технол.карта "Полезные ископаемые", 3 кл.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Класс: 3 «А»

     УМК: «Школа России»

Предмет: Окружающий мир

Тема: Полезные ископаемые

Тип урока: Проектно-исследовательская работа

Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок по данной теме, открытие новых знаний

Цель: Изучить свойства полезных ископаемых. Способствовать развитию внимательности и наблюдательности.

 

 Формы организации деятельности учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

 

Средства (оборудование): Учебник «Окружающий мир», «Рабочая тетрадь», компьютер;

 образцы известняка, мрамора, песка, глины.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                          Технологическая карта урока

     ФИО учителя: Абдуллина Валентина Петровна

Класс: 3 «А»

     УМК: «Школа России»

Предмет: Окружающий мир

Тема: Полезные ископаемые

Тип урока: Проектно-исследовательская работа

Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок по данной теме, открытие новых знаний

Цель: Изучить свойства полезных ископаемых. Способствовать развитию внимательности и наблюдательности.

 Формы организации деятельности учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Средства (оборудование): Учебник «Окружающий мир», «Рабочая тетрадь», компьютер;

 образцы известняка, мрамора, песка, глины.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Дети расширят знания о строительных полезных ископаемых, о месторождениях в России.

Познакомятся со свойствами мрамора, песка, глины, известняка и их использование

Анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

. В ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться:  умение говорить и слушать

                                                                                   

                                                                                                      Ход урока

№ п/п

Этап урока

 Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия  учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный

Подготовить учащихся к работе на уроке

Фронльная

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям. Присаживайтесь.

Класс готов к уроку

Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

Р.нацеливание на успешную работу

К:аргументировать свои суждения

Наблюдение учителя

Полная готовность класса к работе


2

Мотивация и актуализация знаний
целеполагание.

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации

Групповая

- Сегодня у нас необычный урок исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

-Кто такие геологи?

- Что изучают геологи?

 

-А что значит «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»?

-Подберите однокоренные слова к слову ИСКОПАЕМЫЕ. 

- Какова же будет тема урока?

-Какие цели мы перед собой поставим?

-Ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Назовите полезные ископаемые, которые вы знаете.

(Строительные, горючие, металлы.) Как вы думаете почему я их распределяю на 3 группы.

 Давайте мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых.

- Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?


1.Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)

2. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

(Мрамор)

3. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу.

(Глина)

4. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже.

(Песок)

- Молодцы!

-Работать будем в группах.

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала

Геолог.

Ответы детей, а затем учитель дает определение.

Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.

-Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд.

-Горные породы и минералы, которые человек использует в хэозяйстве.

-

 Тема «Полезные  ископаемые»

- Побольше узнать о ПИ, их свойствах, где они добываются и используются


Песок, глина

Нефть, уголь

Дети отгадывают загадки и находят образцы в коллекции минералов.

К: Сотрудничества учителя и сверстников ,

формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения.

Р.Формировать умения определять цель и успешность выполнения своего задания.

К.Уметь оформлять свои мысли в устной речи, уметь слушать и понимать речь других.

П.проводить классификацию, обосновывать её, делать выводы.

Наблюдение учителя

3

Целеполагание (выход на тему урока и цель совместно с учащимися)

Формирование цели учениками.

Фронтальная

1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)

2.Представить результаты … (в таблице)

3. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)

4. Составить …  (коллаж)

Р. Определять и формулировать тему, цель и задачи на урок с помощью учителя.

К. оформлять свои мысли в устной форме.

Контроль учителя

4

Тема урока

(Общий инструктаж)

Организация коммуникативного взаимодействия.

Показать необходимость применения инструкции при выполнении данной практической работы

Фронтальная

Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника.

Каждая группа выполняет работу в соответствии со своими инструкциями.

Каждая группа получила:

- памятку по составлению сообщения (Приложение №2),

- таблица для заполнения (Приложение №3),

- картинки для оформления коллажа.

 К: оформлять свои мысли в письменной  форме.

П: развитие операций мышления, поиск и выделение информации.

Полное соблюдение инструкции

5

ФИЗМИНУТКА.

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Фронтальная

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

 Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

Выполняют физминутку.

Р: Волевая саморегуляция, развитие физических способностей

Контроль  учителя

6

Исследования в группах

В ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка; представить результаты в таблице. Вовлечь детей в исследовательскую работу.

Групповая

Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

Настрой на работу в группах

-Определите правила сотрудничества, выберите только одно правило, которым пользуемся при работе в группе.

Вспомним девиз групповой работы:

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко,

И всегда интересно.

У: -Необходимо правильно распределить работу.

У: -Будем выслушивать мнение каждого.

У: -Следовать плану и следить за временем

Правила сотрудничества.

1 команда.

Каждый имеет право высказаться.

Не нужно слушать товарища

по команде.

Можно смеяться над ошибками

товарища.

2 команда.

Главное – результат команды.

Главное – доказать свою доброту.

Перебивай собеседников.

3 команда.

Говори одновременно с другими.

Говори по теме, кратко и понятно.

Нельзя отстаивать своё мнение.

4 команда.

Можно делать все, что захочется.

Точно выполняй возложенную

 на тебя роль.

Не получается - не делай.

К:планирование учебного сотрудничества ,управление поведением партнёра,

формирование умения осуществлять выбор, Л:формирование умения работать в группе.

П: извлекать из опытов необходимую информацию, анализировать  материал

7

Представлеиие результатов

Умение представить и оценить результаты групповой работы в соответствии с планом

Групповая

Скажите, какое свойство известняка и мрамора дает возможность использовать их так часто?

- Где чаще используют?

-Оцените выступление 1 группы по плану:

Работали дружно…

Работали по алгоритму…

Своевременно выполнили задание..

