Главные вкладки

    Методическая разработка Конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы»
    план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

    Куликова Елена Юрьевна

     У многих детей с ОВЗ существует проблемма с определением границ предложения на слух и правильным офрмлением предложения как единицы письменной речи. Много ошибок у таких учащихся, связанных с согласовании слов в предложении. Коррекция этих недостатков важная часть работы школьного логопеда. К конспекту прилагается презентация. Надеюсь, моя методическая разработка будет полезна  не только логопедам, но и учителям начальной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_predlozh_kulik.docx71.04 КБ
    Файл predlozhenie_kulikova.pptx134.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  логопедического занятия для учащихся 2-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии  с применением  технологии проблемного обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме

    «Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы»

    Конспект  разработан  учителем-логопедом  первой  квалификационной категории  

    ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского  района Санкт-Петербурга  

    Куликовой Елены Юрьевны

    Цель: Научить отличать предложение от набора слов.

    Задачи:

    • закрепление навыков согласования слов в предложении;
    • упражнение в грамматически правильном построении предложений;
    • тренировка в наблюдении за интонацией голоса;
    • повторение правила обозначения границ предложения на письме;
    • совершенствование умение составлять схемы  предложений;
    • развитие орфографической зоркости;
    • развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки;
    • развитие логического мышления;
    • развитие слухоречевой и зрительной памяти, произвольного внимания;
    • развитие грамматического строя речи.

    Аудитория: учащиеся 2-го класса с ОВЗ общеобразовательной школы.

    Используемые педагогические технологии:

    • Технология проблемного обучения;
    • Здоровье сберегающие технологии;


    Методические приемы:  наглядность (использование  карточек-таблиц, картинок, наглядного пособия, слайдов презентации), практическая  совместная деятельность, использование  игровых приемов, приемов арттерапии.

    Оборудование:  кукла-перчатка Мудрый филин, карточки-схемы предложения,  карточки-знаки, карточки со словами, мультимедийная аппаратура,  авторская презентация.

    Структура урока

    I. Организационный момент: Эмоциональный настрой на урок.

    II. Основная часть

    1) Постановка проблемы - формулирование темы урока;

    2) Актуализация опорных знаний;

    3) Развитие фонематического слуха;

    4) Развитие орфографической зоркости;

                                 

                    5) Закрепление навыков согласования слов в предложении;          

         III.      Итог урока. Рефлексия.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие эмоции может испытывать человек. (Логопед показывает слайды презентации (Эмоции), дети называют эмоцию. Вы правильно назвали все эмоции. Скажите, а какое у вас сейчас эмоциональное состояние, какие чувства вы испытываете в данный момент? (Дети отвечают на вопрос) Надеюсь, что наш урок будет вам интересен, и все мы испытаем чувство радости от того, что узнаем что-то новое, поделимся друг с другом уже известным.

    II. Основная часть

    1. Постановка проблемы - формулирование темы урока

    Логопед: К нам на урок пришел гость – Мудрый филин (игрушка-руковичка).

    Мудрый филин: Я прочитал много умных книг, но даже я не знаю что это? Может, вы ребята мне поможете? (Мудрый филин читает):

    Ответы детей.

     Логопед: Ребята, как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на уроке?

    - Над предложением

    2.Актуализация опорных знаний (Слайд 2)

    Логопед: Посмотрите, перед вами - слова. Прочитайте их. Они записаны в беспорядке? Передают ли они какую-либо мысль? Это предложение?

    - Нет, это набор слов.

    Логопед: Составьте из этих слов предложение, проверьте, правильно ли вы его составили (учащиеся составляют предложение и сверяют его с тем, что появляется на слайде). Какие выводы мы можем сделать?

    - Предложение образовано из слов, которые между собой связаны по смыслу и выражают законченную мысль. (Слайд 3)

    Логопед:  Правильно! Но вот Мудрый филин мне подсказывает, что в этом предложении есть ошибка, какая? Послушайте стишок подсказку.

         Буква обычная выросла вдруг,

         выросла выше букв-подруг.

         Смотрят с почтеньем на букву подруги-

         но почему? За какие заслуги?

         Буква расти  сама захотела.

         Букве поручено важное дело.

         Ставится в слове не зря и не просто

         буква такого высокого роста!

         Ставится буква у строчки в начале-

         чтобы начало все замечали.

    - Первое слово предложения пишется с заглавной буквы.

    Логопед: В каких ещё случаях мы пишем слова с большой буквы? (Слайд 4)

     - Имена собственные, начало строки в стихотворном тексте.

    Логопед: А что мы ставим в конце предложения?

    - В конце предложения мы ставим точку. (Слайд 5)

    Логопед: Запишите предложение в тетрадь.(Дети записывают предложение в тетрадь).

    Логопед: Перед вами карточки. Определите, какой карточкой вы обозначите начало предложения, какой слова в предложении, какой  конец предложения.

     

    Составьте схему предложения, начертите ее в тетради.  (Дети выполняют задание)

    Логопед: В конце этих предложений стоит не точка, а другие знаки препинания. Какие знаки и почему? (Слайд 6)

    - Знак вопроса и восклицательный знак. Потому что первое предложение вопросительное, а второе восклицательное.

    Логопед: Составьте и начертите схемы этих предложений. Проверьте себя(Слайд 6) Сделайте вывод, ответив на вопрос: какие по цели высказывания бывают предложения?

    - По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и восклицательные.

    Логопед: Я прочитаю вам предложения, а вы поднимите карточку с тем знаком, который, вы считаете нужно поставить в конце предложения.(карточки-знаки) (Дети выполняют задание и проверяют себя)

    (Слайд 7)

     

    ФИЗМИНУТКА

    Игра «Кто быстрей соберет предложение»

    Дети разбиваются на команды, команде выдаются карточки – каждому ребенку отдельное слово или картинка или знак препинания. Они должны по команде логопеда построиться так, чтобы получилось предложение:

    КАРТОЧКИ

    Осенью

    прячется

    за

    Тучками.

