Конспект учебного занятия по окружающему миру " Страницы всемирной истории
план-конспект по окружающему миру

Содержит подробный конспект учебного занятия в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_vsemirnoy_istorii.docx43.51 КБ
Файл razmnozhenie_i_razvitie_rasteniy.docx30.08 КБ
Файл kto_takie_ryby.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект учебного занятия
по окружающему миру.

в 4  классе МБОУ СОШ№2
Учитель : Галуза Е.В

Раздел: Страницы всемирной истории

Тема:Средние века: время рыцарей и замков

Цель: формировать представление о средневековье; познакомить обучающихся со знаменитыми людьми средних веков, их изобретениями. Географическими открытиями, развивать кругозор обучающихся, устную речь, учить делать выводы, творческое мышление; воспитывать любовь и интерес к истории.

Планируемые результаты

Предметные

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

Личностные

  1. способность к оценке своей учебной деятельности;
  2. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  3. учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  4. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей;
  5. развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении

Метапредметные

Регулятивные УУД

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  3. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

Познавательные УУД

  1. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  2. строить сообщения в устной и письменной форме;
  3. устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные УУД

  1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  3. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

Этапы и содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Форма организации

МТО и УМК

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Психологический настрой

Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Прикоснитесь ладошками друг к другу

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Я рад(а) тебя видеть! (прикосновение всей ладонью)

Фронтальная

  1. Актуализация знаний

Цель: повторение ранее изученного материала; возбудить познавательный интерес детей к изучаемой теме;

- Ребята, что такое история?

– История – это процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд.

– С какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках? ( Первобытный мир, Древний мир.)

– Чтобы узнать, как хорошо вы знаете эти эпохи, проведём  игру “аукцион знаний”. 

Ф.И.________________________________________

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

Главная площадь Рима — ...………….Жилище для богов в Древнем Египте — ... …………

Гробница фараона в Древнем Египте — ... ………….Египетское государство возникло на берегу реки …………. Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фараонов, — ... ………………. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать, — ... ………… Холм в Афинах, где находились главные храмы города, называется ... ………………

Рыцари жили в эпоху………………………………..

Дети обмениваются работами (ответы на доске)

Оцените соседа.

Главная площадь Рима:

а) Форум б) Капитолий в) Палатин

2.Жилище для богов в Древнем Египте:

а) храм.. б) саркофаг в) пирамида

3.Гробница фараона в Древнем Египте:

а) храм 6) пирамида в) сфинкс

4.На берегах этой реки возникло Египетское государство:
а) Нил б) Амазонка в) Дон

5.Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фараонов:

а) Сфинкс б) Апис в) Хеопс

6.Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать:

а) Амон-Ра б) Эхнатон в) Тот

7.Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
а) Акрополь б) Агора в) Академия

8. Рыцари жили в эпоху………………………………

–Проверяя работу, вы сделали для себя выводы: кому –то надо доработать. А кто молодец!

История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по «ленте времени»

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

П.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

способность к оценке своей учебной деятельности;

Фронтальная, парная

  1. Целеполагание

Цель: научить детей самостоятельно определять тему и ставить цель на уроке; создать мотивационную основу.

— Стихотворение

На щите моем эмблема

И девиз «Любовь и честь!».

Докажу я непременно,

Что они на свете есть.

Я невинных защищаю,

Преступления отмщаю —

Лишь за правду должен биться

Каждый благородный........ (рыцарь).

Что вы можете сказать о рыцарях? (Ответы детей.)

Когда жили рыцари?

Какая эпоха следующая? Средние века.

- Какая же тема нашего урока

- Вы что-нибудь знаете об этой эпохе?

Проходит время. Одна эпоха сменяется другой. Мир древности «уступает» место в истории новой эпохе.
Сегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца Vвека до конца XVвека и называлась Средними веками или Средневековьем.
Сколько веков продолжалось Средневековье?

( Средневековье продолжалось 10 веков) .
Давайте подумаем сколько ϶ᴛᴏ будет лет? (1000 лет)

Средние века — это период между Древним миром и Новым временем

- Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Средние века: время рыцарей и замков».)

—Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о Средних веках.)

Хочу пригласить вас сегодня в Средние века.

Берлин, Амстердам, Копенгаген возникли уже тогда.

—Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать с учебником, тетрадью, дополнительным материалом, отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать, делать выводы, работать в группах, в парах, по плану.)

Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;

Фронтальная

  1. Работа по теме урока

Чтобы достичь поставленной цели, я предлагаю начать работу «Исследовательских лабораторий». Для этого мы разделимся на группы постоянного состава. Вспомним правила работы в группе, распределим обязанности членов группы. У каждой группы своя задача и вспомогательные материалы.

  1. Исследователи Эпохи
  2. Исследователи Религии
  3. Исследователи Замков
  4. Исследователи Рыцаря
  5. Исследователи науки и культуры

1 группа «Исследователи эпохи»

Прочти текст на странице 15 учебника и ответь на вопросы.

Вопросы

Сколько лет длилась эпоха?

Что произошло в эту эпоху?

Какие города возникли?

Начни ответ так: Исследуя предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….

2 группа «Исследователи религии»

Прочти текст учебника на странице 16 и ответь на вопросы.

Вопросы

С развитием общества изменились ли верования людей?

Иудаизм. Что узнали?

Христианство. Что узнал?

Ислам. Что узнал?

Буддизм. Что узнал?

Начни ответ так: Исследуя предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….

3 группа «Исследователи замков»

Прочти текст учебника на странице 18-19 и ответь на вопросы.

Вопросы

Для чего строились замки?

Какое место выбирали для строительства замка?

Как строились замки?

Как выглядели замки внутри?

Начни ответ так: Исследуя предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….

4 группа «Исследователи рыцарей»

Прочти текст учебника стр.18-19  и ответь на вопросы.

Вопросы

Кто такие рыцари?

Как выглядели рыцари?

Каким должен быть рыцарь?

Чем занимались рыцари.

Начни ответ так: Исследуя предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….

5 группа « Исследователи главного изобретения в Средневековье»

Прочти текст учебника стр.20 и ответь на вопросы.

Вопросы

Кто первым создал печатную книгу?

Что он предложил использовать?

Как назывались металлические буквы?

Какой год считается годом рождения книгопечатания?

Начни ответ так: Исследуя предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….

- слово группам, слушайте внимательно, будет викторина на выявление знатока средневековья.

Участвовать в учебном процессе и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением..

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний.

Пересказывать своими словами часть текста учебника и обсуждать его

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы

П.: устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

К.: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Групповая

  1. Физкультминутка

Цель: снять напряжение

Ну-ка, встали все ребята,

Зашагали, как солдаты.

Вправо, влево повернулись,

На носочках подтянулись,

Потрясли руками дружно.

Сядем все, работать дружно.

Фронтальная

  1. Продолжение работы по теме урока

Викторина

- Кто за правильный ответ наберёт больше всего жетонов, станет знатоком средневековья.

  1. Как ученые узнают о жизни людей в Средневековье?
    (В Средневековье были напечатаны первые книги.)
  2. Какие средневековые государства возникли в Средневековья? (Россия, Франция, Англия, Германия)
  3. Как изменился облик Европы за время эпохи Средневековья? (Было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов.Некоторые сохранились до наших дней.)
  4. Как назывались здания для молитв? (Христианские церкви и соборы, мусульманские мечети, буддистские храмы.)
  5. Что такое синагога?(молитвенный дом в иудаизме)
  6. Кто такой рыцарь Средневековья? (Воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом.)
  7. Для чего строили замки? (Замки служили надежной защитой.)
  8. Где строили замки? (Их воздвигали на высоком холме, обрывистом утесе, острове посреди реки.)
  9. Какие укрепительные сооружения были у замков? (Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подъемный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. В ход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху.)
  10. Удобное ли было это жилище? (Жилище было не очень удобным. Стекол в окнах не было. В замке было холодно, сквозняки гуляли по комнатам и коридорам.)
  11. Чем занимались обитатели замка? (Женщины занимались рукоделием, хозяин охотился, принимал гостей, устраивали рыцарские турниры.)
  12. Кто первым создал печатную книгу? (Немец Иоганн Гутенберг.)
  13. Что он предложил использовать? (Разборный шрифт.)
  14. Как назывались металлические буквы? (Литеры.)
  15. Какой год считается годом рождения книгопечатания?(1445г.) Молодцы!

Р.: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

К.: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

способность к оценке своей учебной деятельности;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей;

Фронтальная

  1. Работа по рабочей тетради

- выполните самостоятельно задание номер 2 и 3.

-(6)

+(1,2,3,4,5,7)

1 – христианский храм

2- синагог

3- мечеть

4- буддийский храм

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Индивидуальная

  1. Итог урока

Цель: закрепление знаний

Достигли поставленной цели?

