Главные вкладки

    Конспект учебного занятия по окружающему миру, 2 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Лазуренко Марина Павловна

    Тема: Наука для жизни. растения в домашней аптечке.

    Цель:  

    Предметные результаты:

    -сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком;

    - продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

     

    УУД

    Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в учебниках, словарях, иллюстрациях и др. о целебных свойствах лекарственных растений и их частей. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

    Выполнять учебное задание в соответствии с целью, учебное действие в соответствии с планом.

    Выполнять самопроверку учебного задания.

    Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Строить понятное для партнёра речевое высказывание.

    Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям.

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    2 класс

    Слайд 4

    ромашка кора дуба липа

    Слайд 7

    Какую часть растения используют Показания к применению цветочные корзинки острое расстройство желудка; воспаление полости рта и горла; хронический насморк; отравления

    Слайд 8

    Какую часть растения используют Показания к применению кора лечение ожогов (примочки); лечение ангины (полоскание горла); остановка кровотечения (примочки)

    Слайд 9

    Какую часть растения используют Показания к применению Соцветие вместе с кроющими листьями лечение ожогов (примочки); лечение ангины (полоскание горла); остановка кровотечения (примочки)

    Слайд 11

    перевязочный материал; материалы для обработки ран, ожогов, остановки кровотечений; при простуде и гриппе; обезболивающие средства; помощь при проблемах с животом; при аллергии; прочее (градусник, ножницы…)

    Слайд 14

    http://www.avazun.ru/photoframes/&sort=&p=10 http://s59.radikal.ru/i163/0811/73/ad11fb505124.png



    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира

    Тема: Наука для жизни. растения в домашней аптечке.

    Цель:  

    Предметные результаты:

    -сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком;

    - продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

    УУД

    Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в учебниках, словарях, иллюстрациях и др. о целебных свойствах лекарственных растений и их частей. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

    Выполнять учебное задание в соответствии с целью, учебное действие в соответствии с планом.

    Выполнять самопроверку учебного задания.

    Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. Строить понятное для партнёра речевое высказывание.

    Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям.

    Оборудование: учебник и рабочая тетрадь А.А.Плешакова и М.Ю Новицкой «Окружающий мир», компьютер, проектор, презентация к уроку, образцы лекарственных растений(гербарий), карточки для индивидуальной, групповой работы, вебкамера

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Самоопределение к деятельности

    • создаются условия для возникновения внутреннеё потребности включение в деятельность (хочу);
    • выделяется содержательная область (могу)

    -Добрый день. Я рада нашей встрече. Сегодня я пришла по просьбе моей ученицы. Она передала Вам видео-обращение.

    -Ребята, Вам знакомы лекарственные свойства ромашки, коры дуба, липы? Можете ли Вы с уверенностью сказать, какое из этих лекарственных растений может помочь Владе при простуде?

    -Достаточно ли у нас знаний об этих растениях.

    -Что необходимо для того, чтобы быть уверенным в своих рекомендациях и советах?

    Просмотр ролика. (В домашней аптечки Влады: ромашка, кора дуба, липа. Что поможет ей в лечении простуды?)

    Высказывание ребят.

    Постановка учебной задачи.

     - этот этап связан с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

    -О чем пойдет речь на нашем уроке?

    -На какой вопрос мы должны ответить в ходе нашего исследования?

    - В чём трудность Влады, у которой есть аптечка и в ней лежат растения, но она не знает помогут ли они ей?

    - Перед нами встает ещё один вопрос: что и как должно быть в домашней аптечке.

    Растения в домашней аптечке

    Какое из растений поможет при лечении простуды?

    Не подписано от какого заболевания?

    Введение в тему

    Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах, таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лек. растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название растения  ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ. 

    В 1706 году Петр I разбил аптекарский огород - попросту повелел выращивать там лекарственные растения для нужд армии.

    Открытие знаний

    - Чтобы разобрать во всех интересующих нас вопросах нужно приложить старания. Работать будем в группах, а для этого необходимо проявлять уважение. Каждая исследовательская группа будет работать по своему маршруту. Но все эти дороги приведут нас к решению поставленных нами задач.

    Группы получают карточки с заданиями (приложение 1).

    Самостоятельная работа в группах.

    Приложение 1

    Группа №1

    Ребята!

    Прочитайте научный текст (из Медицинской энциклопедии), рассмотрите иллюстрацию "Ромашка лекарственная". (Один ученик читает текст. Все внимательно слушают.) Свои наблюдения и новые знания запишите. Один представитель от группы представит Ваше исследование. Будьте внимательны!

    (из Медицинской энциклопедии)

    Ромашка лекарственная, или аптечная - однолетнее травянистое растение. Корень тонкий, стебель прямой или лежачий, высотой 20-50 см, чаще всего разветвленный. Листья очередные, дважды- или трижды рассеченные. Цветки собраны в небольшие корзинки на длинных ножках, образуют на верхушках стеблей зонтикообразные грозди. Краевые цветки корзинки - язычковые, белые, срединные - трубчатые, желтые. Цветет в мае-сентябре. Пахучее растение. 

    Ромашка аптечная - одно из самых известных лекарственных растений. Растет на полях, огородах, около жилищ, на обочинах дорог.

    Цветки ромашки широко используется в косметологии, в парфюмерной промышленности. На её основе делают кремы, лосьоны, шампуни и бальзамы. Особенно широко ромашка применяется при изготовлении продукции, предназначенной для детей.

    Показания к применению ромашки лекарственной

    • Острое расстройство работы желудка.
    • Хронический гастрит.
    • Воспаление полости рта и горла.
    • Плохо заживающие раны.
    • Хронический насморк и др.

    Ромашка

    Ромашка - ______________________растение.

