Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Горностаева Ирина Петровна

Технологическая карта и презентация урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

«Где зимуют птицы? Зимующие птицы Тувы», 1 класс

учитель начальных классов: Горностаева И.П.

Тема

Где зимуют птицы? Зимующие птицы Тувы.

Цель:

Создать условия для формирования первоначальных умений практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе.

Воспитывать любовь к природе родного края, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Планируемый результат

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц Тувы; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Личностные: проявление учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу; понимание причин успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, загадок, текстов карточек), использование знаково- символических средств при оформлении работы в группах,

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя; учатся работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Основные понятия

Понятия: перелетные и зимующие птицы; ученые-орнитологи.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, технология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник  А. А. Плешаков « Мир вокруг нас», 1 класс.

Тема: «Где зимуют птицы? Зимующие птицы Тувы»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал( пазлы птиц, проектор, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, кластер)

Организация пространства

Работа фронтальная, в группах, в парах

 

Техно

логия проведения

Деятель

ность

ученика

Деятель

ность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Предостав

лять в устной форме знания, полученные на прошлом уроке

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап.  Организационный  момент.

Продолжаем новый день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать

- Ребята,  Муравьишке не терпится узнать, о каких животных жарких стран вы узнали на прошлом уроке? / дети по очереди называют животных саванны и тропических лесов/ 

Где живут слоны? (в саваннах и тропических лесах, в Африке и Индии)

– Каких птиц там можно встретить? /птица-секретарь, страус, павлин, попугай

I этап.  Организационный момент.

Повторение пройденного

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Актуа

лиза

ция знаний.

Цель – пока

зать много

образие мира птиц.

Работать с информацией, представленной в форме загадок .

Участво

вать в обсуждении проблем

ных вопросов, формулиро

вать собственное мнение и аргументи

ровать его.

Организо

вать работу в группе по разгадыва

нию загадки

(сборка пазлов),

показать учащимся всё многообра

зие мира  птиц. включить учащихся

в обсуждение проблем

ных вопросов.

II этап. Актуализация знаний.

– А вот Муравьишка уверяет, что во время своего путешествия по Африке он видел обыкновенную деревенскую ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в далёкой Африке? / выслушиваются предположения детей/ 

– А я вчера у кормушки  видела птичку.

Узнайте ее по описанию. Это красивая птичка, размером с воробья. У неё белые щёчки, желтое брюшко; на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые.  /синица/ 

– А мудрая Черепаха каждый день видит воробьёв, голубей, ворон, сорок. Кто из вас также часто видит этих птиц? – Почему они вслед за ласточкой не улетели в жаркие страны? /ответы детей/   
Предположите, что мы с вами на уроке попытаемся выяснить?

( почему некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края, а некоторые птицы остаются зимовать в наших краях) 

Какова будет тема урока? «Где зимуют Птицы) (1 слайд)

(2 слайд) журавли

-  Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы . Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся.

Скольким людям птицы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.

Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!

Сегодня в течение урока мы будем составлять кластер по теме «Птицы» 

Вы будете приклеивать комочки снега со словами о птицах, когда услышите их в течение всего урока

Слайд 4

Ребята, сегодня поработаем в группах, но прежде расскажите о законах работы в группе

-Уважай мнение товарищей.

-Не перебивай, не кричи.

-Не смейся над ошибками других.

-Говори спокойно и четко.

-Если ты оказался неправ- извинись.

-Работай дружно.

Отгадайте загадки, ответы скажете только после того, как соберете пазлы птиц.

У какой группы есть такой пазл, та называет птицу.

    Летом я ловила мошек,

Я зимой поем и крошек.

Люблю сало поклевать,

К вам в окошко залетать.

Очень юркая я птица,

А зовут меня…(синица)(слайд  5)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует. (Воробей). (слайд 6)

 

Трещала с самого утра:

 «Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

 А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …(сорока).  (слайд 7)

    В зимнем лесу

Песни пою.

В морозы и в стужу

Гнездышко вью.

Там будут птенцы.

Об этом все знают.

А самка с гнезда

Никогда не слетает.

Своим теплом птенцов согревает.       (Клест).(слайд 8)

-Что у этих птиц общее?(Строение тела птиц). (слайд 9 )

Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру. Чтобы проверить верно, это или нет, я предлагаю вам выполнить практическую работу.

(слайд 10).после выполнения

Динамическая пауза - физминутка «Сова»

II этап. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о птицах и их жизни?

Каких птиц вы знаете?

Игра «Ты катись, веселый мячик»

Ты катись, веселый мячик

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый мячик-

Называет птицу нам.

(слайд 3)птицы

Составление кластера на тему «Птицы». 

         

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Практическая работа :

логическая задача на сравнение птиц. Есть начало фразы, надо закончить ее. Каждая группа получает карточку с заданием

(зеленая)

1. Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый.

2.Ворона большая, а воробей …маленький.

3. Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая.

4. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой.

По окончании работы группы выполняют самопроверку по слайду.(за правильно выполненную работу – смайлик)

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

III этап. Изуче

ние нового материала.

