Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.
план-конспект (логопедия) по теме

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (коррекционной) общеобразовательной школе VIIIвида".

В методическом пособии подробно описаны групповые занятия с учащимися 1-4 классов специальной  (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида по развитию лексико-грамматических категорий и связной устной речи на основе знакомства с предметами и явлениями окружающего мира.

В материалах конспектов учтено преобладание наглядно-действенного мышления у младших школьников – при составлении пересказов, описательных рассказов предусмотрено применение различных зрительных опор в виде планов, схем, опорных слов и таблиц.

Содержание занятий включает не только систематическое пополнение, активизацию словаря и формирование грамматически правильно оформленных высказываний, но и направлено на развитие памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия, формирование мотивации к обучению, на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики через включение тематических физминуток, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Адресовано пособие учителям-логопедам специальной  (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида, также может быть использовано на уроках развития устной речи учителями начальных классов и воспитателями при проведении самоподготовки и тематических бесед.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Зима. Зимующие птицы.

Цель: Формирование речевых умений на основе знакомства с предметами и явлениями окружающего мира.

Задачи:

  1. Обучение составлению описательного рассказа с  использованием зрительных опор.
  2. Развитие внимания, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, графических навыков.
  3. Воспитание мотивации к учению. Развитие активности восприятия через включение игровых персонажей.

Оборудование: кукла в костюме снежинки, снежинки-жетоны; пособие в виде сундучка-конверта – «копилка новых слов», карточки со словами: заснеженный, завьюженный, безбрежный; картина со следами животных и птиц (Приложение №1); картинка с изображением птицы,  таблицы-схемы для составления описания птицы (Приложения №2,3); карточки со схематичным изображением птицы с недостающими элементами (нет  глаза, крыла, одной лапки и др.; у каждого ученика карточки разные),  карандаши.

Содержание занятия:

1.Оргмомент.

Проверка готовности к занятию.

2.Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы язычок у нас хорошо работал на занятии, был послушным, чётко проговаривал все слова - выполним гимнастику.

Мы во двор гулять ходили,

Язычком снежок ловили

И в снегу валялись смело –

Потом горлышко болело.

Строгий доктор приезжал

Нам лекарства назначал.

           Е.Евдокимова

Движения языка влево - вправо.

Широкий язык высовывается изо рта, затем поднимается вверх в виде чашечки, утягивается в рот.

Круговые движения языка.

Рот широко открыт.

Кончик языка поднят вверх, произносим на сильном выдохе: «Тр-р-р-р».

Открыли и закрыли рот.

3.Вступительное слово логопеда. Объявление темы.

На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам  в открытую форточку. Какое чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице!

Вместе со Снежинкой мы будем путешествовать по зимнему лесу, по садам и паркам, будем любоваться красотой зимней природы. Снежинка везде летает, много видела, много знает. Она познакомит нас с птицами, которые на зиму в тёплые края не улетают, их называют зимующими; расскажет про них интересные истории. А ещё она принесла вам в подарок волшебные сундучки под названием « копилка новых слов». В сундучках мы будем хранить наши богатства – новые слова, с которыми познакомимся на занятии.

В кармашке у принцессы припрятаны маленькие снежинки-жетончики. За правильные ответы и хорошую работу она будет вам давать снежинку. А в конце занятия мы посчитаем, кто больше собрал снежинок.

Чтобы нам отправиться в путешествие по зимним тропинкам, нужно выполнить задание. Прослушайте стихотворение и назовите из стихотворения «снежные» слова.

Логопед читает стихотворение:

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

А в завьюженных лесах –

Снежные палаты.

На сверкающих кустах –

Снежные халаты.

Скрипнут лыжи на бегу

В белом Снегограде,

Впишут синюю строку

В снежные тетради.

А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный.

Чем не сказка белый свет –

Снежный -  снежный – снежный!

                С.Погореловский

4. Словарная работа:

1.Сначала дети называют «снежные слова», объясняют их значение.

2.Затем логопед выписывает другие слова и выражения из стихотворения на доску и спрашивает, что они обозначают. Если дети не могут объяснить, рассказывает сам.

Слова для объяснения:

Заснеженные, завьюженные –  засыпанные снегом;

Режут лёд – катаются на коньках;

В завьюженных  лесах – снежные палаты Раньше большое богатое здание называли палатами. Когда поднимается снежная вьюга, она заметает в лесу деревья и кустарники, и они становятся похожи на сказочные дома.

На кустах – снежные халаты –  кусты засыпаны белым снегом

Снежные тетради – С тетрадью сравнивается снег.  Когда мы с вами пишем  в тетради, ручка на листе бумаги оставляет след. Точно так же на снегу остаются следы животных, птиц, следы от лыж и санок. В данном стихотворении следы оставили лыжи.