Качественно выполнили задание…

Каждый приложил усилие в общем

деле…

- Почему для лепки посуды  используют глину, а не песок?

- Оцените по критерию : полнота и правильность выступления 1 группы

2 группы

3 группы

4 группы.

Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таблице о свойствах известняка, 2-ой - мрамора, 3-песка, 4- глины и представляют коллаж «Использование известняка, мрамора, песка, глины» (коллаж прилагается).

У: - Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.

У: - Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

У: - твердость, в строительстве.

Оценивает 2 группа

Аналогично представляет результаты группа №2.

У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.

У: Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.

Р:Правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий.

П:Представление результатов по таблице.

8


Подведение итогов

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

Фронтальная

-К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

-Что должны делать мы, чтобы

по-хозяйски использовать подземные богатства?

- Об охране полезных ископаемых мы продолжим говорить на следующем уроке.

Охрана: - отходы металлургических заводов(шлаки) пригодны для изготовления стройматериалов .

- Дети собирают металлолом, из которого выплавляют металл, экономно используют газовые и электрические приборы, берегут тепло дома и в школе; рационально потребляют питьевую воду, потому что её очистка и доставка по трубам невозможна без использования полезных ископаемых; собирают коллекции природных богатств и отмечают на картах места их залегания.

Р: оценивать правильность выполнения действия;

К: оформлять свои мысли в устной форме.

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ объектов

9

Рефлексия

Проверка способности самооценки,  как личностного результата.

Индивидуальная

- Рада за всех. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)

(Приложение №4)

Р:Адекватная оценка своей деятельности Л:формировать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Контроль учителя

10

Домашнее задание

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

индивидуально

Дифференцированное:

1) Задание по Вариантам

1 в. – приготовить сообщение о каком либо горючем полезном ископаемом

2 в. - приготовить сообщение о каком либо полезном ископаемом из которого получают металл

 

Дети записывают задания в дневник

Понимание цели и методики выполнения домашнего задания

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).


Приложение №1

Группа № 1 

План изучения свойств известняка и создания коллажа

● Определите размер частиц известняка.

1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

2. Рассмотрите под лупой сыпучий песок.

3. Значение свойства запишите в таблице.

● Определите цвет частиц известняка.

1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

2. Значение свойства запишите в таблице .

● Определите, известняк легче или тяжелее воды.

1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.

2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

3. Значение свойства запишите в таблице.

● Определите твердость известняка.

1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

4. Значение свойства запишите в таблице .

● Создайте коллаж «Использование известняка».

1. Рассмотрите иллюстрации 2. Приклейте на лист.

Группа №2

План изучения свойств мрамора и создания коллажа.

● Определите цвет мрамора.

1. Рассмотрите образцы под лупой.

2. Значение свойства запишите в таблице .

● Определите, какой у мрамора блеск.

1. Рассмотрите образцы.

2. Значение свойства запишите в таблице .

● Определите, мрамор легче или тяжелее воды.

1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.

2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

3. Значение свойства запишите в таблице

● Определите твердость мрамора . Сравните твердость мрамора с твердостью известняка.

1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

4. Значение свойства запишите в таблице .

● Создайте коллаж «Использование мрамора».

1. Рассмотрите иллюстрации.

2. Познакомьтесь с названиями.

3. Приклейте на лист.

Группа №3

План изучения свойств глины .

● Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Какая порода сыпучая?

1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.

2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик.

3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.

4. Значения свойств запишите в таблице.

● Определите, песок или глина дольше удерживает воду.

1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.

2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.

3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.

4. Обсудите, что вы наблюдаете.

5. Значение свойства запишите в таблице.

6. Создайте коллаж «Использование песка»

Группа №4

План изучения свойств песка.

● Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Какая порода сыпучая?

1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.

2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик.

3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.

4. Значения свойств запишите в таблице.

● Определите, песок или глина дольше удерживает воду.

1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.

2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.

3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.

4. Обсудите, что вы наблюдаете.

5. Значение свойства запишите в таблице.

● Рассмотрите под лупой прозрачность частичек. (Значение свойства запишите в таблице ).

● Рассмотрите цвет частичек. (Значение свойства запишите в таблице).

● Рассмотрите блеск частичек. (Значение свойства запишите в таблице).

●Рассмотрите размер частичек. (Значение свойства запишите в таблице).

6. Создайте коллаж « Использование глины».




Приложение №2

Группа №1

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства известняка и его использование».

  1. Один участник группы расскажет по таблице о свойствах известняка.
  2. Второй участник группы расскажет по плакату об использовании известняка. Подумайте и скажите, какие свойства известняка объясняют такое его использование.

Группа №2

«Свойства мрамора и его использование»

3.Один участник группы расскажет по таблице о свойствах мрамора.

4.Второй участник группы расскажет по плакату об использовании мрамора. Подумайте и скажите, какие свойства мрамора объясняют такое его использование.


Приложение №2

Группа №3

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства глины».

  1. Один участник расскажет по таблице о свойствах песка.
  2. Второй участник расскажет по таблице о свойствах глины.

Группа №4

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства песка».

1.Один участник группы расскажет об использовании песка

2. Второй участник расскажет об использовании глины.



                                                                                                                 Приложение №3

Полезные ископаемые Свойства песка        

Форма(вязкая или сыпучий)

Пропускает ли воду

Цвет, прозрачность, блеск

Размер частичек

Песок

Свойства глины

Приложение №3

Полезные ископаемые

Форма(вязкая или сыпучий)

Пропускает ли воду

Цвет, прозрачность, блеск

Размер частичек

Глина


Свойства известняка                                                                                                                                              Приложение №3

Полезные ископаемые

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твёрдость

Другие свойства

Известняк

Свойства мрамора.

