Главные вкладки

    План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Русанова Лариса Александровна

    Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 9_urok_raznoobrazie_veshchestv.doc108.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

    Русанова Л.А., учитель начальных классов

    План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  

    по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

     (3 клАсс)  

    Тема:  «Разнообразие веществ»

    Пр.р «Определение наличие крах-мала в продуктах»

     Цели и задачи:

    1. Ознакомить учащихся с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота.
    2. Развивать кругозор, память, мышление, совершенствовать навыки  самооценки и самоконтроля.
    3. Воспитывать интерес к окружающему миру.

    Оборудование: Рабочая тетрадь. Плакат «Тела. Вещества. Частицы».

    Соль: мелкая, крупная, морская.

    Доп. пособия для пр.р.: стаканы, ложки/палочки, сахар, йод, пипетки, хлеб, картофель (ломтик), яблоко (ломтик), - 13 компл.

    Словарь: химия, поваренная соль, крахмал, кислота.

    Ход урока:

    I. Актуализация знаний

     1.Организация класса

    А) Приветствие детей с учителем.

    - Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.

    - Кто пришел с хорошим настроением улыбнитесь.

    - Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!

    - Кто не любит ссориться, хлопните в ладони!

    - Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.

    -  Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок…

    Б) Проверка готовности к уроку.

    В) Повторение и закрепление изученного:

    1.Первая ступень познания   / восприятие/

    2.Крошечные организмы      /бактерии/

    3.Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности   /общество/

    4.Группа живущих вместе близких родственников    /семья/

    5.Как называются огромные группы, на которые делят все живое?    /царства/

    6.Как называется любой предмет, любое живое существо?/тело/

    7.Участок земли, где вся природа находится под строгой охраной    /заповедник/

    8.Население государства, жители страны        /народ/

     

     

      

             

    Г) Проверка домашнего задания:

    - Что такое вещества?

    - Из чего состоят вещества?

    - Что вы можете рассказать о частицах?

    - Какие вещества бывают?

    ДОСКА: СХЕМА

    II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе         

    2.2. Сообщение темы и целей урока

    - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с миром веществ, тема урока так и звучит «Разнообразие веществ». Мы будем не просто изучать, а исследовать эту тему. Вам предстоит побывать и в качестве студентов, когда я, как преподаватель университета, буду читать вам лекцию, и в качестве молодых ученых, когда мы с вами будем проводить опыты.

            III.Работа с новой темой         «Разнообразие веществ»

    - А как называется наука, которая изучает вещества, кто знает?

    Химия – наука, которая изучает вещества.

    3. 1. Сообщение новой темы

    - Итак, уважаемые молодые исследователи посмотрите перед вами на столах лежат три вещества, которые вы каждый день можете видеть на вашей кухне. Как они называются ? (СОЛЬ, САХАР, КРАХМАЛ).

    - На  самом деле различных веществ в мире известно несколько миллионов. Некоторые существуют в природе и созданы природой, а некоторые, например – ПЛАСТМАССЫ -  созданы искусственно.

    3.2. Соль

    - Давайте изучим свойства веществ, которые находятся у вас на столе.  Угадайте, о чем идет речь?

    «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль) .

    - Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли. (Ответы детей)

    - Хорошо. Теперь моя очередь поделиться с вами знаниями. Итак – соль. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Что значит – выпаривание? (Ответы детей)

    - В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская (детям предлагается рассмотреть разные виды соли) .

    - Хочу вам напомнить правила  безопасности: соль можно пробовать только пищевую, и очень осторожно, чтобы песчинки солим не попали в дыхательные пути.

    - На гербах разных городов отмечено изображением то, чем он знаменит или то, что добывают в этом городе (например, в г. Салехард добыча пушнины, поэтому изображена чернобурка). А изображение соли можно встретить на гербах города Энгельса (бык везет чашу с солью) и Солигалича (три ступки с солью). В этих городах издавна добывают соль .

            

    - Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? – спросите вы. Все очень просто. Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты. Что значит кристаллизовалась? (Ответы детей.)

