«СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Корнилова Анна Вячеславовна

ОКРУЖАЮЩий  МИР, 2 класс

УМК «школа россии»

ТЕМА УРОКА: «СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока644.13 КБ
Office presentation icon презентация к уроку2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР, 2 КЛАСС

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

ТЕМА УРОКА: «СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА»

УЧИТЕЛЬ: КОРНИЛОВА АННА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Цель урока

Создать условия для получения обучающимися первоначальных знаний о внутреннем и внешнем строении тела человека.

Задачи урока

1. Познакомить детей с названиями и функциями некоторых внутренних органов человека.

2. Научить различать «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека.

3. Развивать наблюдательность, внимание, память.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

      Предметные - обучающиеся научатся различать внешнее и внутреннее строение тела человека; научатся показывать расположение внешних и некоторых внутренних органов, а также познакомятся с функциями этих органов; научатся использовать в речи слова «части тела», «органы».

     Метапредметные: регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Личностные: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Методы и формы
обучения

Основной метод: частично-поисковый;

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные
ресурсы

Презентация по теме урока, учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков УМК «Школа России», индивидуальные карточки с заданием, наглядные пособия для демонстрации, сигнальные карточки для рефлексии.

Ход урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
работы

Универсальные
учебные действия

I. Организационный
момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой.

Ну – ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка, карандаш?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Настраиваются на работу на уроке

Фронтальная

- Правильно идентифицируют себя с позицией школьника (Л)

- слушать собеседника, соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться (К)

II. Актуализация знаний

Беседа,

- Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови». Я буду показывать силуэты различных животных, а вы называть кто это?

Учитель демонстрирует силуэт слона, жирафа, собаки.

- Как вам удавалось узнать то или иное животное, по каким признакам?

- Чей это силуэт? (силуэт человека) Как узнали? (по его строению)

Верно, у человека есть определенное внешнее строение.

Сейчас я вам буду загадывать загадки о какой-то части тела человека, а вы должны догадаться о чем идет речь и показать.

1. Всю жизнь ходят в обгонку.

А обогнать друг друга не могут. (ноги)

2. Двое белых лебедей.

У каждого по 5 детей. (руки)

3. Гладкое поле, белая полянка.

Ни травинки, ни былинки,

А посередине – ямка. (живот)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Верно, тема нашего урока «Строение тела человека».

Отвечают на вопросы, вспоминают ранее полученную информацию, формулируют высказывания, обсуждают вопрос с соседом по парте. 

Работа в паре.

строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о ветре, охране чистоты воздуха(П); – осуществляют поиск необходимой информации; удовлетворяют познавательный интерес (П).

- используют речь для регуляции своего действия; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения (М)

III.

Целеполагание

Совместно с учителем формулируют цели урока

Сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:

В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, любимый, тёплый … (Дом)

Что вы видите? (дом)

Как дом устроен снаружи? (Крыша, дверь, окна и т.д.)

 То, что мы видим снаружи это внешнее строение дома.

 Как выдумаете, что находится внутри дома? (мебель, техника, посуда и т. д.)

 То, что мы можем увидеть внутри, это

внутреннее строение дома.

Так же как и дом, тело человека состоит из частей. Строение бывает внешнее и внутреннее. (На доске таблица: строение: внешнее,   внутреннее)

Но не забывайте, что мы с вами говорим сегодня о самих себя, то есть о человеке.

Значит, попробуем сказать какова тема нашего урока? Что мы будем сегодня изучать?

(Сегодня на уроке мы поговорим о внешнем и внутреннем строении тела человека). 

-Попробуем составить план и сформулировать цели.

Отгадывают загадки, ставят цели урока.

1. Внешнее строение тела

2. Внутренее строение тела

3. Фунции основных органов

4. Вывод

Фронтальная, в парах

формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению (Л);

– целеполагание (П);

- слушать собеседников, строить понятные для собеседников высказывания (К);

- выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия на уроке (Р). 

извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации(П);

IV. Изучение

нового материала

Беседа.

Практическая работа на карточках в парах

Сейчас вам предстоит работа в паре. Посмотрите на соседа по парте и назовите внешние части тела. Выполняем.

А теперь давайте проверим.

1 Быть у каждого должна очень умной … (голова)

2 Я верчу ею, как умею, голова сидит на … (шее)

3 На прогулке не забудь закрывать от ветра … (грудь)

4 Чтоб писать, трудиться, воды из кружечки напиться нужны … (руки).

5 Ел еду я всю и вот, мой наполнился …(живот)

6 Бегут по дороге резвые … (ноги).

А что мы еще не назвали? (Спина) Правильно! Давайте подравняем наши спинки.

Как одним словом назвать грудь, спину и живот? (Туловище.)

Почему руки называются верхними конечностями? Почему ноги называются нижними конечностями?