Приложение №3

Полезные ископаемые

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твёрдость

Другие свойства

Мрамор




Полезные ископаемые

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твердость

Другие свойства

Известняк

желтый серый, белый.

тяжелее

Твердый, гвоздь оставляет след

Мрамор

белый, серый, желтый, красный, черный

тяжелее

Твердый. Тверже, чем известняк

хорошо полируется,

блестит


Полезные ископаемые

Форма (вязкая или сыпучий)

Пропускает ли воду

Цвет

Размер частичек

Песок

сыпучий

пропускает

Желтый, белый, красный, серый. Прозрачные и непрозрачные

Частички крупнее.

Глина

пластичность, вязкость

Плохо пропускает, удерживает

Коричневый(голубой, белый).

Непрозрачные , неблестящие.

Частички меньше песчинок

1 команда.

Каждый имеет право высказаться.

Не нужно слушать товарища по команде.

Можно смеяться над ошибками товарища.

2 команда.

Главное – результат команды.

Главное – доказать свою доброту.

Перебивай собеседников.

3 команда.

Говори одновременно с другими.

Говори по теме, кратко и понятно.

Нельзя отстаивать своё мнение.


4 команда.

Можно делать все, что захочется.

Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Не получается - не делай.





Известняк- осадочная горная порода органического происхождения. Он образовался из остатков морских организмов. В малых количествах растворяется в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла Земли дает источник газа для минеральных вод. Известняк твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов, для создания скульптур. Разновидностью известняка является мел.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм. Цвет бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый, а белый встречается чаще всего. Песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию, он незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Широко используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства. При производстве железобетонных изделий, а также при производстве тротуарной плитки, бордюров.

Глина твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используется в строительстве: из нее с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в нее добавляют воду, то она становится мягкой, вязкой и из нее лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством. Является основой гончарного и кирпичного производства. Из специальных сортов глины изготавливают фарфоровую и фаянсовую посуду. Также глину используют в косметологии для изготовления различных масок


Мрамор – твёрдый родственник известняка, плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий. Мрамор используется как камень для памятников . Мраморная крошка и дроблёный песок используются при изготовлении каменной мозаики и штукатурки, в качестве заполнителей бетона. Мраморная мука находит применение в сельском хозяйстве.

Мрамор используется также для создания мозаичных композиций, рельефов и круглых изваяний (преимущественно однотонный мрамор, большей частью белый, реже — цветной или чёрный).

Также мрамор применяется для облицовки каминов и фонтанов, изготовления столешниц, лестничных маршей, полов, вазонов и балясин.

Приложение№4

«Лист самооценки»

Критерии

+ ДА или - НЕТ

1.Активно работал в группе

2.Был организатором работы в группе

3.Слушал мнение каждого участника группы

4.Доказывал свое мнение

5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.Представлял результаты работы группы перед классом

Критерии: 5-6 + "5", 4+ "4", 3+ "3"


«Лист самооценки»

Критерии

+ ДА или - НЕТ

1.Активно работал в группе

2.Был организатором работы в группе

3.Слушал мнение каждого участника группы

4.Доказывал свое мнение

5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.Представлял результаты работы группы перед классом

Критерии: 5-6 + "5", 4+ "4", 3+ "3"


«Лист самооценки»

Критерии

+ ДА или - НЕТ

1.Активно работал в группе

2.Был организатором работы в группе

3.Слушал мнение каждого участника группы

4.Доказывал свое мнение

5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.Представлял результаты работы группы перед классом

Критерии: 5-6 + "5", 4+ "4", 3+ "3"

«Лист самооценки»

Критерии

+ ДА или - НЕТ

1.Активно работал в группе

2.Был организатором работы в группе

3.Слушал мнение каждого участника группы

4.Доказывал свое мнение

5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

6.Представлял результаты работы группы перед классом

Критерии: 5-6 + "5", 4+ "4", 3+ "3"



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Группа № 1 

План изучения свойств известняка и создания коллажа

● Определите размер частиц известняка.

1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

2. Рассмотрите под лупой сыпучий песок.

3. Значение свойства запишите в таблице.

● Определите цвет частиц известняка.

1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

2. Значение свойства запишите в таблице .

● Определите, известняк легче или тяжелее воды.

1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.

2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

3. Значение свойства запишите в таблице.

● Определите твердость известняка.

1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

4. Значение свойства запишите в таблице.

● Создайте коллаж «Использование известняка».

1. Рассмотрите иллюстрации 2. Приклейте на лист.

Группа №2

План изучения свойств мрамора и создания коллажа.

● Определите цвет мрамора.

1. Рассмотрите образцы под лупой.

2. Значение свойства запишите в таблице .

● Определите, какой у мрамора блеск.

1. Рассмотрите образцы.

2. Значение свойства запишите в таблице .

● Определите, мрамор легче или тяжелее воды.

1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.

2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

3. Значение свойства запишите в таблице

● Определите твердость мрамора. Сравните твердость мрамора с твердостью известняка.

1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

4. Значение свойства запишите в таблице .

● Создайте коллаж «Использование мрамора».

1. Рассмотрите иллюстрации.

2. Познакомьтесь с названиями.

3. Приклейте на лист.

Группа №3

План изучения свойств глины .

● Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Какая порода сыпучая?

1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.

2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик.

3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.

4. Значения свойств запишите в таблице.

● Определите, песок или глина дольше удерживает воду.

1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.

2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.

3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.

4. Обсудите, что вы наблюдаете.

5. Значение свойства запишите в таблице.

6. Создайте коллаж «Использование песка»

Группа №4

План изучения свойств песка.

● Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Какая порода сыпучая?

1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.

2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик.

3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.

4. Значения свойств запишите в таблице.

● Определите, песок или глина дольше удерживает воду.

