, коротко. Не выражает своего отношения.)

IX. Рефлексия.

У: Ребята, вам понравился урок? Кто считает, что научился отличать научный текст от литературного, покажите зеленый круг, кто не уверен в этом – желтый, а тот, кто не сможет – красный.  

Д: Из 24 учащихся: 17 подняли зеленые круги,  5 – желтые, 2- красные.

 Молодцы, хорошо работали. А тем, кто еще не уверен в своих знаниях, мы будем помогать.

У: А теперь, поблагодарим наших гостей за интересное задание

X Оценка учебных достижений.

У: Сегодня на уроке вы все хорошо потрудились. Но вы должны мне помочь назвать самых старательных и активных ребят.

 Они получают сегодня специальный приз от  Мальвины: жетоны в виде цветочков. Храните их до конца недели также,  как и другие жетоны.

        



Предварительный просмотр:

Разработка   урока по русскому языку

в 3в  классе

по теме «Средства связи слов в предложении»

                                            

учитель высшей  

                                                                     квалификационной категории

                                                                          Горбунова Алла Викторовна

Тема: «Средства связи слов в предложении».

Цели:        

 Образовательная: формировать умение  детей устанавливать связь слов в предложениях при помощи  форм слов, служебных слов и порядка слов.

Развивающая: развивать связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес  к русскому языку, эстетическое восприятие действительности.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс, автор Н.В. Нечаева, карточки для проведения орфографической минутки, для составления предложений, диск с записью стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», магнитофон.                

                                                Ход урока.

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя и учащихся

I.Организационный

Задача: организация начала урока, эмоциональная подготовка и разминка для пальцев.  

II. Орфографическая работа.

Задача: развитие орфографической зоркости.

  1. Словарная работа.

Задача: расширение словарного запаса.

IV. Работа над предложением.

Задача: развитие связной речи учащихся.

V.Сообщение темы урока.

Задача: мотивация учебной деятельности.

VI.Работа по теме урока.  

Задача: исследование средств связи слов в предложении.

VII.Физминутка.

Задача: снятие усталости, эмоциональная разгрузка.

VIII.Продолжение работы над предложением.  

Задача: исследование средств связи слов в предложении.

IX.Закрепление знаний.

Задача: организация самостоятельной работы по закреплению пройденного материала.

X.Обобщение.  

Задача: систематизация изученного материала.

XI. Итог урока.

Задача: рефлексия.

9. Домашнее задание

Разминка для пальцев «Улыбка»

Ваши пальцы все проснутся.

И друг другу улыбнутся.

На зарядку встанут в ряд,

Быть здоровыми хотят!

- Запишем сегодняшнее число, прежде прочитав орфографически про себя.

- Вы любите загадки? Тогда слушайте, ребятки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

- Что это? О чём идёт речь?

(Зима).

(Открываю текст загадки с пропущенными буквами)

- Ребята, посмотрите, зима решила дать вам задание: нужно объяснить орфограммы, которые спрятались за снежинками.

Зап*рошила д*ро*ки,

Разукрасила *ко*ки,

Радость детям п*д*рила

И на санках пр*к*тила.

- Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

- Во всех словах смогли объяснить орфограммы?

(Осталось слово запорошила).

-Лексическое значение всех слов вам понятно?

(Запорошила, от слова пороша)

-Из какого словаря вы сможете узнать смысл этого слова?

 (Из толкового словаря)

Читают: Пороша – это свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.

- Объясните орфограммы в этом слове.

(непроверяемые безударные гласные в приставке и в корне)

- Из какого словаря мы сможем узнать правописание данного слова?

- Найдите это слово и посмотрите, как оно пишется.

- Теперь, когда вы знаете лексическое значение слова пороша и его правописание, составьте с ним предложение.

(Выслушиваются ответы детей)

- Составьте предложение из слов:

по, проехала, пороше, первой, машина.

(По первой пороше проехала машина.)

- Запишите предложение.

- Какие действия вы выполнили, чтобы получилось предложение?

