Главные вкладки

    Конспект учебного занятия по окружающему миру во 2 а классе «В сосновом лесу». УМК «Планета знаний»
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Хвалько Елена Анатольевна

    Конспект учебного занятия  по окружающему миру  во 2 а  классе «В сосновом лесу».  УМК «Планета знаний»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_okruzhayushchemu_miru_v_sosnovom_lesu_vo_2_klasse.docx41.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15

    с углубленным изучением отдельных предметов

    имени Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны»

    Энгельсского муниципального района  Саратовской области

                     

    Конспект учебного занятия

    по окружающему миру  во 2 а  классе

    «В сосновом лесу».

    УМК «Планета знаний»

    Автор:  Хвалько Елена Анатольевна,

    учитель начальных классов,

     высшей квалификационной категории

    г. Энгельс – 2016 г.

             

                 

                 Раздел: «Природа  вокруг  нас»

    Тема:  «В сосновом лесу»

    Тип урока: урок "открытия" новых знаний

    Дидактический материал:

    Учебник к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г.  Ивченкова, И.В. Потапов, 2 класс;  

    рабочая тетрадь к (2 часть),  

    раздаточный материал для  работы в парах,  

    картинки с  изображением  соснового леса и его  обитателей;                                                                                                   компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

    - изображение смешанного  и  соснового  леса, берёзовой  рощи;

    - изображения растений и животных,  характерные для  соснового  леса;

    - загадки о  животных.

    Место учебного занятия в теме: первый урок

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

    Триединая цель учебного занятия:

    ознакомление детей с растениями и животными соснового  леса,  формирование умений анализировать  

    предметы и формулировать выводы по результатам наблюдений; развитие самостоятельности в учебной  

    Ход   урока

    Этапы урока

    Деятельность
    учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемый

    результат

    1.Мотивация к учебной деятельности 

    Цели:

    -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    -установить тематические рамки

    Долгожданный дан звонок,

    начинается урок.

    Будем слушать, рассуждать

    И друг другу помогать.

    У нас сегодня много гостей, повернитесь к гостям и поздоровайтесь.

     А теперь друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь.

    Урок окружающего мира.

       

    Проявляют  эмоциональное отношения в учебно-познава-тельной  деятельности.

    Готовность к учебной деятельности

    на уроке

    2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

    Цели: 

    Открытие новых знаний  через пробное учебное действие.

    Ребята, а что такое окружающий мир?

    Скажите, как называется раздел учебного материала, который мы сейчас с вами изучаем?

    -А как по-другому называется природа вокруг нас, среди которой мы живем?

    -В каких природных сообществах  мы уже побывали с вами на прошлых уроках? (слайд)

    Ответы детей.

    -Природа вокруг нас.

    - среда обитания.

    На опушке, в берёзовой роще, в ельнике и у лесного озера

    Анализ объектов и понятий.

     

    3. Выявление места, причины затруднения и определение  учебной   цели

    Цели:

    Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение  учебных затруднений

    Сейчас я вам предлагаю собрать одно из природных сообществ.

    У вас на парте  лежит карточка. На ней написаны природные объекты. Вычеркните лишний объект. Определите объекты, какого сообщества у вас остались.

     (1 ряд – ельник.  

    2 ряд – берёзовая роща

    3 ряд –сосновый лес)

     

    - Какие сообщества у вас получились?

    - Какой лес у 1 ряда?

    У 2 ряда?

    А какой лес получился у вас?

    -Мы уже с вами побывали в еловом и березовом лесу, а в каком ещё не были?

    Значит, куда сегодня мы отправимся?

    Правильно, значит тема нашего урока «В сосновом лесу» (на доске тема)

    (слайд – сосновый лес, тропинка)

    Теперь мы можем отправиться  и в этот лес

    Когда ты идешь по тропинке лесной,

    Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

    Одно «почему?» меж деревьями мчится,

    Летит по пятам за неведомой птицей.

    Другое – пчелою забралось в цветок,

    А третье – лягушкою скок в ручеек.

    Мы с вами, друзья, по тропинке пойдем

    Ответы искать под зеленым шатром.

    Учащиеся работают в парах, находят лишний объект, а остальные объединяют в сообщество

     

    1. Вычеркните лишний объект.

