Главные вкладки

    Урок русского языка "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Урок открытия новых знаний. Дети знакомятся с понятием "Прямая речь", учатся оформлять прямую речь на письме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pryamaya_rech_urok_russkogo_yazyka.docx38.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 6 имени И.Т.Сидоренко

    муниципального образования Усть-Лабинский район

    Направление – начальная школа

    Урок русского языка

    Тема: «Понятие о прямой речи.

    Из чего состоит предложение с прямой речью»

    4 класс, УМК «Школа 2100»

                                 Разработала

                                                          учитель начальных классов

    МБОУСОШ № 6 им.И.Т.Сидоренко

                                                                Семикозова Ирина Васильевна

    Пояснительная записка

    Урок по теме «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» по своему типу является уроком  изучения нового. Это первый урок в разделе: «Предложения с прямой речью». Тема урока соответствует  программе по  русскому языку (Автор  Р.Н.Бунеев Образовательная система «Школа 2100»)    и календарно-тематическому планированию.

    Данная методическая разработка  позволяет организовать изучение нового  материала в соответствии с особенностями развития познавательных функций и психологических особенностей четвероклассников.

    В разработке урока, я  использовала  частично-поисковый метод: метод проблемного изложения материала. На основе анализа языкового материала дети сами формулируют проблему урока. С помощью подводящего диалога организую поиск решения проблемы. Выражение решения оформляют в виде опорного сигнала. Это активизирует внимание.

         Основными формами организации  учебной деятельности является фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы, работа в парах. Активное включение детей в учебный процесс происходит за счет использование игры.

    На этапе подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний проводится работа по развитию устной учебно-научной речи, используя план для ответа.

     Для усиления познавательного интереса к предмету применяется компьютерное обучение. Работая за персональным компьютером, ребята выполняют тестирование в режиме – самоконтроль с поощрением. Это позволяет формировать мотивацию к учению, и выполнить большой объем учебного материала  за короткий промежуток времени.

    При проведении данного урока  используется презентация.  Что предполагает поддержание на уроке ситуации учебной игры. Такой вариант организации урока позволяет   создать условия для повторения, изучения и закрепления  предусмотренных программой знаний, умений и навыков по данной теме.       Для снятия утомляемости  глаз спланирована музыкальная физминутка, которая содержит упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

    В уроке также заложен принцип психологической комфортности, который помог учащимся стать активными, проявить творческие способности. Воспитательный момент урока – акцент на нравственные качества доброту, дружбу.

    Тема:

     «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью».

    Начальная школа:  Русский язык, 4 класс.

    Цель: Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «слова автора плюс прямая речь» и «прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи.

    Задачи:

    •Знакомство со структурой предложения с прямой речи.
    •Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
    •Развитие учебно-познавательной компетенции – самоконтроля и самооценки.
    • Воспитание культуры учебной деятельности.

    Планируемые результаты образования:

    Предметные: научатся составлять слова спрямой речью. Оформлять их на письме, получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

    Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

    Личностные формирую мотивацию к целенаправленной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные уметь определять и формировать цель на уроке, уметь высказывать свое предположение на основе работы, оценивать учебные действия.

    Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре, группе, формировать собственное мнение.

    Познавательные уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию.

    Оборудование: ученические ноутбуки, проектор, экран, презентация Microsoft Office Power Point, памятки, карточки для работы в парах, карточки для индивидуальной работы.
    Учебник: Русский язык 4 класс. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: Баласс,2010 г.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Место в учебном плане: первый урок по данной теме.

    Сценарий урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I.Орг.момент

    (цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).

    1.Психологический настрой учащихся.

    Здравствуйте, ребята! Возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро. Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?! Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Внимательно слушайте, активно работайте!

                  Итак,  мы начинаем урок русского языка.

    Ребята, кто из вас догадался, какая сегодня тема урока.

    Как вы это узнали?

    Чему мы сегодня должны научиться?

    Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом предложений – Предложениями с прямой речью. Откройте  тетради, запишите дату. Проверьте осанку, положение тетради.

    (записывают дату)

    II. Актуализация знаний

     (цель: актуализировать представления о предложениях; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний)

    1.Минутка чистописания

    Давайте вспомним, какое произведение мы читали с вами на уроке литературного чтения?