(определили порядок слов)

- Кто уже понял, чему будем учиться на уроке?

(Будем составлять предложения).

- Да, сегодня мы узнаем, как из слов образуются предложения и как устанавливают связь  слов в предложении.

Итак, выполнив предыдущее задание, вы уже определили один из способов связи слов в предложении.

-Какие действия вы выполнили, чтобы составить предложение?

(определили порядок слов)

- Хотите открыть другие способы связи слов в предложении?

(Да)

-Тогда послушайте стихотворение К. Бальмонта и постарайтесь представить то, о чём говорится в нём.

(Звучит стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»)

- Ребята, какая буква в русском алфавите больше всех похожа на снежинку?

(Буква Ж)

- Напишем эти буквы в воздухе, а в тетради с красной строки запишите слово снежинки.

(Дети записывают)

- Подчеркните в этом слове буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. (н,к)

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

-К. Бальмонт, сравнил снежинки с хрустальными звёздами:

Но вот кончается дорога дальняя,

Земли касается звезда хрустальная...

Эти снежинки сегодня у нас на уроке. Они принесли вам задание от зимы.

-Работаем в группах.  Прочтите слова (снежинки,  неба, с, падали, голубого, лёгкие)  и составьте из них предложения.  

- Трудно?

Тогда откройте учебник на с. 87, найдите упр. 172.

Прочтите задание.

- Запишите предложение. Подчеркните грамматическую основу.

(С голубого неба падали лёгкие снежинки).

Итак, какие действия вам пришлось выполнить, чтобы составить предложение?

(определять порядок слов, изменять форму слов, добавлять служебные слова)

- Теперь, когда мы уже узнали средства связи слов в предложениях, я уверена, что вы справитесь с заданиеупр.173.

- Выписать словосочетания

(снежинки лёгкие, падают с неба).

-Проверьте работы друг у по друга.

-Чтобы выполнить следующее задание, вам нужно поработать в микрогруппах. Стр. 88, упр. 175

Задание:

-Соберите предложения. (Соединить части линией).

Подчеркните грамматическую основу предложений:  

Крупные мохнатые снежинки…

В снеговые горы…

На тонких ветках берёз…

…закружились в воздухе.

…лежит белый пух.

…превратились кустарники.

-Чем отличаются словосочетания от предложения?

(Предложения выражают законченную мысль)

- Какие средства связи слов в предложении теперь знаете?

(Отвечают)

- Как вы думаете, могут ли быть связаны слова в предложении при помощи каких – то других средств языка?

Об этом пойдет разговор на следующем уроке.

-Вам понравился урок?

-Оцените свои успехи: как вы поняли новую тему.

Стр. 88, упр. 176.

Учащиеся выполняют упражнения.

Дети записывают.

Текст записан на доске  с буквами,  залепленными снежинками.  

Дети отгадывают загадку.

Дети работают по карточкам с текстом загадки и с пропущенными буквами

Дети объясняют орфограммы.

Самопроверка

Работа с толковым словарём.

Работа с орфографическим словарём.

Дети составляют предложения.

Дети записывают

Открываю тему урока: «Средства связи слов в предложении».

Вывешиваю карточку: «определяли порядок слов»

Дети слушают аудиозапись стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»

На доске записаны слова для предложения.

Дети выполняют упражнения по сюжету стихотворения.

Открываю снежинки со словами.

Групповая работа

Работа с учебником

Составляют предложения

Дети записывают предложение.

Вывешиваю соответствующие таблички

Взаимопроверка по ключу

Работа с учебником.

Групповая работа.

Дети отвечают на вопросы. Фронтальная работа.

Постановка задачи на следующий урок.

Дети делают самооценку своей работы и усвоения новой темы: раскрашивают в разные цвета круги на полях (зеленые – хорошо,  желтые – нужна незначительная помощь, красные – ничего не понял).



