Учебное занятие по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

          Тема урока : Растения зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_zimoy.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 3 класс легкая умственная отсталость.

          Тема урока: Растения зимой.

   Задачи урока:

1. Обучение детей распознаванию деревьев зимой по внешним особенностям; зимних следов зверей и птиц.
2. Развитие у учащихся мышления, фантазии, умения представлять, обобщать, доказывать.
3. Воспитание у учащихся бережного отношения и любви ко всему живому.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Встали, подровнялись. Присаживайтесь. Проверьте, всё ли готово к уроку. Итак, мы начинаем.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

2. Повторение изученного.

- Давайте вспомним,  какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

Зимние изменения в природе.  

-Какова продолжительность зимы по календарю?

-Назовите месяца зимы.

-Расположите их по порядку.

-Назовите зимние природные явления, которые вы видите на картинках.

-Сейчас мы отгадаем загадку, где зашифрована тема урока.

Дышит, растет

А ходить не может.

(Растение)

- Верно, ребята.

- А какое время года мы изучаем сейчас?

- Значит как будет звучать тема урока?

3. Тема урока.

- Как зимуют травянистые растения?

4. Работа над темой урока.

- Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это однолетние растения. У многолетних травянистых растений сохраняются в почве луковицы и корневища.

-  Что происходит с кустарниками?(Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения.)  

                                                      * слайд « Кустарники под снегом»

- У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом  вкусные ягоды.

-  Так какое же значение снегового покрова для растений?(Снеговой покров помогает растениям пережить суровую зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.)

-  Что делают люди для сохранения озимых посевов?( На полях ставят специальные заграждения, чтобы ветер не сметал снеговой покров).

- Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья? Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям. А зимой? Опираясь на  собственный  опыт и наблюдения.

(Ученики  дают ответы.)

-  Полнее вы узнаете из учебника - нашего путеводителя.

                                                                *слайд «Берёза». Гербарий.

-  Что это за дерево? (Ученики отвечают и с помощью учителя описывают характерные черты дерева)

 - Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола  под острыи углом, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.

                                                                  *слайд «Каштан». Гербарий.

- Ветки толстые, с крупными блестящими почками.

                                                           *слайд «Дуб» . Гербарий.

- Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.

                                                          *слайд «Ива». Гербарий.

- У ивы светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.

                                                           *слайд «Рябина». Гербарий.

 - Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу.  Если нет плодов,  их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.

                                                                      *слайд «Липа». Гербарий.

 - Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с  листочками- летучками.  

                                                                       *слайд «Тополь». Гербарий.

 - У тополя светлый ствол, липкие почки. Род тополя насчитывает около 110 видов. У нас в России растёт 16 видов.

                                                                     *слайд «Клён». Гербарий.

 -  Дерево можно легко узнать по семенам - вертолётикам. Видов клёна ещё больше- около 150 видов.

-  Чем покрыт ствол любого дерева? (Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные  клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества.)

- Какая функция коры?(. Кора имеет защитную функцию.)

-  Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве тает, трещины коры  заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины. Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и верхние слои слабо  нагреваются.        

*слайд «Побелка стволов и забрасывание снегом ствола дерева»

-  Как же растут деревья? Опираясь на собственный опыт, скажите какое время года наиболее благоприятно для роста дерева?

(Ученики  отвечают.)

-  Зависит ли рост дерева от температуры воздуха и влаги,  от плодородия почвы?(Зимой не растёт, почва замёрзла, мало тепла.)

Физкультминутка.

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать-
1,2,3,4,5.
Мы размялись от души,
И за парты поспешим.

Ученики читают статью из учебника о росте деревьев.

-  Итак, в какие месяцы быстрее всего растут деревья?

Ответы учеников.

-  А когда деревья находятся в состоянии глубокого покоя?

Ответы учеников.

                                                                         *слайд – в зимнюю пору

-Все растения живут по своим часам. Сосна, например, просыпается в начале марта, какая бы ни была погода. В какое время суток быстрее растут деревья? (Утром и вечером, а ночью отдыхают.)

-  И так же, как у человека есть паспорт, у дерева тоже есть природный паспорт, где указан его возраст. Как узнать возраст дерева?

Ученики  высказывают свои предположения.

-  Точнее вы узнаете из учебника.

- Итак, как же определить возраст дерева?(По годичным кольцам.)

5. Первичное закрепление. 

А) Работа в группах  (по 4 человека)

- Объединитесь в группы. На парте у каждой группы спил дерева. Определите его возраст по годичным кольцам.

-  О чём могут рассказать годовые кольца? (Годовые кольца многое могут рассказать: об особенностях климата, об условиях жизни, достаточно ли было ему питательных веществ  и воды, росло ли оно на поляне или в густом лесу. Если кольцо прироста широкое, ровное - можно говорить, что год был благоприятный и росло дерево на открытом месте. Если дерево росло на поляне, прироста будет уже  северной стороны, а с южной - шире.)

                                                                                      * рисунок на доске

6..Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  Работа с карточками-тестами.

 - А теперь работаем с карточками-тестами. Читайте вопросы и отмечайте правильные ответы.

 Самопроверка. Дети сравнивают результат с эталоном.

7. Рефлексия деятельности.

-Вам понравился урок?

-Что было легко? Что было трудно?

-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?

 -Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?

-А я, ребята, хочу похвалить вас  и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).

-Нарисуйте лесенку знаний. На какую ступеньку вы поместите себя на этом уроке?

8.Информация о домашнем задании.                                          *слайд с записью дом. Задания

Приложение: презентация «Зимние изменения в природе»

9. Разгадывание кроссворда.

Чтобы узнать, как вы запомнили материал, я хочу предложить вам разгадать кроссворд (кроссворд записан на доске). Ребята отвечают на вопросы и записывают ответы на доску.

1

Х

В

О

Я

2

Л

И

С

Т

В

Е

Н

Н

И

Ц

А

3

С

М

О

Л

А

4

З

И

М

О

Й

5

С

О

С

Н

А

6

К

Л

Е

С

Т

Ы

7

Е

Л

Ь

  1. Как называются листья у ели и сосны?
  2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки?
  3. Липкая жидкость, которая выступает, если сломать веточку сосны или ели
  4. Когда деревья спят?
  5. Высокое хвойное дерево с длинной хвоей и округлыми шишками?
  6. Птицы, которые выводят своих птенцов зимой?
  7. Высокое хвойное дерево с вытянутыми шишками и короткой хвоей?

10. Подведение итогов.

- Итак, как называются растения, которые мы сегодня изучали (хвойные).

- Игра «Узнай по шишке».

В мешке находятся шишки ели и сосны. Ребята на ощупь определяют, какая шишка, с какого дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

КИМ поокружающему миру 3 класс

динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях....

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века

Календарно тематическое планирование поокружающему миру  для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС  с УУД...

Исследовательская работа поокружающему миру "Вкусное молочко".

Наблюдение за органолептическими показателями молока, поступающего в школьную столовую. Исследование его свойств....