    -С какой буквы начинается имя любимого героя В.Драгунского?

       На минутке чистописания мы вспомним, как пишутся буквы: Дд Слайд№2

    -Скажите, а за какую черту характера вы полюбили этого героя?

     Прочитайте на слайде предложение:

    Объясните смысл этого предложения?

         Вы тоже все добрые, поэтому наш класс дружный. А теперь красиво запишите это предложение. Обратите внимание на соединение букв.

    -«Что я люблю»

    В.Драгунского

    -Денис Кораблев

    (с буквы Д)

    - За доброту.

    -Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид

    -У доброго человека много друзей и он никогда не будет одинок

    ( дети записывают предложение)

    2.Фронтальный опрос

    (игра в мяч)

     Перед тем, как мы разберем это предложение, поиграем в игру: «Лови мяч, не зевай, на вопросы отвечай»

    Вопросы о предложениях буду задавать по плану.
    План (Слайд №3)

    а) Цель высказывания.

    б) Интонация.

    в) Структура предложения.
    г) По наличию второстепенных членов предложения.

    – Приведите примеры побудительных предложений.

    – Сложное предложение состоит…
    – Что такое пунктуация?

    -Повествовательное, вопросительное, побудительное.

    -Восклицательное, невосклицательное

    -Простое, сложное.

    -Распространенное, нераспространенное.

    -Помой посуду. Сходи в магазин.

    -Из 2 и более частей

    -Все правила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте, с.30.

    3.Разбор предложения

    Молодцы, вы все вспомнили, теперь можете разобрать наше предложение самостоятельно.

    Что вы можете о нем сказать?

    Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид.

    -Это простое предложение с однородными дополнениями.

    4.Работа по группам

    -А сейчас посмотрим, как дружно вы можете работать. Проверим практические знания по теме: «Предложения»

    Ребята, сидящие на 1ряду, будут работать  на компьютере, выполнять тесты. 2.2.Приложение1

    Ребята, сидящие на 2 ряду, будут работать  по карточкам. (Найдите предложение с пунктуационными ошибками)

    2.3.Приложение2

    Ребята, сидящие на 3 ряду, будут выполнять задания  в парах. У каждого ребенка на карточках записаны простые предложения, нужно образовать из них сложные  с помощью союзов.

     2.4.Приложение 3

    Ребята, выполнявшие работу по карточкам, поменяйтесь с соседом, сверьте с эталоном. Слайд№4

    Кто справился с работой без ошибок,  поднимите ручки и улыбнитесь. Посмотрите, как светло и радостно стало у нас в классе!

    (выполняют работу по группам)

    5.Физминутка

    С удовольствием сделаем физминутку.

    Слайд№5

    Ах, как долго мы писали,
    Глазки у ребят устали.
    Посмотрите все в окно,
    Ах, как солнце высоко.

    Мы глаза сейчас закроем,
    В классе радугу построим,
    Вверх по радуге пойдем,

    Вправо, влево повернем,
    А потом скатимся вниз,
    Жмурься сильно, но держись.

    Поморгать глазами
    Посмотреть влево - вправо
    Посмотреть вверх
    Закрыть глаза ладошками
    Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево
    Посмотреть вниз
    Зажмурить глаза, открыть и поморгать им

    6.Словарная работа

                  А чтобы дальше поддержать хорошее настроение, давайте прочитаем стихотворение

    А. Барто       С добрым утром!

     Слайд№6 чтение стихотворения

    А.Л.Барто «С добрым утром!»

    Зачем, по вашему мнению, мальчик кричал всем «С добрым утром»?

    -Какие слова вежливости – словарные слова – вы знаете?

    -А сейчас поиграем в игру: «Как сказать иначе?» Вы будете записывать слова в тетрадь.

    -Проявлять внимание к людям

    -Образуйте существительное

    -Назовите антоним к слову до свидание                                       Противоположное к слову зло                                                            От слова «привет» образуйте слово,

    отвечающее на вопрос, «какой»                                                               Синоним к словам красивый, пригожий                                          Вставь слово «С каким _____ живёшь, того обычая и держись»    

    На уроках нужно слушать

    Совокупность людей, объединённых общим делом, где проявляют заботу друг о друге                                                  запись слов

           Обозначьте орфограммы, найдите  «лишнее» слово

    -Чтобы поднять людям настроение!

