Главные вкладки

    План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Русанова Лариса Александровна

    Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 8_urok_tela_veshchestva_chasticy.doc415.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

    Русанова Л.А., учитель начальных классов

    План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  

    по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

     (3 клАсс)  

    Тема:  «Тела, вещества, частицы».

    Пр.р. «Распад веществ на частицы».

     Цели и задачи:

    1. Ознакомить учащихся с новыми понятиями «тела», «вещества», «частицы», со строением веществ в разных агрегатных состояниях.
    2. Развивать память, мышление, совершенствовать навыки  самооценки и самоконтроля.
    3. Воспитывать интерес к окружающему миру.

    Межпредметные связи: окружающий мир и  русский язык.

    Оборудование: Рабочая тетрадь. Плакат «Тела. Вещества. Частицы».

    Доп. пособия для пр.р.: стаканы, ложки/палочки, сахар - рафинад.

    Словарь: тело, вещество, частица.

    Ход урока:

    I. Актуализация знаний

     1.Организация класса

    А) Приветствие детей с учителем.

    - Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.

    - Кто пришел с хорошим настроением улыбнитесь.

    - Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!

    - Кто не любит ссориться, хлопните в ладони!

    - Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.

    -  Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок…

    Б) Проверка готовности к уроку.

             II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе         

    2.1. Актуализация

    КАРТОЧКА

    Прочитай слова в каждом столбике, вставь пропущенные буквы. Продумай: есть ли в столбиках лишние слова?  Зачеркни лишние слова.


    в…робей

    арбу…

    д…ревья

    к….тенок

    ч…ловек

    белый гри…

    …блака


    г…ра

    с…ва

    зв… зда

    солнце

    р…ка

    почва

    р…са

    - Правильно ли вы вставили буквы, я проверю после урока и выставлю дополнительную оценку по русскому языку. А сейчас поговорим об основном задании.

    - Каким одним словом мы с вами можем назвать все слова, с которыми вы работали? (Природа)

    - К какой  природе  относятся слова первого столбика? Какое лишнее слово и почему? (Живая. Облака – неживая природа)

    - К какой  природе  относятся слова второго столбика? Какое лишнее слово и почему? (Неживая. Сова – живая природа)

    2.2. Сообщение темы и целей урока

    - Ребята, сегодня мы начинаем изучать целый раздел, посвященный природе, который так и называется «Эта удивительная природа!». Мы с вами больше узнаем о разнообразии природы, разберемся в природных взаимосвязях, выясним, что же сегодня угрожает природе и что мы сможем сделать для сохранения удивительного мира природы!

    - А начинаем мы изучать этот раздел с интереснейшей темы – «Тела. Вещества. Частицы»

            III.Работа с новой темой         «Тела. Вещества. Частицы»

    3. 1. Сообщение новой темы

    - Оглянитесь вокруг. Все предметы. Которые нас окружают можно назвать «Тело»: парта, человек, окно, вода и пр.

    - Но, скажите, пожалуйста, какое отличие вы можете назвать между  такими телами, как:

    «Цветок»   и «Цветочный горшок»

    «Вода» и «Парта»

    «Человек» и «Окно» (выслушиваются разные версии)

    - Все тела делятся на две большие группы: «Естественные тела» (природные) и «Искусственные тела» (созданные руками человека)

    - Как вы считаете, являются ли Солнце, звезды, Луна телами? (Это тела неживой природы).

    - Верно, это тела естественные, а еще их называют небесными или космическими телами.

    ДОСКА: СХЕМА

    - Приведите примеры естественных тел.

    - Приведите примеры искусственных тел.

    3.2. Закрепление материала

    Давайте поиграем в игру. Я буду называть тела. Если тело относится к естественным природным объектам, вы – киваете головой. Если к искусственным – вертите головой.

    (Учитель называет разные предметы, дети отвечают на поставленную задачу. Обсуждение.)

    3.3. Продолжение новой темы

    - Каждое тело состоит из веществ.

    ДОСКА: СХЕМА

    - Например,

    посмотрите вот кусочек сахара – это тело, а сам сахар – вещество, или

    вот кольцо – это тело, а золото, из которого оно сделано – вещество,

    стакан – тело, а стекло – вещество, мяч – тело, а резина - вещество

    у многих на кухне есть алюминиевые кастрюли – это тела, а сам алюминий –вещество.

