Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Технологическая карта и презентация урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Где зимуют птицы. зимующие птицы Тувы" | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы
«Где зимуют птицы? Зимующие птицы Тувы», 1 класс
учитель начальных классов: Горностаева И.П.
Тема | Где зимуют птицы? Зимующие птицы Тувы. |
Цель: | Создать условия для формирования первоначальных умений практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе. Воспитывать любовь к природе родного края, доброе и бережное отношение ко всему живому. |
Планируемый результат | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц Тувы; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни. Личностные: проявление учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу; понимание причин успеха в учебной деятельности. Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться): Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, загадок, текстов карточек), использование знаково- символических средств при оформлении работы в группах, Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя; учатся работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. |
Основные понятия | Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, технология |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник А. А. Плешаков « Мир вокруг нас», 1 класс. Тема: «Где зимуют птицы? Зимующие птицы Тувы» Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал( пазлы птиц, проектор, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, кластер) |
Организация пространства | Работа фронтальная, в группах, в парах |
Техно логия проведения | Деятель ность ученика | Деятель ность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа | |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. | Предостав лять в устной форме знания, полученные на прошлом уроке | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент. Продолжаем новый день, Первым делом гоним лень. На уроке не молчать, Всем работать, отвечать - Ребята, Муравьишке не терпится узнать, о каких животных жарких стран вы узнали на прошлом уроке? / дети по очереди называют животных саванны и тропических лесов/ Где живут слоны? (в саваннах и тропических лесах, в Африке и Индии) – Каких птиц там можно встретить? /птица-секретарь, страус, павлин, попугай | I этап. Организационный момент. Повторение пройденного Коммуникативные УУД Личностные УУД | |
II этап. Актуа лиза ция знаний. Цель – пока зать много образие мира птиц. | Работать с информацией, представленной в форме загадок . Участво вать в обсуждении проблем ных вопросов, формулиро вать собственное мнение и аргументи ровать его. | Организо вать работу в группе по разгадыва нию загадки (сборка пазлов), показать учащимся всё многообра зие мира птиц. включить учащихся в обсуждение проблем ных вопросов. | II этап. Актуализация знаний. – А вот Муравьишка уверяет, что во время своего путешествия по Африке он видел обыкновенную деревенскую ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в далёкой Африке? / выслушиваются предположения детей/ – А я вчера у кормушки видела птичку. Узнайте ее по описанию. Это красивая птичка, размером с воробья. У неё белые щёчки, желтое брюшко; на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые. /синица/ – А мудрая Черепаха каждый день видит воробьёв, голубей, ворон, сорок. Кто из вас также часто видит этих птиц? – Почему они вслед за ласточкой не улетели в жаркие страны? /ответы детей/ ( почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края, а некоторые птицы остаются зимовать в наших краях) Какова будет тема урока? «Где зимуют Птицы) (1 слайд) (2 слайд) журавли - Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы . Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся. Скольким людям птицы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках. Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц! Сегодня в течение урока мы будем составлять кластер по теме «Птицы» Вы будете приклеивать комочки снега со словами о птицах, когда услышите их в течение всего урока Слайд 4 Ребята, сегодня поработаем в группах, но прежде расскажите о законах работы в группе -Уважай мнение товарищей. -Не перебивай, не кричи. -Не смейся над ошибками других. -Говори спокойно и четко. -Если ты оказался неправ- извинись. -Работай дружно. Отгадайте загадки, ответы скажете только после того, как соберете пазлы птиц. У какой группы есть такой пазл, та называет птицу. Летом я ловила мошек, Я зимой поем и крошек. Люблю сало поклевать, К вам в окошко залетать. Очень юркая я птица, А зовут меня…(синица)(слайд 5) Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По полям кочует, Коноплю ворует. (Воробей). (слайд 6)
Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит …(сорока). (слайд 7) В зимнем лесу Песни пою. В морозы и в стужу Гнездышко вью. Там будут птенцы. Об этом все знают. А самка с гнезда Никогда не слетает. Своим теплом птенцов согревает. (Клест).(слайд 8) -Что у этих птиц общее?(Строение тела птиц). (слайд 9 ) Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру. Чтобы проверить верно, это или нет, я предлагаю вам выполнить практическую работу. (слайд 10).после выполнения Динамическая пауза - физминутка «Сова» | II этап. Актуализация знаний. - Что вы знаете о птицах и их жизни? Каких птиц вы знаете? Игра «Ты катись, веселый мячик» Ты катись, веселый мячик Быстро-быстро по рукам. У кого веселый мячик- Называет птицу нам. (слайд 3)птицы Составление кластера на тему «Птицы».
