Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Косова Нина Владимировна

Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx50.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру

. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального  образования».0т 17.12 2010г приказ МО и науки РФ №1897.
  3. Приказ МО РФ от 31.12.2015г.  № 1576  «Об утверждении федерального компонента государственных  стандартов начального образования».
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа (1-4). "Окружающий мир" 2  класс автор –Г.Г. Ивченкова,  И.В. Потапов
  5. Образовательная программа школы.
  6. Учебный план ОУ на 2018 – 2019 учебный год.
  7. Локальный акт школы.
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
  9. Письмо Минобрнауки России «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

Характеристика  учебного предмета

Программа и материал УМК рассчитан на 68 часа в год, 2 часа в неделю.

Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество».

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали).

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

При отборе и построении содержания курса учитывались и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода познания выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, выдвигают и обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы. Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои. В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного или сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают иные формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации. В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у обучающихся познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается. Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Она наиболее эффективно позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки – практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии – формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений. Уроки - практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя. Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.

Универсальные учебные действия

- расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, освоить элементарные правила поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация и др.); научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на материале природы и культуры родного края.

Особое значение предмета «Окружающий мир» заключается в формировании у детей младшего школьного возраста целостного и системного представления о мире и места человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
  • формирование основ экологической культуры;
  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание». В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 270 часов. Во втором классе на его изучение отводится 2 часа в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 68.

Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;
  • внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
  • понимание значения взаимопомощи в семье;
  • способность оценивать своё поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • положительное отношение к учёбе, как интеллектуальному труду;
  • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
  • понимание ценности семейных отношений;
  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
  • приводить примеры приборов и инструментов;
  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
  • различать тела природы и изделия;
  • приводить примеры тел и веществ;
  • приводить примеры источников энергии;
  • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
  • рассказывать об исследованиях космоса;
  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
  • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне; рассказывать о значении камня в жизни человека; называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
  • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях; приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях; называть планеты Солнечной системы; отличать планету от звезды; показывать на глобусе материки и океаны; приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
  • рассказывать об использовании электрической энергии; рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
  • понимать, что такое окружающая среда;
  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
  • понимать значение науки и труда в жизни общества;
  • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;
  • понимать значение общества в жизни человека;
  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
  • понимать значение искусства как способа познания мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • понимать своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
  • понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
  • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
  • оценивать правильность выполнения заданий;
  • осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
  • оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чём проявилась сложность выполнения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;
  • ставить цели проведения наблюдений и опытов;
  • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
  • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
  • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
  • пользоваться справочником, помещённым в учебнике;
  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
  • осуществлять описание объектов природы;
  • сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;
  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
  • понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,
  • ставить вопросы друг другу,
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
  • соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Содержание курса

Как люди познают мир (16 ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.

Мы живём на планете Земля (15 ч)

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.

Природа вокруг нас (24 ч)

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.

Люди вокруг нас (13 ч)

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека.

Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья - ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги, распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.

Учебно-тематический план

Раздел программы Тема раздела

Всего часов

В том числе:

практические

работы

экскурсии

контрольные и проверочные работы

проекты*

1

Как люди познают мир

16

2

2

1

1

2

Мы живем на планете Земля

15

2

1

1

3

Природа вокруг нас

24

3

1

1

4

Люди вокруг нас

13

2

1

ИТОГО

68

7

2

6

4


Перечень лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Тема раздела

Виды работы

Как люди познают мир

Экскурсия № 1 «Лес и его обитатели»

Экскурсия № 2 № «Луг и его обитатели»

Практическая работа № 1 «Свойства предметов»

Практическая работа № 2 «Термометр»

Проверочная работа № 1 «Как люди познают мир»

Проект «Знание – сила»»*

Мы живем на планете Земля

Практическая работа № 3 «Глобус - модель Земли»

Практическая работа № 4 «Смена дня и ночи»

Проверочная работа № 2 «Мы живем на планете Земля»

Проект «Мы живем в космосе» *

Природа вокруг нас

Практическая работа № 5 «Звук»

Практическая работа № 6 «Лиственные деревья»

Практическая работа № 7 «Хвойные деревья»

Проверочная работа № 3 «Природа вокруг нас»

Проект «Жизнь леса» *

Люди вокруг нас

Проверочная работа № 4 «Люди вокруг нас»

Итоговая контрольная работа

Проект «Наши питомцы» *

Типология уроков.