    Определите, объекты  какого сообщества

     у вас остались 

    Иволга,   бобры,   берёза,   колокольчик,  сорока

    2. Вычеркните лишний объект.

    Определите, объекты  какого сообщества

    у вас остались

    клёст,   стрекоза,  ель,   кислица,  белка

    3.Вычеркните лишний объект.

    Определите,  объекты,   какого сообщества

    у вас остались

    дятел,   водомерка,  сосна,   клюква,  белка

    - лес

    - еловый

    -берёзовая роща

    - сосновый

    В сосновом лесу.

    Классификация объектов

    по заданным признакам

    Контроль и самоконтроль

    Фиксация места затруднения.

    Соотнесение  своих действий  на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого  не достает.

    4. Первичное закрепление с формулированием проблемы

    Цели:

    - организовать поиск информации;

    - анализировать и выделять главное.

    - А что бы вы хотели узнать о сосновом лесе?

    - А как вы думаете, отличается ли сосновый лес от елового?

    -Чем же они похожи?

    Чтобы более точно ответить на этот вопрос: Чем же отличается сосновый лес?, мы проведём практическую работу и сравним веточку сосны и ели. У вас на столе карточка. Рассмотрите картинку и обсудите в паре отличии.

     

    - Ребята, что вы заметили, чем же отличается веточка сосны от ели? (слайд - веточки)

    - Какие особенности у хвоинок?

    - А чем же отличаются шишки?

     

    Мы сравнили с вами отдельные веточки, а сейчас давайте сравним деревья (картинки ели и сосны)

    -Что вы заметили? Как располагаются ветки?

    -Какой ствол?

    -В каком лесу больше света и почему?

    - А теперь представьте лес, в котором будут расти только такие стройные красавицы, каким он будет?

    (на доску вешаю картинки сосен)

    -А где мы найдем подтверждение нашему предположению?

    Откройте с.48.  Прочитайте 1и 2 абзац.

    - Какую новую информацию вы узнали из текста.

    - Так какое же растение наша сосна?

    Послушайте, чем ещё замечательна и удивительна сосна.(сообщение) (на доске появляются картинки сосны)

     

    - Какие же условия жизни в сосновом лесу.

    - Какие растения выберут для своей жизни сосновый лес?

    Молодцы ребята, пришла пора отдохнуть.

    Физминутка

    1) Какие условия жизни в сосновом лесу.

    2)  Узнать какие растения и животные  там живут.

    3) Значение для человека имеет сосновый лес.

    - нет (в них растут хвойные деревья)

    Да, отличаются.

    Практическая  работа (работа в паре)

    А сейчас рассмотрите веточки сосны и ели. (у каждого карточка)

    КАРТОЧКА

    Изучение внешнего вида

    1. Рассмотрите внешний вид веток ели и сосны:

    по толщине    - ____________

    2. Сравните хвоинки ели и сосны

    длину  ____________

    3. Сравните шишки:

    по форме _________________

    по размеру ________________

    -  у сосны веточки  толще

     -у сосны хвоинки длиннее светлее,  у ели –короткие

    -у ели хвоинки располагаются по одиночке, а у сосны – пучком, по несколько хвоинок.

    -у сосны шишка -маленькая,  круглая.

    - у ели - длинная,  овальная.

     Ветки ели густые, расположены по всей длине ствола, пропускают мало света. Ствол покрыт темно-коричневой корой.

    У сосны ровный гладкий ствол, а ветки расположены на самой верхушке.

    - светлым

    -в учебнике

    Светолюбивое и засухоустойчивое

    СОСНА (сообщение)

    Сосна - удивительное дерево. В переводе с латинского языка слово «сосна»  означает «скала». Сосны – высокие деревья, вырастают   до  35-40 м,  живут - 150-200 лет.

    Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра.  В сосновых лесах никогда не бывает поваленных деревьев, так как корни сосны уходят в землю очень глубоко, словно якорь удерживают сосну даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц.

    - в сосновом лесу светло и сухо, значит.  растения там будут расти светолюбивые и засухоустойчивые

    Выдвижение гипотез.

    Целеполагание.