1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.

2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.

3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.

4. Обсудите, что вы наблюдаете.

5. Значение свойства запишите в таблице.

● Рассмотрите под лупой прозрачность частичек. (Значение свойства запишите в таблице ).

● Рассмотрите цвет частичек. (Значение свойства запишите в таблице).

● Рассмотрите блеск частичек. (Значение свойства запишите в таблице).

●Рассмотрите размер частичек. (Значение свойства запишите в таблице).

6. Создайте коллаж « Использование глины».

Приложение №2

Группа №1

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства известняка и его использование».

  1. Один участник группы расскажет по таблице о свойствах известняка.
  2. Второй участник группы расскажет по плакату об использовании известняка. Подумайте и скажите, какие свойства известняка объясняют такое его использование.

Группа №2

«Свойства мрамора и его использование»

1.Один участник группы расскажет по таблице о свойствах мрамора.

2.Второй участник группы расскажет по плакату об использовании мрамора. Подумайте и скажите, какие свойства мрамора объясняют такое его использование.


Приложение №2

Группа №3

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства глины».

  1. Один участник расскажет по таблице о свойствах песка.
  2. Второй участник расскажет по таблице о свойствах глины.

Группа №4

Памятка по подготовке сообщения

«Свойства песка».

1.Один участник группы расскажет об использовании песка

2. Второй участник расскажет об использовании глины.

Свойства песка                                                                                                                         Приложение №3

Полезные ископаемые

Форма(вязкая или сыпучий)

Пропускает ли воду

Цвет, прозрачность, блеск

Размер частичек

Песок

Свойства глины

Приложение №3

Полезные ископаемые

Форма(вязкая или сыпучий)

Пропускает ли воду

Цвет, прозрачность, блеск

Размер частичек

Глина


Свойства известняка                                                                                                                 Приложение №3

Полезные ископаемые

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твёрдость

Другие свойства

Известняк

Свойства мрамора.

Приложение №3

Полезные ископаемые

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твёрдость

Другие свойства

Мрамор

Полезные ископаемые

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твердость

Другие свойства

Известняк

желтый серый, белый.

тяжелее

Твердый, гвоздь оставляет след

Мрамор

белый, серый, желтый, красный, черный

тяжелее

Твердый. Тверже, чем известняк

хорошо полируется,

блестит

Полезные ископаемые

Форма (вязкая или сыпучий)

Пропускает ли воду

Цвет

Размер частичек

Песок

сыпучий

пропускает

Желтый, белый, красный, серый. Прозрачные и непрозрачные

Частички крупнее.

Глина

пластичность, вязкость

Плохо пропускает, удерживает

Коричневый (голубой, белый).

Непрозрачные, неблестящие.

Частички меньше песчинок

        

1 команда.

Каждый имеет право высказаться.

Не нужно слушать товарища по команде.

Можно смеяться над ошибками товарища.

2 команда.

Главное – результат команды.

Главное – доказать свою доброту.

Перебивай собеседников.

3 команда.

Говори одновременно с другими.

Говори по теме, кратко и понятно.

Нельзя отстаивать своё мнение.

4 команда.

Можно делать все, что захочется.

Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Не получается - не делай.




Предварительный просмотр:

Каменный уголь. Свойства, добыча и применение каменного угля

Город призрак без угля. Таковым стал японский Хасима. В 1930-е его признали самым густонаселенным.

На крошечном клочке земли уместились 5 000 человек. Все они работали на угольном производстве.

Остров оказался буквально сложенным из каменного источника энергии. Однако, к 1970-ым запасы угля истощились.

Уехали все. Остался лишь перерытый остров и постройки на нем. Туристы и японцы зовут Хасиму призраком.

Остров наглядно показывает важность каменного угля, невозможность человечества жить без него. Альтернативы нет.

Есть только попытки ее найти. Поэтому, уделим внимание современному герою, а не туманным перспективам.

Описание и свойства каменного угля

Каменный уголь – это горная порода органического происхождения. Это значит, что камень образован из разложившихся остатков растений, животных.

Чтобы они сформировали плотную толщу, требуется постоянное накопление и спрессовывание. Подходящие условия на дне водоемов.

Там, где есть месторождения каменного угля, когда-то были моря, озера. Отмершие организмы опускались на дно, придавливались толщей воды.

Так образовывался торф. Каменный уголь – последствие его дальнейшего сжатия под давлением уже не только воды, но и новых слоев органики.

Основные запасы каменного угля относятся к эре Палеозоя. С ее окончания минуло 280 000 000 лет.

Это эра гигантских растений и динозавров, обилия жизни на планете. Не удивительно, что именно тогда органические отложения накапливались особенно активно.

Чаще всего, уголь образовывался в болотах. В их водах мало кислорода, что препятствует полному разложению органики.

Внешне залежи каменного угля напоминают обгоревшую древесину. По химическому составу порода является смесью углеродных ароматических соединений высокомолекулярного типа и летучих веществ с водой.

Минеральные примеси незначительны. Соотношение компонентов не стабильно.

В зависимости от преобладания тех, или иных элементов, выделяют виды каменного угля. К основным относится бурый и антрацитовый.

Бурая разновидность каменного угля насыщенна водой, а посему, отличается низкой теплотой сгорания.

Получается, в качестве топлива порода не годиться, как каменная. И бурый уголь нашел иное применение. Какое?

Этому будет уделено отдельное внимание. Пока же, разберемся, почему водонасыщенную породу зовут бурой. Причина в цвете.

Уголь коричневатый, без блеска, рыхлый. С геологической точки зрения массу можно назвать молодой. То есть, в ней не завершены процессы «брожения».

Поэтому, у камня низкая плотность, при сгорании образуется много летучих веществ.

