Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
    Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".

    Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.

    Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение.2. Ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pryamaya_rech.docx17.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по русскому языку в 4Ж классе по теме

     "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".

                                                                   11 ноября 2013 г. Учитель Алексеева Н.И.            

    Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.

    Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение.2. Ввести понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка.

    Ход урока:

    I. Организационный. Ребята, сегодня мы вновь отправимся в путешествие по замечательной стране Русский язык и знаем что-то новое о русском языке. За каждое задание на уроке вы будете получать осенний символ. В конце урока у нас должна будет получиться замечательная осенняя картина.

    II. Актуализация знаний. -Прочитайте, что записано на доске(Лиса, на, следы, хитрая, хвостом, снегу, заметает.)

    -Что вы прочитали? (Это слова.)

    -Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение.)

    -Составьте предложение. Какое предложение у вас получилось? ( Хитрая лиса заметает хвостом на снегу следы.)

    -Какой вывод можно сделать? Чем предложение отличается отдельных слов? (1.Слова в предложении связаны по смыслу.2. Предложение выражает законченную мысль)

    -Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем работать над предложением.)

    III. Открытие новых знаний.

    1. Работа с текстом. Подводящий диалог.

    -Прочитайте, что написано на слайде про себя и ответьте на вопрос, это отдельные предложения или текст?Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: "Отпусти меня”. Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”. (Ученики читают текст про себя.)

    -А теперь прочитайте вслух. (Ученик читает.)

    -Это текст? Почему? (- Это текст, потому что здесь 4 предложения, объединённые одной темой «Случай в лесу»)

    -Попробуйте озаглавить текст.

    - Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Что нам для этого нужно? ( -Найти действующих лиц.)

    -Какие здесь действующие лица? Прочитайте текст и найдите действующих лиц.( Волк, белка, автор.)(Учитель распределяет роли)

    - Как нужно прочитать слова белки? (С интонацией испуга. Голос нужно постараться сделать тонким, потому что белочка маленькая.)

    -Как прочитаем слова волка? (С вопросительной интонацией. Голос постараться сделать грубоватым, низким.)Прочитайте предложение , где говорит белка.( Белка стала просить: "Отпусти меня”.)Запишите.

    -Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)Выделите эти части. (1. Белка стала просить. 2. "Отпусти меня”.)Кто произносит первую часть? (Автор)

    -Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора)

    -Что показывают слова автора? ( - Кому принадлежит речь (белке)

    -Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова белки (говорящего)

    -Правильно. В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть прямой речью.

    -Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)

    2. Формулирование темы урока.Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» (надпись выводится на слайд) Прочитайте правило на с. 74 учебника. Итак, в каких случаях мы используем предложение с прямой речью? (Когда нужно передать речь другого человека точно, дословно.)

    -Что такое прямая речь? ( Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

    -Что показывают слова автора? (Кому принадлежит прямая речь.)

    -Прочитайте ещё раз предложение про белку. (Белка стала просить Отпусти меня.)Что изменилось? ( -Исчезли двоеточие после слов автора и кавычки перед и после прямой речи.)

    -Как вы думаете, почему после слов автора ставится двоеточие? (- Потому что дальше поясняется, что сказала белка.)

    -Запишите это предложение правильно. (Дети записывают в тетради. 1 ученик записывает предложение на доске: Белка стала просить: "Отпусти меня”.)

    -Где в этом предложении слова автора? ( Белка стала просить)Подчеркните эти слова зелёной пастой.Где в этом предложении прямая речь? ("Отпусти меня”.)

    -Подчеркните эти слова красным цветом. А сейчас давайте попробуем изобразить схему этого предложения. Как вы думаете, как можно отметить слова автора? (Буквой А)

    -Заглавной или маленькой? Почему? ( Заглавной. Потому что слова автора написаны с большой буквы.)

    -Что отметим на схеме дальше? ( Поставим двоеточие и откроем кавычки. Прямую речь обозначим заглавной буквой П, потому что она записана с большой буквы.)

    -Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью?( Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. После слов автора ставится двоеточие.)

