Урок по окружающему миру. Тема: "Четыре царства живой природы" 3 класс. Планета знаний
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урок открытия нового знания.

Цели: Создание условий для  формирования образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «окружающий мир» по теме: «Четыре царства живой природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_karta_po_okr_._miru_2.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Четыре царства живой природы»

 (УМК «Планета Знаний»)

Учитель: Маликова Елена Геннадьевна

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

3 Г класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

создание условий для  формирования образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 3 класса в предметной области «окружающий мир» по теме: «Четыре царства живой природы»

Задачи:

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,.

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе.

Технологии, методы, приемы

Поисковые методы обучения,

Планируемый результат

предметные умения

универсальные

учебные действия

- называть царства живой природы;

- приводить примеры представителей каждого царства;

-устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе.

Личностный:

– понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

– овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

- Понимать, принимать и сохранять учебную задачу,

- Определяют способ действия для решения учебной задачи, сверяют его с учебником, планируют свои действия и осуществляют их

-Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Осуществлять взаимо- и самоконтроль.

Познавательные универсальные учебные действия

- Читать учебный текст, вычерпывать из него  нужные сведения, дополнять свои знания,

- понимать информацию, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму.

- осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач.

- делать умозаключения, выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- Участвовать в общей беседе, выполнять  правила речевого поведения.

- Высказывать свои предположения, по обсуждаемым вопросам, слушать высказывания собеседников.

-Задавать вопросы и отвечать на вопросы других.

- Строить небольшие монологические сообщения научно-делового характера и слушать сообщения других.

- Делиться приобретённой  информацией с другими, пересказывать её.

Технология обучения

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1. Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой.

         «Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

   Поприветствуем гостей,

          С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

    И успешности в придачу!

   Мы урок наш начинаем»  

- Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает  много новых  открытий.

Включаются в урок, во взаимодействии с учителем.

Коммуникативные

Умение включаться

в урок, во взаимодействие с учителем.

2. Актуализация

опорных

знаний.

Цель:

а) Актуализировать учебные знания и умения,

необходимые для восприятия нового материала.

б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала.

-Любите ли вы путешествовать?   Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, анализиро-вать, делать выводы.

- Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте,  куда мы отправимся  путешествовать.

 Учитель читает загадку:

              Посмотри,  мой  милый друг,

  Что находится вокруг.

Небо светло- голубое,

   Солнце светит золотое,

    Ветер листьями играет,

         Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

     Горы , воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса,

  Человек и время года-

Это все вокруг …(природа)

СЛАЙД  № 1  « Природа»

Составление кластера «Природа»

 - А что такое природа? (все, что окружает нас , но не сделано руками человека)

-  Какая бывает природа? (живая и неживая )

Составление кластера «Природа живая-неживая»

Вступают в диалог с учителем. Аргументируют свои ответы.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

-определять границы

собственного знания/

незнания;

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

З.Постановка учебной задачи.

Цель:

а) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

 б) Согласовать цель и тему урока.

Мы с вами отправляемся в путешествие на планету Живых существ. На этой планете есть царства и каждое из них особенное.

 

- А вы, хотите побывать в этих царствах?  

- Как вы думаете, как называется  тема нашего урока?

   Тема урока « Царства живой природы»

Целеполагание

-Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в путешествие, что вам интересно узнать о царствах?

Сегодня мы должны выяснить:

- Сколько царств природы?

-Кто населяет эти царства?

-Какие науки изучают эти царства?

Выдвигают предполо-жение по теме урока.

Тема урока « Царства живой природы»

Ставят учебную задачу.

(- Сколько царств в природе?

-Как называются царства природы?

-Кто населяет эти царства?)

Участвуют в обсуждении проблемы, сравнивают, высказывают предположения.

Личностные

- осознавать необходимость открытия нового знания

Познавательные:

 -высказывать предположения о содержании нового знания Регулятивные: формулировать учебную задачу урока

4. Открытие нового.

