урок по предмету "Окружающий мир" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Моисеева Светлана Олеговна

для получения представлений об организме человека и правилах поддержания его здоровья предлагаю конспект урока  "Нервная система" 3 класс УМК " Гармония".Тема "Человек и его здоровье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Городской семинар учителей начальных классов

«Организация контроля и оценки результатов обучения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС»      

               Урок окружающего мира УМК «Гармония»

Учитель: Моисеева Светлана Олеговна ГБОУ СОШ № 3 им. А.Невского

Класс: 3 –б класс

Дата: 13.02.2019

Предмет: окружающий мир

№ урока по расписанию: 3 урок

Место и роль урока в изучаемой теме: 9 урок в разделе 4 «Организм человека и его защита»

Тип урока: усвоение новых знаний (открытие нового знания, построенного                                                                   на основе деятельностного метода)

                                                             Конспект урока

Тема

Нервная система и её роль в организме

Цель

Подвести учащихся к мысли о необходимости управления согласованной работой всех органов, о наличии в организме системы управления – нервной системы

Организовать коллективно- поисковую деятельность

Задачи

  1. Формировать представление о нервной системе человека, её функциях, о различных видах памяти;
  2. Продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать учебную информацию;
  3. Воспитывать сознательное отношение к условиям, которые мы создаем для окружающих нас людей, интерес к саморазвитию, желание развивать свою память, сохранять здоровую нервную систему.
  4. Использовать справочную, энциклопедическую литературу для расширения своего кругозора.

Планируемый результат

Предметные:

Значение нервной системы для организма. Представление о строении и работе головного и спинного мозга. Память и её виды: зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная. Правила безопасного поведения в природе и в обществе.

Основные понятия: нервная система, головной мозг, спинной мозг, нервы, полушария мозга, кора головного мозга, память ,зрительная, слуховая, эмоциональная, двигательная.  

Личностные:

Понимание важной роли для организма нервной системы, важности внимательного и дружелюбного отношения к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия. Умение выбирать научную информацию из научно- популярных текстов, представление её одноклассникам.

Понимание роли ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем ,одноклассниками.

Метапредметные:

Принимать участие в коллективном обсуждении проблемы

Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Планировать деятельность на уроке под руководством учителя.

Работать в паре, группе и оценивать товарища(ей).

Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Виды оценивания

Контроль учителя, самооценка, взаимопроверка, коллективная оценка по заданным критериям.

Межпредметные связи

Литературное чтение, математика, изобразительное искусство

Ресурсы

Окружающий мир: Учебник для 3 класса общеобразовательных организаций. В2 ч. Ч.2\ О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин, тетрадь на печатной основе, презентация, мультимедийная доска, образовательная продукция: мини-тетрадь, энциклопедии, справочники, таблица, муляж «Мозг»

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, группах, индивидуальная работа.

                                       Ход урока

1.Оргмомент

Этап самоопределения к деятельности.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь поочерёдно пальчиками и пожелайте друг другу успеха.                                                               Игра – приветствие «Здравствуйте!»

                                                                                                                                 Желаю успеха большого во всём и везде. Здравствуй,                                                             удачи тебе на уроке!

                                                                                                              1 минута

Правила поведения на уроке.  

На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все читай, не отставая,
Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.

2. Проверка домашнего задания. Устные высказывания по материалу предыдущего урока. Тема «Органы пищеварения»    4 человека      8 минут

                                                                                       Оценивание!

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Постановка проблемы. Определение темы урока.

- У вас на столах лежат пазлы, части разрезанной картинки. Необходимо найти свою целую картинку и организовать группу. Что общего между вашими частями картинки? (на картинке ранее изученные системы организма человека: пищеварительная, кровеносная,органы дыхания, органы очистки, мышцы и скелет) Образуется новая группа…….№ темы.

- Коротко представить свою группу по теме.                                     1 минута

                                               

-Но что же заставляет все эти системы организма работать слаженно ? (нервная система)

- Какова тема урока? (нервная система человека)

-Запишите название темы в мини-тетрадь. Подумайте и запишите, что вы уже знаете по этой теме в начале урока. В конце урока проверим, верна ли ваша информация и что узнали нового.                                                                                                                                                                                                                                                                                       Мини-тетрадь                                                                                          3 минуты

Создание проблемной ситуации

Игра «Верю – не верю» записать в таблице свои предположения, ответы на вопросы. Таблицу отложить до конца урока.

Слайд №3                                                                                                                                 

                           

                                № вопроса

В начале урока

В конце урока

1. Что нервы- это нейроны.

2. Что через 5 минут человек потеряет сознание ,если его мозг не получит кислород.

3. Что подзатыльник безопасен.

4. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим.

5. Мозг умеет учиться.

Выявление «области знания-незнания».  

-Что получилось?

     4. Работа с учебником. Словарная работа.

- Откроем учебник. На какие разделы делится тема? (Что входит в нервную систему. Какое строение имеет головной мозг. Что такое память. Что опасно для нервной системы).

- Определите нашу учебную задачу.                                           3 минуты                                                                                                                                                                                            

     5. Открытие новых знаний. Работа в группах.

-Мы распределились на группы. Для чего, как вы думаете?( чтобы успеть обговорить на уроке материал по всей теме) Повторим правила работы в группе.

-  Использовать можно не только страницы учебника, но и вашу дополнительную литературу. Важно раскрыть тему наиболее полно.

-Тема первой группы - нервная система , головной мозг (стр. 46-47)

-Второй - строение головного  мозга (срт-48-49)

-Третьей группы - нервная система,  спинной  мозг (стр-46-47)

-Тема четвёртой группы – нервы, что опасно для нервной системы (стр-51)

- Тема пятой группы – что такое память (  стр.50)

-Попробуйте представить полученную информацию в виде схемы, рисунков, таблицы.