Ископаемый каменный уголь антрацитового типа – полностью сформировался. Он плотнее, тверже,  чернее, блестит.

Чтобы бурая порода стала такой, требуются 40 000 000 лет. В антраците велика доля углерода – около 98%.

Естественно, что теплоотдача у черного угля на высоте, а значит, камень можно использовать в качестве топлива.

Бурый вид в этой роли используют лишь для обогрева частных домов. Им не нужны рекордные показатели энергии.

Нужна лишь простота обращения с топливом, а антрацит в этом плане проблемен. Разжечь черныйкаменный уголь непросто.

Производственники, железнодорожники, приноровились. Трудозатраты стоят того, ведь антрацит не только энергоемок, но и не спекается.

Каменный уголь – топливо, от сгорания которого остается зола. Из чего она, если органика переходит в энергию?

Помните заметку о минеральной примеси? Именно неорганическая составляющая камня и остается на дне печей.

Немало золы осталось и на китайском месторождении в провинции Люхуангоу. Залежи антрацита там горели без малого 130 лет.

Пожар потушили лишь в 2004-ом году. Каждый год сгорали 2 000 000 тонн породы.

Вот и посчитайте, сколько каменного угля пропало даром. Сырье могло пригодиться не только в качестве топлива.

Применение каменного угля

Уголь называют солнечной энергией, заключенной в камень. Энергию можно преобразовывать. Она не обязательно должна быть тепловой.

Энергию, получаемую при сгорании породы, переводят, к примеру, в электричество.

Температура сгорания каменного угля бурого типа чуть не доходит до 2 000 градусов. Дабы получить электричество из антрацита, потребуется уже около 3 000 по шкале Цельсия.

Если же говорить о топливной роли угля, он используется не только в чистом виде.

В лабораториях из органической породы научились получать жидкое и газообразное топливо, а на металлургических заводах уже давно пользуются коксом.

Он получается при нагреве каменного угля до 1 100 градусов без доступа кислорода. Кокс – бездымное топливо.

Важна для металлургов и возможность применения брикетов в роли восстановителей железной руды. Так, кокс пригождается при отливке чугуна.

Кокс применяют и в качестве разрыхлителя шихты. Так именуют смесь исходных элементов будущегосплава.

Будучи разрыхленной коксом, шихта легче переплавляется. Кстати, некоторые компоненты длясплавов тоже получают из антрацита.

В качестве примесей в нем могут содержаться германий и галлий – металлы редкие и мало где еще встречающиеся.

Каменный уголь купить стремятся, так же, для производства композиционных материалов углеграфитового толка.

Композитами называют массы из нескольких составляющих, с четкой границей между ними.

Искусственно созданные материалы применяют, к примеру, в авиации. Здесь композиты увеличивают прочность деталей.

Карбоновые массы выдерживают, как очень высокие, так и низкие температуры, используются в стойках опоры контактных сетей.

А вообще, композиты прочно вошли уже во все сферы жизни. Железнодорожники устилают ими новые платформы.

Из наномодифицированного сырья делают опоры строительных конструкций. В медицине с помощью композитов предлагают заполнять сколы на костях и прочие повреждения, не подлежащие металлическому протезированию. Вот какой каменный уголь многоликий и многофункциональный.

Химики разработали метод получения из угля пластмасс. При этом, не пропадают отходы. Низкосортная фракция прессуется в брикеты.

Они служат топливом, которое подходит, как для частных домов, так и производственных цехов.

В топливных брикетах остается минимум углеводородов. Они, собственно, и есть самок ценное в угле.

Из него можно получить чистые бензол, толуол, ксилолы, куморановые смолы. Последние, к примеру, служат основой для лакокрасочной продукции и такого материала внутренней отделки помещений, как линолеум.

Часть углеводородов ароматические. Людям знаком запах нафталина. Но, немногие знают, что производят его из каменного угля.

В хирургии нафталин служит антисептиком. В домашнем хозяйстве вещество борется с молью.

Кроме того, нафталин способен защитить от укусов ряда насекомых. Среди них: мухи, оводы, слепни.

В общей сложности, уголь каменный в мешках закупают для производства более чем 400-от видов продукции.

Многие из них – побочные товары, получаемые на коксохимическом производстве.

Интересно, что стоимость  дополнительных линий, как правило, больше, чем у кокса.

Если же рассматривать среднюю разницу между каменным углем и товарами из него, она составляет 20-25 раз.

То есть, производство весьма выгодное, быстро окупается. Поэтому, неудивительно, что ученые ищут все новые и новые технологии переработки осадочной породы. На растущий спрос должно быть предложение. Ознакомимся с ним.

Добыча каменного угля

Месторождения угля называют бассейнами. В мире их свыше 3 500.  Общая площадь бассейнов – около 15% от суши. Больше всего угля в США.

Там сосредоточенны 23% от мировых запасов. Каменный уголь в России – это 13% общих запасов.Бронза у Китая. В его недрах сокрыто 11% породы.

Большинство из них – антрациты. В России соотношение бурого угля к черному примерно одинаково. В США преобладает бурый вид породы, что снижает значение залежей.

Не смотря на обилие бурого угля, месторождения США поражают не только объемами, но и масштабами.

Запасы одного только Аппалачского каменноугольного бассейна составляют 1 600 миллиардов тонн.

В самом крупном бассейне России, для сравнения, хранятся лишь 640 миллиардов тонн породы. Речь о Кузнецком месторождении.

Оно находится в Кемеровской области. Еще пара перспективных бассейнов обнаружены в Якутии и Тыве. В первом регионе залежи назвали Эльгинскими, а во втором – Элегетскими.

Месторождения Якутии и Тывы относятся к закрытому типу. То есть, порода находиться не у поверхности, на глубине.

