Интеллектуально-познавательная игра "Природа просит защиты"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Андреева Надежда Федосеевна

Систематизация знаний детей о животных и растениях, нуждающихся в защите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_prosit_zashchity.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИРОДА ПРОСИТ ЗАЩИТЫ»

         Интеллектуально-экологическая игра

«В мире животных»

Автор: Андреева Надежда Федосеевна

    Цели. Систематизировать знания детей о животных и растениях, нуждающихся в охране. Выявить, что угрожает этим растениям и животным, какие меры необходимы для их сохранения. Привлекать детей к участию в деле охраны природы. Воспитывать у детей доброту, сострадание. Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление, речь.

 Ведущий. Сегодня мы проведем игру, но игра эта не совсем обычная. Она экологическая. Что такое экология, как вы думаете?

- А  теперь положите головы на парту и закройте глаза. (Учитель включает запись с голосами птиц).

- Что вы почувствовали? Что представили?

- не правда ли прекрасно творение природы?! Давайте подумаем вместе: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или поймаем необыкновенную бабочку?

- Да, природе будет хуже. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то еще – что же с ней станет?  Давайте  подумаем:  как же вести себя на природе

- Молодцы! Вы знаете, как вести себя в храме природы. Но еще надо знать природу, бережно к ней относиться.  Итак, начинаем экологическую игру «Природа просит защиты».

1 тур.  «В МИРЕ ПРИРОДЫ»

Вопросы.

  1. Растет ли дерево зимой?
  2. Кто из кукушек кукует – самка или самец? (Самец).
  3. Кто из птиц наших лесов быстрее всех летает? (Стриж).
  4. Какая рыба зовется именем человека?  (Карп).
  5. Какой зверек спит всю зиму вниз головой?  (Летучая мышь).
  6. Птенцы  какой птицы не знают своей матери? (Кукушата).
  7. Какой  лесной зверек сушит на деревьях грибы? (Белка).
  8. Что зимой  страшнее  для птиц – голод или холод? (Голод).
  9. Пользу и или вред приносит зимой барсук? (Ни то, ни другое, он спит).

     10.Отчего  старых лосей называют сохатыми? (У них рога похожи на соху).

     11.Можно  ли паука назвать насекомым? (Нет, у него 8 ног).

     12.Кто  дважды родиться, один раз умирает? (Птицы).

2 тур. «Животные наших лесов»

   Какого жука я в лесу повстречал!

   Он топал, как, бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был –

Я даже  дорогу ему уступил.

Мне имя его не известно пока,

но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи  звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

Ведущий. Действительно, как славно, что жук остался жив! Но не всем животным на пути встречаются такие мальчики.

Ребята, кто знает, что такое красная книга? Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезла, например, морская корова.

Сообщение ученика. Это было примерно 250 лет назад. В 1741 году экспедиция Витуса Беренга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали морскими коровами. Это доверчивые медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и к 1758 году истребили всех. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.

Ведущий. В Международную Красную книгу попали и животные  нашей страны. Например, в Амурской области охраняются амурский тигр, красный волк, дальневосточная черепаха, журавли, белый медведь, атлантический морж и др.

  Вот эти животные не попали еще в Красную книгу, но и к ним надо относиться бережно.

На доске картинки животных: медведь, заяц, барсук, лось.

2 тур. «Дикие животные наших лесов»

Вопросы.

  1. Какой зверь самый  чистоплотный? (Барсук).
  2.  Детенышей  какого зверька называют листопадничками? (Зайца).
  3. Какой зверь  очень любит малину? (Медведь).
  4. След  какого хищника похож на человеческий? (Медведя).
  5. Какой зверь  легко бегает по болотам? (Лось).

3 тур. «Птицы»

Мы безмерно богаты. В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых – просто диву даешься.

Но спросите иного, что он знает о птицах,

Пусть ответит толково – И, гляди, удивится:

Как же фауна, дескать, как же, наше богатство –

На полях перелесках, так сказать, птичье царство.

Птичье царство –  и только?

Ну, дрозды, ну, синички…  Где запомнить все клички,

Просто клички и – только.

А цветы разве знаем на лугах? Разве ценим?

Все травой называем, а подкошена  –  сеном.

И с деревьями тоже: роща  в общем и целом.

Ель от пихты не можем отличить  грешным делом.

И, конечно, тревожно, что порой мы безбожно

 Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе, словно самую  малость нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде – так добро свое губим.

А гордимся природой и Отечество любим.

Ведущий. В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли этих голубей странствующими. Люди ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекращалась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного странствующего голубя. Поэтому, чтобы такого не случилось с другими птицами , не стоит браться за рогатки и стрелять в ни в чем не повинных ласточек, воробьев.

