План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_urok_raznoobrazie_veshchestv.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга Русанова Л.А., учитель начальных классов |
План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(3 клАсс)
Тема: «Разнообразие веществ»
Пр.р «Определение наличие крах-мала в продуктах»
Цели и задачи:
- Ознакомить учащихся с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота.
- Развивать кругозор, память, мышление, совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: Рабочая тетрадь. Плакат «Тела. Вещества. Частицы».
Соль: мелкая, крупная, морская.
Доп. пособия для пр.р.: стаканы, ложки/палочки, сахар, йод, пипетки, хлеб, картофель (ломтик), яблоко (ломтик), - 13 компл.
Словарь: химия, поваренная соль, крахмал, кислота.
Ход урока:
I. Актуализация знаний
1.Организация класса
А) Приветствие детей с учителем.
- Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.
- Кто пришел с хорошим настроением улыбнитесь.
- Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться, хлопните в ладони!
- Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.
- Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок…
Б) Проверка готовности к уроку.
В) Повторение и закрепление изученного:
1.Первая ступень познания / восприятие/
2.Крошечные организмы /бактерии/
3.Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности /общество/
4.Группа живущих вместе близких родственников /семья/
5.Как называются огромные группы, на которые делят все живое? /царства/
6.Как называется любой предмет, любое живое существо?/тело/
7.Участок земли, где вся природа находится под строгой охраной /заповедник/
8.Население государства, жители страны /народ/
Г) Проверка домашнего задания:
- Что такое вещества?
- Из чего состоят вещества?
- Что вы можете рассказать о частицах?
- Какие вещества бывают?
ДОСКА: СХЕМА
II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе
2.2. Сообщение темы и целей урока
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с миром веществ, тема урока так и звучит «Разнообразие веществ». Мы будем не просто изучать, а исследовать эту тему. Вам предстоит побывать и в качестве студентов, когда я, как преподаватель университета, буду читать вам лекцию, и в качестве молодых ученых, когда мы с вами будем проводить опыты.
III.Работа с новой темой «Разнообразие веществ»
- А как называется наука, которая изучает вещества, кто знает?
Химия – наука, которая изучает вещества.
3. 1. Сообщение новой темы
- Итак, уважаемые молодые исследователи посмотрите перед вами на столах лежат три вещества, которые вы каждый день можете видеть на вашей кухне. Как они называются ? (СОЛЬ, САХАР, КРАХМАЛ).
- На самом деле различных веществ в мире известно несколько миллионов. Некоторые существуют в природе и созданы природой, а некоторые, например – ПЛАСТМАССЫ - созданы искусственно.
3.2. Соль
- Давайте изучим свойства веществ, которые находятся у вас на столе. Угадайте, о чем идет речь?
«Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль) .
- Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли. (Ответы детей)
- Хорошо. Теперь моя очередь поделиться с вами знаниями. Итак – соль. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Что значит – выпаривание? (Ответы детей)
- В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская (детям предлагается рассмотреть разные виды соли) .
- Хочу вам напомнить правила безопасности: соль можно пробовать только пищевую, и очень осторожно, чтобы песчинки солим не попали в дыхательные пути.
- На гербах разных городов отмечено изображением то, чем он знаменит или то, что добывают в этом городе (например, в г. Салехард добыча пушнины, поэтому изображена чернобурка). А изображение соли можно встретить на гербах города Энгельса (бык везет чашу с солью) и Солигалича (три ступки с солью). В этих городах издавна добывают соль .
- Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? – спросите вы. Все очень просто. Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты. Что значит кристаллизовалась? (Ответы детей.)
- Правильно, превращалась в кристаллы. Давайте рассмотрим кристаллы, которые мы с вами начали выращивать на прошлой неделе.
(Дети рассматривают образовавшиеся кристаллы соли, и объясняют весь процесс проведения опыта)
Беседа с детьми о Морской соли.
- А вот это ребята что за соль? (демонстрация баночки с морской солью).
- Каким путем эта соль добывается из моря? (Путем испарения воды под воздействием Солнца)
- В морской соли есть полезные минеральные вещества? Или нет? (Йод.) Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна.
- Для кого? (ответы детей).
- И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене) .
- Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому - все хорошо в меру.
-За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения (например, соляные комнаты, (вывод: свойства соли - убивает микробы, антисептик) .
- В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену. Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. Солили египтяне и мелкую птицу. А для чего? Конечно же, для длительного хранения, ведь холодильников тогда не было, (вывод: свойства соли - убивает микробы, не дает портится продуктам) .
- На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.
- Ребята, а кроме того, что соль добавляют в повседневные блюда, как с помощью соли хозяйки делают зимние заготовки? (Солят овощи, рыбу, мясо). – Какой свойство соли мы можем назвать? (Убивает болезнетворные бактерии)
- А вспомните, когда начинается зима, чем посыпают дороги и зачем? (Лед, который посыпали солью, растаял (вывод: свойства соли - растворяет) .
- Действительно, соль растворяет лед. Поэтому в гололед улицы посыпают солью.
Закрепление. Работа с учебником: Чтение учебника с. 39
- Какие основные свойства соли можете назвать? ( необходим для человека и животных, соленый вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии)
- Хорошо поработали, давайте поиграем. Так, каким образом хозяйки заготавливают на зиму капусту? Что они делают?