Цель – Позна

комить учащихся с пере

летными и зимую

щими птица

ми.

Нау

читься прини

мать непо

средст

венное уча

стие в заботе о зимую

щих птицах

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Осущест

влять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходи

мую взаимопо

мощь (работать  в группе).

Оценивать правиль

ность выполнения заданий.

Участво

вать в обсуждении проблем

ных вопросов, формулиро

вать собственное мнение и аргументи

ровать его.

Организо

вать фронталь

ную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблем

ных вопросов.

Организо

вать работу  в группах

обеспечить

контроль

за выполне

нием

задания.

.

III этап. Изучение нового материала.

1).Вступительная беседа учителя.

-Ребята, как вы думаете сколько видов птиц на Земле?(Ответы детей)

Птиц на земле очень много- около 9 тысяч видов.

-А какие бывают птицы по размеру, как вы считаете?(ответы детей)

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы.

- А как, по вашему мнению, все ли птицы умеют летать? (Ответы детей)

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

-А где могут жить птицы? (Ответы детей)

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, но есть и такие, которые не могут жить, ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие – только на берегу моря.

- Ребята, а как вы считаете, чем питаются птицы? (Ответы детей)

Одни птицы питаются рыбой, другие- насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

-Как называются домики птиц? (Ответы детей)

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов.

Учитель предлагает выполнить  практическую работу в группах  с  текстом. Работа в группах. Вычеркнуть те предложения, в которых говорится  не о птицах.

Мы немного устали. Давайте отдохнем.

Физминутка для глаз.

2). Объяснение нового материала по развороту учебника стр. 16

-Какие птицы зимуют в наших краях?

Ученики. Воробей, сова, синица, дятел, поползень.

– Поставьте галочку около птицы, которую вы видели зимой.
– Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать себе даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.
 – На одном из прошлых уроков мы узнали, как можно помочь птицам зимой. Расскажите, чем вы помогли птицам этой зимой?
/ответы детей/

-В разных странах живут разные птицы. Подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору?

-Почему?

Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными. (слайд № 15).

Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые – орнитологи узнали, куда улетают перелетные птицы.

-Как же это удалось сделать ученым?

Ученые- орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца.

-А как эти кольца помогли им?

На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица.(слайд 16,17) Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, (слайд № 18)он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. (слайд № 19)

Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас, называются зимующими. Это синицы, поползни, дятлы и другие птицы. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм.

(слайд № 20)

IV этап. Первичное осмысление и закрепление изученного

- Что птицам страшнее зимой холод или голод? Правильно- голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти птичек выживает только две. А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны?

Мы уже сделали кормушки и угощаем птичек.(слайд №21 с фотографиями класса) 

III этап. Изучение нового материала

Практическая работа в группах: поиск предложений , в которых говорится о птицах. Лишние предложения вычеркнуть.

Каждая группа получает карточку с заданием.

(желтая)

 I группа.

Ласточка- птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю. Она дает молоко, мясо. Тело покрыто длинной и пушистой шерстью. В начале августа ласточки собираются в стаи и отправляются зимовать в теплые страны.

II группа

Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся и синичкам приходится туго. Это животное питается мышами и очень любит молоко со сметаной. Ведь они не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами.

III группа

Дятел – лесной санитар. Он прилетает и в сады, чтобы избавить их от  вредителей. Голова небольшая, вытянутая книзу, с торчащими рогами. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево сильным клювом, чтобы достать из-под коры насекомых.

VI группа

Свиристели прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Они нарядные птицы. На ногах есть плавательные перепонки. Шерсть гладкая и рыжая. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают.

По окончании работы группы выполняют самопроверку.

(смайлик)

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

-А какие советы вы могли бы дать друг другу, как нужно заботиться о птицах?

* Не распугивать птиц возле кормушек.

* Чистить снег.

* Стараться подкармливать птиц в одно и то же время.

Личностные УУД

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог работы

V этап. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Ребята, вспомните, какой вопрос мы поставили перед началом урока? (Почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые остаются зимовать у нас?)

Смогли ли мы на него найти ответ?

Как называются птицы, которые улетают?

Как называются птицы, которые зимуют в наших краях?

Какой кластер у вас получился?

Чтение кластера по группам

 (слайд 23: я знаю, запомнил, смог)

Дифференцированное д/з

1)Р.т. стр.14

2) Сообщение о зимующих птицах Тувы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Зимующие птицы: воробей, ворона"

Тип урока: изучение нового материала.Задачи урока:Образовательные: расширить представление учащихся о птицах, научить отличать ворону от воробья.Коррекционно - развивающие: умение находить информацию ...

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Урок окружающего мира в 1 классе (январь). Практическая работа №13:  Изготовление кормушки из бумажного пакета....

Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!

Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...

Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"

Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...

Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой

Методическая разработка по внеурочной деятельности "Юный эколог" на тему: "Птицам холодно зимой- птицам голодно зимой"...