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

А.В. Горбунова

                                                                                   учитель начальных классов

МОУ «СОШ №7» пгт Талинка                                                     Октябрьского района, ХМАО

         

Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Цель:  Обучающая: показать зависимость окружающего мира      от развития человека;  привести детей к пониманию того, что человечество должно жить в гармонии с окружающей природой; расширять словарный запас и кругозор детей;
Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, связную устную речь;

Воспитательная: воспитывать дружеские отношения, бережное отношение к природе,  интерес к историческому прошлому.

Оборудование: Учебник для 1 класса «Мы и окружающий мир», авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков.

 Картины: «Деревня», «Город». Напечатанное словосочетание

 «Каменный мешок». Рисунки гнезда ос на разных исторических этапах (одинаковые). Картинки, отражающие разные этапы развития человеческого общества: давно, очень давно, сейчас:

Первобытный

человек  в

пещере.

Крепость,
рыцарь в доспехах на коне.

Вид современного города, ЭВМ, автомобиль, предметы быта современного человека.

Магнитофон, аудиозапись «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты», «Улыбка».

Три фигурки человека: первобытный, рыцарь,  современный человек.

Для рефлексии и оценки деятельности: листы белой бумаги и карточка с изображением улыбающегося человечка.

Ход урока.

I. Организационная часть.

У:  Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас этот урок и надеюсь, что мы подружимся, и у меня будет ещё больше друзей. Ведь вас так много!

II. Подготовка к усвоению нового материала.

 У: А в вашей школе много детей учится?

Д:  Да, много.

У:  А в вашем городе много жителей?

Д:  Очень много!

У:  А во всём мире вы знаете, сколько людей живут?

Д:- Много! Миллиард!

 У: (пишу на доске число: 6 000 000 000)

 Дети ахают, удивляются, пытаются прочитать число.

У:  Во всём мире живут 6 миллиардов человек.

III. Работа над новым материалом.

У: Где живут эти люди?

Д:  В городах и деревнях.

У: Кто был в деревне? Расскажите, что вы там видели, что было вокруг?

Д:  Рассказывают о том, что видели в деревне, дополняют ответы друг друга,  исправляют неточности.

        У:  (Вывешиваю на доску картинку с изображением деревни).

 Посмотрите и назовите то, что вы ещё не называли.

Д: Дополняют свои ответы.

У: Ребята, а где вы живёте?

Д:  В городе Нягани.

У:  Отличается ли окружающий мир деревни и города?

Д:  Да. В деревне дома маленькие и из бревен  построены, а в городе – большие и каменные.

 В деревне нет асфальта и там можно на речку идти и там загорать.

 А ещё в деревне есть коровы, собаки, петушки и курочки.

 А мы с бабушкой ходили в лес, он близко.

У:  Вижу, что вам очень нравится в деревне. А вам нравится свой город?

Д:  Да.

У:  Все ли города одинаковые?

Д:  Нет. Бывают большие и маленькие.

У:  Вы когда - нибудь были в большом городе?

  Вывешиваю картинку с изображением большого города.        

                                        

                                

У:  Рассмотрите  картинку. Что вы видите?

Д:  Город.

У:- Бытует мнение, что горожане всю свою жизнь        проводят в «каменном мешке». (Над картинкой города вывешиваю словосочетание «каменный мешок»).

Объясните, как вы это понимаете?

Д: Это значит, что они живут в каменных домах.              И ещё даже работают в таких зданиях, и дети учатся в каменных школах.

У: Обходятся ли горожане без природы?
Д:  Да.  Нет.

У: Докажите своё мнение.

Д:  Не обходятся, потому что мы без природы не проживём. Вода-это природа.
А ещё мы едим морковку и яблоки - это тоже даёт природа.        

 На улице деревья растут и цветы.
Воздух – это тоже природа.

У:  Так значит, какой вывод мы можем сделать?

Д: Человек не может прожить без природы.
           Нас всегда окружает природа.

У:  Если мы не можем прожить без природы, скажите,   как мы должны относиться к ней?

Д:  Нужно беречь её. Нельзя мусорить в лесу и на речке.        

У: Правильно, ребята. Человек должен беречь природу, сохранять чистыми воду, леса, воздух.