Нужно строить шахты, штольни, стволы. Это поднимает цену каменного угля. Но, масштабы залежей стоят затрат.

Что же касается Кузнецкого бассейна, в нем работают по смешенной системе. Около 70% сырья извлекают с глубин гидравлическим способом.

30% угля добывают открыто, используя бульдозеры. Их достаточно, если порода залегает у поверхности, а прикрывающие слои рыхлые.

Открыто уголь добывают и в Китае. Большинство месторождений КНР находятся далеко за пределами городов.

Однако, это не помешало одной из залежей доставить неудобства населению страны. Это произошло в 2010-ом.

Пекин резко увеличил запросы на уголь из Внутренней Монголии. Она считается провинцией КНР.

В путь отправилось столько грузовиков с товаром, что 110-е шоссе встало почти на 10 дней. Пробка началась 14-го августа, а рассосалась лишь 25-го.

Правда, не обошлось и без проведения дорожных работ. Грузовики с углем усугубили ситуацию.

110-е шоссе относится к дорогам государственного значения. Так что, не только уголь в пути задержался, но и прочие контракты оказались под угрозой.

В интернете можно найти ролики, где водители, ехавшие в августе 2010-го по китайскому шоссе, сообщают, что 100-километровый отрезок преодолевали около 5-ти дней.



Предварительный просмотр:

Полезные ископаемые: Известняк

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/izvestnyak-320x240.jpgИзвестняк представляет собой осадочную горную породу. Чаще всего он имеет органическое происхождение. Хотя встречается и известняк хомогенного происхождения. Если говорить языком химии, то в основании известняка лежит карбонат кальция, представляющий собой кристаллы кальцита различных размеров.


Классификация известняка и его описание

Находящийся в составе известняка карбонат кальция имеет особенность растворяться в воде. В итоге образовывается карст. Кроме того, он может подвергаться разложению на основания и углекислый газ. Это происходит на больших глубинах, потому под воздействием тепла Земли из известняка получается газ для минеральных вод.

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/izvestnyak_1-400x223.jpg

Одним из самых распространенных типов известняка является ракушечник, состоящий из обломков, а также целых раковин морских животных. Кроме того, выделяют еще несколько видов известняка:

  • Мшанковый, состоящий из останков мшанков – беспозвоночных животных мелкого размера, проживающих колониями в морях.
  • Нуммулитовый, состоящий из вымерших одноклеточных организмов нуммулитов, относящихся к отряду фораминифер.
  • Мраморовидный. Он делится на тонкослоистый и массивнослоистый. Известно, что в процессе метаморфизма происходит перекристаллизация известняка с последующим образованием мрамора.

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/izvestnyak_2-400x300.jpg

Как видим, известняк относится к мономинеральным породам с различными примесями. Его название зачастую отражает тип этих примесей, а, кроме того – структуру, их геологический возраст или характер залегания.

Природный известняк светло-серого цвета, хотя вполне может быть почти черным или вообще белым. Примеси могут давать ему голубоватый, розовый или желтоватый оттенок.

Месторождения и технологии добычи известняка

Как следует из вышеизложенного, известняк представляет собой осадочную породу, которая образуется с непосредственным участием живых организмов, проживающих в морских бассейнах. Это и обуславливает их месторождения.

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/izvestnyak_3-400x267.jpg

Известняк является «строительным материалом» для целых горных цепей. Примером могут стать Альпы, хотя он широко распространен и в других горных районах. Залежи известняка имеются по всему миру. Серьезные его запасы имеются и в нашей стране. Причем в каждом месторождении добывают различный известняк: плотный, белый, флюсовый, ракушечно-оолитовый и пр.

Добывают известняк в большинстве случаев открытым карьерным способом. Для этого снимают верхний слой грунта и глину и образовывают карьер. В нем могут проводиться пиротехнические работы для измельчения и отсоединения порций известняка. Далее он карьерными автомобилями вывозится на переработку.

Применение известняка

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/izvestnyak_4-400x300.jpg

В металлургической промышленности его используют в качестве флюса. Также он является главным компонентом при изготовлении цемента и извести. Также он является вспомогательным элементом при изготовлении соды, минеральных удобрений, бумаги, сахара и стекла. Кроме того, данный материал принимает участие в изготовлении резины, красок, мыла пластмасс, минеральной ваты и пр. Широко применяется в строительстве для изготовления облицовочных и стеновых блоков, а также в качестве щебня при строительстве фундаментов, а также прокладывании дорог.



Предварительный просмотр:

Гранит: типы, места и способы добычи, варианты применения

Что такое гранит

Изделия из камня гранит видели все — это постаменты скульптур, плиты, которыми украшены здания, или кухонная столешница. Гранит, который предлагает наша компания, традиционно идет на изготовление штучного товара или плит для облицовки. О том, что это за камень, расскажем ниже.

Гранит — это магматический горный материал, который состоит преимущественно из полевых шпатов (на 60%), кварца и темноцветных минералов. Процентное соотношение и типы минералов придают граниту цвет, оттенок цвета и плотность. Он применяется в облицовке помещений и изготовлении штучного товара — в этом смысле так же популярен, как благородный мрамор. 

Гранит является важной составной частью земной коры. По утверждению геологов, в отличие от других видов горных пород, гранит не встречается ни на одной планете солнечной системы, кроме Земли, поэтому в этом смысле он уникален. 

Гранит различают по двум категориям: минеральному составу и особенностям текстуры. В первом случае можно выделить светло-серый плагиогранит и розовый аляскит, во втором — обычный и порфировидный гранит (в структуре имеются продолговатые вкрапления, их называют зернами, которые делают породу неоднородной и крошению). 

Кстати, к порфировидным гранитам относится редкий гранит рапакиви, который добывают в Скандинавии, Украине и в Карелии. Именно на постаменте из такого гранита пестрого оттенка, розового с черным, стоит знаменитый питерский «Медный всадник». 

