Формирование экологической грамотности младших школьников
статья по окружающему миру

Сивцова Людмила Михайловна

."Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_spaset_ne_krasota_-_a_ekologicheskaya_gramotnost.docx160.9 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической грамотности младших школьников

Сивцова Л.М.

Смирнова  Т.В.

Савельева Л.И.

Стефаненко Т.Н.

Петухова М.О.

Вишнякова Т.И.

МБОУ Средняя школа №1 города Велижа

«Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность»

И. Д. Зверев

Экологические проблемы в наше время становятся всё более и более актуальными. Всё чаще они поднимаются на государственном и мировом уровне. Одним из важнейших направлений работы образовательных организаций становится экологическое образование. Освоение основ экологической грамотности – одно из требований ФГОС НОО к предметным результатам освоения ООП по курсу «Окружающий мир». В ООП НОО МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание), определено его содержание и планируемые результаты. Фундаментом экологического образования и воспитания является экологическая грамотность.

Понятие «грамотность» означает наличие знаний в какой-либо области.

«Экологическая грамотность» предполагает знания в области экологии.

Цель: формирование у младших школьников экологических знаний на основе дат экологического календаря, закрепление экологических знаний в практически значимой деятельности экологической направленности; развитие эмоционально-ценностного отношения к природе  через осознание учащимися необходимости сохранения окружающей среды, понимание значимости собственной экологической деятельности; воспитание гуманного, бережного отношения к природе.

Экологические знания включают знания основных объектов живой и неживой природы; взаимосвязей «живая природа – неживая природа – человек»; причинно-следственных связей и экологических проблем  современного мира.

Формировать экологическую грамотность эффективнее на значимом материале, поэтому в основу работы мы положили даты экологического календаря, которые были приняты с целью привлечения внимания общественности к экологическим проблемам современного мира.

 Основные даты: 29 сентября – Всемирный день моря;  4 октября – Всемирный день защиты животных; 12 ноября – Синичкин день (день встречи зимующих птиц); 11 января – День заповедников и национальных парков; 19 февраля – Всемирный день  защиты морских млекопитающих; 1 марта – День кошек; 15 марта – Международный день защиты бельков; 20 марта – День Земли; 21 марта – Международный день леса; 22 марта –Всемирный день водных ресурсов; 1 апреля – День птиц; 15 апреля – День экологических знаний; 19 апреля – День подснежника; 22 апреля – Всемирный день Земли; 3 мая – День солнца. В эти дни мы проводим различные внеклассные мероприятия экологической направленности: праздники, спектакли, викторины, конкурсы, устные журналы, игровые познавательные программы, выставки, просмотр фильмов, роликов, экскурсии, акции и т.п.

Формировать экологическую грамотность можно не только  на отдельных мероприятиях, все учебные предметы позволяют интегрировать экологические знания в  любую тему на различные этапы урока. Рассмотрим фрагменты уроков, направленные на формирование экологической грамотности.

Фрагмент  урока изобразительного искусства в 1 классе с использованием экологического календаря (19 апреля – День подснежника)

Тема: Рисование с натуры или по памяти. Подснежник - весенний цветок».

 Цели:  формирование графических умений, навыков и экологической грамотности; развитие наблюдательности; воспитание любви к живой природе.

Этап урока: сообщение темы и постановка цели урока.

Ребята, отгадайте загадку.

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, К нам пришла…(Весна)

 А какие признаки весны вы знаете? Ребята, как называются первые весенние цветы? Почему их так называют? Сегодня на уроке изобразительного искусства мы будем с вами рисовать один из первоцветов. А какой именно нам поможет узнать наш календарь экологических дат. Ребята, давайте обратимся к нему  и посмотрим, какой день  в России отмечают  19 апреля

 19 апреля отмечают День  подснежника.  Месяц апрель – это прекрасная пора таяния снега, появления почек на деревьях и первых цветов. Особое место в череде апрельских праздничных дней занимает День подснежника. Он отмечается во многих странах. А вы знаете, что это за цветок и как он выглядит?  