Цель:

Организовать коммуникативное

взаимодействие для  совместного открытия нового знания

   Давайте узнаем, как называется первое царство.

-Мы растем, растем, растем.

 Ночью мы растем и днем.

 Главное, чтобы всегда

 У корней была вода. (РАСТЕНИЯ)

 - На какие группы делятся растения?

-Назовите растения в каждой группе.

-Какие правила надо соблюдать в этом царстве природы?

 - Какое название дадим этому царству?

СЛАЙД № 2 «РАСТЕНИЯ»

Давайте узнаем, как называется второе царство.

Мы живем везде, везде

И на суше, и в воде,

 в джунглях, на горах, в саваннах

 и в морях , и в океанах.

 Мы щебечем, бьем хвостами, можем шевелить усами, можем плавать и летать.

Нас непросто сосчитать. (ЖИВОТНЫЕ)

-На какие группы делятся животные?

- В чем их отличие? (по месту обитания)

(Дикие и домашние),

 - По способу питания.

 (хищные и растительноядные).

-Какие правила надо соблюдать в этом царстве?

СЛАЙД № 2«ЖИВОТНЫЕ»

Давайте узнаем, как называется третье царство.

Мы веселые ребятки

Носим зонтики и шляпки.

Вид имеем очень важный

И растем мы, там где влажно. (ГРИБЫ)

- Как вы, думаете, в какое царство мы их определим?                    

-Это особое царство природы. Некоторые дети ошибочно называют грибы растениями. Но это не так.

Все ли грибы  можно употреблять в пищу? Почему?

Какие правила надо соблюдать попав в это царство природы?

                    СЛАЙ № 2 «Грибы»

 - А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство.

 

Пусть не любят нас чистюли

Моют руки и кастрюли

Все равно мы есть везде

И на суше и в воде.(БАКТЕРИИ)

 Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии.

СЛАЙД № 2«Бактерии»

 Сообщения детей  ( 2 ученика)

-Какое же название дадим этому  царству?  (Бактерии)

 -  Сколько же царств, у нас получилось? 

Выводы: В природе существуют 4 царства живой природы.

СЛАЙД № № 3 «Тема урока «ЧЕТЫРЕ ЦАР-СТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

                - Эти царства хранят много тайн и загадок. Их изучением занимаются различные науки. 

Чтение учебного материала по учебнику

Откройте учебник на стр.78. Прочитайте первый абзац. Какие науки изучают царства живой природы?

(Изучают  эти царства  науки: БОТАНИКА,ЗОО-

ЛОГИЯ,  МИКОЛОГИЯ, МИКРОБИОЛОГИЯ.)

СЛАЙД № 4 «НАУКИ»

Отвечают на вопросы

Анализируют, формулируют выводы

(РАСТЕНИЯ)

(Дикие и домашние),

(хищные и растительноядные).

(ГРИБЫ)

.(БАКТЕРИИ)

Анализируют, отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока

Изучают  эти царства  науки: БОТАНИКА,ЗОО-

ЛОГИЯ,  МИКОЛОГИЯ, МИКРОБИОЛОГИЯ.)

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь

других;

-уметь с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

- анализировать

с целью выделения

существенных признаков,

делать умозаключение

- владеть диалогической формой речи в соответствии

нормами родного языка

 

Регулятивные:

 Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

 

Личностные формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике; воспринимать и находить необходимую информацию; анализировать ее;

 

5.Физкультминутка.

6.Открытие нового.

 

 

6.Закрепление полученных знаний. Цель:

выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.

-Как вы думаете, чем живые существа отличаются от тел неживой природы?

(РОЖДАЮТСЯ РАСТУТ ДЫШАТ ПИТАЮТСЯ
ПЕРЕДВИГАЮТСЯ оставляют потомство

стареют умирают)

Чтение учебного материала по учебнику

Прочитайте второй и третий абзацы. Верно ли предположили?