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 21 учебника.)

—Какой вывод можем сделать? (Эпоха Средних веков оставила будущим поколениям опыт, достижения, внесла большой вклад в развитие всего человечества.)

Оценивают степень успешности достижения цели

Фронтальная

  1. Рефлексия

Цель: оценка собственной деятельности

Слева подчеркните-то, что относится к вам.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении

Индивидуальная

Лист оценки



Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

по окружающему миру

в 3 классе МБОУ СОШ№2

        Учитель : Галуза Елена Викторовна

Предмет: Окружающий мир

Тема: . Размножение и развитие растений.

Цель: Формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем. Сформировать представление о размножении и развитии растений.

Задачи:-Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растенийи живых организмов Земли.

-Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышлениеучащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему  миру.

Этапы учебного занятия

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные

Форма организации

МТО

1.Орг. момент

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу побыстрее  начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

фронтальная

2.Актуализация знаний

На прошлом уроке вы изучили тему «Разнообразие растений» Давайте с вами поиграем.

1.Угадайте группы растений по описанию и найдите соответствующую картинку.

*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)

* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)

*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)

* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения)

2. На доске тест. Здесь 4 ошибки. Попробуйте найти их. 

  * У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки.

* У лиственницы листья всю зиму зеленые.

* Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения

* У сосны и ели созревают плоды - шишки. В них находятся семена.

-Проверим ваши ответы. 

1. У хвойных растений нет листьев, а есть листья - хвоинки.

2. У лиственницы листья опадают осенью.

3. Хвойные растения не цветут.

4. У хвойных растений нет плодов.

Метапредметные:Р:Учащиеся научатся:

-принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

фронтальная

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд

4

Слайд 5

3. Мотивация учебной деятельности

Вы хорошо поработали. А теперь давайте поиграем,  я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.(Солнце)

2. Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.(Растения)

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать.(Человек)

-Какие слова у вас получились?

Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. 

-Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.)

- Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

- Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)

-И так тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами».

- Посмотрите внимательно на записанную тему и схему и подумайте, что я этим хотела сказать?

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Живая и неживая природа)

–Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

– Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

-О чем сегодня  мы будем говорить на уроке?(Как растения питаются, дышат)

Какие цели поставим перед собой? ( Узнать как дышат растения? Питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)

- Какие вопросы у вас возникли? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)

- А может быть вы знаете как растения дышат, питаются?(Растения дышат корнями и листьями.Питание необходимо, чтобы расти и развиваться. Питание растения получают из земли с помощью корней.)

Группируют

(классифицируют ) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводятпримеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.Анализируютвлияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Предметные:Учащиеся получат возможность научиться: -приводить примеры приспособленности растений к жизни;

-объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

Метапредметные:Р:Учащиеся научатся:

-принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

П:Учащиеся научатся:

-находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

ЛИЧНОСТНЫЕ:У учащихся будут сформированы:

-положительное отношение и интерес к изучению природы, человека;

фронтальная

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

4. Работа над темой

1. Дыхание растений.

- Как дышим мы с вами?

– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

– Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?(Дыхание.)

2. Питание растений.

– Вы теперь знаете, как дышат растения.

– А сейчас мы свами узнаем как растения питаются.

– Какие у вас версии: Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?

-Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?Ведь их  в природе нет, а в растениях есть? Как же их получают растения?

-Как вы думаете, что для этого необходимо? (Солнце)

-Выяснилось, что вся тайна в том,  что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная  «кухня» только на свету.

– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины.

-Работа в тетрадях: стр. 43, № 2, 3.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

- Итак, мы говорили о том, что растения относятся к живой природе. Признаки жизни растений: они живут, питаются, растут, развиваются и умирают.

-И продолжая знакомиться с жизнью растений, мы поговорим о размножении и развитии растений.

-А может быть кто-нибудь знает как размножаются растения?

Опыление.

Какую часть растения можно увидеть весной и летом? Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают? (собирают нектар)

- И чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать.

-Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши, а на ветке под марлей – ни одной!

-Почему это произошло? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена.

-Большинство растений размножаются семенами.

Плоды растений с семенами – настоящие путешественники.