    - Правильно, превращалась в кристаллы. Давайте рассмотрим кристаллы, которые мы с вами начали выращивать на прошлой неделе.

    (Дети рассматривают образовавшиеся кристаллы соли, и объясняют весь процесс проведения опыта)

    Беседа с детьми о Морской соли.

    - А вот это ребята что за соль? (демонстрация баночки с морской солью).

    - Каким путем эта соль добывается из моря? (Путем испарения воды под воздействием Солнца)

    - В морской соли есть полезные минеральные вещества? Или нет?  (Йод.) Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна.

    - Для кого? (ответы детей).

    - И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене) .

    - Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому - все хорошо в меру.

    -За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения (например, соляные комнаты, (вывод: свойства соли - убивает микробы, антисептик) .

    - В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену. Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. Солили египтяне и мелкую птицу. А для чего? Конечно же, для длительного хранения, ведь холодильников тогда не было, (вывод: свойства соли - убивает микробы, не дает портится продуктам) .

    - На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.

    - Ребята, а кроме того, что соль добавляют в повседневные блюда, как с помощью соли хозяйки делают зимние заготовки? (Солят овощи, рыбу, мясо). – Какой свойство соли мы можем назвать? (Убивает болезнетворные бактерии)

    - А вспомните, когда начинается зима, чем посыпают дороги и зачем?  (Лед, который посыпали солью, растаял (вывод: свойства соли - растворяет) .

    -   Действительно, соль растворяет лед. Поэтому в гололед улицы посыпают солью.

    Закрепление. Работа с учебником: Чтение учебника с. 39

    - Какие основные свойства соли можете назвать? ( необходим для человека и животных, соленый вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии)

    - Хорошо поработали, давайте поиграем. Так, каким образом хозяйки заготавливают на зиму капусту? Что они делают?

    Физ. минутка

    Мы капусту рубим-рубим,

    (размашистые движения руками, как топором)

    Мы капусту мнём-мнём,

    («мнут капусту»)

    Мы капусту солим-солим,

    («берут» щепотку соли и «солят»)

    Мы капусту жмём-жмём.

    (сгибание и разгибание кистей рук)

    3.2. Сахар

    - А о чем эти загадки?

    Бел как снег, в чести у всех.

    В рот попал- там и пропал

    Или

    Что же это за песочек,

    Сладок с ним у нас  чаёчек,

    В каждой кухне проживает,

    всем хозяйкам угождает

    (сахар)

    - Да. С этим веществом вы знакомы всю свою жизнь. С раннего детства до глубокой старости человек испытывает потребность в сладостях. Кулинария и кондитерское производство выработали огромный, буквально неисчислимый ассортимент сладких блюд и изделий, причем в большинстве случаев — основу сладости составляет свекловичный или тростниковый сахар. 

    - Давно ли человек узнал о сахаре? Когда воины Александра Македонского вступили на индийскую землю, среди бесчисленных чудес древней Индии внимание их привлекло одно маленькое «чудо». Индийцы ели неведомый белый твердый продукт, обладавший приятным сладким вкусом.

    - Один из сподвижников Александра Македонского писал по этому поводу, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед. А в Китае, куда спустя некоторое время попал этот диковинный индийский продукт, его назвали каменным медом, в Египте — индийской солью. А было это ничем иным, как тростниковым сахаром. Да и назывался этот продукт на древнеиндийском наречье — санскрите: «саркара» или «саккара». Это слово впоследствии перешло во все европейские языки. Сахар — по-русски, sugar — по-английски, surce — по-французски, zucKer — по-немецки — и всюду слышен один и тот же древнеиндийский корень. Таким образом, производство сахара зародилось в Индии, затем оно было перевезено в Персию, а в VII веке после завоевания Персии, арабы завезли сахар в Европу. 


              - У нас, на Руси, тростниковый сахар был известен в ХП веке, а в XVI веке он появился на царском столе. Сахар считался тогда очень дорогим и недоступным лакомством. Его продавали в аптеках по рублю за золотник (немногим более 4 граммов). 