IV. Работа с учебником (страницы 26-27)

У:  Рассмотрите картинку.

 Почему художник нарисовал в одном хороводе и людей, и животных, и даже дом?

Д:  Потому что всем нужно дружить и все живут вместе.

         Все друг другу нужны.

У: Какую песню поют друзья? О чём она?

Д:  О дружбе.

У:  Что значит жить дружно?

Д:  Помогать друг другу.

         Защищать слабых.

 Жить вместе.

У:  А вы живёте дружно?

Кто вас окружает каждый день?        

Д:  Друзья.

     Родственники (мама, папа, сестра, бабушка)

     Соседи.

У:  (вывод) - Значит, человек живёт в обществе, его всегда окружают  люди.

- Ребята, как вы думаете, только ли человек живёт обществом и всегда ли человек жил так, как живёт сейчас?

Д: Всегда.

     Нет. Раньше жил по-другому.

(Возникает коллизия)

У: (пишу на доске  ? )

  Давайте вместе поищем ответы на  эти вопросы.

  Для этого я предлагаю отправиться в путешествие на миллион лет назад.

  V. Физминутка. Звучит песня из м/ф «Бременские музыканты».

VI. Путешествие во времени.

У: Итак, мы перенеслись на миллион лет назад. Чтобы нам не заблудиться, давайте пригласим с собой в путешествие друга.

(Дети выбирают из трёх фигурок человека, который жил очень давно: на нём вместо одежды – шкура и в руках копьё).

У:  Ответим на первый вопрос: «Только ли человек живёт обществом?»

 Рассмотрите рисунки в учебнике. Можно ли сказать, что осы живут обществом?

Д: Да. Они живут в одном домике.

     Домик они построили все вместе.

   И защищают свой домик все вместе. Они нападают на врагов.

У: Изменилась ли жизнь этих общественных животных за миллион лет?

Д:  Нет. Ничего не изменилось.

У:  А теперь  посмотрим, всегда ли человек жил так, как живёт сейчас?

  ( Открываю доску: картины перепутаны.) Дети исправляют ошибки, причём делают это с огромным удовольствием.

У:  Расскажите, как жил древний человек? (На рисунок с пещерой и первобытными людьми прикрепляется фигурка человека в соответствующей одежде).

Дети рассказывают об условиях жизни, занятиях, питании первобытных людей с опорой на рисунки.

У:  Зависела ли жизнь человека от окружающего мира или окружающий мир зависел от него?

Д: Не зависел человек от окружающего мира.

 Зависел, потому что у него ещё ничего не было, чтобы защищаться даже от зверей.

У: Да,  жизнь первобытного человека зависела от окружающего мира, и он должен был  приспосабливаться к этому.

 Что происходило дальше? Как изменилась жизнь человека позже,  спустя тысячи лет? Чему он научился?

  С кем мы отправимся путешествовать дальше?

Дети выбирают фигурку человека в рыцарских доспехах.

Рассматривают картинку с изображением крепости, всадника и рассказывают о том, что изменилось по сравнению с первобытным обществом.

У: Рассмотрите картинку и скажите, как изменилась жизнь человека.

Д: Научились строить замки и делать железное оружие, а раньше были палки и камни.

 Научились ездить верхом на лошадях.

Одежда теперь хорошая, а не шкуры и доспехи у рыцаря.

 На коне тоже одежда (учитель: попона).

У:  Значит, какой вывод можно сделать?

Д: Человек стал жить лучше, много научился.

У:  Как живёт человек сейчас? Изменился ли  окружающий мир современного человека?

Дети рассматривают картинку с фрагментами жизни современного человека. На картинку прикрепляется оставшаяся фигурка человека.

Д: (сравнивают и рассказывают) Теперь у человека много чего есть: телевизоры, компьютеры, телефоны и т.д.

 Машины и самолёты.

 Дома огромные и с лифтами и т.п.

У:  Посмотрите на все картинки и скажите, чему должен был научиться человек, чтобы перебраться в тёплые дома  и квартиры, чтобы сменить шкуры на удобную одежду и обувь?