- Почему плоды  называют путешественниками?(Они передвигаются с места, в котором образовались)

-Верно. На каждом растении обычно созревает множество плодов. Если все они упали бы возле растения, на котором образовались, то новыевзрослые растения не смогли бы здесь вырасти – им просто не хватило бы места. Вот растения и расселяются с помощью:

-ветра

- животных

- человека

-Работа в тетрадях: стр. 46 № 3

-Как развивается растение из семени?

Для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Обычно семена получают все это когда попадают в почву.

Сначала появляется корешок, а потом стебелек с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нем появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

Характеризуютусловия, необходимые для жизни растений. Рассказываюто роли растений в природе и жизни людей.  

Метапредметные:П:Учащиеся научатся:

-находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

ЛИЧНОСТНЫЕ:У учащихся будут сформированы:

-положительное отношение и интерес к изучению природы, человека;

Фронтальная

Индивидуальная

индивидуальная

5. Итог

-Как дышат растения?

-Как питаются растения?

-Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений?

- Как размножается большинство растений?

- Как распространяются семена?

- Какие условия необходимы для развития семени?

Метапредметные:П: учащиеся  научатся:

– строить сообщения в устной форме

фронтальная

6. Рефлексия

Поднимите,  карандаши зеленые - все получилось, красные - получалось не все, были вопросы.

фронтальная



Предварительный просмотр:

Конспект урока

По Окружающему миру 1 класс

Учитель:  Галуза Елена Викторовна

МБОУ СОШ №2 Карасукского района , Новосибирской области

Тема: Кто такие рыбы

Образовательная цель:познакомить детей с признаками и разнообразием рыб.

Формирование УУД:

Предметные:сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира, учить выявлять признаки данного вида животных; познакомить с разнообразием рыб, их внешним строением; расширять кругозор учащихся,
описывать рыб по плану.

Личностные действия:воспитывать бережное отношение к природе; развивать познавательные процессы учащихся.

Регулятивные действия: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.

Познавательные действия: использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные действия:уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; уметь добывать новые знания; оценивать действия одноклассников и свои действия.


Этапы и содержание

Виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Форма органи

зации

МТО

предметные

метапредметные

личностные

I.Психологический настрой

На уроке я сижу –

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

Умение слушать и понимать речь других

Чувствовать необходимость учения

Коллективная

II. Целеполагание

- Сегодня Муравьишка Вопросик приглашает нас к водоёму. Там тоже можно увидеть насекомых. Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?» - подумал Муравьишка. И мы сможем точно ответить на этот вопрос, отгадав загадку.

Мы не умеем говорить
И по земной тропе ходить.
В воде спокойно мы живём,
А также — косяком плывём.
(Рыбы.)
- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)
- Догадались, о чём или о ком пойдёт речь на уроке?
(О рыбах.)

сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира

Изображение муравья.

III. Основная часть

Верно ребята, мы с вами поговорим о рыбах и как вы сказали рыбы могут жить как в реке или озере, так и в море. А кто нибудь из вас знает, чем отличается море от реки или озера? (предположения детей)

В море вода очень соленая, не такая как в реке или озере, поэтому и рыбы живущие в этих водоемах совершенно разные. Рыбы делятся на морских рыб и пресноводных, тоесть живущих не в солёной воде.

Рыбы, это животные живущие под водой и сейчас я вам расскажу о некоторых из них.

Физкультминутка.

Окунь бил хвостом по мели.
Брызги в стороны летели.
Буль-буль-буль – вода кругом.
Мчимся к речке босиком.

Рыбки плавали, ныряли

В тёплой, светленькой воде.

То сойдутся – разойдутся,

То зароются в песке.

Окунь        Окунь– пресноводная хищная рыба. Обычно бывает длиной около 30 см, но может вырасти и до 50 см. На первом спинном плавнике сзади чёрное пятно. Хвостовой плавник и плавники на брюхе красные.

Камбала        

Камбала– морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.

Ёрш        

Ёрш – небольшая (8 – 12см) пресноводная рыба с очень колючим спинным плавником. Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом. Ёрш по образу жизни очень схож с речным окунем. Впрочем, при всей своей хищности он не прочь иногда наполнить свой желудок травой или осокой.

Щука        

Щука – хищная речная рыба, бывает больших и средних размеров. Тело удлинённое, стреловидное, с большой головой и широкой пастью. Окраска туловища пятнистая, тёмные полосы располагаются поперёк тела. Хорошо замаскированная благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, щука неподвижно ждёт в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперёд и хватает её своими острыми зубами. Может вырастать до полутора метров, а весить 35 кг.