Близкими по составу к граниту и применяемыми в строительстве являются также гранидиориты, граносиениты, лабрадориты, гранито-гнейсы и пр. В обиходе их не выделяют в отдельные категории и относят к гранитам. 

Где добывают гранит

Откуда производители изделий из гранита получают этот декоративный камень? В мире существует до двух сотен месторождений. Компания «Данила-мастер» реализует гранит со всех уголков земли, и далее мы объясним вам,, откуда его получаем. Как добывают гранит

При этом гранит, в отличие от других пород (к которым относится и мрамор), часто выходит на поверхность земли. Это происходит в том случае, если природой разрушаются отложения, которые прячут их от людских глаз. Такие месторождения в изобилии представлены в России. Зачастую интрузивы залегают на значительной глубине. Месторождения разрабатывают и разведывают довольно долго, прежде чем получить первый камень. 

Сегодня в России насчитывается 47 действующих мест добычи гранита (при этом разведанных — больше сотни). Они расположены на Урале, в Ленинградской области, в Карелии, в Приморье, Забайкалье. Отечественный камень белый, серый, розовато-серый, красно-коричневый. Наибольшее число месторождений находится в северной части страны. 

Также на рынке можно найти камень из Украины, США, Китая, Индии, Швеции, Италии, Австралии, Бразилии и так далее — даже маленькое государство Шри-Ланка может похвастаться несколькими типами красивого гранита: обычно белого, например, «Рояль Эмеральд». 

Как добывают гранит

Сегодня существует три способа добычи камня гранит. Каждый из них по-своему интересен. Гранит, который вы приобретаете в компании «Данила-мастер», тоже добывают одним из трех популярных способов — о них узнайте прямо сейчас. 

Итак, методы добычи камня гранит: 

1. Метод взрыва прост: в шахту закладывают заряд и активируют его. Горные породы выходят на поверхность. Это дешевый метод, но оставляет большое количество отходов, поскольку взрывом монолиты гранита раскалываются на куски, и обычно 30% добытого таким способом материала не имеет больших размеров. А крупные куски, слэбы, могут скрывать в себе микротрещины, что вскроется после начала обработки. 

2. Еще один метод — метод воздушной подушки, здесь в роли «заряда» выступает воздух под давлением. Метод более щадящий, гранит также выходит на поверхность, но не раскалывается в таком количестве на мелкие куски. Плюс — старатели легко определяют место разлома породы, что в первом случае нереально сделать. Применяют в Китае и частично в России. 

3. Самый дорогостоящий и требующий особых умений — резка камня. Камнерез наиболее популярен на Западе. Полностью исключает риск возникновения микротрещин в камне. 

Первый метод наиболее популярен в России, его применяют практически на всех месторождениях: поскольку это дешево и быстро. 

Как обрабатывают гранит

Добытый на месторождении гранит направляют на обработку, которая может быть двух типов. Конечно, монолит из сверкающего на солнце камня выглядит внушительно и авангардно, но использовать его в таком виде никому не приходит в голову. Как же обрабатывают гранит? Методы обработки гранита влияют на качество будущих изделий из него. Выделяют промежуточные способы обработки и финальные. К первым относится пиление и шлифовка. К последним — термообработка, лощение и полировка. Также выбор метода зависит от назначения изделий. obrabot.jpg

Например, при изготовлении плит для мощения тротуара или ступеней неразумно полировать гранит: он станет красивым, но скользким. Поэтому применяют бурчадирование — обработку специальной машиной, в результате чего поверхность становится шероховатой, и сцепление с обувью намного выше. 

Похожий эффект достигается методом термообработки. Под воздействием высоких температур гранитные плиты приобретают шершавость, выглядят искусственно состаренными. Так гранит обрабатывают для изготовления плит, идущих на облицовку метро. 

Лощение делает поверхность матовой. Для этого используют тонкие абразивы, но их воздействие незаметно. Матовая поверхность позволяет разглядеть рисунок камня, гранит остается природно-красивым, но не блестящим. Такие плиты применяют для облицовки зданий и выкладки пола внутри помещения. 

Полировка позволяет добиться зеркального эффекта поверхность. Гранит, независимо от своего оттенка, красиво «играет» на солнце. Легко разглядеть рисунок камня и его оттенок. Красиво выглядит полированная кухонная столешница. Гранит не только блестит, но и отражает предметы вокруг. Мастера используют:

1) инструменты с порошковым напылением;

2) затем — круги из материи или войлока;

3) после — полирование пастой ГОИ, на конвейерах. 

Еще один тип обработки — имитация скола, в результате чего монолит выглядит как колотая глыба. Благодаря этому способу добиваются схожести с природным расколом породы, с хаотичным рельефом с перепадами до 20 см. Обработанный таким способом гранит пригоден для создания интерьера в скандинавском стиле. 

Как применяют гранит

Словом «гранит» называют не только собственно гранит, но и другие подобные ему камни, подходящие для облицовки. Узнайте подробнее о видах камня, который вы найдете в разделе Гранит компании «Данила-мастер». Гранит, который предлагаем мы, подходит для всех видов использования. 

Выше мы рассказали о граните рапакиви — грубозернистом, редком, но популярном. А теперь вспомните, строки Пушкина в поэме «Медный всадник». «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой ее гранит»… 

Действительно, Санкт-Петербург может похвастаться своеобразием использования гранита в своей архитектуре. Кстати, набережная Невы «закована» в розовый гранит рапакиви, это было сделано еще в 17-19 веках. Из такой же разновидности изготовлены колонны Исаакиевского собора и Александровская колонна. 