   Выбросить свою рогатку, забрать ее у другого мальчишки – это и будет ваше маленькое, но важное дело охраны природы. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день окружающей среды, в которую входят  и птицы.

Вопросы.

  1. Какая птица  устраивает свои гнезда в обрывах над рекой? (Ласточка.)
  2. Какая птица любит покататься на спине коровы, лошади, овцы, с тем,  чтобы найти там пищу – насекомых, личинок? (Скворец.)
  3. Какая из  птиц считается символом мира? (Голубь.)
  4. Какой птице хвост помогает не только в полете, но и при добывании пищи? (Дятел.)

3 тур. «Логические цепочки»

             Доброе дерево

                                    Владимир Орлов

Доброе дерево, старые ветви.

В листьях запутались шумные ветры.

Сколько птенцов под густою листвою

Ты укрывало от стужи и зноя!

Старые ветви ночами не спали,

Чтобы на землю птенцы не упали.

Чтобы им с дерева, словно с порога ,

В синее небо открылась дорога.

Лето промчится и перед зимой

Дерево птицам помашет листвой.

Будет потом ему сниться и сниться,

Как по весне возвращаются птицы.

Их не пугают опасные кручи,

Белые молнии, черные тучи.

Птицы на родину мчатся уверенно

Зная, что помнит их доброе дерево.

Ведущий. Доброе дерево дает крышу и грибам.  Некоторые  грибы  предпочитают  расти в  лиственном лесу, некоторые – в хвойном. 

Картинки грибов: подберезовик, подосиновик, рыжик, волнушка.

               

Задание. Какой из  этих грибов не растет в лиственном лесу? (Рыжик).

Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем , ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

 Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать не сочтешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

- Вы уже знаете, что есть Международная Красная книга. Многие страны стали составлять  собственные Красные книги. В марте 1974 года была учреждена Красная книга СССР (так называлась тогда наша страна). В первый ее список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны.

  Казалось бы, чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают злыми. Но вот барс попал в Красную книгу. Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи жизни. 

Они  улучшают стада травоядных животных, истребляя больных.

Задание. А теперь посмотрите на доску. Эти экзотические животные не живут в нашей стране. Они живут в странах  с теплым климатом. Но они так же нуждаются в охране. Эти животные хорошо бегают. Расположите  этих зверей в порядке убывания скорости бега. (Гепард, антилопа, зебра, кенгуру).

Суперигра.

        Я – природа, я великий  мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастье

Одарить – В моей все это власти! –

Гриб в лесу, ромашка на лугу,

Небо в час восхода и захода,

Ива над рекой… Наконец,

Солнцем прокаленный, рыжеватый

Хлебный колос, как всему венец!

Только ты мой дар, мое ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам -  мое творенье

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством,

Шире, что ни год, твои шаги.

Но не занимайся самоедством

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка – вдруг да он последний…

Уничтожишь (зверь не карандаш) –

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

 Катимся – ни часу врозь, ни дня.

Ине можешь быть ты надо мною.

Как не можешь быть и вне меня.

Ведущий. Мы с вами – часть природы. Мы изучаем ее на уроках окружающего мира. А сейчас -  суперигра. Используя буквы слова «природоведение», составьте как можно больше слов за три минуты.

- Человек изучает  природу, использует ее, но надо стремиться к тому, чтобы не причинить природе вреда. Нельзя забывать, что в природе все взаимосвязано. Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека.

Исполняется песня «Не дразните собак».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНА ИГРА

Интеллектуально-познавательная игра "Задача нашего века - сохранить здоровье человека" для 4 класса. Задачи этого мероприятия: повторить и закрепить правила безопасного поведения: при пожаре, в бы...

Интеллектуально-познавательная игра "Зеленая аптека"

Разговор о растениях. Загадки,игры,правила сбора лекарственных растений. Идет вместе с презентацией....

Интеллектуально-познавательная игра "Зеленая аптека"

Разговор о растениях. Загадки,игры,правила сбора лекарственных растений. Идет вместе с презентацией....

Интеллектуально –познавательная игра “Математическое лото “. 1 класс

Интеллектуально –познавательная игра “Математическое лото “. 1 класс В ходе интеллектуально – познавательной игры “Математическое лото” учащиеся в увлекательной форме узнают об областях знаний матема...

Сценарий интеллектуально – познавательного праздника в начальной школе «Нет пищи краше простой русской каши»

Целью праздника были следующие: прививать любовь детям к правильному питанию, к здоровому образу жизни, развивать кругозор,формировать навыки приготовления вкусной каши, работать над сплочением коллек...

«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Лекция-беседа по экологии"Природа просит защиты".

Материал позволяет расширить знания детей о природе и воспитывать заботливое отношение к ней....