    Некоторые тела образованы одним веществом, но большинство, особенно живые тела -  из множества веществ.

    Например, в состав растений входит вода, крахмал, сахар и др. вещества. Тела людей и животных образованы множеством разнообразных веществ – вода, калий, магний, и пр.

    Все вещества можно разделить на три большие группы:

    Твердое, жидкое, газообразное.

    ДОСКА: СХЕМА

    Например,

    Сахар, алюминий, стекло – твердые вещества.

    Вода – жидкое вещество.

    Воздух состоит из нескольких газообразных веществ.

    Ученые установили, что все вещества состоят из мельчайших частиц, которые мы не можем увидеть глазом.

    Эти частицы расположены друг от друга на определенном расстоянии, так, в твердом веществе частицы плотно прилегают друг к другу. В жидком между частицами существует некоторое расстояние. А в газообразном - довольно значительное расстояние (посмотрите на рисунок).

    Кстати, есть вещества, которые бывают в разных состояниях.

    Например, свинец – твердый металл, но его можно расплавить до жидкого состояния.

    А вода может быть как в твердом, так и в жидком, так и в газообразном состояниях.

    Как называется врда в твердом состоянии? (лед)

    А в газообразном? (Пар, туман)

    ДОСКА: СХЕМА

    3.4. Работа с учебником – закрепление материала.

    - Давайте прочтем информацию в учебнике (с.34-35), чтобы закрепить полученные знания.

    (Чтение детьми учебника)

    3.5. Опыт

    - Давайте проведем опыт. Перед нами кусочек сахару и стакан с водой. Какого цвета вода? Какого цвета сахар? Опускаем сахар в стакан и размешиваем ложечкой.

    - Что произошло с кусочком сахару в воде?

    - Почему это произошло?

    - Что доказывает нам опыт?

    Микровывод: кусочек сахару распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял и эти частицы перемешались с частицами воды.

    Опыт показывает, что вещества состоят из мельчайших частиц.

    3.6 Заполнение словаря

    - Откройте словарь (с. 68 рабочей тетради) – запишите в словарь слова: тела, вещества, частицы - и дайте им объяснение.

    3.7. Для самых любознательных

    Материалы учебника с. 38

    IV. Итог

    - Какие новые понятия вы узнали на уроке? (Тела, вещества, частицы)

    - Что еще нового узнали на уроке?

     -Что запомнилось?

            Вывод:

    1. Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
    2. Тела состоят из веществ.
    3. Вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц.

    V. Домашнее задание:

    с. 34 – 38 чит.; с. 37 вопросы; тетр. с. 14 – 15.

            VI. Оценки

    Оценки по результатам работы.

    Самооценка:

    Оцените свою работу на уроке:

    1. Зелёный – я был активен и доволен своей работой.
    2. Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.
    3. Красный –  я работал не достаточно хорошо.

    Нарисовать кружок выбранного цвета  рядом с темой урока в «Рабочей тетради»

    ТЕЛА

    Естественные тела

    (тела природы)

    Искусственные тела  (тела, созданные руками человека)

    ТЕЛА

    Естественные тела

    (тела природы)

    Искусственные тела  (тела, созданные руками человека)

    ВЕЩЕСТВА

    ВЕЩЕСТВА

    ТЕЛА

    Искусственные тела  (тела, созданные руками человека)

    Естественные тела

    (тела природы)

    Твердое

    Жидкое

    Газообразное

    ВЕЩЕСТВА

    ТЕЛА

    Газообразное

    Жидкое

    Твердое

    Искусственные тела  (тела, созданные руками человека)

    Естественные тела

    (тела природы)

    ЧАСТИЦЫ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

    Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

    План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

    Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

    План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

    Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

    План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

    Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

    План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»

    Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"...

    Конспект учебного занятия по окружающему миру во 2 а классе «В сосновом лесу». УМК «Планета знаний»

    Конспект учебного занятия  по окружающему миру  во 2 а  классе «В сосновом лесу».  УМК «Планета знаний»...

    Конспект учебного занятия по окружающему миру, 2 класс

    Тема: Наука для жизни. растения в домашней аптечке.Цель:  Предметные результаты:-сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком;- продолжить знакомст...