Физ. минутка
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
3.2. Сахар
- А о чем эти загадки?
Бел как снег, в чести у всех.
В рот попал- там и пропал
Или
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
всем хозяйкам угождает
(сахар)
- Да. С этим веществом вы знакомы всю свою жизнь. С раннего детства до глубокой старости человек испытывает потребность в сладостях. Кулинария и кондитерское производство выработали огромный, буквально неисчислимый ассортимент сладких блюд и изделий, причем в большинстве случаев — основу сладости составляет свекловичный или тростниковый сахар.
- Давно ли человек узнал о сахаре? Когда воины Александра Македонского вступили на индийскую землю, среди бесчисленных чудес древней Индии внимание их привлекло одно маленькое «чудо». Индийцы ели неведомый белый твердый продукт, обладавший приятным сладким вкусом.
- Один из сподвижников Александра Македонского писал по этому поводу, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед. А в Китае, куда спустя некоторое время попал этот диковинный индийский продукт, его назвали каменным медом, в Египте — индийской солью. А было это ничем иным, как тростниковым сахаром. Да и назывался этот продукт на древнеиндийском наречье — санскрите: «саркара» или «саккара». Это слово впоследствии перешло во все европейские языки. Сахар — по-русски, sugar — по-английски, surce — по-французски, zucKer — по-немецки — и всюду слышен один и тот же древнеиндийский корень. Таким образом, производство сахара зародилось в Индии, затем оно было перевезено в Персию, а в VII веке после завоевания Персии, арабы завезли сахар в Европу.
- У нас, на Руси, тростниковый сахар был известен в ХП веке, а в XVI веке он появился на царском столе. Сахар считался тогда очень дорогим и недоступным лакомством. Его продавали в аптеках по рублю за золотник (немногим более 4 граммов).
- В 1718 году по приказу Петра I в Петербурге на Выборгcкой стороне был построен первый в России сахарный завод. С тех пор и существует в Санкт-Петебурге Сахарный переулок. А в начале XVIII века в Московском Кремле существовало небольшое заведение «сахарная палата», вырабатывавшее сахар из заморского сырца. Для всей Европы сахар был заморским продуктом, который вырабатывали из тропического растения — сахарного тростника.
Закрепление. Работа с учебником: Чтение учебника с. 40 – 41 (вкл. сведения о крахмале)
- Какие основные свойства сахара можете назвать? ( необходим для человека, сладкий вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии)
3.3. Крахмал
- О каком веществе вы еще узнали? (О крахмале)
- В чем его важность для человека? (Питательные вещества)
- В чем содержится крахмал?
- Давайте проверим экспериментальным путем.
Опыт:
Положите перед собою кусочки продуктов, хлеб, картофель, яблоко, сыр.
Наберите пипеткой небольшое количество разбавленного йода и капните на эти продукты.
- Что вы наблюдаете? Какие выводы можно сделать?
Откройте рабочую тетрадь на стр. 18 и заполните таблицу практической работы.
- Какие основные свойства крахмала можете назвать? ( необходим для человека, как питательное вещество)
3.5. Кислоты. Самостоятельная работа с учебником.
- Прочитайте материал учебника на с. 41- 42 еще об одном веществе, с которым мы встречаемся очень часто. И ответьте на вопросы:
- Как называется это вещество?
- Где содержится?
- Необходимо ли оно для человека или вредно?
- Нужны ли меры предосторожности при обращении с этим веществом?
(Беседа по вопросам по завершении самостоятельного чтения)
- Какие основные свойства кислоты можете назвать? (необходима для человека, кислый вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии, в больших количествах опасна)
3.6 Заполнение словаря
- Откройте словарь (с. 68 рабочей тетради) – запишите в словарь слова: химия, поваренная соль, крахмал, кислота - и дайте им объяснение.
3.7. Для самых любознательных
Материалы учебника с. 42
IV. Итог
- Какие новые понятия вы узнали на уроке?
- Что еще нового узнали на уроке?
-Что запомнилось?
Вывод:
- В природе несколько миллионов различных веществ.
- Каждое вещество имеет свои свойства: вкус, цвет, растворимость, полезность и / или опасность для организма человека
V. Домашнее задание:
с. 38 – 43 чит.; с. 43 вопросы; тетр. с. 16 – 17.
VI. Оценки
Оценки по результатам работы.
Самооценка:
Оцените свою работу на уроке:
- Зелёный – я был активен и доволен своей работой.
- Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.
- Красный – я работал не достаточно хорошо.
Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»
Источники:
http://www.openclass.ru/node/36522 (кроссворд)
http://www.womanseek.ru/house/cooking/78-istorii-o-sakhare (о сахаре)
Естественные тела
(тела природы)
Искусственные тела (тела, созданные руками человека)
Твердое
Жидкое
Газообразное
ТЕЛА
ВЕЩЕСТВА
ЧАСТИЦЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»
Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....
План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»
Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"
Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...
План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»
Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»
Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие веществ
Тема: Разнообразие веществЦель: познакомить с веществами и их свойствами.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить н...
Внеурочное занятие по окружающему миру. Тема "Разнообразие растений". Дневник юного исследователя.
Дневник юного исследователя. Внеурочное занятие по окружающему миру....