Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Сабаева Лилия Рамзаевна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_okr_miru_4_klass.docx96.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор школы

_________В.Ю. Магрычев

Приказ № ________от

«____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора

___________Г.Г. Хренкова

«____»____________20__г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей Руководитель МО

__________М.Л.Нечаева

Протокол № ___ от

«____»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Берендеевской средней школы

наименование ОУ

Сабаева Лилия Рамзаевна, первая

Ф. И. О. педагога, категория

по окружающему миру, 4 класс

предмет, класс

2018-2019 учебный год

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2011год     «Планета знаний».

- Программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы. Авторы  И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова, Е. В. Саплина,  

А. И. Саплин

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

формирование основ экологической культуры;

патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют  друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Историко-обществоведческие знания необходимы для формирования каждого человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

 В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

 Программа рассчитана:

количество часов в год – 68;

количество часов в неделю – 2;

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

4 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (68 ч)

Наш край (22 ч)

Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.

Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.

Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.

Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.

Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.

Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.

Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.

Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.

Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.

Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.

Наша Родина на планете Земля (12 ч)

Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.

Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.

Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.

Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.

Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.

Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.

Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.

Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.

Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.

История нашей Родины (34 ч)

Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.

История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.

Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.

Российское государство в XIII—XVII вв.

Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.

Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.

Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.

Российское государство в XVIII—XIX вв.

Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.

Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.

Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.

Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.

Россия в XX в.

Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.

Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.

Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.

Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.

Ближние и дальние соседи России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по курсу «Окружающий мир»

к концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
  • способность к самооценке;
  • осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
  • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

могут быть сформированы:

  • устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
  • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
  • осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
  • осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
  • основы экологической культуры;
  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
  • целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

     ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
  • давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
  • различать план местности и географическую карту;
  • читать план с помощью условных знаков;
  • различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
  • показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
  • приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
  • объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
  • характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
  • устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
  • рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
  • объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
  • выполнять правила поведения в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
  • предсказывать погоду по местным признакам;
  • характеризовать основные виды почв;
  • характеризовать распределение воды и суши на Земле;
  • объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
  • приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
  • объяснять причины смены времён года;
  • применять масштаб при чтении плана и карты;
  • отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
  • объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
  • давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
  • определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
  • делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  • участвовать в мероприятиях по охране природы.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
  • различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
  • описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
  • описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
  • называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в.  — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. —  основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
  • соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
  • находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
  • рассказывать о ключевых событиях истории государства;
  • рассказывать об основных событиях истории своего края.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
  • сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II,  В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
  • характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
  • описывать культурные достопримечательности своего края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

     Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
  • использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
  • осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
  • обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
  • сравнивать исторические события, делать обобщения.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
  • сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
  • устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
  • сравнивать исторические и литературные источники;
  • строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
  • собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности при работе в группе;
  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 к  уровню  подготовки  учащихся  к  концу  4  класса

Учащиеся должны знать:

– о погоде: температуре воздуха, направлении ветра, облачности, осадках;  о предсказании погоды;

– что такое план местности;

– о географической карте;

– формы поверхности суши: равнины, горы, холмы, овраги;

– как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши;

– об изменении поверхности суши в результате деятельности человека;

– о горючих полезных ископаемых, рудах, удобрениях;

– о необходимости бережного использования полезных ископаемых;

– что такое природное сообщество;

– признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах;

– некоторые взаимосвязи между обитателями природных сообществ;

– об использовании и мероприятиях по охране природных сообществ;

– об особенностях природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, почва, природные и искусственные сообщества;

– об использовании и охране природы своего края;

– правила поведения в природе;

– о форме Земли, ее движении вокруг оси и Солнца; об изображении Земли на карте полушарий;

– о карте нашей Родины;

– об особенностях природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России;

– основные этапы развития государства;

– ключевые даты и события каждого этапа истории:

IX век – образование государства у восточных славян; 988 г. – крещение Руси; 1380 г. – Куликовская битва; 1613 г. – изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. – основание Санкт-Петербурга; XVIII век – создание русской армии и флота, новая система летосчисления; 1755 г. – открытие Московского университета; 1812 г. – изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. – отмена крепостного права; февраль 1917 г. – падение династии Романовых; 1922 г. – образование СССР; 1941–1945 гг. – Великая Отечественная война; апрель 1961 г. – полет в космос Ю. Гагарина; 1991 г. – распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством;

должны уметь:

– проводить самостоятельные наблюдения в природе;

– давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

– читать план с помощью условных знаков;

– показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий), границы России, некоторые города России;

– устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

– находить дополнительную информацию;

– приводить примеры полезных ископаемых (3–4); растений (3–4 примера) и животных изученных природных сообществ и природных зон России (4–5 примеров);

– приводить примеры  сельскохозяйственных  растений  своего  края   (4–5);

– работать со схемами, таблицами и моделями;

– соблюдать правила поведения в природе;

– находить на карте места важнейших исторических событий российской истории; рассказывать о ключевых событиях истории государства;

– рассказывать об основных событиях истории своего края.

Учащиеся могут знать:

– о грозных явлениях природы; о зависимости погоды от ветра;

– что такое масштаб; некоторые сведения из истории создания карт;

– о долинах, балках, курганах, насыпях, карьерах;

– о разнообразии почв;

– о распределении воды и суши на Земле;

– о круговороте веществ в природе;

– об экологической пирамиде;

– о защитной окраске животных;

– как растения природных сообществ приспособлены к совместной жизни;

– причины смены времен года;

– имена исторических личностей, с которыми связаны основные этапы развития государства: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Петр I, Екатерина II, А. Суворов, П. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, Президент РФ Д. А. Медведев;

– основные научные и культурные достижения своей страны;

– культурные достопримечательности своего края;

могут уметь:

– предсказывать погоду по местным признакам;

– применять масштаб при чтении плана и карты;

– отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;

– объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

– давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

– определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

– делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

– участвовать в мероприятиях по охране природы;

– пользоваться различной справочной литературой;

– получать информацию, используя текст, таблицы, рисунки; сравнивать и делать выводы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование раздела

Всего часов

На уроки

Контрольные работы

1

Наш край

22

20

2

2

Наша Родина на планете Земля

12

11

1

3

Древняя Русь

6

5

1

4

Московское царство

6

5

1

5

Российская империя

9

8

1

6

Российское государство

13

11

2

Итого:

68

60

8

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Дата

Тема урока

Скорректированные сроки прохождения

Характеристика учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Личностные

Метапредметные

Наш край (22 часа)

Погода-  3 часа

1\1

Что такое погода. с. 6-9

Представление о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачность, осадки). Наблюдения, фиксация результатов наблюдений.

Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком.

Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка.

2\2

Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. с.9-14

Актуализация знаний об образовании ветра, полученных в 3 классе; наблюдение за зависимостью погоды от ветра. Осознание влияния таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед, на жизнь людей.

Проводить наблюдения, фиксировать результаты, устанавливать взаимосвязи в природе.

Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

3\3

Предсказание погоды.

с.14-17

Знакомство со способами и значением прогнозирования погоды, проверка уровня освоения изученной темы.

Проводить наблюдения, устанавливать и объяснять взаимосвязи в природе, давать характеристику погоде.

Иметь интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознавать свое продвижение в овладении учебными действиями.

Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, сотрудничать при выполнении работы в паре, мини-группе.

Наша местность на плане и карте-  4 часа

4\4

Экскурсия на луг или в поле.

Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей луга, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь луга.

Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты.

Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.

Выделять и анализировать существенную информацию, сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

5\5

Наша местность на плане и карте. С18-20

Знакомство со значением планов и карт в жизни человека. Актуализация  знаний и умений по ориентированию в пространстве, полученных на уроках в 3 классе. Развитие пространственных представлений и  воображения.

Объяснять значение плана и карты в жизни человека, приводить примеры из истории создания карт.

Осознавать свое продвижение в овладении учебными действиями.

Ориентироваться в схемах, получать информацию из различных источников, выделять существенную информацию из текста.

6\6

План местности.

Практическая работа.