Сейчас я вам прочту стихотворение, которое поможет вам понять, какой он - подснежник. П.Соловьёв «Подснежник».

Дата празднования – 19 апреля - весьма символична. Это практически самая середина весны. Давайте, вспомним сказку «12 месяцев». (Дети вспоминают сказку). Подснежники – единственные цветы, которые не боятся холода и пробиваются прямо из-под снежного покрова. Своим появлением они символизируют наступление весны. Многообразие форм подснежника породило его многочисленные названия в разных странах. У каждого народа существуют свои ассоциации с этим растением, например: снежная капля (Великобритания), снежный колокольчик (Германия). В России, как известно первый весенний цветок именуют подснежником. Нетрудно догадаться, что такое название символизирует способность этого растения пробиваться к солнечным лучам из-под снежного покрова. (Далее дети рассматривают репродукции известных художников с изображением цветов, словесно описывают их. Вспоминают о бережном отношении к природе. Делают вывод, что цветами лучше любоваться, чем бессмысленно их рвать. Затем выполняют поэтапное рисование подснежника под руководством учителя. В конце урока организована выставка работ учащихся.)

 Фрагмент урока технологии  в 1 классе с использованием экологического календаря (1 марта - Всемирный день кошек)

Тема: Изготовление поделки «Котик».

Цель: изготовить с помощью картона и цветной бумаги поделку «Котик», формировать экологические знания у учащихся  с использованием экологического календаря, прививать любовь к животным, учить заботиться о домашних питомцах, быть ответственным за прирученного животного, расширять знания о кошках и семействе кошачьих. 

 Этап урока: объяснение  нового материала

 - Сегодня, ребята, 1 марта. Давайте с вами посмотрим в экологический календарь и узнаем, какой сегодня праздник.

 - 1 марта в очень многих странах мира отмечается Всемирный день кошек, который объединяет миллионы владельцев этих животных по всему миру. Об истории этого праздника нам расскажет … (сообщение готовит 1 ученик)

- Сегодня мы познакомимся с вашими кошечками и котиками (за неделю до урока дети принесли учителю фотографии своих питомцев). Я из ваших фотографий и подписей к ним приготовила презентацию. Давайте её посмотрим.

- А теперь, расскажите мне о повадках и привычках ваших любимцев, о том, как вы за ними ухаживаете (рассказывают несколько человек)  Помните: если вы взяли в дом маленького питомца, то должны быть в ответе за него!

- Давайте, с помощью картона, цветной бумаги, ножниц и клея сделаем с вами котиков.

(с помощью шаблонов, плана работы и под руководством учителя каждый изготовил котика, организуется выставка работ учащихся)

- Своей поделкой вы можете порадовать маму и папу, рассказав им, какой праздник сегодня отмечается, а можете её использовать как закладку в учебнике.

 (Также вместо презентации можно познакомить детей с кратким «словарём» кошачьих символов или научить определять погоду по кошачьим приметам, рассказать детям как в разных странах празднуется этот праздник и как он называется, познакомить с наукой о кошках – фелинологией, загадать кошачьи загадки – о родственниках кошек, связать с русским языком и рассказать о многозначном значении слова кошка, разгадать кроссворд об усатых кинозвёздах, показать памятники котам и рассказать об истории их появления, выучить наизусть стихотворения о кошках, познакомить детей с породами кошек, интересными фактами из их жизни, использовать шарады, ребусы.)

Фрагмент урока окружающего мира с использованием экологического календаря (12 ноября – Синичкин день)

Цель: приобщение детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц; воспитание заботливого отношения и интереса к зимующим птицам; развитие внимания детей.

Этап урока: можно использовать на любом этапе урока.

