Главные вкладки

    План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Русанова Лариса Александровна

    Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2_urok_chelovek_chast_zhivoy_prirody.doc211.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

    Русанова Л.А., учитель начальных классов

    План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  

    по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

     (3 клАсс)  

    Тема:  «Человек - часть живой природы»

     Цели и задачи:

    1. повторить и закрепить знания предыдущего урока по теме «Царства живой природы»;
    2. расширить знания детей о человеке. Познакомить с некоторыми понятиями, относящимися к внутреннему миру человека: восприятие, память, мышление, воображение;
    3. развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать, делать выводы;
    4. формировать чувство ответственности за свои поступки, поведение,
    1. способствовать формированию бережного отношения к природе.

    Межпредметные связи: окружающий мир и  литературное чтение.

    Оборудование: Рабочая тетрадь. Аудиозапись звуков животных. Кусочек лимона, сыра, яблока, духи. Картинки – пазлы для эксперимента «мышление».

    Словарь: восприятие, память, мышление, воображение.

    Ход урока:

    I. Актуализация знаний

     1.Организация класса

    А) Приветствие детей с учителем.

    Б) Проверка готовности к уроку.

    В) Проверка домашнего задания: по рабочей тетради (с. 3-5)

    - Что значат слова из словаря: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп?

             II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе         

    2.1. Введение

    - Ребята, а давайте еще раз вернемся к царствам живой природы. Как вы думаете, о каком представителе живой природы мы еще с вами не говорили? (О человеке)

    - Докажите, что человек – это часть живой природы (Человек дышит, питается, растет, размножается и умирает)

    - Чем человек отличается от растений и грибов? От  животных? (Человек умеет говорить, мыслить, трудиться, регулировать свое поведение)

    - Человек – существо разумное. Что такое разум? (Умение мыслить, вести себя подобающим образом и изменять свое поведение, делать выводы, планировать свою жизнь)

    - Послушайте стихотворение о человеке Бориса Заходера

    Песенка о человеке

    Борис Заходер


    У всех зверей - названия.
     
    У человека - звание,
     
    И звание такое
     
    Обидно уступать!
     
    Свинье не обязательно
     
    Вести себя по-свински,
     
    А ты - п о - ч е л о в е ч е с к и
     
    Обязан поступать!
     
    Хотя в известной мере
     
    Мы все - немножко звери,
     
    Внучата Крокодила,
     
    Кузены Гамадрила,
     
    Но как-никак - мы люди,
     
    И потому нам мерзки
     
    Те изверги, которые
     
    Ведут себя по-зверски:
     

    И тот, который давит
     
    Собаку на дороге,
     
    И тот, кто отрывает
     
    У лягушонка ноги,
     
    И ты, мучитель слабых,
     
    И ты, злодей с рогаткой...
     
    Считать ли всех вас за людей -
     
    Останется загадкой...
     

    Ведь человек - он человек,
     
    И должен быть гуманным.
     
    А если это слово
     
    Вам кажется туманным -
     
    То можно без латыни,
     
    А просто, по-отечески:
     
    Ты человек? Будь добр,
     
    Веди
     себя п о - ч е л о в е ч е с к и! 

    - Ребята, так чем же человек отличается от животных?

    - Сегодня тема нашего урока «Человек – часть живой природы», мы будем говорить о внутреннем мире человека и исследовать его.

     

            III.Работа с новой темой         «Человек – часть живой природы»

    3.1. Введение

    - Итак, мы с вами выяснили, что человек отличается от животных наличием разума. А где «живет», где «помещается» разум человека? (В головном мозге)

    ДОСКА

    разум

    в  

    головном

    мозге

              - Верно. Мозг человека – очень сложный и удивительный орган. Именно благодаря мозгу мы с вами мыслим, чувствуем запахи, звуки, запоминаем, может представить воображаемые и реальные картинки. Мозг имеет свойство отражать реальную действительность, которую вы или видите, или слышите, или читаете о ней. Человек полон переживаний, чувств, эмоций. Если человеку хорошо – он радуется. Если плохо – горюет. Даже поведение человек может регулировать сам. Все это – составляет наш внутренний мир. Еще его называют «душевный мир». А изучает душевный мир наука «психология» (от греч. «псюхе» - душа, «логос» - наука).

    - К душевному миру относятся психические процессы, с помощью которых человек познает окружающим мир. Некоторые из них мы с вами сегодня исследуем.

    ДОСКА

    разум

    в  

    психические

    головном

    процессы

    мозге

    3.2. Восприятие

    - Человек воспринимает мир через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожу.

    Давайте проведем эксперимент.

    3.2.1. Восприятие через органы слуха.

    А) Один ученик выходит к доске. Поворачивается спиной к классу. По сигналу учителя кто-то из учеников произносит какие-либо звуки. Ученик у доски отгадывает, кто произнес звук.

    Б) Учитель включает аудиозапись со звуками животных, ученики угадывают, какое это животное.

    3.2.2. Восприятие через орган обоняния.

    Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и подносят к носу кусочек лимона, сыра, духи. Ученик отгадывает предметы.

