Рабочая программа по окружающему миру 1класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса разработана с учетом:
- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- программы 1 класса УМК ≪Начальная школа XXI века≫. /Авт.-сост. В. А. Васина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123с.
- учебника «Окружающий мир»: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2016;
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
В классе обучается один ребёнок с задержкой психического развития, которому данная программа преподается с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей, при использовании индивидуального подхода и дифференцированного обучения.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
Изучение окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают
познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Универсальные учебные действия:
- описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;
- моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;
- находить на карте равнины и горы России (своего края);
- выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);
- составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
- ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;
- составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;
- называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;
- называть имена наиболее известных правителей Древней Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
- узнавать символы царской власти;
- знать имя Президента современной России;
- составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.
.2. Содержание учебного предмета:
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Введение. Что такое окружающий мир
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес. Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку,
уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия:
- определять время по часам с точностью до часа;
- анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
- воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
- описывать назначение различных школьных помещений;
- конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
- реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Ты и здоровье
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Мы и вещи
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
- классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
- ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини- сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и
животные).
Универсальные учебные действия:
- описывать сезонные изменения в природе;
- создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать внешние признаки растения;
- характеризовать условия роста растения;
- выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
- различать животных по классам (без термина);
- сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
- различать животных по месту обитания.
Родная страна
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду
людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Универсальные учебные действия:
- составлять небольшой рассказ о своей семье;
- взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры ибыта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
- называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
- различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
- реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
Межпредметные связи на уроках окружающего мира
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет “Окружающий мир” использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов ,
отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |||
1 | Удивительный мир | 4.09 | ||
2 | Давай познакомимся | 7.09 | ||
3 | Мы – школьники. | 11.09 | ||
4 | Правила поведения в школе | 14.09 | ||
5 | Первый месяц осени. | 18.09 | ||
6 | Что нам осень подарила. | 21.09 | ||
7 | Грибная пора. | 25.09 | ||
8 | Семья. | 28.09 | ||
9 | Любимые занятия. | 2.10 | ||
10 | Как из зерна получилась булка. | 5.10 | ||
11 | Человек и домашние животные. | 9.10 | ||
12 | «Октябрь уж наступил…» | 12.10 | ||
13 | Явления природы. | 16.10 | ||
14 | Где ты живёшь? | 19.10 | ||
15 | Поведение на дорогах. | 23.10 | ||
16 | Ты и вещи. | 26.10 | ||
17 | Кто работает ночью. | 6.11 | ||
18 | Что такое здоровье | 9.11 | ||
19 | Правила гигиены. | 13.11 | ||
20 | О режиме дня. | 16.11 | ||
21 | Урок в спортивном зале. | 20.11 | ||
22 | Ноябрь – зиме родной брат. | 23.11 | ||
23 | Звери – млекопитающие. | 27.11 | ||
24 | Что мы знаем о птицах. | 30.11 | ||
25 | Родной край. | 4.12 | ||
26 | Зачем люди трудятся. | 7.12 | ||
27 | «В декабре, в декабре все деревья в серебре…» | 11.12 | ||
28 | Какой бывает вода? | 14.12 | ||
29 | О дружбе. | 18.12 | ||
30 | С наступающим Новым годом! | 21.12 | ||
31 | Итоговый тест за I полугодие | 25.12 | ||
32 | Январь – году начало… | 28.12 | ||
33 | Хвойные деревья. | |||
34 | Жизнь птиц. | |||
35 | Наша страна - Россия | |||
36 | Природа России. | |||
37 | Природа России. | |||
38 | Природа России. | |||
39 | Мы – россияне. | |||
40 | Народная сказка. | |||
41 | Наш уголок природы. | |||
42 | Мы – граждане России. | |||
43 | О правилах поведения. | |||
44 | Февраль – месяц метелей и вьюг. | |||
45 | День защитника Отечества. | |||
46 | Международный женский день | |||
47 | Звери – млекопитающие. | |||
48 | Март – капельник | |||
49 | Если хочешь быть здоров. | |||
50 | Здоровая пища. | |||
51 | Какое бывает настроение. | |||
52 | Апрель – водолей. | |||
53 | Апрель – водолей. | |||
54 | Весенние работы. | |||
55 | Кто работает на транспорте. | |||
56 | День космонавтики. | |||
57 | Май весну завершает, лето начинает. | |||
58 | Жизнь земноводных весной. | |||
59 | Животное – живое существо. | |||
60 | Животное – живое существо. | |||
61 | Ты – пешеход. | |||
62 | Итоговый тест | |||
63 | ХМАО-Югра-мой край | |||
64 | ХМАО-Югра-мой край | |||
65 | ХМАО-Югра-мой край | |||
66 | ХМАО-Югра-мой край |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 1класс УМК "Школа2100"
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по УМК "Начальная школа 21 века"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/23/picture-245091-1366699239.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру, 1класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-122331-1677338953.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру 1класс
Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа XXI века" 1класс...