    В

    саду

    желтеют

    кусты

    и

      .

    Почему

    завяли

     ?    

    Как

    рады

    осенним

      дарам            

     !

    3.Развитие фонематического слуха

    Логопед: Ребята, что помогает нам на слух определить границы предложения?

     - Законченность мысли и интонации.

    Логопед:  Попробуйте на слух определить начало и конец предложения. Я вам буду читать текст, а вы в конце каждого предложения поставите точку. Точку обозначите с помощью хлопка.

    (Педагог читает текст, а ученики хлопают в ладоши, если нужно поставить точку)

       4.Развитие орфографической зоркости

    У учащихся – карточки с рукописным текстом, в котором отсутствуют границы предложений. Необходимо исправить допущенные ошибки - обозначить заглавные буквы и поставить точки.

    Логопед: Проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 8) Какое незнакомое слово встретилось вам в тексте?

    - Проталины

    Логопед: Мудрый филин помоги нам узнать значение этого слова.

    Мудрый филин: Проталины - место, где снег растаял, и открылась земля.

    5. Закрепление навыков согласования слов в предложении

    Логопед: А теперь, ребята, вас ждет задание, которое мы составили вместе с Мудрым филином. Каждый из вас составит предложение из слов, которые лежат у вас в конвертах. (индивидуальные конверты со словами в начальной форме раздает Мудрый филин). Вы можете изменять слова так, чтобы они подходили друг другу.

    Мудрый филин: Вот, например, в моем конверте лежат слова: лето, в, дети, ягоды, лесу, собирать. Какое можно составить предложение? (если дети затрудняются, помогает логопед)

    - Летом в лесу дети собирают ягоды.

    Логопед: Задание понятно? Приступайте!

    природа

    у

    четыре

    времена

    год

    идти

    друг

    за

    друг

    строго

    они

    за

    осень

    щедрый

    следовать

    зима

    седой

    смену

    на

    спешить

    зима

    весна

    за

    лето

    весна

    приходить

    осень

    за

    опять

    лето

    так

    и

    времена

    по

    года

    кругу

    ходить

    У природы четыре времени года. Идут они строго друг за другом. За щедрой осенью следует седая зима. На смену зиме спешит  весна. За весной приходит лето. За летом опять  осень. Так и ходят времена года по кругу.

     Ученики выполняют задание, затем из предложений они составляют текст. Придумывают заглавие. Сверяют с контрольным текстом в презентации.  

    III.Итог занятия

    Логопед: Ребята, наш урок подходит к концу. Что нового мы узнали? Что повторили? В чем попрактиковались?

    Блиц опрос:

    1. Что такое предложение?

    2. Как оформляется предложение на письме?

    3. Какие слова мы пишем с заглавной буквы?

    4. Что такое проталина?

    5. Из чего состоит текст?

    Логопед:  Что вам понравилось на уроке?

    - Дети отвечают.

    Логопед: Нам с Мудрым филином тоже очень понравилось с вами учиться. Вы молодцы! Мы рады за ваши успехи! А Мудрый филин припас для вас «Орехи знаний»! Пусть ваши знания будут крепкими! (каждому ребенку выдается «Орех знаний»-значок.

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация к логопедическому занятию для учащихся 2-ых классов с ОВЗ Тема: « Предложение как единица речи » Автор: учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Куликова Елена Юрьевна 2014-15 учебный год

    Слайд 2

    у летом в мы бабушки отдыхали деревне этим Этим летом мы отдыхали у бабушки в деревне .

    Слайд 3

    ВНИМАНИЕ: ПРАВИЛО! Предложение образовано из слов, которые между собой СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ и выражают ЗАКОНЧЕННУЮ МЫСЛЬ

    Слайд 4

    ВНИМАНИЕ: ПРАВИЛО! ИМЯ СОБСТВЕННОЕ принадлежит ОДНОМУ предмету. Имя ребенка, имя котенка, имя кафе, имя конфет, имя города, имя моря, имя планеты, … Все имена принято выделять заглавной буквой . Аня, Серёжа, котёнок Мурлыка, конфеты «Мишка на севере», город Москва, кафе «Север», Черное море, планета Земля…

    Слайд 5

    ВНИМАНИЕ: ПРАВИЛО! ПЕРВОЕ СЛОВО предложения пишется с ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. В КОНЦЕ предложения ставится ТОЧКА .

    Слайд 6

    Когда мы пойдем на рыбалку? Хорошо летом на даче! _________________. L _______ _______ _______ _____ ________? L __________ ________ ____ __________!

    Слайд 8

    В воздухе пахнет весной. Солнце светит ярко. С крыш домов свисают сосульки. Появились первые маленькие проталины. Совсем скоро зажурчат весенние ручейки. На березах радостно щебечут птицы.

    Слайд 9

    Озаглавьте текст У природы четыре времени года. Идут они строго друг за другом. За щедрой осенью следует седая зима. На смену зиме спешит весна. За весной приходит лето. За летом опять осень. Так и ходят времена года по кругу.

    Слайд 10

    Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы.

    Научить различать предложение от набора слов, выделять границы предложения на письме и при чтении....

    Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

    Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

    Методическая разработка логопедического занятия по теме: Предложение как единица речи. Границы предложения.

    Схема конспекта логопедического занятияПояснительная запискаМетодическая тема занятия: Предложение как единица речи. Определение границ предложения.Тема занятия, называемая детям с целью определения з...

    Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.

    Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....

    Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»

    Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов,  изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...