    -Спасибо, пожалуйста, до свидания,

    здравствуйте, будьте добры…

    -Заботиться

    -Забота

    -Здравствуйте

    -Добро

    -Приветливый

    -Прекрасный

    -Народ

    …..( внимательно)                                  -внимание

    -коллектив

    -Добро т.к. проверяемая гласная

    III.Этап усвоения новых знаний

    (Цель: познакомить с новым видом предложений - предложениями с прямой речью)

    1.Постановка проблемы

    (цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока).

    Какие прекрасные слова мы записали, я знаю, что каждый из вас вежливый, добрый внимательный, заботливый и никогда не обманывает старших, как Денис Кораблев из рассказа В.Драгунского «Тайное всегда становится явным» .Как вы понимаете смысл этого названия? Слайд№7

    – Послушайте два предложения их этого рассказа:

    Я услышал, как мама сказала кому-то, что тайное всегда становится явным.
    Я услышал, как мама сказала кому-то: «Тайное всегда становится явным».

    Чем они различаются?

    – Какое предложение передает точнее слова мамы?

    – Ваши предположения по оформлению предложения на письме.
           
    В конце урока вы сможете более точно ответить на поставленный вопрос.

    - обманывать нельзя, рано или поздно ложь раскроется

    -Смысловым оттенком.

    -Второе предложение.

    -?Дети высказывают свои предположения по оформлению.

    2. Введение в раздел

    (цель: познакомить с новым разделом «Предложения с прямой речью»).
    – Как вы думаете, все ли правила пунктуации вы знаете?

    – Откройте учебник на странице 56, прочитайте название раздела.

    – Кто уже знает, что такое прямая речь?
    (Встречали при чтении художественных произведений.)

    – Что будем изучать в этой теме?

    -? Варианты ответа детей.

    - Предложения с прямой речью.

    -?Варианты ответа детей

    - Как записывать предложения с прямой речью.

    3. Постановка учебных задач 

    (цель: подвести к формулированию правила)

    Давайте сформулируем (задачи) вопросы, на которые надо ответить. Чтобы понять, что такое прямая речь?

    1. Что такое прямая речь?
    2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?
    3. Как оформить на письме предложение с прямой речью?

    (Формулируют учащиеся, учитель записывает на доске.)

    4.Решение проблемы

    (цель: на основе наблюдений за предложениями, самостоятельно сформулировать правило)

    Найдите в учебнике упражнение 84.

    – Прочитайте  про себя.

     Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки?

    – Кто автор этих стихотворных отрывков?

      - Прочитайте выразительно первый отрывок.

    - Сколько предложений в первом отрывке?

    – Кому принадлежат выделенные слова?

    -Откуда это известно?

    -Сколько предложений во втором отрывке?

    – Кому принадлежат выделенные слова?

    -Откуда это известно?

    Сколько предложений в третьем отрывке?

    – Кому принадлежат выделенные слова?

    -Откуда это известно?

    – Прочитайте в предложениях только прямую речь.

    А теперь обратимся к нашей 1-ой учебной задаче:

    Что такое прямая речь?

    – Почему эта речь получили такое название?

    Обращаюсь ко 2 учебной задаче.

    – Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?

    – Как оформить на письме предложение с прямой речью?
    Обращаюсь к 3 учебной задаче.

    – Чтобы ответить на этот вопрос, понаблюдаем, как оформляется на письме предложения с прямой речью.Слайд№ 8-11

    – Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?

    -Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне».

    -А.С. Пушкин.

    (дети читают)

    - Одно предложение.

    - Царю Салтану.

    -Из слов автора

    -Два

    - Золотой рыбке

    - Из слов автора

    - Одно

    -Царице

    - Из слов автора

    -«Ой вы, гости-господа,
    Долго ль ездили? Куда?..»
    «Отпусти ты, старче, меня в море!»
    «Я ль, скажи мне, всех милее,
    Всех румяней и белее?»

    - Прямая речь – это передача чужой речи

    -Чужая речь передается дословно, без изменений.

    -В этих предложениях есть слова автора и прямая речь

     

    ?

    -Чтобы знать её границы.