- Ребята, сегодня в экологическом календаре ещё один праздник. Этот праздник назван в честь маленькой, красивой птички, а какой  -  угадайте из моей загадки. Угадав птичку, мы узнаем название праздника.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

Шустро зёрнышки клюёт

Спать с утра нам не даёт

Голосистая певичка –

Желтопузая … (синичка)

- Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. (Показать презентацию с картинками зимующих птиц).  Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки. Именно в этот день – 12 ноября, прилетали синички из лесов и жались поближе к домам, к людям, в то время как многие другие, более теплолюбивые птицы улетали в теплые края. В помощь зимующим птицам объявляется семейная экологическая акция «Тепло твоих рук» по изготовлению кормушек для птиц. (Рассказываем детям о правилах изготовления кормушек, о материалах, из которых можно изготовить кормушки. Обязательно рассказать о том, какой корм можно давать зимующим птицам, а какой нельзя. Говорим о правилах подкормки птиц.) По итогам акции семьи  победителей и участников акции награждаются грамотами и благодарностями.

Каждый из нас может помочь какой-нибудь птахе пережить суровую зиму. Просто так, ничего не прося взамен. А для любителя природы нет занятия интереснее, чем наблюдать за птицами на кормушке.

Фрагмент урока литературного чтения с использованием экологического календаря (1 апреля - Международный день птиц)

Тема: конкурс чтецов стихотворений «Эти удивительные птицы»

Цель: обобщить и расширить знания детей о птицах через художественное слово; развивать навыки эмоционального отклика через чтение и прослушивание стихотворения; продолжать формировать умение рассказывать стихи эмоционально, громко, с выражением,  формировать экологическую грамотность учащихся через работу с экологическим календарём, воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

 - Ребята, отгадайте загадку:

Снится ночью пауку чудо-юдо на суку: длинный клюв и два крыла прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это…(птица).

- Мы с вами, ребята, принимали активное участие в экологической акции «Покормите птиц зимой», приуроченной к Синичкиному дню. Многие тогда из вас сделали замечательные домики для птиц. И мы говорили с вами, что в экологическом календаре весной будет ещё один праздник, посвящённый птицам. Вот сегодня 1 апреля и, если заглянуть в экологический календарь, то 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. Главная задача – привлечь вниманию всех к вопросу охраны и сохранения  различных видов птиц.

- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Множество стихотворений посвящено нашим пернатым друзьям.

- Поэтому сегодня на уроке литературного чтения мы проведём конкурс чтецов «Эти удивительные птицы».

(Дети выступают со стихотворениями, которые они подготовили заранее к уроку. Оцениваются: объявление названия и автора стихотворения; выразительность и громкость прочтения; эмоциональность исполнения; артистичность; подбор атрибутов, соответствующих содержанию произведения. Выступления ребят оценивает жюри из учителей и детей. Все участники получают благодарственные письма, а участники, занявшие 1-3 места – грамоты)

Фрагмент урока математики с использованием экологического календаря (3 мая - Всемирный день Солнца)

Тема: Итоговое повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (Взаимное расположение предметов в пространстве. Счёт предметов.)

Цель: расширять представления детей о значении солнца для жизни на земле, расширять кругозор. 

Этап урока: устный счёт (или математический диктант)

- Ребята, сегодня в экологическом календаре ещё один праздник. Давайте, попробуем угадать название этого праздника.

Если нет его – небо хмурится,

Если есть оно – люди жмурятся.

Что выше леса, краше света, без огня горит.  (Солнце)   (День Солнца)

- День Солнца сравнительно новый праздник. Его придумали официально праздновать 3 мая 1994 года.

Солнце – ближайшая к Земле звезда, все другие находятся от нас неизмеримо дальше. Для Земли Солнце мощный источник космической энергии. Оно дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира.  Без него – не было бы и воздуха, необходимого для жизни. Для нас, землян, важнейшая особенность Солнца в том, что около него возникла наша планета и на ней появилась жизнь.