    Цветы появляются _______________, а отцветают _________________________.

    _____________растет на _______________стебельке.

    У нее __________________________________ листья.

    Сердцевинка - __________________, а по краям расположены _______________ лепестки.

    Цветок ромашки будто _____________________.

    Из этих цветочков ______________________________.

    Ромашку используют ___________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    http://en.shram.kiev.ua/img/health/images/stories/travnik/image1/matricaria_chamomilla_l.jpg

    Группа №2

    Ребята!

    Каждый из Вас прочитайте текст, каждый заполните таблицу. Сверьте заполненные таблицы между собой. Определите таблицу в которой на Ваш взгляд всё заполнено правильно. Обсудите кандидатуру того ученика, который будет представлять работу от группы.

    Кора дуба

    Поскольку для того, чтобы дуб вырос в почтенное дерево, требуются многие годы, поэтому дуб достаточно редко встречается в лесах в своем зрелом возрасте. Очень мало деревьев доживают до возраста, который насчитывал бы больше ста лет, а всему виной не чистые на руку браконьеры, которые охотятся за дорогим древесным материалом.

    Истоки использования дубовой коры для лечения теряются в глубине веков, но исторические документы свидетельствуют, что отвары на основе коры дуба умели готовить еще в Древней Греции. 

    Кора дуба для лечебных целей обычно заготавливается с молодых, которые не толще 10 см в диаметре, побегов. В это время кора тонкая, наружный слой у нее гладкий.

    Что же касается научной медицины и применения в ней коры дуба, то тут она применяется в качестве вяжущего средства в виде такой лекарственной формы как слабый отвар. Таким отваром полоскают ротовую полость при  ангинах, а также воспалении слизистой оболочки гортани и глотки.

    Также используют и крепкий  отвар дуба, а точнее коры дуба, для лечения ожогов. Дубовая кора также входит в состав и иных немаловажных лекарственных средств.

    Также в лечении народными средствами кору дуба применяют достаточно широко для остановки кровотечений из ран в виде примочек.

     Наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Еще из желудей делали напиток. Дубовые листья использовали при засолке огурцов. В бане мылись с помощью веников из дубовых листьев.
    Кору и листья дуба используют для лечения некоторых болезней.

    Ф. И. ученика___________________________

    Какую часть растения используют для приготовления лекарственного отвара

    Для лечения каких заболеваний используют

    Интересные факты

    _________________

    ________________

    _________________

    _________________

    _________________

    ________________

    _________________

    _________________

    _________________

    ________________

    _________________

    Группа №3

    Ребята!

    В аптеке липовый цвет, кора дуба, ромашка продаётся в специальных упаковках. Познакомьтесь с тем, что на коробках  напечатано. Какую информацию о растении можно вычитать? Перечислите __________________________________________________

    Можно ли использовать ЛИПОВЫЙ ЦВЕТ при лечении простуды? _________________

    Опишите способ приготовления (липового цвета)

    _____________________________________________________________________________

    http://ekotravy.ru/images/cms/menu/lipovaya-nastoyka.jpeg

    Группа № 4

    Дорогие ребята! На страницах 28-29 вашего учебника представлены иллюстрации лекарственных растений. Перед Вами высушенные, измельчённые, готовые к употреблению некоторые из этих растений. Определи:

    1.  Какие это растения?

    2. Какие части этих растений (стебель, цветок, корень, лист, кора) используются в лечебных целях?

    Группа № 5

    Дорогие ребята! Перед вами интересное и важное задание. Вам предстоит ответить на вопрос: что должно быть в домашней аптечке?

    Разгадайте кроссворд.

    По горизонтали

    2. Спиртовой раствор бриллиантовой зелени, употребляемый для смазывания ран?

    3.Пушистая волокнистая масса из хлопка, употребляемая в медицине и в быту?

    5. Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки.

    7. Прессованный лекарственный порошок.

    8. Прибор, с помощью которого измеряют температуру тела.

    По вертикали

    1. Ткань, покрытая липкой лекарственной массой, прикладываемая к ранам.

    3. Органические вещества различного состава, необходимые для жизнедеятельности человека и животных (А, В, С...)

    4. Набор лекарственных средств для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения.

    6. Спиртовой раствор вещества тёмно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран кожи.

    Кроссворд

    1п

    2 з

    е

    л

    е

    н

    к

    а

    а

    т

    а

    и

    п

    с

    т

    т

    и

    н

    т

    а

    б

    л

    е

    т

    к

    а

    ы

    о

    м

    ч

    р

    а

    д

    у

    с

    н

    и

    к

    к

    ь

    н

    а

    ы

    Включение в систему знаний

    Мастер-класс "Приготовление напитка из шиповника"

    Под руководством учителя делают выводы.

    Липа, кора дуба, ромашка могут помочь в лечении простуды.

    - Чем ещё кроме лекарств можно лечить простуду? (малина, мёд)

    -Итак, необходимо дома иметь аптечку для оказания первой помощи, необходимо подписывать применение лекарственных средств, хранить в недоступном для детей месте.

    Наш северный край также богат лекарственными растениями. Предлагаю Вам темы для домашнего исследования:

    1. Лекарственные растения Ямала.

    2. Памятка "Что необходимо иметь в дорожной аптечке "

    Представление результата работы групп.

    Рефлексия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

    Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

    План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

    Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

    План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»

    Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»...

    План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»

    Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"...

    Конспект учебного занятия по окружающему миру во 2 а классе «В сосновом лесу». УМК «Планета знаний»

    Конспект учебного занятия  по окружающему миру  во 2 а  классе «В сосновом лесу».  УМК «Планета знаний»...

    Конспект учебного занятия по окружающему миру " Страницы всемирной истории

    Содержит подробный конспект учебного занятия в 4 классе....