Конспект учебного занятия по окружающему миру во 2 а классе «В сосновом лесу». УМК «Планета знаний»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Хвалько Елена Анатольевна

Конспект учебного занятия  по окружающему миру  во 2 а  классе «В сосновом лесу».  УМК «Планета знаний»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchemu_miru_v_sosnovom_lesu_vo_2_klasse.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны»

Энгельсского муниципального района  Саратовской области

                 

Конспект учебного занятия

по окружающему миру  во 2 а  классе

«В сосновом лесу».

УМК «Планета знаний»

Автор:  Хвалько Елена Анатольевна,

учитель начальных классов,

 высшей квалификационной категории

г. Энгельс – 2016 г.

         

             

             Раздел: «Природа  вокруг  нас»

Тема:  «В сосновом лесу»

Тип урока: урок "открытия" новых знаний

Дидактический материал:

Учебник к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г.  Ивченкова, И.В. Потапов, 2 класс;  

рабочая тетрадь к (2 часть),  

раздаточный материал для  работы в парах,  

картинки с  изображением  соснового леса и его  обитателей;                                                                                                   компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

- изображение смешанного  и  соснового  леса, берёзовой  рощи;

- изображения растений и животных,  характерные для  соснового  леса;

- загадки о  животных.

Место учебного занятия в теме: первый урок

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Триединая цель учебного занятия:

ознакомление детей с растениями и животными соснового  леса,  формирование умений анализировать  

предметы и формулировать выводы по результатам наблюдений; развитие самостоятельности в учебной  

Ход   урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Планируемый

результат

1.Мотивация к учебной деятельности 

Цели:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки

Долгожданный дан звонок,

начинается урок.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

У нас сегодня много гостей, повернитесь к гостям и поздоровайтесь.

 А теперь друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь.

Урок окружающего мира.

   

Проявляют  эмоциональное отношения в учебно-познава-тельной  деятельности.

Готовность к учебной деятельности

на уроке

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цели: 

Открытие новых знаний  через пробное учебное действие.

Ребята, а что такое окружающий мир?

Скажите, как называется раздел учебного материала, который мы сейчас с вами изучаем?

-А как по-другому называется природа вокруг нас, среди которой мы живем?

-В каких природных сообществах  мы уже побывали с вами на прошлых уроках? (слайд)

Ответы детей.

-Природа вокруг нас.

- среда обитания.

На опушке, в берёзовой роще, в ельнике и у лесного озера

Анализ объектов и понятий.

 

3. Выявление места, причины затруднения и определение  учебной   цели

Цели:

Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение  учебных затруднений

Сейчас я вам предлагаю собрать одно из природных сообществ.

У вас на парте  лежит карточка. На ней написаны природные объекты. Вычеркните лишний объект. Определите объекты, какого сообщества у вас остались.

 (1 ряд – ельник.  

2 ряд – берёзовая роща

3 ряд –сосновый лес)

 

- Какие сообщества у вас получились?

- Какой лес у 1 ряда?

У 2 ряда?

А какой лес получился у вас?

-Мы уже с вами побывали в еловом и березовом лесу, а в каком ещё не были?

Значит, куда сегодня мы отправимся?

Правильно, значит тема нашего урока «В сосновом лесу» (на доске тема)

(слайд – сосновый лес, тропинка)

Теперь мы можем отправиться  и в этот лес

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

Мы с вами, друзья, по тропинке пойдем

Ответы искать под зеленым шатром.

Учащиеся работают в парах, находят лишний объект, а остальные объединяют в сообщество

 

1. Вычеркните лишний объект.

Определите, объекты  какого сообщества

 у вас остались 

Иволга,   бобры,   берёза,   колокольчик,  сорока

2. Вычеркните лишний объект.

Определите, объекты  какого сообщества

у вас остались

клёст,   стрекоза,  ель,   кислица,  белка

3.Вычеркните лишний объект.

Определите,  объекты,   какого сообщества

у вас остались

дятел,   водомерка,  сосна,   клюква,  белка

- лес

- еловый

-берёзовая роща

- сосновый

В сосновом лесу.

Классификация объектов

по заданным признакам

Контроль и самоконтроль

Фиксация места затруднения.

Соотнесение  своих действий  на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого  не достает.

4. Первичное закрепление с формулированием проблемы

Цели:

- организовать поиск информации;

- анализировать и выделять главное.

- А что бы вы хотели узнать о сосновом лесе?

- А как вы думаете, отличается ли сосновый лес от елового?

-Чем же они похожи?

Чтобы более точно ответить на этот вопрос: Чем же отличается сосновый лес?, мы проведём практическую работу и сравним веточку сосны и ели. У вас на столе карточка. Рассмотрите картинку и обсудите в паре отличии.

 

- Ребята, что вы заметили, чем же отличается веточка сосны от ели? (слайд - веточки)

- Какие особенности у хвоинок?

- А чем же отличаются шишки?

 

Мы сравнили с вами отдельные веточки, а сейчас давайте сравним деревья (картинки ели и сосны)

-Что вы заметили? Как располагаются ветки?

-Какой ствол?

-В каком лесу больше света и почему?

- А теперь представьте лес, в котором будут расти только такие стройные красавицы, каким он будет?

(на доску вешаю картинки сосен)

-А где мы найдем подтверждение нашему предположению?

Откройте с.48.  Прочитайте 1и 2 абзац.

- Какую новую информацию вы узнали из текста.

