Воздух-смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Драгунов Анатолий Михайлович
  • Данный материал позволит познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле;

  • развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;

  • воспитывать бережное отношение к природе, желание учиться и делать открытия, умение работать в паре и группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 «А» Учитель: Драгунов А.М.

Предмет: Окружающий мир

Тема: Воздух-смесь газов. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Цель урока: выяснить состав и свойства воздуха опытным путем;

Задачи:

  • познакомить с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; дать представление о значении воздуха для всего живого на Земле;
  • развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе, желание учиться и делать открытия, умение работать в паре и группах.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся характеризовать состав и свойства воздуха, роль воздуха в природе;

Метапредметные: научатся пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; исследовать свойства воздуха на основе демонстра-ционных и самостоятельных опытов и характеризовать их; выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы; ставить и сохранять учебные задачи, контролировать и оценивать учебные действия; достаточно полно и чётко выражать свои мысли;

Личностные: принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование личного эмоционального отношения к природным ресурсам, осознание необходимости бережного отношения к чистоте воздуха

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование:

- оборудование для проведения опытов;

- карточки для кластера;

- «банка сокровищ» с картинками растений, животных и т.д.»;

- мини-кластеры по группам;

-Экологические задачи (раздаточный материал);

- индивидуальные оценочные листы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк Окружающий нас мир

Начинается урок. Интересно познавать.

Тихо девочки за парту сели, Его тайны и загадки

Тихо мальчики за парту сели. Мы готовы разгадать.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

2.Актуализация опорных знганий и формирование затруднения в пробном действии.

Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? (твёрдые тела, жидкости, газы)

- Сейчас группа ребят покажет (изобразит) вам три состояния веществ. Ваша задача - угадать и привести примеры.

Банка сокровищ.

- Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? Хотите взглянуть? (банка с надписью «Банка сокровищ»)

- А что за сокровища внутри? (один ученик помогает вытаскивать из банки картинки, остальные называют)

- Как вы думаете, остались ещё сокровища в банке?(нет) Посмотрите внимательно.(нет, ничего)

- А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище: « Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но невидим он для нас! Что это?»

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Что вы знаете о воздухе? (без воздуха нельзя жить) Знаете вы много, но не всё. Поэтому, сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такоелаборатория? А вы будете учёными – исследователями. Кто такой исследователь?

- Сегодня мы проведём исследование воздуха и его свойств. А результат своей работы покажем на конференции, составим кластер.

- Как мы сможем ответить на вопросы, которые поставим перед собой? (проведём опыты или исследования, используем жизненный опыт, воспользуемся материалом учебника и помощью учителя).

3.Постановка проблемы.

Работа с текстом.

- Про воздух говорят: « Он невидимый, но всё же без него мы жить не можем». У каждой группы есть текст про воздух. Прочитав его, ответьте на следующие вопросы:1) Что такое воздух? 2) Какой газ самый важный и почему? 3) Что такое атмосфера? 4) Сколько человек может прожить без воздуха?

Заполнение диаграмм.

Заполнение диаграмм « Состав воздуха» по группам из теста, сравнение с эталоном:

Азот -78 %, Кислород – 21 %, Углекислый газ – 1 %.

- Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные….Почему же тогда до сих пор кислород не закончился в воздухе? (ответы детей) Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.

Физминутка.

4.Совместное открытие знаний.

Доказываем реальность воздуха.

- Ребята, а вы верите, что воздух вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может его придумали?

- Его нельзя увидеть, но его можно почувствовать. А как, обсудите в группах ( 1 мин):мы можем дунуть друг на друга; помахать руками или веером; когда вдыхаем и выдыхаем. А можно доказать, проделав опыты. Ваши группы - это лаборатории.

Опыт1. Показывает и объясняет один учащийся. Опустите стакан, перевёрнутый вверх дном, в широкий сосуд воды. Наклоните его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели? (из стакана стали выходить пузырьки воздуха)

Опыт 2. Проводят в группах. Опустите в стакан с водой комочек мела или сахара. Что вы увидели? (из опущенных в стакан тел, начали выходить пузырьки воздуха)

Вывод: Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

Свойства воздуха.

- Какими же свойствами обладает воздух? Как нам это узнать? (провести опыты) На подготовку каждой группе 2 мин. Читаем инструкции, проводим опыт, делаем вывод. Затем каждая лаборатория защищает свой опыт, заполняем кластер.