Д:  Человек научился строить дома, шить одежду.

     Многому научился,  машины придумал  и ракеты.

     Всему научился… почти.

У:  Так значит, теперь мы сможем ответить на вопрос «всегда ли человек жил так, как живёт сейчас?» (Возвращаемся  к написанному на доске ?)

 Вывод: Человек не всегда жил так, как живёт сейчас. Развиваясь, он изменял окружающий его  мир. Человек не может существовать отдельно  от окружающего мира. Мы – часть окружающего мира.

VII. Рефлексия.

У: Вам понравилось путешествие?

Д: Да, интересно было.

У: Что узнали нового?

Д: Я узнал, как живут в деревне. Я там никогда не был. А я узнал, что город называют каменным мешком. А мне понравился замок с рыцарем.

У: Молодцы. А теперь возьмите рисунки, которые лежат на ваших партах и  дорисуйте их так, чтобы было понятно, чему учился человек с древности до наших дней, как изменился окружающий его мир. Каждый должен нарисовать один предмет.

Д: Рисуют: книги, машины, компьютеры, ракеты, телевизоры и т.д.

У: А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.

На доску прикрепляется картинка с изображением современного человека и дополняется рисунками детей.

Д: (Радуются) Здорово у нас получилось! Красиво.

У: Чем нужно дополнить наш общий рисунок? Без чего невозможна жизнь человека?

Д: Без природы! Давайте дорисуем небо, солнце, деревья…

У: Молодцы, ребята, теперь вы еще раз убедились в том, как важно всему учиться, думать и развиваться. И самое главное, дружить и делать все сообща, вместе, заботиться о природе и друг о друге.

VIII. Оценка деятельности.

У: А теперь, нам нужно отметить тех ребят, которые лучше всех поработали на уроке. Возьмите на партах улыбающегося человечка и подарите его тому, чья работа вам понравилась больше всех.

Д: С удовольствием дарят  «улыбки».

У: Кто получил 5 «улыбок», 4»улыбки» и т.д.

Молодцы, а я дарю свою «улыбку» всем вам, потому что мне сегодня понравилась работа всех учащихся и рада нашему знакомству.  

                                Звучит песня «Улыбка»

-  -



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

А.В. Горбунова

                                                        учитель начальных классов

                                                МОУ «СОШ №7», пгт Талинка

                                                Октябрьского района, ХМАО

Тема урока:          Сообщество луг.         Человек и  сообщество луг

Цель:  Ознакомление  учащихся с природным сообществом - луг, установление тесной  взаимосвязи  животных и растений  луга в результате совместной деятельности учащихся.  Расширение  и обогащение  знаний  учащихся об окружающем  их животном и растительном мире, развитие  наблюдательности,  аналитического мышления  детей,  исследовательских способностей, умения наблюдать и делать выводы.  Воспитание   бережного  отношения к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, млеет, тает,

Грач горластый прилетает…

Что за месяц? Кто узнает? (Март.)

У.: А почему первому весеннему месяцу было дано такое название?

Д.: затруднились ответить.

Ученик (заранее подготовленный): У древних римлян год начинался не с первого января, как сейчас, а с первого марта, с приходом весны, наступлением теплых дней. А так как римляне были воинственным народом и постоянно вели войны с кем-нибудь из своих ближних или дальних соседей, то первый месяц года посвящался у них римскому богу войны Марсу. Отсюда и название этого месяца – март, или по-латински «мартиус».

(Слайд-1)Н а р о д н ы е   п р и м е т ы говорят:  

 Зима весну пугает, да все равно тает.   Грач на горе – весна на дворе.

(Слайд-2)У.:Все с нетерпением ждут весны. Вот и в творчестве великих русских художников тема весны нашла своё отражение.  Посмотрите на картину И. Левитана «Март», представьте, что вы стоите на крыльце этого дома. Расскажите о своих ощущениях.

Д.: Солнышко пригревает. Даже глаза зажмурил, потому что оно очень яркое. Ветерок тихий и тёплый. Лошадь фыркает. Можно услышать как падают капли с крыши и т.д.