    3.2.3. Восприятие через орган осязания.

    Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и дают в руки карандаш, ручку, линейку, треугольник. Ученик отгадывает предметы.

    3.2.4. Восприятие через орган вкуса.

    Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и кладут в ром кусочек сыра, яблока. Ученик отгадывает предметы.

    3.2.5. Восприятие через орган зрения.

    Задание: посмотрите на шкаф, посмотрите на доску, посмотрите на учителя. Учениеи следят глазами.

    Микро вывод: вот мы с вами и доказали, что действительно человек воспринимает окружающий мир через органы чувств. Перечислите их.

    ДОСКА

    зрение

    слух

    обоняние

    вкус

    восприятие

    осязание

    разум

    в  

    психические

    головном

    процессы

    мозге

    - А чтобы наши органы нам долго служили, им необходим уход и забота. Сегодня мы разучим зарядку для глаз.

    Физкультминутка

    Вытяните вперед руку (кисть сжата в кулак, большой палец вытянут). Посмотрите на кончик пальца. Делайте движение рукой по указанным траекториям, следя глазами за кончиком пальца.




    - Посмотрели головой направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).

    - Подняли плечи - сбросили (4 раза).

    - Кулачком потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.

    - Потереть по часовой стрелке кулачком поясницу.

    - Похлопали в ладоши. Отлично. Молодцы!

    3.3. Память

    - Ребята, а какое сегодня число? Когда у вас День рождения? Сколько будет дважды два? Какого цвета рябина? Как мяукает кошка? Какой номер телефона у твоей мамы? Где ты живешь? В какой школе учишься? Что такое квадрат? (ребята отвечают)

    - Откуда вы это знаете? Мы сегодня об этом не говорили (запомнили).

    - Отлично. И все это совершается с помощью памяти.

    Давайте проведем эксперимент.

    Выбирается экспериментуемый. Задание: посмотреть на класс и выйти за дверь. В это время некоторые ребята пересаживаются. Задача экспериментуемого вспомнить, как все было, и рассадить всех на свои места.

    ДОСКА

    зрение

    слух

    обоняние

    вкус

    восприятие

    осязание

    разум

    в  

    психические

    головном

    процессы

    память

    мозге

    Микро вывод: человек запоминает и накапливает информацию в мозгу.

    3.4. Мышление

    - Давайте исследуем еще один психический процесс. Перед вами фрагменты рисунка. Сложите пазлы и получить картинку. Кто быстрее?

    - Как и с помощью какого психического процесса вам удалось «построить» картинку?

    Микровывод. Верно, с помощью мышления мы получаем сведения об окружающем мире, решаем задачи, отвечаем на вопросы, обдумываем, сравниваем, делаем выводы.

    ДОСКА

    зрение

    слух

    обоняние

    вкус

    восприятие

    осязание

    разум

    в  

    психические

    головном

    процессы

    память

    мозге

    мышление

    3.5. Воображение

    - Еще один эксперимент.

    - Упражнение – релаксация «Игра с песком».

    Инструкция.

    Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок. (Вдох) Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Немножко спокойно посидим.

    - Удалось ли вам представить картинки? В этом нам помогает психический процесс, называемый «воображение». С помощью воображения, мы видим целые фильмы, когда читаем или слушаем книги, рассказы, может придумать любые сказочные и реальные картины, путешествовать по планете, рассматривая карту, гулять в прошлое и будущее.

    ДОСКА

    зрение

    слух

    обоняние

    вкус

    восприятие

    осязание

    разум

    в  

    психические

    головном

    процессы

    память

    мозге

    мышление

    воображение

    Микровывод: восприятие, память, мышление и воображение работают вместе. С их помощью мы познаем окружающий мир, трудимся и творим.

    3.6. Закрепление материала

    3.6.1. Работа с учебником

    - Чтение детьми текста учебника с. 10 - 14

    3.6.2. Заполнение словаря

    - Откройте словарь (с. 68 рабочей тетради) – запишите в словарь слова: психология, восприятие, память, мышление и воображение, - и дайте им объяснение.

    IV. Итог

    - Сегодня мы исследовали внутренний мир человека.  С помощью каких психических процессов мы это делали?

    - Что нового узнали на уроке?

    -Что запомнилось?

            V. Домашнее задание:

    с. 10 - 15 чит.; с.15 вопросы; тетр. с. 6-7, принести фото своей семьи.

            VI. Оценки

    Оценки по результатам работы.

    Самооценка:

    Оцените свою работу на уроке:

    1. Зелёный – я был активен и доволен своей работой.
    2. Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.
    3. Красный –  я работал не достаточно хорошо.

    Нарисовать кружок выбранного цвета  рядом с темой урока в «Рабочей тетради»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

    Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

    План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

    Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

    План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

    Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

    План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»

    Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»...

    План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»

    Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"...

    План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс

    Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...

    Урок по окружающему миру. Тема: "Четыре царства живой природы" 3 класс. Планета знаний

    Урок открытия нового знания.Цели: Создание условий для  формирования образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «окру...