1 лаборатория. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через неё на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс? А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

Вывод: воздух прозрачный и бесцветный.

2 лаборатория. У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели?

Вывод: воздух легче воды.

3 лаборатория. Надуйте шарики. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик?

Вывод: воздух сжимаем и упруг.

4 лаборатория. Как вы думаете, воздух (чистый) имеет запах? Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух. Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому. Чем сейчас пахнет? Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.

Вывод: воздух не имеет запаха.

Опыт 5. Проводит учитель. Зажигаю 2 свечи. Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт? (свеча потухнет, т.к. в стакан не поступает воздух)

Вывод: воздух поддерживает горение.

-Когда нам помогает знание этого свойства воздуха? (при пожарах нужно закрывать окна)

Опыт 6. Выступление двух учащихся. У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. Осенью белка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. Мыши – полёвки прячутся в норках под высокими сугробами, там тепло и уютно. А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег.

Опыт 7. Разбор опыта в учебнике.

- Что происходит? Почему это стало возможным?

Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается.

- Дорогие ребята – исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой. Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства, заполнили весь кластер. Послушаем стихотворение о свойствах воздуха (3 учащихся):

Он прозрачный невидимка, Летом он бывает тёплым,

Лёгкий и бесцветный газ. Веет холодом зимой,

Невесомою косынкой Когда иней красит стёкла

Он окутывает нас. И лежит на них каймой.

Он в лесу – густой, душистый, Мы его не замечаем,

Пахнет свежестью смолистой, Мы о нём не говорим.

Пахнет дубом и сосной. Просто мы его вдыхаем -

Ведь он нам необходим.

Физминутка

5.Первичное закрепление.

Работа в группах.

- Как ветер связан с воздухом? Рассказ ученика: « Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха».

- Рассмотрите картинки и скажите, как они связаны с темой нашего урока: одуванчик и клён; парусный корабль; вертолёт, самолёт и воздушный шар; ветряная мельница.

Телеграмма.

- Казалось бы человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле? К нам пришла телеграмма: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Жители города».

- Выберите и наклейте, что является источником загрязнения воздуха (работа в парах с картинками).

Экологические задачи.

- Выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? (Установка очистных сооружений)

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14 кг)

- Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи? (Озеленение окружающей среды)

Тест « Воздух». Выберите правильный ответ, из полученных букв составь слово.

  1. О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д) Азот (М)

  1. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б) Плохо проводит тепло (Р)

  1. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У) Водяные пары, кислород (Я)

  1. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П) Нет (Г)

- Послушаем стихотворение « Берегите свою планету»

6.Подведение итогов. Рефлексия.

- Назовите тему урока одним словом. ( воздух)

- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? ( жизнь)

- Заполните индивидуальный оценочный лист.

- Приём « Светофор». С помощью стикера покажите, как усвоен материал:

Тема непонятна –

Остались вопросы –

Я всё понял –

7.Домашнее задание. ( по выбору)

- Нарисовать рисунок на формате А4, написать не менее 5 правил: « Как сделать город чистым»;

- подготовить сообщение о воздухе;

- составить кроссворд по теме « Воздух».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных»

Формирование понятие “почва”, её состав, свойства, виды, охрана; познакомить с разнообразием почв; выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами; вызвать ...

Воздух. Значение воздуха в жизни человека.

формирование у детей представления о воздухе, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к природенаблюдение за учащимися с помощью методики критического мышленияЗадачи:обеспечить ...

Конспект урока по кубановедению 3 класс "Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных"

Формирование понятие “почва”, её состав, свойства, виды, охрана; познакомить с разнообразием почв; выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами; вызвать у дете...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА « Мир природы и человека» Тема урока: «Воздух. Значение воздуха».

Дать представление о воздухе, его свойствах. Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека...

Животные и растения Республики Башкортостан, их значение в природе и для человека

Учащиеся знакомятся с основными видами животных и растений Республики Башкортостан, с видами, занесёнными в Красную книгу РБ, а также с их значением в природе и для человека...

Презентация "Воздух-смесь различных газов"

Презентацию можно использовать на уроках окружающего мира в 3, 4 классах....

Материал урока по теме «Вода. Значение воды для растений, животных и человека»

Конспект и презентация урока по окружающему миру по теме «Вода. Значение воды для растений, животных и человека» во 2 классе. УМК А.А. Плешакова....