Внеклассное мероприятие по окружающему миру для 4 класса "Знатоки природы"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Знатоки природы" ориентированно на детей 4 класса. Это мероприятие проведено в параллели. Оно содержит информационный материал для детей в игровой форме. В конспекте занятия есть интересные факты  о жизни животных и растений, кроссворд и т.д

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру

4 класс 2018г

Экологическая игра викторина

Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. 

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

Участвуют 5 команд

1-я команда “Муравьи”

Девиз: Кто сильно желает,

 Тот цели добьётся.

2-я команда “ Радуга”

Девиз:

Много в радуге цветов,  
А в команде-удальцов! 

3-я команда “Солнышко”

Девиз:

Свети всегда, свети везде,  
И выручай друзей в беде! 

4 команда: «Пингвины» 
   Девиз: Мы пингвины просто класс, 
   Победи попробуй нас!

   5 команда: «Светлячок» 
   Девиз: Хоть свет наш слаб и мы малы, 
   Но мы дружны и тем сильны.

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри.  Представление жюри

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак, в путь.

Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной, 
Вопросы тебя обгоняют гурьбой. 
Одно «почему?» меж деревьями мчится, 
Летит по пятам за неведомой птицей. 
Другое – пчелою забралось в цветок, 
А третье – лягушкою скок в ручеек. 
«Что?» мышкой шныряет 
под листьями в норах, 
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох 
Сидит «отчего?» на зеленом листке. 
«Куда?» полетело верхом на жуке. 
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень. 
Вопрос за вопросом, и так – 
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем 
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда  по очереди внимательно слушает свой вопрос.(по 3 вопроса по очереди. Если не отвечают, то отвечают другие команды и балл присуждается им. За каждый правильный ответ 1 очко)

  1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
  2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
  3. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  4. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  5. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  6. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  7. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  8. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  9. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  10. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
  11. Самое сладкое дерево (липа)
  12. Разноцветные грибы (сыроежки)
  13. Название какого растения говорит, где оно живет? (подорожник)
  14. Дерево - символ нашей Родины (береза)
  15. Что за дерево такое 
    Угощает снегирей? 
    Снег стоит, трещат морозы, 
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина).

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА.(У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.). 1 очко за каждое правильное слово

Игра с болельщиками

1.Какое хвойное растение осенью сбрасывает свои иголки?

2. Как называется подземная часть растения?

3. Какой гриб носит название хищного зверя?

4. Как называется сушёный виноград?

5. Как называется колючка на розе?

6. Как распространяются семена одуванчика?

7. Что такое «тайга»

  1. Какое дерево является символом России?
  2. Растение степи, похожее на метелку?
  3.  Какой гриб для людей ядовит, а зверям целебен?

3-й конкурс Игра «Найди растения» 1 очко за каждое правильное слово

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Ведущий. Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись 
Без чудищ нелепых 
И даже без хищников, 
Злых и свирепых.

Нужны все на свете! 
Нужны все подряд – 
Кто делает мед, 
И кто делает яд!

Плохие дела 
У кошки без мышки, 
У мышки без кошки 
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то 
Не очень дружны, 
Мы все-таки очень 
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь 
Лишним покажется, 
То это, конечно, 
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны, 
И это все дети 
Запомнить должны!

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки». 1 очко за каждое правильное слово

  1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
  2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
  4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  8. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
  9. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
  10. Есть на речках лесорубы 
    В серебристо-бурых шубах 
    Из деревьев, веток, глины 
    Строят прочные плотины. (
    Бобры).
  11. Скачет зверюшка: 
    Не рот, а ловушка. 
    Попадут в ловушку 
    И комар, и мушка. (
    Лягушка).
  12. Над рекою он в полёте, 
    Этот чудо-самолётик. 
    Над водой парит он гладкой, 
    На цветке его посадка. (
    Стрекоза).
  13. На спине я дом ношу, 
    Но гостей не приглашу: 
    В костяном моём дому 
    Место только одному. (
    Черепаха).
  14. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно – 
    Укусит. Ясно? (
    Змея).
  15. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (
    Медуза).
  16. Крупное рогатое животное, которое называют «лесной великан» (лось)
  17. Самая большая хищная рыба (акула)
  18. Какая птица выводит птенцов зимой?
  19. Животное, которое носит своего детеныша в сумке (кенгуру)
  20. Что случается с пчелой, когда она ужалит (погибает)
  21. Хищная большая полосатая кошка (тигр)
  22. Кто спит вниз головой (летучая мышь)
  23. Тело рыбы покрыто …(чешуей)
  24. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда (кукушка)
  25. Самое крупное млекопитающее животное (кит)
  26. Какая самая большая птица в мире (страус)
  27. Тело птиц покрыто…(перьями)
  28. Самый быстрый  зверь (гепард)
  29. Когда еж не колется (когда только родиться)
  30. Птица размером с пчелу (колибри)

III. Третья станция. «Царство Грибов».

 

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (
Грибы).

-Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! 
    (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут... 
    (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... 
    (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. 
    (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! 
    (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. 
    (Боровик, белый). 
  7. Растут на опушке 
    рыжие подружки, 
    Их зовут …(
    волнушки)
  8. Золотистые ... -
    Очень дружные сестрички.
    Ходят в рыженьких беретах,
    Осень в лес приносят летом.
    (лисички)
  9. Он в лесу стоял,
    Никто его не брал,
    В красной шапке модной,
    Никуда не годный. (
    Мухомор)
  10. Смотрит свысока – 
    ручки в бока.
    Красива и важна – 
    да никому не нужна.(
    поганка)
  11. Этот гриб найдешь весной
    На опушечке лесной.
    Весь в морщинках старичок
    С именем смешным…
    (сморчок)
  12. Этот гриб почти домашний,
    Он растет в подвале нашем,
    Вкусный из него бульон,
    Это белый …( шампиньон)
  13. В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

     Полежит съедобный... (груздь)

  1. Если кто-то сверху топнет,
    Этот гриб со вздохом лопнет,
    Задымится в тот же миг.
    Значит, это… (дождевик)
  2. И зимой нам пригодится,
    Вырастает он в теплице.
    Не грибок, а неженка,
    Это наша…
    (Вешенка)

3-й конкурс. «Собери пословицу». 1 очко за каждую  правильную пословицу

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

 «Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»

«И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут».

«Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить».

«Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет».

«Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

Конкурс Болельщиков Игра «Четвёртый лишний».

- Убрать  лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)

Мы приехали на речку
Воскресенье провести, 
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли 
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли – 
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки – 
Две размокшие баранки – 
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести, 
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс «Правила друзей природы». 1 очко за каждое правильное правило

– Вспомните правила друзей природы ? (записывают правила, потом зачитывают их)).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

А вот этот тест поможет вам узнать какие вы Знатоки природы!

Тест

1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?

а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 балл);

б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 баллов).

2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

а) покормлю птенца (3 балла);,

б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 баллов);

в) буду наблюдать издали (1 балл).

3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдете ли вы с ними?

а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 баллов);

б) не пойду (1 балл).

4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжить поход?

а) взял(а) бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 балл);

б) отнес(ла) бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 баллов);

в) закопал(а) бы в землю (3 балла).

5. Как вы сами оцениваете свои знания по охране природы?

а) почти все знаю (3 балла);

б) кое-что знаю, но хотел(а) бы знать больше (1 балл);

в) охранять природу должны ученые, а не я (5 баллов).

А теперь - итоги теста. Сложите очки вместе. По сумме определите, к какой из трех групп юных друзей природы вы относитесь. Не обижайтесь, если результат не понравится. Лучше задумайтесь.

Группа № 1 - те, кто набрал от 5 до 11 баллов. Если бы все были такими, как вы, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только много знаете о природе, но и умеете ее охранять. Но главное - не останавливайтесь, стремитесь узнать побольше.

Группа №2 - те, кто набрал от 12 до 18 баллов. Вы, безусловно, кое-что знаете о природе и хотели бы ей помочь. Но ваши знания неполные, и вы, сами того не желая, можете причинить ей вред. Больше читайте, говорите со знающими людьми. И вы с вашей огромной энергией сможете принести пользу.

Группа № 3 - те, кто набрал от 19 до 25 баллов. Вы, наверное, любите природу. Это хорошо. Но вы так мало о ней знаете! Вам нужно изучать жизнь растений, повадки животных.

Ведущий: Все мы дети одного корабля по имени Земля. Значит, пересесть из него просто некуда. Если ты взял что-то от природы, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц. Только тогда Земля останется такой как на ваших рисунках. Давайте же стараться жить так, чтобы природа вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

Подведение итогов и награждение детей по номинациям



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. "Путешествие в царство живой природы."

Внеклассное мероприятие по окружающему миру   «Путешествие в царство живой природы»       Классный руководитель:  Смыкова В.И ...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Будь природе другом"

Внеклассное мероприятие для первого класса....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Будь природе другом"

Внеклассное мероприятие для первого класса....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Знай, люби и охраняй природу"

Мероприятие направлено на расширение и обобщения знаний о птицах; развитие внимания, памяти;  умения анализировать и сравнивать, переключаться с одного вида деятельности на другой; прививать умен...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. КВН «Береги природу!»

Цели:1. Углубить знания учеников о природе.2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.3. Учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в п...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру «Будь природе - другом!»

Расширять кругозор детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе "Защитим природу"

Цели:формировать представление об экологии и её роли в жизни людей,развивать интерес учащихся к изучению природы родного края,воспитывать бережное отношение к природе....