с.21-25

Закрепление знаний о масштабе, знакомство с планом местности,  «чтение» плана местности.

Ориентироваться в условных обозначениях, использовать условные обозначения при создании простых планов местности.

Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Ориентироваться в схемах, получать информацию из различных источников, анализировать материал и синтезировать учебный продукт.

7\7

Географическая карта.          

с.25-29

Представление о карте, формирование умения читать и понимать карты.

Различать карту и план местности, виды карт, ориентироваться в картографических символах.

Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Ориентироваться в изображениях и символах, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Поверхность местности, недра и почвы- 5 часов

8\8

Равнины. с.29-32

Закрепление представлений о горизонте, формах земной поверхности, представление о видах равнин, устройстве холмов, строении и образовании оврагов, причинах их образования.

Различать формы поверхности суши, объяснять влияние природных явлений и человека на поверхность.

Иметь стремление к расширению и углублению знаний.

Находить необходимую информацию в тексте, осуществлять описание природных объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

9\9

Горы. с. 33-36.

Сравнение холмов и гор, выделение существенных признаков гористой местности, наблюдение за строением земной поверхности в окрестностях дома и школы.

Различать формы поверхности суши, объяснять влияние природных явлений и человека на поверхность.

Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края.

Сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, выделять характерные признаки объектов.

10\10

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.  с.36- 41

Проведение опытов и наблюдений, позволяющих сделать выводы о влиянии температур, движения воздуха и воды на поверхность суши.

Объяснять причины изменения поверхности суши под влиянием природных явлений.

Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Делать выводы по результатам наблюдений, получать информацию из различных источников, удерживать цель познавательной деятельности.

11\11

Как деятельность человека изменяет поверхность суши. с.41-44

Расширение представлений о воздействии человека на поверхность суши, усиление влияния с течением времени и развитием науки и техники.

Объяснять причины и результаты воздействия человека на строение земной поверхности, изменение рельефа.

Иметь стремление к расширению и углублению знаний.

Выделять существенную информацию из текста, анализировать и делать выводы.

12\12

Богатства недр.  с. 45-49

Актуализация и расширение знаний о полезных ископаемых, их использовании в хозяйстве.

Приводить примеры и характеризовать полезные ископаемые, доказывать необходимость их бережного использования.

Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы.

Анализировать, делать выводы, выдвигать гипотезы, строить аргументированные высказывания.

13\13

Разнообразие почв.

Проверочная работа.

с. 50-52

Актуализация и расширение представлений  о составе, свойствах и разнообразии почв, повышении плодородия, определение взаимосвязей в природе.

Приводить примеры видов почв, объяснять на доступном уровне происхождение состава почвы разных видов, значение почвы в природе и жизни человека.

Испытывать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Выделять существенную информацию, строить аргументированные высказывания, сотрудничать в паре, мини-группе.

Природные и искусственные сообщества — 9 часов

14\14

Что такое природное сообщество.  с. 53-56

Знакомство с терминами «природное сообщество», «цепь питания», «экологическая пирамида», отслеживание элементарных взаимосвязей в природных сообществах.

Объяснять и оперировать в речи изученными терминами.

Иметь стремление к расширению и углублению знаний.

Выделять существенное в тексте, ориентироваться в схемах, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

15\15

Какие растения растут на лугу. Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека

с 57-64.

Знакомство с обитателями луга как природного сообщества, приспособленностью организмов к жизни на лугу, уточнение информации, полученной на экскурсии.

Приводить примеры признаков приспособленности организмов в условиях луга, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком.

Понимать, объяснять  и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение.

Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи.

16\16

Какие растения растут в лесу. с. 64-68

Уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленностью их к совместной жизни

Приводить примеры признаков приспособленности растений к жизни в лесу, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества.

Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы.

Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи.

17\17

Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. с. 68-73

Уточнение и расширение знаний о животных смешанного леса, приспособленности животных смешанного леса к условиям жизни,  выявление связи между обитателями смешанного леса.

Приводить примеры признаков приспособленности растений к жизни в лесу, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком.

Понимать, объяснять  и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение.

Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи.

18\18

Экскурсия в смешанный лес.

Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей смешанного леса, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь леса.

Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты.

Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.

Выделять и анализировать существенную информацию, сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать ее при выполнении заданий.

19\19

Водоём. Водные объекты и человек. с.74-80

Уточнение и расширение представлений о жизни и приспособленности обитателей пресного водоема, влиянии человека на жизнь водоема, роли пресных водоемов в хозяйстве.

Приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к жизни в пресном водоеме, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком.

Понимать, объяснять  и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение.

Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи.

20\20

Экскурсия к водоёму.

Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей водоема, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь луга.

Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты.

Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.

Выделять и анализировать существенную информацию, сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

21\21

Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей. с.81-87

Знакомство с  искусственными сообществами,  расширение знаний о культурных растениях, связях между растениями и животными полей.

Характеризовать природные и искусственные сообщества, рассказывать об использовании культурных растений в хозяйстве, взаимодействии растений и животных полей.

Понимать, объяснять  и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение.

Выделять существенную информацию, классифицировать природные объекты.

22\22

Сад.   с.88-91        

Проверочная работа по теме «Наш край»

Расширение знаний о культурных растениях сада, узнавание наиболее распространенных в данной местности плодовых деревьев и кустарников, знакомство с животными, обитающими в садах, выявление связей животных сада с растениями и друг с другом.

Характеризовать природные и искусственные сообщества, рассказывать об использовании культурных растений в хозяйстве, взаимодействии растений и животных сада.

Ориентироваться на понимание причин личной успешности / неуспешности в освоении материала.

Выделять существенную информацию, классифицировать природные объекты.

Наша Родина на планете Земля — 12 часов

О планете Земля- 3 часа

23\1

Какую форму

имеет Земля.  с. 98-100

Углубление знаний учащихся о форме Земли, представлений о научных методах познания окружающего мира.

Рассказывать о форме Земли, проводить наблюдения под руководством учителя и самостоятельно.

Осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Наблюдать, делать выводы, характеризовать природные объекты и явления, выделять существенную информацию из различных источников.

24\2

Карта полушарий.

 с.100-105

Повторение о глобусе как модели Земли, знакомство с картой полушарий, ориентация в географических картах.

Ориентироваться в географических картах, на глобусе, показывать материки и океаны.

Иметь положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира.

Использовать готовые модели для объяснения природных явлений, выделять существенную информацию из текста.

25\3

Движение Земли. 

с.106-109

Знакомство с суточным и годовым вращением Земли, влиянием вращения планеты на климатические особенности районов.

Рассказывать о движении Земли вокруг оси и Солнца, объяснять связи между объектами и явлениями природы.

Осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Понимать информацию, представленную в виде схемы, рисунка, текста, наблюдать, делать выводы.

Разнообразие условий жизни на Земле- 3 часа

26\4

В пустынях

Африки. с.110-113

Знакомство с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром, занятиями населения Сахары; наблюдение за  приспособленностью организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязями.

Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки.

Иметь стремление к расширению и углублению знаний.

Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников.

27\5

Экваториальные леса Южной  Америки.

с.114-117

Знакомство с природными условиями экваториальных лесов Америки, растительным и животным миром,  занятиями населения, значением экваториальных лесов в жизни планеты и необходимостью их охраны.

Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере экваториальных лесов Южной Америки.

Понимать, объяснять  и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение.

Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников.

28\6

Антарктида. Австралия. Евразия. с 117-123.

Знакомство с природными условиями Антарктиды, Австралии, Евразии, особенностями жизни обитателей регионов.

Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере Антарктиды, Австралии, давать общую характеристику Евразии.

Иметь стремление к расширению и углублению знаний.

Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников, презентовать результаты своих исследований.

Природа нашей Родины- 6 часов

29\7

Карта России.

с. 123-128

Повторение и обобщение знаний о планах и картах, закрепление умения работать с географическими картами, знакомство с  некоторыми географическими объектами на территории России.

Ориентироваться в географических картах, обозначать на карте границы России, города, природные объекты.

Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, страны.

Использовать модели, получать информацию из текста, выделять существенное.