Простор безбрежный – большое свободное пространство.

 Дети получают карточки со словами: заснеженный, завьюженный, безбрежный; прочитывают, складывают их в сундучок- копилку.

5. Развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.

Логопед: Мы с вами справились с заданием, теперь пойдем путешествовать по снежной тропинке. Посмотрим вокруг.

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то».

Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили прыгали, что-то делали.

Кто был? Что делал?

Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. Опять пройдёт снег, и тогда, точно кто страницу перевернул, - снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.

В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим почерком, своими знаками.

                                                (По В.Бианки)

(Демонстрируется иллюстрация с изображением следов животных и птиц. Приложение № 1).

Вопросы:

 - Определи, каким животным принадлежат  следы?

 - Чьи следы слева ( справа, посередине)?

 - Как выглядят птичьи следы?

 - Как ты думаешь, что можно узнать о животном по его следу?

6.Физминутка.

Игра «Летает – не летает»

Логопед называет слова и предлагает детям «махать крыльями» в том случае, если называемый им предмет летает.

7. Составление описания строения тела птицы с опорой на схему и план. (Приложения № 2, 3)

о

ГОЛОВА

         глаза                клюв

ТУЛОВИЩЕ

         крылья            хвост

ЛАПКИ

цепкие коготки

(Демонстрируются опорные таблицы. Сначала логопед даёт образец рассказа с показом частей тела на таблице.)

Это птица (показ целостного образа птицы на картинке). У птицы есть голова, туловище, лапки ( далее - показ на таблице-схеме). На голове у птицы находятся глаза и клюв, на туловище – крылья и хвост, на лапках цепкие коготки. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать.

Рассказ логопеда повторяют 1-2 ученика.

8. Игра « Чего не хватает?»  

Логопед: Принцесса Снежинка нарисовала для вас картинки. Но мне кажется, чего-то на них не хватает.

Раздаются карточки со схематичным изображением птицы с недостающими элементами (нет  глаза, крыла, одной лапки или других частей тела). Детям предлагается назвать, чего не хватает.

Логопед: Прежде чем дорисовать недостающие части тела, приготовим к работе наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Птичка прилетела,

Головкой повертела.

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула,

Быстро упорхнула.

Машем кистями рук.

Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.

На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.

Поочерёдно большой  палец соединяется с остальными, начиная с указательного.

Машем кистями рук.

Дети дорисовывают части тела птиц, затем рассказывают, что они дорисовали.

Логопед:  А теперь вспомните, как выглядят птичьи следы. Нарисуйте рядом с вашей птичкой.

Дети рисуют следы, затем рассказывают, у кого в какую сторону птичка прошла.

9. Заключительное слово логопеда о помощи зимующим птицам.

Принцесса Снежинка хочет напомнить вам, что «у зверей и птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок -  лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибёт.

        Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу?» (По В.Бианки)

- Чем вы, ребята, можете помочь птицам?

10. Итог.

- Какие слова вы сегодня положили в «копилку новых слов»? Что они обозначают?

-  Как вы понимаете выражения:  снежные палаты, снежные халаты, снежные тетради?

- Каких птиц называют зимующими?

- Какие части тела есть у птиц?

- Как живётся птицам зимой?

- Как вы понимаете выражение: «Кто сыт, тому холод не страшен»?

- Чем можно помочь птицам в трудное зимнее время?

Домашнее задание.

Логопед даёт задание, закрепить словарные слова с воспитателями.

11. Оценка работы.

Снежинка очень рада была с вами познакомиться. За правильные ответы она давала вам жетончики. Посчитаем, сколько каждый из вас заработал жетонов.

(Логопед оценивает работу учащихся).



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Приложение № 2

ГОЛОВА

ГЛАЗА                                                КЛЮВ

ТУЛОВИЩЕ

КРЫЛЬЯ                                 ХВОСТ

ЛАПКИ

КОГОТКИ

Приложение № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия Тема: «Обобщающий урок по теме «Зима»

Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.            2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы. ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"

Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"

Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...

Конспект логопедического занятия для детей с ТНР (2 класс, АООП 5.1) Обучающее изложение «Зима в лесу»

Конспект подгруппового логопедического занятия (с дидактическим материалом), посвященный обучению написания изложения. Предназначен для  младших школьников с ТНР....

Тема: "Рассказ-описание. Зимующие птицы". Коррекция общего недоразвития речи III уровня. Конспект логопедического занятия в 1 классе.

Цели и задачи: Формирование умения составлять рассказ описательного характера с опорой на схему. Упражнять в составлении полных ответов на вопросы. Расширение представлений обучающихся о животном мире...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...