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Практическая работа : логическая задача на сравнение птиц. Есть начало фразы, надо закончить ее. Каждая группа получает карточку с заданием (зеленая) 1. Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый. 2.Ворона большая, а воробей …маленький. 3. Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая. 4. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой. По окончании работы группы выполняют самопроверку по слайду.(за правильно выполненную работу – смайлик) Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | |
III этап. Изуче ние нового материала. Цель – Позна комить учащихся с пере летными и зимую щими птица ми. Нау читься прини мать непо средст венное уча стие в заботе о зимую щих птицах | Работать с информацией, представленной в учебнике. Осущест влять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходи мую взаимопо мощь (работать в группе). Оценивать правиль ность выполнения заданий. Участво вать в обсуждении проблем ных вопросов, формулиро вать собственное мнение и аргументи ровать его. | Организо вать фронталь ную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблем ных вопросов. Организо вать работу в группах обеспечить контроль за выполне нием задания. . | III этап. Изучение нового материала. 1).Вступительная беседа учителя. -Ребята, как вы думаете сколько видов птиц на Земле?(Ответы детей) Птиц на земле очень много- около 9 тысяч видов. -А какие бывают птицы по размеру, как вы считаете?(ответы детей) Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы. - А как, по вашему мнению, все ли птицы умеют летать? (Ответы детей) Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. -А где могут жить птицы? (Ответы детей) Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, но есть и такие, которые не могут жить, ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие – только на берегу моря. - Ребята, а как вы считаете, чем питаются птицы? (Ответы детей) Одни птицы питаются рыбой, другие- насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. -Как называются домики птиц? (Ответы детей) Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов. Учитель предлагает выполнить практическую работу в группах с текстом. Работа в группах. Вычеркнуть те предложения, в которых говорится не о птицах. Мы немного устали. Давайте отдохнем. Физминутка для глаз. 2). Объяснение нового материала по развороту учебника стр. 16 -Какие птицы зимуют в наших краях? Ученики. Воробей, сова, синица, дятел, поползень. – Поставьте галочку около птицы, которую вы видели зимой. -В разных странах живут разные птицы. Подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору? -Почему? Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными. (слайд № 15). Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые – орнитологи узнали, куда улетают перелетные птицы. -Как же это удалось сделать ученым? Ученые- орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца. -А как эти кольца помогли им? На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица.(слайд 16,17) Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, (слайд № 18)он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. (слайд № 19) Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас, называются зимующими. Это синицы, поползни, дятлы и другие птицы. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм. (слайд № 20) IV этап. Первичное осмысление и закрепление изученного - Что птицам страшнее зимой холод или голод? Правильно- голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти птичек выживает только две. А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны? Мы уже сделали кормушки и угощаем птичек.(слайд №21 с фотографиями класса) | III этап. Изучение нового материала Практическая работа в группах: поиск предложений , в которых говорится о птицах. Лишние предложения вычеркнуть. Каждая группа получает карточку с заданием. (желтая) I группа. Ласточка- птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю. Она дает молоко, мясо. Тело покрыто длинной и пушистой шерстью. В начале августа ласточки собираются в стаи и отправляются зимовать в теплые страны. II группа Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся и синичкам приходится туго. Это животное питается мышами и очень любит молоко со сметаной. Ведь они не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами. III группа Дятел – лесной санитар. Он прилетает и в сады, чтобы избавить их от вредителей. Голова небольшая, вытянутая книзу, с торчащими рогами. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево сильным клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. VI группа Свиристели прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Они нарядные птицы. На ногах есть плавательные перепонки. Шерсть гладкая и рыжая. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. По окончании работы группы выполняют самопроверку. (смайлик) Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД -А какие советы вы могли бы дать друг другу, как нужно заботиться о птицах? * Не распугивать птиц возле кормушек. * Чистить снег. * Стараться подкармливать птиц в одно и то же время. Личностные УУД | |
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог работы | V этап. Итог урока. Рефлексия деятельности. Ребята, вспомните, какой вопрос мы поставили перед началом урока? (Почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые остаются зимовать у нас?) Смогли ли мы на него найти ответ? Как называются птицы, которые улетают? Как называются птицы, которые зимуют в наших краях? Какой кластер у вас получился? Чтение кластера по группам (слайд 23: я знаю, запомнил, смог) | Дифференцированное д/з 1)Р.т. стр.14 2) Сообщение о зимующих птицах Тувы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Зимующие птицы: воробей, ворона"
Тип урока: изучение нового материала.Задачи урока:Образовательные: расширить представление учащихся о птицах, научить отличать ворону от воробья.Коррекционно - развивающие: умение находить информацию ...
Открытый урок "Как помочь птицам зимой?"
Интегрированный урок....
Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.
Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13: Изготовление кормушки из бумажного пакета....
Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!
Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...
Внеклассное мероприятие, посвящённое зимующим птицам. «Покормите зимой птиц»
Воспитательное мероприятие "Покормите птиц зимой"...
Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"
Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...
Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой
Методическая разработка по внеурочной деятельности "Юный эколог" на тему: "Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой"...