Урок «открытия» новых знаний.

Урок рефлексия.

Урок общеметодологической направленности.

Урок развивающего контроля.

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т. п.), подготовленных учителем.

   Тематический контроль осуществляется в  виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

   Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

Перечень учебно – методического обеспечения

Учебники и учебные пособия:

Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2015г.

Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».  В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2015г.

Методические пособия для учителя:

Г.Г.Ивченкова. Обучение во 2  классе по учебнику «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2015г.

5. Тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир»

2018 – 2019 учебный год

Тема урока

Кол-во часов

Как люди познают мир (16 ч.)

1

О науке. Что такое наука?

1

2

Науки бывают разные.

1

3

Человек изобретатель. Учёные России.

1

4

Экскурсия в лес.

1

5

Экскурсия  на луг.

1

6

Как ученые изучают мир. Наблюдение и опыты.

1

7

Как ученые изучают мир. Практическая работа № 1 «Свойства предметов»

1

8

Умей видеть

1

9

Умей видеть. Тренируй свою наблюдательность.

1

10

Приборы и инструменты

1

11

Измерение температуры и времени. Практическая работа № 2 «Термометр»

1

12

Измерение температуры и времени

1

13

Осень

1

14

Справочники, словари, энциклопедии

1

15

Справочники, словари, энциклопедии. Проверочная работа «Как люди познают мир»

1

16

Анализ проверочной работы . Об искусстве

1

Проект «Знание – сила»»*

Мы живем на планете Земля (15 ч.)

17

Что такое космос. Звёздное небо.

1

18

Что такое космос

1

19

Солнечная система

1

20

Солнечная система

1

21

Голубая планета Земля

1

22

Голубая планета Земля. Как устроена Земля.

1

23

Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей

1

24

Спутник Земли – Луна

1

25

Исследование космоса

1

26

Что такое глобус. Практическая работа № 3 «Глобус - модель Земли»

1

27

Почему день сменяет ночь. Практическая работа № 4 «Смена дня и ночи»

1

28

Как изучали земной шар. Путешествие.

1

29

Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники.

1

30

Исследование глубин морей и океанов. Проверочная работа  «Мы живем на планете Земля»

1

31

Анализ проверочной работы . Зима

1

Проект «Мы живем в космосе»

Природа вокруг нас (24 ч.)

32

Тела и вещества

1

33

Тела и вещества

1

34

Об энергии

1

35

Об энергии. От костра до котла.

1

36

Свет

1

37

Свет и цвет

1

38

Зеркала

1

39

О цвете

1

40

В мире звука. О звуке. Практическая работа № 5 «Звук»

1

41

В мире звука. Шум вредит здоровью.

1

42

В мире камня. Коллекция камней.

1

43

В мире камня. Камни – самоцветы.

1

44

Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей.

1

45

В мире живой природы. На опушке

1

46

В мире живой природы. На опушке

1

47

В березовой роще

1

48

В березовой роще. Практическая работа № 6 «Лиственные деревья»

1

49

В ельнике

1

50

В ельнике. 

1

51

У лесного озера

1

52

У лесного озера

1

53

В сосновом бору. Практическая работа № 7 «Хвойные деревья»

1

54

Берегите лес! Проверочная работа  «Природа вокруг нас»

1

55

Анализ проверочной работы . Весна

1

Проект «Жизнь леса» *

Люди вокруг нас (13 ч.)

56

Человек в обществе

1

57

Человек в обществе

1

58

Труд в жизни человека

1

59

Семья

1

60

Семья

1

61

Бюджет семьи. Деньги.

1

62

Бюджет семьи

1

63

 Будем вежливы 

1

64

Проверочная работа «Люди вокруг нас»

1

65

Анализ проверочной работы.О друзьях-товарищах

1

66

Итоговая контрольная работа «Проверка предметных знаний за 2 класс».

1

67

Анализ проверочной работы Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей

1

68

Лето

1

Проект «Наши питомцы» *


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний"

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной п...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...