    5.Работа с определением

    (цель: формировать умение выделять главную мысль, осмыслено воспринимать содержание).

    – Прочитайте определение на странице 57. Поставьте вопросы по его содержанию.

    1)В каких случаях мы используем предложения с прямой речью?
    2)Из чего состоит предложение с прямой речью?

    IV. Этап закрепления новых знаний

    (цель: развивать умение различать предложения с прямой речью от других предложений; умение оформлять на письме предложения с прямой речью).

    1.Первичное закрепление

    – А теперь потренируемся в расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

    Найдите упражнение 48. (Дидактический материал к учебнику « Русский язык» автор Л.Ю. Комиссарова и др.)

    –Вы узнали? Это стихотворение   А.Л Барто, с которого мы начали сегодня урок. Из каких предложений состоит стихотворение?

    -Расставьте карандашом недостающие знаки препинания.

     – Составим схему каждого предложения с прямой речью (по рядам)

    А теперь посмотрите на слайд, проверьте себя. Самопроверка. Слайд №12

    - Повествовательные предложения с прямой речью.

    1 ряд   А: «П!»
    2 ряд   А: «П?»
    3 ряд   А: «П!»

    2.Закрепление изученного Слайд №13

    Давайте еще раз послушаем два предложения (из рассказа В.Драгунского) и определим, какое из них  с прямой речью?

    Я услышал, как мама сказала кому-то, что тайное всегда становится явным.
    Я услышал, как мама сказала кому-то:

    « Тайное всегда становится явным».

    – Какое предложение с прямой речью?
    – Запишите предложение с прямой речью.

    3.Самостоятельная работа

    А теперь самостоятельно попробуйте оформить предложения с прямой речью Слайд №14

    Проверьте себя, сверьте с эталоном. Слайд №15

    - Второе.

    VI.Итог урока

    1.Выделение главной мысли урока

    – Прочитайте ключевые слова урока. Слайд№16

    Чужая речь
    Слова автора
    Прямая речь
    Однородные члены
    Дословно

    Все ли они соответствуют теме урока?

    – Вернемся к задачам урока.

    1. Что такое прямая речь?

    2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?

    3.Как оформить на письме предложение с прямой речью?

    Молодцы ребята!

    -Слова автора, прямая речь, дословно -соответствуют теме урока.

    -Передача чужой речи дословно, без изменения.

    -Эти предложения содержат прямую речь и слова автора.

    - Прямая речь заключается в кавычки

    2.Рефлексия. 

    (цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы).

    – А теперь, с помощью сигнальных карточек, покажите, как вы поняли тему урока.

    • Зеленая карточка – очень хорошо понял(а).
    • Желтая – не совсем понял(а).
    • Красная – совсем не понял(а).

            На этом наш урок закончен, закройте тетради, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ведь улыбка имеет эффект зеркала! Улыбнись… и ты увидишь улыбку!

    VII.Домашнее задание Слайд №17

    - Выучить правило на с.57;
    №85 с.57, дополнительное задание: составить схемы предложений

    (записывают в дневник)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

    Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....

    Презентация к уроку русского языка по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью", 4 класс ОС "Школа 2100"

    В презентации отражены следующие этапы урока: актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний. первичное закрепление, рефлексия....

    Открытый урок по русскому языку по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью"

    Урок составлен для обучающихся 4 класса  по ОС «Школа 2100», учебник 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.Цель урока  приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформл...

    Урок по русскому языку в 4 классе "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

    Цель: развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора....

    Урок по русскому языку в 4 классе,"Школа 2100" . Тема "Предложения с прямой речью".

    Мною разработан урок по русскому языку в 4 классе по программе "Школа 2100" в соответствии с ФГОС....

    Презентация к уроку русского языка по программе «Школа 2100» на тему: «Предложения с прямой речью», 4 класс.

    Презентация содержит материал к уроку на тему "Предложения с прямой речью" Это урок открытия нового знания, который составлен в соответствии с требованиями к современному уроку. Основные этапы работы:...

    Конспект урока русского языка на тему «Запись цитаты в виде предложений с прямой речью». 4 класс

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе, программа "школа 2100", автор учебника Бунеев.  Тема урока "Запись цитаты в виде предложений с прямой речью".Тип урока: Урок применения знаний и умени...