Главные вкладки

    Урок по русскому языку в 4 классе "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Кострюкова Ольга Васильевна

    Цель: развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Знаки препинания в предложении

    с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

    Цель: развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

    I. Языковая разминка.

    1.        Прочитайте. Из чего состоит этот текст?

    Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнешься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!»

    2. Из скольких предложений состоит прямая речь?

    Запишите сложное предложение с однородными членами.

    Подчеркните грамматические основы, обозначьте графически однородные члены.

    3. Выпишите словарные слова, составьте словосочетания сущ. +прил. (маленький ветерок, шустрый воробей).

    4. Выпишите слова, в которых количество звуков не соответствует количеству букв. (Подует, маленький, затрясешься, пригнешься.)

    5. Запишите слова, соответствующие схеме:

     (Маленький, ветерок и т. д.)

    2. Проверка домашнего задания.

    1. Беседа по вопросам.

    – Когда мы используем предложения с прямой речью?

    – Из чего они состоят?

    – Что такое прямая речь?

    – Как она оформляется на письме? (Заключается в кавычки.)

    – Как пишется 1-е слово в прямой речи? (С большой буквы.)

    – Что показывают слова автора?

    – Как разделяются на письме прямая речь и слова автора? (Двоеточием.)

    II. Формулирование проблемы.

    1  3  3  

    На доске (слайде) появляются два предложения

    Удав сказал: «Да, это было великое открытие».

    «Да, это было великое открытие», – сказал удав.

    – Что отличает эти два предложения?

    – Сегодня на уроке мы рассмотрим первый случай. Сформулируйте тему урока и его цель. (Прямая речь, стоящая после слов автора. Научиться находить прямую речь после слов автора и правильно оформлять предложения с прямой речью после слов автора на письме.)

    III.        Повторение изученного.

    1.        Беседа по вопросам.

    Когда мы используем предложения с прямой речью?

    Из чего они состоят?

    Что такое прямая речь?

    Что показывают слова автора?

    IV.        Изучение нового материала.

    1.        Постановка проблемного вопроса.

    - Где в предложении находятся слова автора и прямая речь? Как это отражается на письме? (Предположения детей.)

    2.        Наблюдение на доске.

    -        Прочитайте предложение, найдите слова автора и прямую речь.

    Мама спросила: « Володя, а это кто?»

    -        Какие слова в предложении стоят на первом месте?

     Обозначим слова автора буквой «А», а прямую речь буквой «П».

    - Можно ли прямую речь и слова автора поменять местами? Попробуйте.

    - Пронаблюдайте, что изменяется в зависимости от последовательности слов автора и прямой речи.

    Мама спросила: «Володя, а это кто?» «Володя, а это кто?» - спросила мама.

    - Сегодня на уроке мы рассмотрим случай, когда слова автора стоят перед прямой речью.

    3. Беседа по итогам наблюдений.

    - Какой знак препинания ставится после слов автора? (Двоеточие.)

    - Как выделяется прямая речь? (Берется в кавычки.) Кавычки - это двойной знак, т. е. он ставится два раза: в начале и в конце прямой речи, сначала внизу, а затем наверху.

    - С какой буквы начинается первое слово в прямой речи?

    - Какой знак препинания может стоять в конце прямой речи?

    - Может ли прямая речь состоять из нескольких предложений? (Да.)

    V. Работа над правилом.

    1. Прочитайте правило на с. 85

    - О чем оно?

    - С какими знаками препинания в предложении мы встречаемся впервые? (Двоеточие, кавычки.)

    (Упр. 85, с. 75.)

    - Составьте предложения к каждой схеме.

    VI. Первичное закрепление.

    1.  Упр. 87 выполняется коллективно. Запись самостоятельная по вариантам (по два предложения).

    Обязательно нужно обратить внимание детей на то, что значит выделить слово пожалуйста запятыми. Это значит поставить запятую перед этим словом и после него, выделительные знаки препинания всегда двойные! (Кавычки - тоже выделительный знак.)

    VII. Итог урока.

    Найдите ошибки в следующем тексте правила

    Прямая речь всегда стоит после слов автора.

    Прямая речь заключается в скобки.

    После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

    Расскажите правило, с которым сегодня познакомились. Что еще нового вы узнали?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

     Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

    Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

    Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс

    КонсКонспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс...

    Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»

    Цели урока: 1.     Формировать  умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.2.     Формировать...

    Конспект урока русского языка в 4 классе ОС "2100" по теме «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора».

    Конспект содержит материал к уроку русского языка в 4 классе. В приложении даны маршрутные листы для организации самостоятельной работы учащихся, работе в группах и парах, организации рефлексии....

    Конспект урока по русскому языку "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы."

    Урок направлен на расширение представлений учащися 4 класса о значении слова, формирование навыков работы  со словарной статьей, развитие умения использовать в своей речи синонимы, антонимы, мног...