Урок русского языка в 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Актуализация знаний о предложении как единице речи."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Харина Наталья Николаевна

Урок представлен в форме технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klassa.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

07.09.16.                                                                       русский язык 4 кл

Урок 5   ТЕМА:  Предложение как единица речи. Актуализация знаний о предложении как единице речи.

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с предложением как единицей речи, с видами предложений по цели высказывания; совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые

предметные
результаты

Познакомятся с видами предложений по цели высказывания; научатся определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2–3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Оргмомент

II. Актуализация знаний. Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п».

– Чем интересна эта пара букв? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки.)

– Назовите другие парные согласные.

– Запишите пословицу. Объясните ее смысл.

Выполняют чистописание. Находят и подчеркивают орфограммы в словах.

Бп  Пб  Бп  Пб

Жизнь дана на добрые дела.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадки.

Записывают словарное слово в индивидуальный
словарик.

 

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. 

(Автомобиль.)

Загудел глазастый жук.

Обогнал зеленый луг,

У дороги смял ковыль

И ушел, вздымая пыль. 

(Автомобиль.)

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «автомобиль».

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову.

Однокоренные слова: автомобильчик, автомобилист, автомобильный, автомобилистка.

Синонимы: автомашина, машина.

Составляют предложения.

Мы поехали в Крым на автомобиле.

По улицам города мчатся автомобили.

III. Определение  темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Какая бывает речь?

– Из чего состоит наша речь?

– Что такое предложение?

– Как определить предложение в устной речи?

в письменной речи?

– Прочитайте тему урока.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

 

– Определите цели урока.

– Сегодня на уроке будем учиться определять виды предложения по цели высказывания

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте запись на доске:

Гости пришли

– Можно ли эту запись назвать предложением?

(Нет.) Почему? (Нет знака препинания в конце.)

– Прочитайте с разной интонацией.

– Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения? (Вопрос задается

к каждому предложению.)

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Рассказывают о видах предложения по цели высказывания.

По цели высказывания предложения делятся на группы:

•  повествовательные содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения;

•  вопросительные содержат вопрос о чем-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передается особой вопросительной интонацией, на письме – вопросительным знаком; также вопрос передается вопросительными словами «кто?», «зачем?» и др., вопросительными частицами «неужели», «ли», «разве» и порядком слов;

•  побудительные выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; значение передается побудительной интонацией,

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 12)

– Прочитайте. Что вы представили, читая каждое предложение?

– Какие слова в стихотворении употреблены в переносном значении? (Звезды тают, солнышко проснулось.) 

– Найдите и прочитайте простые предложения. Сколько в каждом из них слов?

– Определите главные члены предложения.

– Объясните написание корня в словах «рассветает», «розовеет», «вдалеке», «снежинки».

– Подготовьтесь к письму данного стихотворения по памяти. Запишите его. Проверьте себя.

 

– Как в устной речи и на письме выделяются предложения?

а также глагольными формами, частицами, междометиями и т. д.

ФИЗМИНУТКА

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ния 13).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. РАБОТА В ПАРАХ.

– Прочитайте задание. Составьте и запишите предложения из данных слов.

– Составляют ли предложения текст?

– Какой темой их можно объединить?

– Продолжите текст: составьте и запишите 1–2 предложения на эту же тему.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Составляют предложения из данных слов.

(См. РМ, Приложение 3.)

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 14)

– Прочитайте текст. Почему вы улыбнулись? (Нет знаков препинания, текст теряет смысл.)Работа в парах

– Где нужно поставить точки?

– Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец.

– Прочитайте информацию о типах предложения по цели высказывания.

– Вставьте слова так, чтобы получилось правило в стихах. Выучите правило о видах предложения по цели высказывания.

По цели всегда различай предложения:

В повествовательном – сообщение, Вопрос – в вопросительном. (Дашь ответ?)

А в побудительном – просьба, совет

Записывают стихотворение с точками в конце каждого предложения.

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа в тетради (задание 17). Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Впишите пропущенные слова, выбирая их из слов для справок

Выполняют задания в рабочей тетради.

Выполняют запись.

1. Предложения по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные.

2. Предложения по интонации: восклицательные
и невосклицательные.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 18)

– Вставьте пропущенные буквы.

– Какие предложения по цели высказывания и по интонации использовал автор в тексте?

– Спишите любое вопросительное предложение

Определяют тип предложения по цели высказывания и по интонации.

1-е предложение – побудительное, восклицательное.

2-е предложение – вопросительное, восклицательное.

3-е предложение – вопросительное, восклицательное.

4 -е предложение – вопросительное, восклицательное.

5-е предложение – вопросительное, восклицательное

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Проводит работу по карточкам.

(См. РМ, Приложение 4.)

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические

упражнения, работу со словарями.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что такое предложение?

– Как оформляется предложение в устной речи
и на письме?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет.

Продолжают высказывания:

•  У меня получилось…

•  Я научился…

•  Сегодня на уроке я смог…

•  Урок дал мне для жизни…

•  За урок я…

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 19 в рабочей тетради, упражнение 15 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".

Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение...

Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"

Данный урок направлен на  умение распознать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы.   Использование...

Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"

Данный урок направлен на  умение распознать предложения и  в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы.   Использование...

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

Конспект урока русского языка в 4 классе ОС "2100" по теме «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора».

Конспект содержит материал к уроку русского языка в 4 классе. В приложении даны маршрутные листы для организации самостоятельной работы учащихся, работе в группах и парах, организации рефлексии....

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...