Акулы

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Самая маленькая акула достигает длины 1 м. Гигантская акула вырастает до 12 м и весит около 4 тонн. Ещё больше китовая акула, её длина до 18 м. Оба эти гиганта являются безобидными поедателями мелких рыб и совершенно безопасны для человека.

Сом

Данная рыба имеет длинное, сплющенное и довольно сильное, мощное тело. Оно лишено всякой чешуи и покрыто довольно толстым слоем слизи. Слизьобеспечивает маневренность и скольжение рыбины в воде. Несмотря на то, что у сома широкая голова, она имеет уплощенную форму. Глаза у него подслеповатые и небольшие. Пасть рыбы довольно широкая и вооружена мелкими зубами в большом количестве. У сомов есть одна особенность — на челюстях хищника расположились длинные усы. Именно они являются важнейшим осязательным органом. С его  помощью рыба отыскивает себе пищу. Ученые насчитывают около 500 разновидностей.

(Музыкальнаяфизминутка) - видео

Работа с учебником

Ребята, а сейчас откройте ваши учебники на странице 34.

Посмотрите на рисунок рыбы, изображенный на этой странице. Здесь мы можем с вами увидеть по каким же признакам рыбы отличаются от остальных животных.

Ребята, а кто из вас догадался, что у вас изображено на рисунке справа? (чешуя)

Чешуя необходима рыбе для защиты своего тела. Она даже напоминает множество монеток на теле рыбы.

Теперь ребята посмотрите на страницу 35. Здесь изображены 2 рисунка. На 1 картинке нарисованы речные рыбы, а на другом морские. Давайте мы с вами найдем здесь тех рыб, о которых я вам рассказал и попробуем описать их используя тот план, который нам предложили ниже в учебнике.

(Используя план, ученики описывают сопоставленных с картинками рыб)

Работа в тетради

Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 24.
Откройте учебники на странице 35 и положите рядом.
Теперь посмотрите на первое задание в рабочей тетради. Здесь нарисованы силуэты рыб, которые изображены на картинке в учебнике. Теперь, возьмите синий и красный карандаш или фломастер и закрасьте рядом с рыбами кружочки в зависимости от того, живет эта рыба в море или в реке.
Зелёный – речные рыбы
Синий – Морские
(Учащиеся закрашивают круги в соответствии с заданием)

Во втором задании, у вас нарисован образец, как по этапам нарисовать свою собственную рыбку. Попробуйте сделать это опираясь на эту инструкцию и раскрасьте ее как вам нравится.

познакомить с разнообразием рыб

учить выявлять признаки данного вида животных

описывать рыб по плану

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.

уметьоформлять свои мысли в устной форме

уметь добывать новые знания

уметьоформлять свои мысли в устной форме

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

слушать и понимать речь других

оценивать действия одноклассников и свои действия

воспитывать бережное отношение к природе

развивать познавательные процессы учащихся

Картинки с изображением различных рыб.

Схема с изображением рыбы.

Видео с физминуткой (ПК)

Учебник«Окружающий мир 1ч.» - 1 кл.

Рабочая тетрадь на печатной основе

IV. Итог урока

Умение дополнить фразу, четко сформулировать ответ.

Смыслообразование, т. е. ученик задается вопросом, что дал ему урок?

Нравственно -  эстетическая ориентация, в том числе  и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личн. соц. выбор.

Коллективная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - соревнование окружающего мира "страницы всемирной истории"

Тип урока: " обобщение и систематизация знаний по теме " Страницы всемирной истории" 4 класс. урок составлен в соответствии новых требований ведения урока...

Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории".Древний мир.

При загрузке презентацию пришлось поделить на части.Эта часть посвящена истории древнего мира.  Сл.1-4...

Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории. Древний Египет."

При загрузке презентацию пришлось поделить на части. Слайды о Древнем Египте соответствуют 5-7 слайдам в общих комментариях....

Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории.Древняя Греция".

При загрузке презентацию пришлось поделить на части. Слайд о Древней Греции соответствут 8 слайду в общих комментариях....

Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории.Древний Рим"

При загрузке презентацию пришлось поделить на части. Слайды о Древнем Риме соответствуют 9-12,13-15 слайдам в общих комментариях...

Презентация к урокам окружающего мира "Страницы всемирной истории. Древний Рим "ч.2"

При загрузке презентацию пришлось поделить на части. Слайды о Древнем Риме соответствуют 9-12,13-15 слайдам в общих комментариях....