- О каких отличиях узнали еще? ( устроены иначе, содержат вещества, которых нет в телах неживой природы)

Физкультминутка

-Давайте встанем и  немного отдохнем.

Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули, в сторону руки, плавно помашем – это к нам  птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.

  Откройте учебник на с.79  Посмотрите на таблицу

- Что же означают стрелки  между царствами?

 -Все живые существа тесно связаны с окружающей средой. Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни ( воздух, воду, минеральные вещества)

Живые вещества  отвечает  на изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям. Все они населяют различные среды обитания:

СЛАЙД № 5 «СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»

наземно- воздушную- в ней много света и кислорода, большая разница температур( от сильнейших морозов до жары, небольшое  количество  влаги, она не такая плотная, как водная среда и почвенная, большое разнообразие животного и растительного мира. СЛАЙД

водная:- в ней мало света и кислорода, нет большой разницы температур, среда обитания плотная( трудно передвигаться), животный мир разнообразен, но беден растительный. СДАЙД

почвенная :- в ней нет света, мало кислорода, нет большой разницы температур, среда обитания плотная ( трудно передвигаться), животный мир разнообразен. СЛАЙД

Прочитайте последний абзац текста на с. 78

-Узнайте, какие среды  обитания  населяют живые существа?( наземно-воздушная, водная, почвенная)

-Чем различаются условия жизни в разных средах?(количеством света, кислорода, температурой среды обитания, плотностью)

- Приведите примеры живых существ, обитающих:

-в наземно- воздушной среде  (1 ряд)

-в водной среде (2 ряд)

-в почвенной среде (3 ряд)

ЗАДАНИЕ ИЗ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. ДОПОЛНИ СХЕМУ

     2.  СЛАЙД №  9  Игра «Четвертый лишний»

1.Мухомор, лисичка , подберезовик, белый гриб

2.Волк, олень, лев, тигр.

3. Кошка, леопард, собака, корова.

4. Кит, слон, жираф, муравей.

СЛАЙД №  10    ПРОВЕРКА

  1. Мухомор (несъедобный гриб)
  2. Олень (растительноядное животное)
  3. Леопард (дикое животное)
  4. Муравей (насекомое)

Кит (водная среда обитания)

Дети работают самостоятельно,

фиксируют вывод , формулируют и аргументируют его.

проверяют  по учебнику

Работа в паре, взаимопроверка

Познавательн ые:

- анализировать, сравнивать, делать выводы;

-Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Регулятивные:

 - принимать цель деятельности;

- действовать по предложенному плану;

-осуществлять самоконтроль;

Познавательные:

Классифицировать объекты.

- устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности

Регулятивные:

-выстраивать алгоритм

действий,

- выбирать действия в

соответствии с поставленной

задачей.

Регулятивные:

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

-уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные

-умение строить речевое высказывание

7.Подведение итогов урока

Рефлексия

Учитель:

-Пришло время подвести итог нашему разговору

- Какое открытие вы сегодня совершили?

Что понравилось? В чем испытывали сложность?

-Всё  ли мы исследовали в этих Царствах?

ОЦЕНКИ за урок:

-Прикрепите свои звездочки к тому царству, о котором бы хотели узнать больше.

  Это и будет вашим творческим домашним заданием.

Наше путешествие подошло к концу. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой..бережно к ней относится. Заботится о ней. Помните , что природа наш общий дом.

Высказывают свои впечатления от урока

Личностные:

- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-Развиваем умение оценивать свою деятельность

8.Домашнее задание

Домашнее задания я предлагаю вам на выбор:

1.Учебник с.78-79.

2. Творческое.

Подготовить сообщение о понравившемся царстве.

    Урок наш окончен

    И выполнен план.

  Спасибо, ребята,

Огромное вам,

    За то, что упорно,

       Усердно трудились!

Старания ваши

              Нам всем пригодились!