    Решение проблемы, построение логической цепи.

    Планирование  своих действий.

    Поиск информации в учебнике

    VI.  Первичное  осмысле-

    ние и закрепление

    Цель: 

    организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи

    Вот и прогулялись мы по лесным дорожкам

    Давайте вспомним, что ещё мы хотели узнать о лесе?

    Чтобы узнать какие растения  и животные нашли свой дом в сосновом лесу вам нужно поработать еще с одной карточкой в паре.

    Ребята 1 ряда читают и выбирают растения.

    2 ряд – животных

    3 ряд – о том какое значение имеют сосновые леса для человека.

    Работа в паре

    (После самостоятельной работы дети отвечают на вопросы учителя)

    А сейчас мы с вами попробуем заселить наш сосновый лес.

    -Расскажите, какие же растения можно встретить в лесу? (дети называют растения и грибы, а учитель выставляет их на доске)

    - Какие ягоды составляют сладкую аптеку?

    -Какое ещё интересное растение вы узнали? О нем нам расскажет Соня (сообщение)

    - Кто ещё нашёл себе дом в сосновом лесу?

    - Кто же обедает в лесной столовой на сосне?

    - Кто поедает хвою сосны?

    - Кто питается корой сосны?

    -Кого называют лесным доктором?

    (ответы детей)

    Об этом лесном докторе нам расскажет Даша. (сообщение)

    - Какую пользу  приносит дятел?

    - Мы узнали какие животные и растения обитают в сосновом лесу.

    - Скажите, а чем является лес для животных и растений? (домом)

    - А какое значение лес имеет для человека?

    (ответы)

    Молодцы.

    - Скажите, что ждет лес от человека, какой помощи?

    И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

     Лес – это большая тайна, о нем можно говорить еще очень много и на следующем уроке мы продолжим наше путешествие. А нам пришла пора возвращаться и прошу вас закончить фразы….

    *Я узнал ….

    *Меня заинтересовало…

    *Меня удивило ….

    *Мне захотелось …

    Какие растения и животные там обитают

    Дети читают текст,  выбирают информацию

    1. Растения

     Под сосной  можно встретить небольшие кустарнички: голубика, черника, морошка, клюква и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с  этими северными ягодами. Вот, например, черника помогает восстановить зрение.

    А клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа.

    Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток. У него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя.

    В сосновом лесу большое разнообразие грибов: боровики, маслята, лисички, рыжики и др.

    2. О животных

     

    - Сосна служит лесной столовой многим животным, обитающим в сосновом лесу.

    Хвоей сосны - питаются птицы: рябчик, кедровка и  глухарь.

    - Кору  поедают лось, жук короед, заяц-беляк.

    Семенами сосны питаются белки, бурундуки, мыши и птицы.

    3.

    Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

    У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Воздух с ароматом сосновой хвои чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

    Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

    Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину.

    Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки.

     В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

       

    Человек  должен хорошо узнать лес, охранять его, выращивать новые леса, сажать деревья.

    .

    Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

     

    Умение обосновывать свою точку зрения;

    Умение работать в паре

    Управление поведением партнера - контроль.

    Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации

    Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;

    VII. Домашнее задание Итоги урока.  Рефлексия

    Цели:

    - зафиксировать новое содержание урока;

    - организовать  рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    Для того чтобы вы лучше усвоили материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете текст учебника на с.48-49 и ответите на вопросы на с. 49.

    А по желанию приготовите сообщения.

    - Сегодня на  уроке  активно работали…. (оценки).

    Вот и прозвенел звонок

    Наш закончился урок.

             

    Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке.

    Самостоятельность  в выполнении домашнего задания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

    Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

    Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")

    Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  формирование ценностного отношения  к животным, посредством выделения существенн...

    Урок окружающего мира по теме: "В сосновом лесу". 2-й класс УМК Планета знаний

    Цель: познакомить детей с растениями и животными соснового  леса.Задачи:- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.- Развивать мышление, память;- обучать сравнению сосны и е...

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

    Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

    (РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»2 КЛАСС ПО УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ») Разработчик Захарина Нина Леонидовна

    Рабочая программа по окружающему миру соответствует требованиям ФГОС  к рабочим программам....