    -Как вы думаете, можно это предложение изменимть так, тобы прямая речь стояла вначале предложения? Как изменилась запись предложения? (Можно. «Отпусти меня!» -сказала белка.)

    -Попробуйте составить схему этого предложения. «П!» -а.Итак, что нового мы узнали только что? (Прямая речь может стоять как перед, так и после слов автора.)

    -Итак, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если слова автора стоят после прямой речи? (Прямая речь заключается на письме в кавычки. Если прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора ставится запятая и прямая речь записывается с большой буквы. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после прямой речи ставится тире, и слова автора записываются с маленькой буквы.)

    IV.Физминутка.(Звучит музыка.)

    Руки подняли и покачали – это

    Деревья в лесу.

    Руки согнули, кистями встряхнули – это

    Ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно помашем – это

    К нам птицы летят.

    Как они сядут, мы тоже покажем,

    Крылышки сложим назад.

    V. Закрепление.

    1.Самостоятельное выделение в предложении прямой речи и слов автора, составление схемы.Найдите в этом тексте ещё одно предложение с прямой речью. (Волк сказал: "Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)

    -Подчеркните прямую речь красным карандашом, слова автора – зелёным. Начертите схему. Прочитайте слова автора. (Волк сказал)

    -Прочитайте прямую речь. ("Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы”.)

    -Какую схему вы составили? (А: «П».)

    2. Дидактическая игра.

    -А теперь давайте поиграем в игру. ( К доске вызываются ученики и им раздаются карточки (А, П, а, :, ., !, ?, « ») Ваша задача, выстроится в нужном порядке для того, чтобы получилась верная схема предложения.

    1. «Держите её, держите!» – запищал Мишутка. («П!»- а)

    2. Печка ей отвечает: «Съешь моего пирожка.» (А: «П.»)

    3. Машенька попросила медведя: «Отпусти меня в деревню!» (А: «П!»)Из каких сказок эти слова?Молодцы. Итак, чему мы сейчас учились? (Русские народные сказки «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь».)

    3. Творческая работа. А теперь вернёмся к нашему тексту. Придумайте продолжение этой истории. В продолжении этой истории используйте предложение со схемой: В продолжении этой истории используйте предложение со схемой: А: «П»

    На самом деле эта история закончилась так: Белка ответила: « Мы, белочки, веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.» Расставьте знаки препинания. (Белка ответила Мы, белочки, веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. )

    -Как вы поняли, почему веселы белки? (Потому что они не злятся, плохих дел не делают, совесть их не мучает….)

    IV.Итог урока. -Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)

    -Какие знаки препинания ставятся в предложении с прямой речью, если слова автора стоят перед прямой речью. В вашему ответу помогут схемы: А: «П.» А: «П.»А: «П?»А: П!»А: «П.»Начните свой ответ словами: Если прямая речь стоит после слов автора… (Если прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора ставится запятая и прямая речь записывается с большой буквы.)

    Если прямая речь стоит перед словами автора… (Если прямая речь стоит перед словами автора, то после прямой речи ставится тире, и слова автора записываются с маленькой буквы.)

    Вы молодцы сегодня, хорошо работали. Оценки за урок: ….Все задания выполнены. Посмотрите какая замечательная картина у нас получилась. В народе говорят: «Весна да осень - на дню погод восемь.» Что обозначает эта пословица? (Весной и осенью очень переменчивая погода.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

    Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

    ФГОС Урок по русскому языку в 1 классе по учебнику С.В.Иванова "Начальная школа XXI века". Блок "Развитие речи".Тема: "Описание внешности и повадок животных"

    Это урок по развитию речи с соблюдением всех требований  ФГОС. На уроке развивались УУД, учащиеся работали индивидуально, в парах и группах. Самостоятельно определяли тему урока, ставили цели и д...

    План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»

    Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....

    Урок по русскому языку в 4 классе "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

    Цель: развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора....

    Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.

    В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

    Разработка урока по русскому языку в 3в классе по теме «Средства связи слов в предложении»

    Разработка   урока по русскому языкув 3в  классепо теме «Средства связи слов в предложении»...