(Слайд-3)У.:А теперь посмотрите на картину А.Саврасова «Грачи прилетели». Послушайте хлопотливые крики  первых вестников весны – грачей.

Д.: (слушают аудиозапись). Как интересно! Грачи рады, что вернулись на родину. Только  на этой картине пасмурная погода, но весной и такое бывает.  У нас ведь тоже сегодня небо хмурое.

II.  Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

У.: Понравилось?  Красотой весны, её звуками вы очень скоро будете наслаждаться целыми днями. А сегодня я приглашаю вас в очередное путешествие.

III. Проверка домашнего задания. (Детям было дано задание: нарисовать знаки, которые можно будет повесить на входе в лес).

(Слайд-4)Работы детей: правила поведения в лесу.

У.: Сначала отправляемся в лес. Посмотрим, какие знаки разместили  друзья природы при входе в лес?

Д.: Комментируют свои рисунки. (Коллективно выбираются лучшие, чтобы оформить в школе стенд «Будь природе другом!»)

На доске при помощи картинок составлены  «Пищевые цепи» (в каждой допущена ошибка)

У.:А вот и ещё какие-то картинки. Что это?

Д.: Пищевые цепочки.

У.: Рассмотрите их. Что скажете?

Д.: Здесь есть ошибки.

У.:  Хорошо. Исправив ошибки, вы окажетесь в удивительном месте. Каком?  Узнаете, когда выполните задание  в парах.

Работают в карточках:

ольха - крот– кукушка  

дуб - мышь - сова

осина - заяц - пчела

кузнечик - лось - волк

Правильный вариант:

ольха - гусеница – кукушка  

дуб - мышь - сова

осина - заяц - лиса

молодые побеги - лось - волк

У.: Какие животные не принадлежат природному сообществу лес?

Д.: Крот, пчела, кузнечик.

У.:А где живут эти животные?

Д.: На лугу.

У.: Переверните картинки на доске. Составьте слово.

Д.: (составляют) Луг.

У.: Сегодня мы отправляемся на луг. Что вы знаете про луг? Есть ли в нашей местности луга?

Д.: Там растут разные растения.  (Далее затруднения).

У.: Что вы хотите узнать про луг?

Д.:

1. Что такое луг?

2.Растения луга?

3.Животные луга?

4.Является ли луг сообществом?

5.Луга и человек.    (Слайд-5)

IV. Изучение новой темы.

У.:Итак, наше путешествие начинается.

Видеофрагмент «На лугу» (Слайд-6)

У.: (после просмотра видеофрагмента)Попробуйте дать определение «Что такое луг?»

Д.:  Луг –это царство цветов.  Или травы.   Луг - это участок , где растут травы и цветы.

(Слайд-7)У.: Верно, луг –это участок,  покрытый травянистой растительностью.

- В каких природных зонах встречаются луга?

(Слайд-8)Д.: (задумываются).  В лесной зоне, в степи.

(Слайд-9)У.: Луга встречаются и в горах.

Итак, мы теперь знаем, что такое луг.

-А какие растения растут на лугу?

(Слайд-10)Д.: Ромашки, колокольчики…

У.: откройте учебники на странице 46, дополните свои ответы.

Д.: мятлик, чина луговая и т.д.

Рассказ учителя: 

Луг – это целый ковёр разнообразных цветов. Здесь и жёлтые лютики, и белые корзинки ромашек, голубые и сиреневые колокольчики,  васильки.

-Ребята,  у кого появилось желание нарвать букет цветов и подарить маме?

Д.: Полевые цветы рвать нельзя! Для букетов  цветы выращивают специально в оранжереях и продают в цветочных магазинах.

(Слайд-11-14)У.: А сколько  на лугу  НАСЕКОМЫХ! Назовите их.

Д.: пчёлы, шмели, мухи, кузнечики….

У.: Так и хочется взять сачок и ловить, ловить бабочек, стрекоз, кузнечиков!