В Новом Эрмитаже вы увидите атлантов из серого сердобольского гранита — он добывается на Ладожском озере. В городе Грозном есть улица, все первые этажи зданий на которой облицованы гранитом. Да не каким-нибудь! Использован Дымовский гранит. Купить такой можно в Карелии, где его добывают. 

Наконец, в Екатеринбурге в преддверии Чемпионата Мира по футболу сделали из гранита и выставили у мэрии четыре гранитных мяча. Выглядит внушительно! А еще в столице Среднего Урала карельский гранит пошел на облицовку станций метро «Ботаническая» и «Динамо». 

Почему гранит пригоден для строительства

Повсеместно гранит используют для строительства и облицовки, потому что обладает свойствами, о которых читайте далее. Это красивый прочный камень, который еще называют «вечным». Гранит, который вы купите в компании «Данила-мастер», обладает качествами, о которых вы сейчас узнаете. 

Гранит имеет структуру различной зернистости, что влияет на его податливость обработке и, как следствие, на цену. Существует особая шкала классификации гранита по геохимическим качествам — она выделяет четыре типа камня, каждый из которых имеет свою плотность, структуру и потребительские качества. 

Гранит хорошо поддается пилению, полировке, термообработке — это позволят мастерам создавать настоящие шедевры в домах заказчиков. Изделия выглядят монументально, а зеркальная полировка делает поверхность необычно красивой — вкрапления слюды играют на солнце, как драгоценные камни. Такая способность называется эффектом интерференции. 

Гранит долго сохраняет «товарный вид», ему не страшны мороз и сильная жара. Поэтому мастера изготавливают из гранита:

— скульптуры;

— облицовочные плиты;

— памятники и колонны. 



Предварительный просмотр:

В находке геолога много железа,

И тем она людям, конечно, полезна.

Среди ископаемых ценной всегда

Считалась добытая в шахте…

(Руда)

***

Без труда
Не добывается в шахте…
(Руда)

***

Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений.
(Янтарь)

***

Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
(Нефть)

***

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(Нефть)

***

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу.

(Глина)

***

Росли на болоте растения …

А теперь это топливо и удобрение.

(Торф)

***

В воде не тонет, в земле не гниет, в огне не горит.

(Уголь)

***

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

(Уголь)

***

От огня происхожу,

От огня и умру.

(Уголь)

***

Охапку лучей

Из топок печей

Нам древнее солнышко дарит,

Нас греет и пищу нам варит.

(Уголь)

***

Закопай — не гниёт,

Кинь в воду — поплывёт.

(Уголь)

***

Чёрный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей.
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом.

(Уголь)

***

Маленький,

Лёгонький,

А тяжело поднять.

(Горячий уголь)

***

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек.

(Природный газ)

***

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже.

(Песок)

***

Во дворе малыш играл:

Груз в машину насыпал,

Стряпал вкусный пирожок,

Любят дети все …

(Песок)

***

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать и играть.

(Песок)

***

Тянусь я тоненьким столбцом

По трубке из стекла,

Сжимаюсь я от холода,

Расту я от тепла.

(Ртуть)

***

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске —

Оставляет белый след.

(Мел)

***

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен …

(Мелом)

***

Порешал, пописал,

Раскрошился и пропал.

(Мел)

***

Одну её не едят,

А без неё мало что едят.

(Соль)

***

Белый камень в воде тает.

(Соль)

***

Одну меня — не съешь никогда,

А без меня — не вкусна еда.

(Соль)

***

В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда.

(Соль)

***

В воде родится,

На огне вырастает.

С матерью встретится —

Опять умирает.

(Соль)

***

Я не вкусна, но в пищу каждому нужна.

(Соль)

***

В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат!

(Соль)

***

Покрывают им дороги,

Улицы в селеньях,

А ещё он есть в цементе.

Сам он — удобрение.

(Известняк)

***

Туп конец,

Востёр резец.

Режет листы,

Летят куски.

(Алмаз)

***

Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное.

(Алмаз)

***

Эта драгоценность обрадует вас —

В кольце чистой каплей сверкает …

(Алмаз)

***

Во мне есть вода, но не мокрая,

Огонь, но не жгучий;

Моё твердое тело бесцветное

И в то же время разноцветное.

(Бриллиант)

***

Ни огня, ни света,

А огнём блестит.

(Золото)

***

Эти камни просто чудо:
И сверкают, и горят,
Их вставляют в кольца, в броши,
Красотой они дарят.

(Драгоценные камни. Самоцветы)

***

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

(Мрамор)

***

Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи.

(Железо)

***

Иду  воду – красен,
Выйду – черен.

(Железо)

***

Становлюсь собой в плену огня.

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни коньков,

Ни автомобилей, ни станков.

(Железо)

***

Если встретятся оно и вода

Ржавчина появится тогда.

(Железо)

***

Сталевар из руд достал

Нужный людям всем …

(Металл)

***

В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный…

(Кристалл)

***
Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

(Гранит)



Предварительный просмотр:

Домашнее задание 1 в. – приготовить сообщение о каком либо горючем полезном ископаемом

Домашнее задание 2 в. - приготовить сообщение о каком либо полезном ископаемом из которого получают металл

Домашнее задание 1 в. – приготовить сообщение о каком либо горючем полезном ископаемом

Домашнее задание 2 в. - приготовить сообщение о каком либо полезном ископаемом из которого получают металл

        

Домашнее задание 1 в. – приготовить сообщение о каком либо горючем полезном ископаемом

Домашнее задание 2 в. - приготовить сообщение о каком либо полезном ископаемом из которого получают металл

Домашнее задание 1 в. – приготовить сообщение о каком либо горючем полезном ископаемом

Домашнее задание 2 в. - приготовить сообщение о каком либо полезном ископаемом из которого получают металл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...