- Так какое же растение наша сосна?

Послушайте, чем ещё замечательна и удивительна сосна.(сообщение) (на доске появляются картинки сосны)

 

- Какие же условия жизни в сосновом лесу.

- Какие растения выберут для своей жизни сосновый лес?

Молодцы ребята, пришла пора отдохнуть.

Физминутка

1) Какие условия жизни в сосновом лесу.

2)  Узнать какие растения и животные  там живут.

3) Значение для человека имеет сосновый лес.

- нет (в них растут хвойные деревья)

Да, отличаются.

Практическая  работа (работа в паре)

А сейчас рассмотрите веточки сосны и ели. (у каждого карточка)

КАРТОЧКА

Изучение внешнего вида

1. Рассмотрите внешний вид веток ели и сосны:

по толщине    - ____________

2. Сравните хвоинки ели и сосны

длину  ____________

3. Сравните шишки:

по форме _________________

по размеру ________________

-  у сосны веточки  толще

 -у сосны хвоинки длиннее светлее,  у ели –короткие

-у ели хвоинки располагаются по одиночке, а у сосны – пучком, по несколько хвоинок.

-у сосны шишка -маленькая,  круглая.

- у ели - длинная,  овальная.

 Ветки ели густые, расположены по всей длине ствола, пропускают мало света. Ствол покрыт темно-коричневой корой.

У сосны ровный гладкий ствол, а ветки расположены на самой верхушке.

- светлым

-в учебнике

Светолюбивое и засухоустойчивое

СОСНА (сообщение)

Сосна - удивительное дерево. В переводе с латинского языка слово «сосна»  означает «скала». Сосны – высокие деревья, вырастают   до  35-40 м,  живут - 150-200 лет.

Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра.  В сосновых лесах никогда не бывает поваленных деревьев, так как корни сосны уходят в землю очень глубоко, словно якорь удерживают сосну даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц.

- в сосновом лесу светло и сухо, значит.  растения там будут расти светолюбивые и засухоустойчивые

Выдвижение гипотез.

Целеполагание.

Решение проблемы, построение логической цепи.

Планирование  своих действий.

Поиск информации в учебнике

VI.  Первичное  осмысле-

ние и закрепление

Цель: 

организовать усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи

Вот и прогулялись мы по лесным дорожкам

Давайте вспомним, что ещё мы хотели узнать о лесе?

Чтобы узнать какие растения  и животные нашли свой дом в сосновом лесу вам нужно поработать еще с одной карточкой в паре.

Ребята 1 ряда читают и выбирают растения.

2 ряд – животных

3 ряд – о том какое значение имеют сосновые леса для человека.

Работа в паре

(После самостоятельной работы дети отвечают на вопросы учителя)

А сейчас мы с вами попробуем заселить наш сосновый лес.

-Расскажите, какие же растения можно встретить в лесу? (дети называют растения и грибы, а учитель выставляет их на доске)

- Какие ягоды составляют сладкую аптеку?

-Какое ещё интересное растение вы узнали? О нем нам расскажет Соня (сообщение)

- Кто ещё нашёл себе дом в сосновом лесу?

- Кто же обедает в лесной столовой на сосне?

- Кто поедает хвою сосны?

- Кто питается корой сосны?

-Кого называют лесным доктором?

(ответы детей)

Об этом лесном докторе нам расскажет Даша. (сообщение)

- Какую пользу  приносит дятел?

- Мы узнали какие животные и растения обитают в сосновом лесу.

- Скажите, а чем является лес для животных и растений? (домом)

- А какое значение лес имеет для человека?

(ответы)

Молодцы.

- Скажите, что ждет лес от человека, какой помощи?

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

 Лес – это большая тайна, о нем можно говорить еще очень много и на следующем уроке мы продолжим наше путешествие. А нам пришла пора возвращаться и прошу вас закончить фразы….

*Я узнал ….

*Меня заинтересовало…

*Меня удивило ….

*Мне захотелось …

Какие растения и животные там обитают

Дети читают текст,  выбирают информацию

1. Растения

 Под сосной  можно встретить небольшие кустарнички: голубика, черника, морошка, клюква и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с  этими северными ягодами. Вот, например, черника помогает восстановить зрение.

А клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа.

Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток. У него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя.

В сосновом лесу большое разнообразие грибов: боровики, маслята, лисички, рыжики и др.

2. О животных

 

- Сосна служит лесной столовой многим животным, обитающим в сосновом лесу.

Хвоей сосны - питаются птицы: рябчик, кедровка и  глухарь.

- Кору  поедают лось, жук короед, заяц-беляк.

Семенами сосны питаются белки, бурундуки, мыши и птицы.

3.

Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Воздух с ароматом сосновой хвои чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину.

Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки.

 В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

   

Человек  должен хорошо узнать лес, охранять его, выращивать новые леса, сажать деревья.

.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

Умение обосновывать свою точку зрения;

Умение работать в паре

Управление поведением партнера - контроль.

Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации

Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;

VII. Домашнее задание Итоги урока.  Рефлексия

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать  рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Для того чтобы вы лучше усвоили материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете текст учебника на с.48-49 и ответите на вопросы на с. 49.

А по желанию приготовите сообщения.

- Сегодня на  уроке  активно работали…. (оценки).

Вот и прозвенел звонок

Наш закончился урок.

         

Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке.

Самостоятельность  в выполнении домашнего задания