Д. : Нет, нельзя ловить насекомых, этим мы приносим вред природе.

У. Молодцы. Я уверена, что от ваших рук и от рук ваших друзей не пострадает ни одно растение и ни одно животное. Вы настоящие  друзья природы.  На лугу есть растения, насекомые, а кого вы ещё встретите на лугу?
Работа  с учебником стр. 47 (читают самостоятельно)

У.:Что узнали нового?  Назовите  других представителей  луга.

Д.: Пауки, хищный канюк, крот, черви, мокрицы, многоножки.

У.: Почему на лугах не живут крупные животные?

(Слайд-15)Д.: Им негде прятаться.

(Слайд-17-18)У.: Молодцы. А теперь посмотрите на два луга. Чем они различаются?

Д.: На одном больше цветов, трава высокая.

У.: На каком  лугу человек станет пасти домашних животных?

Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у стр. 46

У.: Прочитайте текст на данной странице.

Д.: Читают самостоятельно.

У.: Что узнали нового?

(Слайд-19)Д.:  Много растений на лугу. Среди них – ценные кормовые травы, например тимофеевка луговая, ежа сборная. Их отлично поедают животные.

У.: Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.

У.: Итак, что мы теперь знаем про луг? (Итог по слайду-20)

Д.: Узнали, что такое луг.  Узнали какие растения и животные живут на лугах. Узнали, что человек использует луг для выпаса животных и заготовки сена.

У.: Является ли луг природным сообществом? Как ответить на этот вопрос?

Д.: Составить пищевые цепочки

Работа в группах: пользуясь рисунками учебника, текстом составьте пищевые  цепочки.

Варианты пищевых цепочек:

тимофеевка – мышь - змея

чина луговая  - гусеница  - паук

мятлик - мышь - канюк

трава - кузнечик - перепел

насекомые и их личинки - крот - лунь

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

Вывод: луг – это природное сообщество.

У.: Что такое природное сообщество?

Д.: Единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.

IV. Итог урока:

У.:Какие задачи мы ставили в начале урока?

Д.: Изучить луг, узнать является ли он природным сообществом.

У.: Все ли задачи решили?

Д.: Да, на все вопросы ответили.

У.:  А в наших краях луга встречаются?

Д.: затрудняются.

У.: В нашем крае из-за климатических особенностей, встречаются только заливные луга по берегам рек.

Ребята,   бывая на природе, постарайтесь пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе.

(Слайд-21)Рефлексия «Верю-не верю» (Вместо точек поставьте +, если верное высказывание, - если неверное).

Вопросы:

  1. … луг – это природное сообщество.
  2. …луга не имеют значения для людей.
  3. …люди   сеют на лугах травы.
  4. …на лугах растут ядовитые растения.
  5. …нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла.

V. Д/З: Стр. 45-48.

Задание на выбор:

1) На лугу произрастает много лекарственных и ядовитых растений. Узнайте про них и к следующему уроку подготовьте сообщение об одном из них.

Тысячелистник.

Крапива

Мать-и-мачеха

Одуванчик

Подорожник

Ромашка аптечная

Калужница

Лютик

Мышиный горошек

2) Рабочая тетрадь  №66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: «Добро творящий, творит Жизнь» На материале сказки Г.Цыферова «Град».

Данный урок  может быть использован  на уроках внеклассного чтения в контексте гуманной педагогики....

Конкурсный урок литературного чтения. Тема: "Все в этой жизни оставляет след" (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).

Технологическая карта урокаФ.И.О. Ткачева Наталья Владимировна,  учитель начальных классов.Предмет: литературное чтениеТип урока: урок открытия нового знанияТема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»Тема...

Урок литературного чтения "Фантазии в литературе и жизни. Н.Носов "Фантазёры"

Урок литературного чтения, 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

Некрасов.О взрослой жизни в шутку и всерьёз. 3 класс конспект урока

Коспект урока по литературному чтению для 3 класса по теме "О взрослой жизни в шутку и всерьез"...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Н. Сладкова «Апрельские шутки.»; формирование умений: анализиро...