30\8

Зона арктических пустынь. с. 129-134

Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром Арктики, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в Арктике.

Объяснять термин «природные зоны», характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной  деятельности человека в Арктике.

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Анализировать, обобщать информацию, делать выводы, сотрудничать в паре и группе.

31\9

Тундра. с. 134-139

Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в тундре.

Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной  деятельности человека в тундре, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий.

Иметь стремление к расширению и углублению знаний.

Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи,  делать выводы.

32\10

Зона лесов. с.139-145.

Проверочная работа

Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны лесов на основе сравнения с зоной тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне лесов.

Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной  деятельности человека в зоне лесов, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий.

Иметь стремление к расширению и углублению знаний.

Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи,  делать выводы.

33\11

Степи.  с.145-150

Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны степей на основе сравнения с зоной лесов; особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне степей.

Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной  деятельности человека в зоне степей, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий.

Иметь стремление к расширению и углублению знаний.

Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи,  делать выводы.

34\12

Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы.

с.150-153

Расширение и углубление знаний об экологических  проблемах России,  выявление некоторых путей решения экологических проблем, знакомство с международным сотрудничеством по охране природы, осознание ответственности людей за будущее планеты Земля.

Рассказывать об экологических проблемах России и мира, способах и путях их решения.

Иметь основы экологической культуры.

Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников.

История нашей Родины- 34 часа

35\1

История на карте. Исторические источники. с 6-11.

Знакомство с понятием «историческая карта», ее отличиями от географической, с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте, с историческими источниками (вещественными, письменными, устными).

Различать исторические  и географические карты, ориентироваться в знаково-символических обозначениях географических карт, рассказывать о различных исторических источниках.

Интересоваться изучением истории своей страны.

Извлекать информацию из различных источников, преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую, строить логические рассуждения.

36\2

Первые русские князья.

с 14-16.

Знакомство с деятельностью первых русских князей.

Называть первых русских князей, рассказывать о жизни и деятельности исторических личностей.

Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополнительную информацию в различных источниках.

37\3

Князь Владимир. Крещение Руси. с 17-21

Знакомство с деятельностью князя Владимира и основными положениями христианства — религии, которую приняла Русь.

Рассказывать о деятельности князя Владимира, особенностях принятия христианства, знать дату принятия христианства.

Осознанно положительно относиться  к культурным ценностям своей страны.

Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополнительную информацию в различных источниках.

38\4

Культура

Древней Руси. с 21-24

Знакомство с особенностями культуры Древней Руси.

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны.

Осознанно положительно относиться  к культурным ценностям своей страны.

Извлекать информацию из текста, карты, иллюстрации, сравнивать, делать выводы, строить корректные связные высказывания.

39\5

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.

 с 25-29

Расширение и углубление представлений о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками.

Рассказывать на доступном уровне о сражениях с иноземными захватчиками, прославившихся исторических личностях данного периода.

Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя.

40\6

Куликовская битва. Дмитрий Донской.с30-33

Знакомство с деятельностью князя Дмитрия Донского.

Рассказывать на доступном уровне о сражениях с иноземными захватчиками, прославившихся исторических личностях данного периода.

Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя.

41\7

Проверочная работа оп теме «Древняя Русь»

Первый русский царь. Преобразования

в государстве. с. 36-40

Знакомство с особенностями развития государства в XVI веке.

Рассказывать о личности и деяниях первого русского царя, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию.

Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества.

Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения.

42\8

Как жили люди на Руси

в XIV—XVI веках.

с.40-44

Знакомство с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков.

Рассказывать об особенностях быта русских людей данного исторического периода.

Иметь стремление к расширению и углублению знаний.

Составлять рассказ по иллюстрации, выделять существенную информацию из текста, находить информацию в различных источниках и презентовать ее в различных формах.

43\9

Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. с.44-47

Знакомство с основными событиями смутного времени.

Рассказывать об исторических событиях данного исторического периода, подвигах исторических личностей.

Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы.

44\10

Русское государство при первых Романовых.

с.47-50

Знакомство с основными событиями России XVII века; рассказать о преобразованиях в государстве при первых Романовых.