Молодцы! ВЫВОД: внешнее строение тела человека: голова, шея, грудь, руки, живот, ноги, спина.

Слушают, анализируют, высказывают предположения. Выполняют практическую работу, проверяют, оценивают результат. Делают вывод по первому пункту плана.

Фронтальная, парная.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- анализируют объект, выделяют главное (М).

-действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя (М)

- строят монологическое высказывание (К)

VI. Изучение нового материала по второму пункту плана

Работа по материалам учебника
(с. 5) с использованием иллюстраций, выполнение задания на карточках в группах

Работа по учебнику

Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково же его внутреннее строение нам поможет узнать учебник. Откройте его на странице 5. Прочитайте текст и скажите о каких внутренних органах мы будем говорить?

Вот так выглядит человек изнутри.

На карточках раскрасьте внутренние органы человека в соответствии с заданием.

Приложение 1

Вывод: основные внутренние органы: головной мозг, лёгкие, сердце, печень, желудок и кишечник.

Работают по учебнику.

Читают информацию в учебнике, рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы.

Обсуждают в группе и выполняют задание.

Фронтальная

извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; осуществляют поиск нужной информации в учебнике (П);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- анализируют объект, выделяют главное (М).

-действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя (М)

V. Физминутка

Встаём и повторяем  за мной, всё показываем и запоминаем.

Живут мальчики - весёлые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головой,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Ну, погладьте свой животик.

Наше тело потянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как берёзонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выполняют действия по заданию

фронтально

-умение соотносить свои действия с действиями учителя; умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную (Р). -социальная компетентность и -учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; -умение слушать и вступать в диалог (К);

-умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал (Л).

VII. Изучение нового материала по третьему пункту плана

Работа по материалам учебника
(с. 6-7).

Обучающиеся делятся на группы в соответствии с карточкой.

По мере выступления ребят, заполняем таблицу.

Приложение 2

1.группа. Мозг.

Действительно мозг управляет работой всего организма. Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Вы без труда вспомните, где были вчера, и представите себе любой образ. Вы решаете примеры или задачу. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг-главный командный пункт организма. Что бы человек не делал, всем управляет мозг.

В какой части тела располагается этот орган? (в голове)  И защищён он самой твёрдой и надёжной костью – черепом.

Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека. Ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим.

2. группа. Лёгкие.

Как долго вы можете не дышать? Давайте проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку.

- Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать.(1-2 мин.)

- Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких. 

 У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Лёгкие похожи на две губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, когда делаем вдох лёгкие наполняются воздухом и расширяются.

В какой части тела расположены лёгкие? (в груди)

Левое лёгкое чуть меньше правого, потому что оно уступает место ещё одному важному органу – сердцу. 

3.группа. Сердце.

Скажите, как узнают, жив ли человек?

Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце. 

Итак, где оно находится? (в груди в левой части) 

Приложите ладонь к сердцу. Стучит?!

По размеру оно чуть больше вашего кулачка. Сожмите свой правый кулачок, а теперь разожмите его. Сердце это мышца, которая постоянно сжимается и разжимается. Попробуйте кулачком поработать как ваше сердце. Устанете через какое время? А наше сердце не устаёт, оно работает даже, когда  мы спим. Оно заботится о нас, оснащая наш организм кислородом.

4.группа. Желудок.

Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете вы есть такой обед?

Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Всё, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета - должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни».

 Главное отделение «внутренней кухни» - это желудок.

Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может.

Где находится желудок? (в верхней левой части живота, под рёбрами)

Почему надо хорошо прожёвывать пищу, а не проглатывать большими кусками? С помощью чего в желудке переваривается пища? (желудочного сока)

Но куда проталкивает желудок полупереваренную пищу дальше?

5.группа. Кишечник.

Кишечник тянется почти на 8 метров. На что он похож?( Верёвочка) Но он так плотно свёрнут.

Где расположен кишечник? (в нижней части живота)

Что происходит с пищей в кишечнике? (превращается в прозрачный раствор, который всасывается в кровь, и разносит все питательные вещества по нашему организму)

6. группа. Печень.

У нашего желудка есть необыкновенная соседка   – печень. 

Печень живёт с правой стороны от желудка в верхней части живота. Положите руку на это место.  Она вырабатывает желчь, которая хранится в маленьком мешочке и поступает в кишечник, помогая  переваривать пищу. А ещё печень очищает наш организм от вредных веществ, которые могут случайно попасть в наш организм. Печень всё перерабатывает и выводит из организма. Врачи советуют беречь нашу печень. Есть только знакомые продукты, пить напитки, только разрешенные взрослыми.

Вывод: каждый орган выполняет важную работу: мозг - управляет,

сердце-гонит кровь по сосудам, желудок – переваривает пищу, кишечник – переваривание и всасывание пищи в кровь, печень – помогает переваривать пищу.

