Конспект логопедического занятия Тема: «Обобщающий урок по теме «Зима»
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.

           2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.

           3) Расширить словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Конспект логопедического занятия

Тема: «Обобщающий урок по теме «Зима»

                                                                   Составила: учитель логопед

                                                   высшей квалификационной категории

                                                              Светлана Николаевна Алексеева

П. Ибреси

                Обобщающий урок по теме «Зима».

Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.

           2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.

           3) Расширить словарный запас.

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, тетради, карточки.

                                                   Ход урока:

1. Оргмомент.

            Логопед:  Внимание! Проверь, дружок,

                             Готов ли ты начать урок.

                             Все ль на месте, всё ль в порядке-

                             Ручка, книжки и тетрадки.

                Дети:    Будем отвечать активно,

                             Хорошо себя вести,

                             Чтобы гости дорогие

                             Захотели вновь прийти.

2. – Под голубыми небесами

 Великолепными коврами,

 Блестя на солнце, снег лежит;

 Прозрачный лес один чернеет,

 И ель сквозь иней зеленеет,

 И речка подо льдом блестит.

- Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А. С. Пушкина? Правильно, зиме. Докажите это.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. Урок наш необычный. Мы будем играть, но помните, что вы ученики 4 класса и сегодня должны многому научиться.

Логопед обращает внимание учащихся на запись на доске:

  • Вспомнить признаки зимы как времени года;
  • Выявить взаимосвязи в природе зимой;
  • Определить своё отношение к зиме и понять красоту природы в зимнее время года;
  • Научиться работать в группах- слушать и задавать вопросы.

-Сегодня наш класс - это телевизионный канал «Зимушка – зима», который в своих передачах рассказывает зрителям об этом времени года. К прямому эфиру сейчас будут готовиться четыре программы: «Прогноз погоды», «Клуб путешественников», «Диалоги о животных», «Здоровье», которые помогут нам поговорить о зиме. Наш канал работает в прямом эфире, поэтому зрители могут задавать вопросы.

                                  I. Программа «Прогноз погоды».

Вы ведете наблюдения за погодой. Ваша задача – рассказать зрителям, какие изменения происходят зимой  в природе.

1. Рассказ о зиме по схеме.

- Зимой часто идёт снег. Кто может мне сказать, чем пахнет снег? (свежестью, холодом, сыростью, зимой)

- Расскажите, какие вы снежинки видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие)

- Что же делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают, кружатся, ложатся.)

-А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках).

2. - Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это – ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили? Теперь возьмите ручки и нарисуйте каждый свою снежинку, которую создала ваша фантазия.( Дети рисуют снежинки).

3. В студию поступили вопросы.

О каком месяце говорят?

  1. Назовите –ка, ребятки , месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц тот пройдет, мы встречаем Новый год.   (декабрь)

  1. Щиплет уши. Щиплет нос. Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лете. Что, скажи за месяц это?  (Январь)

  1. Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега,-

То бураны и метели на деревню налетели.

По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?  (Февраль)

-Есть вопросы к этой программе? А сейчас поиграем в игру «День – ночь».

Все закрывают глаза. Тот, до кого дотронется учитель, называет любое «снежное» слово. А класс угадывает, кто его сказал.

II. Программа «Клуб путешественников».

1. - Вы – путешественники. Расскажите нам о том, какими вы увидели землю. Водоемы и растения в зимнее время.

  1. -Чем покрыта земля зимой?  

- Чем покрыты  водоемы?

      - Какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоемах?

  1. -Какие деревья зимой? Хвойные? Лиственные?

- Почему лиственные деревья на зиму сбрасывают листву?

2. Путешествие в зимний лес. Закройте глаза. Кто из вас что – нибудь увидит  или услышит  в лесу? Поделитесь с нами. (Звучит муз. пьеса И.- С. Баха «Шутка»)

- Что увидели в лесу?

- Что услышали?

- Каким увидели лес? (Лес неподвижный, белый, загадочный, прозрачный, сонный…)

- А кто хозяйка этого загадочного леса?

- Как её можно назвать? (Зима морозная, снежная, волшебница.)

Физминутка

Вот повеял ветерок,

Холодом пахнуло,

Словно бабушка – зима

Рукавом махнула.

Полетели с высоты

Белые пушинки,

На деревья и кусты

Падают снежинки.

III.  Программа   “Диалоги о животных»

- А сейчас вы – натуралисты и ведете наблюдения за жизнью животных. Задача программы – рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных в зимнее время года.

1. Разделите картинки с изображениями птиц на 2 группы и назовите эти группы.

(Зимующие и перелетные)

- Как же птице перезимовать?

- Расскажите, чем питаются птицы, которые остаются зимовать?

2. Работа с серией сюжетных картин «Кормушка»

3. Ученики читают стихотворения:

«Как птице перезимовать?» К. Мухаммади и «Покормите птиц» А. Яшина.

4. Логическая задача.

- Давай устроим  на балконе зимнюю птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются.- Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как – то девочка долго собиралась в школу и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный . Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли.

На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше синичек, воробьёв. Почему?

Вывод: Птичка, которая зимой не поела хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти её. Поэтому, если устроена кормушка. Нужно обязательно класть туда корм ежедневно.

                          Физпауза. Пальчиковая гимнастика «Сколько птичек?».

5. Работа в тетрадях. Выполнить задания по карточкам: отгадай загадку, запиши отгадку, начерти схему слова.

IV. Программа «Здоровье».

- Как надо заботиться о своем здоровье зимой?

1. Помогите подобрать зимнюю одежду для девочки Даши.

- Поступил вопрос. Расскажите, почему зимой надо одеваться теплее.

2. – Что за нелепый человек

    Пробрался в 21 век?

   Морковкой нос, в руке метла,

   Боится солнца и тепла?      (Снеговик)

- Снеговик я не простой,

Любопытный, озорной.

Знать хочу я , чем ребята

Занимаются зимой?

(На горку забираются,

На саночках катаются.)

- Какие у ребят зимние забавы? (Беседа по картине).

3. Игра «Хорошо – плохо».

Зима это хорошо: можно кататься на санках, играть в снежки, зимой – Новый год……

Зима это плохо- можно замерзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, раньше темнеет, нужно много одежды одевать…….

И тем не менее – зима – это замечательно.

4. Работа в тетрадях по карточкам: составь предложение и запиши его.

5. Вырежете по своему эскизу снежинку

-Какие вопросы к программе есть у других редакций?

На этом наш телеканал завершает свою работу . До новых встреч в эфире.

Подведение итогов.  

- Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

       

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы»

У многих детей с ОВЗ существует проблемма с определением границ предложения на слух и правильным офрмлением предложения как единицы письменной речи. Много ошибок у таких учащихся, связанных с со...

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса. Тема: "Антонимы".

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса. Цель занятия: коррекция дисграфии и дизорфографии у учащихся 3 класса. На занятии применяются различные пед.технологии: игровая, здоровьесбережен...

Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме"Дифференциация звуков Ж-З"

Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия по теме:"Дифференциация звуков Ж-З" для обучающихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...