От него мы получаем свет и тепло, необходимые не только представителям населения планеты, но и растительности и представителям животного мира.

Посредством солнца люди получают возобновляемый поток энергии, который можно применять в своих целях. К тому же, такой вид энергии не выделяет отходы токсического и радиоактивного характера.

В древности люди считали Солнце добрым божеством. Наши далёкие предки древние славяне поклонялись богу солнечных лучей — Яриле.


C:\Users\11\Desktop\58f22a4d0d6a8.jpg

  • Сколько планет в солнечной системе?
  • Какая планета пятая от Солнца?
  • Между какими планетами находится Земля?
  • Перед какой планетой расположен Уран?
  • Назовите соседей планеты Венера.
  • После какой планеты находится Юпитер?
  • Какая планета в солнечной системе последняя?
  • Какая по счёту в солнечной системе наша планета Земля?
  • Сколько планет находится между Солнцем и Землёй?
  • Назовите шестую планету.
  • Назовите порядковый номер каждой планеты.

Фрагмент урока русского языка в 4 классе с использованием экологического календаря (22 апреля – День Земли)

Цель работы: Формирование первичных основ комплексного анализа текста, новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью; формирование экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе.

- Ребята, вспомните, какую экологическую дату отмечают 22 апреля?  

- 22 апреля отмечается Всемирный день Земли. Это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. В России отмечается с 1990 года. В этот день люди всего мира наводят порядок в своем большом доме – планете Земля, очищают от мусора улицы, дома, парки, высаживают деревья.

- Сегодня мы поговорим более подробно о воде. Как вы думаете, какую роль играет вода в жизни человека?

- Почему воду нужно беречь и охранять?

Работа с текстом (по выбору учителя индивидуальная, в парах, групповая)

- Прочитай текст и выполни задания. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.  

Быстрый ручей звонко журчал в зарослях ч..ремухи. Но вот он выб..жал на широкий луг. Заблестела на утре(н,нн)ем со..нце вода. Ручей спешил впере(т,д). Со всех ст..рон к шумному ручью (с,з)бегались другие ручьи. Он становился шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой. В мя..ком иле поселились различные ж..вотные. На поверхност.. воды весело закачались белые кувш..нки. Птицы свили гнезда на высоком берегу. Вода н..сет жизнь растениям, животным, людям. Чистая вода – главное богатство природы. Берегите воду!

1.Озаглавь текст.

_____________________________________________________________

2. Что хотел сказать автор читателю? Найди предложение, в котором заключается главная мысль текста. Выпиши его.

_____________________________________________________________

3. Замени слово «заблестела» (из 3-го предложения) близким по значению словом. Запиши это слово.

4. Составь и запиши план текста из 3-4 пунктов. Ответ. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Вставь, где нужно, пропущенные буквы.

6. Разбери по составу следующие слова:

кувшинки         высоком             спешил

7. Укажи морфологические признаки глагола выбежал из 2-го предложения.

____________________________________________________________

8. Выпиши из 1-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

9. Укажи число, род (если есть), падеж имени прилагательного из 2-го предложения.  

_____________________________________________________________

10. Найди в тексте и подчеркни однородные члены предложения.

11. Порассуждай и напиши 2-3 предложения, почему надо беречь воду.

Выводы: В результате этой работы у учащихся формируются экологические знания, учащиеся получают первоначальный опыт эмоционально-нравственного отношения к природе; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности, экологических инициативах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая грамотность младших школьников

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать ...

Формирование экологической грамотности младших школьников

Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....

Формирование экологической грамотности младших школьников

Статья о формировании экологической грамотности у младших школьников....

Формирование экологической грамотности младших школьников

Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....

Психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников...............................................................

В статье показано, как в современных реалиях возрастает значение повышение уровня экологической культуры как части общей культуры личности. Именно поэтому требуется пересмотр содержания экологического...