Читают учебник, готовятся к выступлению. Выбирают командира группы, который отвечает по заданию.

VIII. Закрепление изученного

Выполнение задания на карточке.

Выполните задание самостоятельно.

Приложение 3 

 ВЫВОД: тело человека устроено сложно, различают внешнее и внутреннее строение. Все части нашего тела работают согласовано и слажено. Нужно бережно относиться к своему здоровью.

Подписывают рисунки, стрелочками соединяют название и орган.

Индивидуальная.

– определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания анализируют объект, выделяют главное.

-действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя(М)

X. Домашнее задание

Запись в дневниках.

Записывают домашнее задание

Фронтально

-умение соотносить свои действия с действиями учителя (М);

XI. Итоги урока. Рефлексия

Беседа с использованием сигнальных карточек.

Какую задачу ставили?

–  Удалось решить поставленную задачу?

- Что было интересным на уроке?

-Что вызвало у вас затруднения?

Вам известно, что мозг человека развивается в разной деятельности, особенно, когда человек занят образованием. Чей мозг сегодня хорошо потрудился и вы почувствовали его развитие – много узнали, поняли, запомнили, поднимите карточку, на которой изображен большой мозг красного цвета.

У кого сегодня средние успехи, поднимите синюю карточку.

Молодцы! Урок окончен.

Отвечают на вопросы, подводят итог урока.

Используют сигнальные карточки для рефлексии.

Фронтально

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)


Приложение 1

C:\Users\The Lord\Desktop\учитель оренбуржья\раздатка\0020-020-Zagadka - копия.jpg

Приложение 2

название

изображение

функции

мозг

C:\Users\The Lord\Desktop\f07a5ae89a9e21ab75e7eb8030068b1d.jpg

сердце

C:\Users\The Lord\Desktop\3c8b7826-2c10-469a-8344-64119d8bfe36.jpg

лёгкие

C:\Users\The Lord\Desktop\9f461441543358e93aa181eb2f7a2722.jpg

желудок

C:\Users\The Lord\Desktop\2273298.jpg

кишечник

C:\Users\The Lord\Desktop\stroenie-tolstogo-kishechnika-cheloveka.jpg

печень

C:\Users\The Lord\Desktop\fermenty-pecheni-700x577.jpg

Приложение 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение тела человека.

Слайд 2

Дом снаружи

Слайд 3

Дом внутри

Слайд 4

Строение тела человека Рассмотрите схему и попробуйте её объяснить. Внешнее Внутреннее

Слайд 5

Внешнее строение - это устройство тела человека снаружи .

Слайд 6

К внешнему строению человека относятся следующие части тела : Голова Туловище Шея Верхние конечности Нижние конечности Грудь Живот Спина

Слайд 7

Строение тела человека Внешнее Внутреннее Голова Шея Туловище (грудь, живот, спина) Руки Ноги Части тела

Слайд 8

Внутреннее строение. Тело человека внутри состоит из органов .

Слайд 9

Работа по учебнику. С помощью рисунка на стр.4 - 5 учебника познакомься с внутренними органами человека. Обрати внимание на их расположение.

Слайд 10

Проверь себя. Головной мозг Лёгкие Сердце Печень Желудок Кишечник

Слайд 11

Внутренние органы. Ответ Как называется главное отделение «внутренней кухни»? ж е л у д о к Как называют соседку желудка, находящуюся с правой стороны от него? п ч е н ь При помощи какого органа осуществляется дыхание? 1 2 3 4 5 6 ё г к и е Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет её обегать всё тело? с е р ц е Этот орган называют «главным командным пунктом всего организма». м з г Какой орган «внутренней кухни» похож на извилистый лабиринт? и ш е ч н и к

Слайд 12

Строение тела человека Внешнее Внутреннее Голова Шея Туловище (грудь, живот, спина) Руки Ноги Части тела Органы Головной мозг Лёгкие Сердце Печень Желудок Кишечник

Слайд 13

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме «Строение тела человека»

Разработка урока. Презентация к уроку. Тест для обучающихся....

Строение тела человека

Разработка интерактивного урока для 2 класса по программе А.Плешакова ("Школа России) с использованием приставки МИМИО...

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

Урок ."Строение тела человека. В здоровом теле, здоровый дух.»"

УМК "Школа России",Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....

"Строение тела человека.В здоровом теле, здоровый дух." презентация к уроку

УМК "Школа России", Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....

План-конспект урока по предмету речевая практика с учеником индивидуального обучения в 3 классе «Обобщение по теме: Строение тела человека. Гигиена тела».

Урок по речевой практике проводился с учеником з класса, находящегося на индивидуальном обучении.Тип урока: обобщения и систематизации знаний.Тема: Обобщение и повторение по теме « Строение тела...