Рассказывать об изменениях в государстве в данный исторический период, роли исторических личностей в преобразованиях.

Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества.

Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения.

45\11

Расширение границ России в XVII веке.

с.50-53

Знакомство с процессами освоения земель Сибири и Дальнего Востока, с историей первых землепроходцев.

Рассказывать об особенностях освоения Сибири и Дальнего Востока, знать исторических личностей-первопроходцев.

Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы.

46\12

Проверочная работа по теме «Московское государство»

Повторение и обобщение пройденного материала. Демонстрация уровня знаний по теме.

Обобщать и делать выводы об исторических событиях и личностях, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы.

Уметь оценивать трудность предлагаемого задания,

адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности деятельности.

Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников.

47\13

Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования

в культуре, науке, быту.

с.60-65

Познакомить учащихся с деятельностью царя-реформатора Петра I.

Рассказывать о личности и деяниях Петра Первого, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию.

Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества.

Извлекать информацию из различных источников, анализировать, сравнивать и обобщать,  строить логические рассуждения.

48\14

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II.

с.66-69

Знакомство с изменениями в государстве при Екатерине II, с биографией великих военачальников А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова.

Рассказывать о личности и деяниях Екатерины II, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию.

Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества.

Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы.

49\15

Образование и наука в XVIII веке.  с.69-73

Знакомство с особенностями развития образования и науки в XVIII веке, с  жизнью и деятельностью известного ученого М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина.

Рассказывать об особенностях образования и научного прогресса в XVIII веке, достижениях ученых и изобретателей.

Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества.

Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения.

50\16

Война 1812 года.

с.73-76

Знакомство  с Отечественной войной 1812 года.

Рассказывать на доступном уровне о событиях войны с Наполеоном, героических личностях, знать дату изгнания Наполеона из Москвы.

Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы.

51\17

Отмена

крепостного права.

с.76-79

Продолжение знакомства с основными событиями XIX века.

Рассказывать на доступном уровне об отмене крепостного права, царе-реформаторе, знать год отмены крепостного права.

Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы,  строить логические рассуждения.

52\18

Наука и техника

в XIX веке. с.80-83

Знакомство с основными достижениями науки и техники в XIX веке, с жизнью и открытиями ученых П.Н. Яблочкова, Н.И. Пирогова, К.А. Тимирязева.

Рассказывать об особенностях научного прогресса в XIХ веке, достижениях ученых и изобретателей.

Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества.

Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения.

53\19

Город и горожане.

Мода XIX века.

с.76-79

Знакомство с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в XIX веке, а также с изменениями в одежде, моде и кулинарном искусстве.

Рассказывать об особенностях быта горожан XIХ века, сравнивать устройство городов, одежду разных исторических периодов.

Осознанно положительно относиться  к культурным ценностям своей страны.

Анализировать  и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы.

54\20

Культура XIX века.

Знакомство с основными культурными достижениями XIX века, с именами выдающихся деятелей культуры.

Рассказывать о некоторых деятелях культуры XIX века, их творениях.

Осознанно положительно относиться  к культурным ценностям своей страны.

Анализировать  и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований.

55/21

Проверочная работа по теме «Российская империя»

Демонстрация уровня знаний по теме.

Обобщать и делать выводы об исторических событиях и личностях, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы.

Уметь оценивать трудность предлагаемого задания,

адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности.

Анализировать, классифицировать материал, обобщать, выделять главное, использовать информацию для решения учебных задач.

56\22

Революция в России.

Знакомство с основными событиями начала XX века.

Рассказывать на доступном уровне о причинах революции, гражданской войне в России начала XX века. Знать даты падения династии Романовых, революции 1917 года.

Интересоваться изучением истории своей страны.

Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы,  строить логические рассуждения.

57\23

Россия в годы Советской власти.

Знакомство с основными событиями развития России в 20—30 годы XX века.

Рассказывать об особенностях развития страны в послереволюционный период, об образовании Советского государства.

Интересоваться изучением истории своей страны.

Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы.

58\24

Великая Отечественная война.