    - В 1718 году по приказу Петра I в Петербурге на Выборгcкой стороне был построен первый в России сахарный завод. С тех пор и существует в Санкт-Петебурге Сахарный переулок. А в начале XVIII века в Московском Кремле существовало небольшое заведение «сахарная палата», вырабатывавшее сахар из заморского сырца. Для всей Европы сахар был заморским продуктом, который вырабатывали из тропического растения — сахарного тростника. 

    Закрепление. Работа с учебником: Чтение учебника с. 40 – 41 (вкл. сведения о крахмале)

    - Какие основные свойства сахара можете назвать? ( необходим для человека, сладкий  вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии)

    3.3. Крахмал

    - О каком веществе вы еще узнали? (О крахмале)

    - В чем его важность для человека? (Питательные вещества)

    - В чем содержится крахмал?

    - Давайте проверим экспериментальным путем.

    Опыт:

    Положите перед собою кусочки продуктов, хлеб, картофель, яблоко, сыр.

    Наберите пипеткой небольшое количество разбавленного йода и капните на эти продукты.

    - Что вы наблюдаете? Какие выводы можно сделать?

    Откройте рабочую тетрадь на стр. 18 и заполните таблицу практической работы.

    - Какие основные свойства крахмала можете назвать? ( необходим для человека, как питательное вещество)

    3.5. Кислоты. Самостоятельная работа с учебником.

    - Прочитайте материал учебника на с. 41- 42 еще об одном веществе, с которым мы встречаемся очень часто. И ответьте на вопросы:

    - Как называется это вещество?

    - Где содержится?

    - Необходимо ли оно для человека или вредно?

    - Нужны ли меры предосторожности при обращении с этим веществом?

    (Беседа по вопросам по завершении самостоятельного чтения)

    - Какие основные свойства кислоты можете назвать? (необходима для человека, кислый  вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии, в больших количествах опасна)

    3.6 Заполнение словаря

    - Откройте словарь (с. 68 рабочей тетради) – запишите в словарь слова: химия, поваренная соль, крахмал, кислота - и дайте им объяснение.

    3.7. Для самых любознательных

    Материалы учебника с. 42

    IV. Итог

    - Какие новые понятия вы узнали на уроке?

    - Что еще нового узнали на уроке?

     -Что запомнилось?

            Вывод:

    1. В природе несколько миллионов различных веществ.
    2. Каждое вещество имеет свои свойства: вкус, цвет, растворимость, полезность и / или  опасность для организма человека

    V. Домашнее задание:

    с. 38 – 43 чит.; с. 43 вопросы; тетр. с. 16 – 17.

            VI. Оценки

    Оценки по результатам работы.

    Самооценка:

    Оцените свою работу на уроке:

    1. Зелёный – я был активен и доволен своей работой.
    2. Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.
    3. Красный –  я работал не достаточно хорошо.

    Нарисовать кружок выбранного цвета  рядом с темой урока в «Рабочей тетради»

    Источники:

    http://www.openclass.ru/node/36522 (кроссворд)

    http://www.maaam.ru/detskijsad/poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost-dlja-detei-6-7-let-volshebnaja-sol.html (о соли)

    http://www.womanseek.ru/house/cooking/78-istorii-o-sakhare (о сахаре)

    Естественные тела

    (тела природы)

    Искусственные тела  (тела, созданные руками человека)

    Твердое

    Жидкое

    Газообразное

    ТЕЛА

    ВЕЩЕСТВА

    ЧАСТИЦЫ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»

    Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

    План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Двор что город, изба что терем. Изображение терема для сказочных героев»

    Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Двор что город, изба что терем. изображение терема для сказочных героев»....

    План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

    Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

    План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

    Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

    План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»

    Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»...

    Конспект учебного занятия по окружающему миру во 2 а классе «В сосновом лесу». УМК «Планета знаний»

    Конспект учебного занятия  по окружающему миру  во 2 а  классе «В сосновом лесу».  УМК «Планета знаний»...

    Конспект урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие веществ

    Тема:  Разнообразие веществЦель: познакомить с веществами и их свойствами.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать ве­щества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить н...