Знакомство с основными событиями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградским сражением, Курской битвой, блокадой Ленинграда; расширение представлений о героическом подвиге советского народа.

Рассказывать о датах начала и окончания войны, самых известных битвах, городах-героях, подвигах военнослужащих и партизан в борьбе с фашистами.

Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Анализировать  и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований.

59\25

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.

Знакомство с работой тыла в годы войны; представление о самоотверженном труде всех людей.

Рассказывать о работе и жизни в тылу в годы войны, трудовых подвигах работников заводов, госпиталей, сельского хозяйства, знать дату Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Анализировать  и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований.

60/26

Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века.

Знакомство с процессом последовательного восстановления народного хозяйства,  с главными научными достижениями XX века.

Рассказывать о событиях послевоенного периода, восстановлении хозяйства, достижениях науки и техники, космических полетах, знать дату первого полета Ю.Гагарина в космос.

Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Анализировать  и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований.

61/27

По северным

городам России.

Знакомство с северными городами России,  их своеобразием и особенностями.

Знать наиболее крупные и известные города северной части России, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни в этих городах.

Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие.

Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы,  строить логические рассуждения.

62/28

По городам Центральной России.

Знакомство с городами Центральной России, их своеобразием и особенностями.

Знать наиболее крупные и известные города Центральной России, города Золотого кольца,
рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни в этих городах.

Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие.

Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания.

63/29

Города Урала

и Сибири.

Знакомство с городами Урала и Сибири, их своеобразием и особенностями.

Знать наиболее крупные и известные города Сибири и Урала, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в этих городах.

Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие.

Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания.

64/30

Дальний Восток. Южные города России.

Знакомство с городами Дальнего Востока,  с южными городами России.

Знать наиболее крупные и известные города Юга и Дальнего Востока России,
рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни в этих городах.

Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие.

Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания.

65/31

Проверочная работа по теме «Российское государство»

Закрепление знаний, обобщение пройденного материала по заданиям рабочей тетради (с. 53-58).  

Демонстрация уровня знаний.

Обобщать и делать выводы  об особенностях исторического

развития и жизни в российских городах, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы.

Уметь оценивать трудность предлагаемого

задания,

адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности.

Выделять существенную информацию из текста, сравнивать,

наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников.

66/32

Россия в мировом сообществе.

Знакомство с положением России в мировом сообществе, международными организациями, традициями и праздниками разных народов.

Рассказывать на доступном уровне о роли России в современном мире, о традициях разных народов России, называть основные международные организации и их функции.

Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания.

67/33

Итоговая комплексная работа на основе единого текста.

Проверка уровня сформированности предметных и метапредметных умений по разным учебным дисциплинам.

Использовать освоенные предметные и метапредметные умения для решения поставленной задачи.

Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания.

Анализировать, классифицировать материал, обобщать, выделять главное, использовать информацию для решения учебных задач.

68/34

Анализ и коррекция ошибок. Жизнь современного человека.

Расширение представлений о  некоторых особенностях жизни современного человека.

Рассказывать об изменениях, произошедших в жизни человека с древности до современности, обсуждать положительные и отрицательные стороны современной жизни, быта.

Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны.

Анализировать  и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации.

Мозаика заданий.

Обобщение полученных знаний по всему курсу «Окружающий мир». Защита проектов.

Обобщать и делать выводы  об особенностях исторического развития и современной жизни России, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы.

Уметь оценивать трудность предлагаемого задания,

адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности.

Анализировать  и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований.

              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Федеральный образовательный стандарт начального общего образования» Москва «Просвещение»2011
  2.  Примерные программы по учебным предметам «Начальная школа» Москва «Просвещение»2011
  3.  «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа» 4  класс. УМК «Планета знаний»; Москва, АСТ-Астрель, 2012
  4. Авторская программа курса «Окружающий мир», автор Е. В. Саплина, А. И. Саплин,  Москва, АСТ-Астрель, 2012

5.  Методическое пособие «Окружающий мир», автор Е. В. Саплина, А. И. Саплин,  Москва,   АСТ-  Астрель,     2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний"

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной п...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...