На работу отводится 10 минут. Оценивание будет проходить по 4 критериям, записанным на листе оценивания.

Шкала оценивания:

«Отлично» - вопрос раскрыт полностью, точно обозначены основные понятия и характеристики по теме.

«Хорошо» - вопрос раскрыт, однако нет полного описания всех необходимых элементов.

«Удовлетворительно» - вопрос раскрыт не полно, присутствуют грубые ошибки, однако есть некоторое понимание раскрываемых понятий.

«Неудовлетворительно» - ответ на вопрос отсутствует или в целом не верен.

  1. Первичное закрепление. Выступление групп.

Слайды  № 4-11                                                         по 2 минуты

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и

Слайд№ 12

- Говорят, что                          «чтение для ума- то же, что и                        

                                                физические упражнения для тела».

- Как понимаете эти слова?                                                                                                   

- Что такое память? Проверь свою память.! (по 10 секунд) Я продиктую несколько слов, необходимо записать их, по возможности, все! Посмотрите на картинки, постарайтесь запомнить изображение и воспроизвести в мини-тетради.                                                                                               2 минуты

Собака, графин, зима, счастье ,карандаш, февраль, чай,память, рука, книга

Знакомство с результатами эксперимента.

4 балла и меньше – ваша память не в лучшем состоянии.

5-7 – память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиваться. Вам необходимо тренировать концентрацию внимания.

8-9 – хороший результат. Вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведёт.

10-12 – отличный результат, который доказывает, что у вас хорошая память и сильная воля.

-  Что же делать тому, у кого получились не очень хорошие результаты? Как улучшить память, увеличить её объём?

Взаимопроверка выполнения работы.10 слов-10 баллов и т. д.  1 минута

Слайд № 15-19

-Что опасно для нервной системы. Выступление группы          2 минуты

7.Рефлексия (самопроверка)

-Вернемся к нашей игре. Возьмите таблицу и заполните колонку «в конце урока». Самопроверка.

-У кого ответы изменились? ( 5 баллов)  

- У кого данные остались прежние?( не потрудились  2-3 балла)                                                                                                  1 минута

8. Оценивание. Подведение итога урока.

- Задайте свой вопрос классу по теме урока.

- Какова роль нервной системы в организме?

- Почему мы говорим о системе?

- Какой орган управляет функциями организма? (мозг)

- Какой орган никогда не спит? (сердце)

- Выбрать только одного одноклассника, кому хочется сказать «Спасибо» за сотрудничество и пояснить, в чем оно проявилось.                            3 минуты

9.Домашнее задание. .Задумайся, какими видами памяти ты владеешь лучше ,а какими хуже.

Проанализируй, выбери для себя наилучшие приёмы для запоминания, которые позволят облегчить учёбу.

№ 30 ТПО

Стр.46-51- стоит повторить (выучить) 

Если хочешь, поработай с мини-тетрадью.

Найди интересный материал о нервной системе человека. Сделай пометки,

рисунки.

Придумай приёмы для лучшего запоминания словарных слов (рисунок, рифма ,кроссворд и т.д.).                                                                       1 минута

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА Что входит в нервную систему Какое строение имеет головной мозг Что такое память Что опасно для нервной системы

Слайд 2

ЧТО ВХОДИТ В НЕРВНУЮ СИСТЕМУ? ГОЛОВНОЙ МОЗГ СПИННОЙ МОЗГ НЕРВЫ

Слайд 3

ГОЛОВНОЙ МОЗГ- ВЫПОЛНЯЕТ ОСНОВНУЮ РАБОТУ В НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ. ЗРЕНИЕ СЛУХ ВКУС ОСЯЗАНИЕ ЗАПАХ ГОЛОВНОЙ МОЗГ- ПЕРЕРАБАТЫВАЕТ ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРУЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

Слайд 4

ГОЛОВНОЙ МОЗГ- РАСПОЛАГАЕТСЯ ВНУТРИ ЧЕРЕПА. ЧЕРЕП ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Слайд 5

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА РЕЧЬ СЛУХ ОБОНЯНИЕ ЗРЕНИЕ ОСЯЗАНИЕ ВКУС ТЕЛОДВИЖЕНИЕ

Слайд 7

КАЖДЫЙ ОТДЕЛ СПИННОГО МОЗГА- ОТВЕЧАЕТ ЗА РАБОТУ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ГРУППЫ МЫШЦ ШЕЙНЫЕ НЕРВЫ : ГОРЛО, ГРУДЬ, ПЛЕЧИ, РУКИ, КИСТИ РУК ГРУДНЫЕ НЕРВЫ : ОТ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ГРУДИНЫ ДО НИЖНЕЙ ЧАСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ ПОЯСНИЧНЫЕ НЕРВЫ: СОЛНЕЧНОЕ СПЛЕТЕНИЕ И БРЮШНАЯ ПОЛОСТЬ КРЕС ТЦОВЫЕ НЕРВЫ: ОТ НИЖНЕЙ ЧАСТИ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ ДО ПАЛЬЦЕВ НОГ

Слайд 8

СПИННОЙ МОЗГ- РАСПОЛАГАЕТСЯ ВНУТРИ ПОЗВОНОЧНИКА.

Слайд 9

ОРГАНЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Слайд 10

ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ? УМЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА ЗАПОМИНАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ХРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Слайд 11

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ПАМЯТЬ

Слайд 12

ЧТО ОПАСНО ДЛЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ? ПОВРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕЛОМ ПОЗВОНОЧНИКА: НЕПОДВИЖНОСТЬ РАНЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА: ГИБЕЛЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА СПИННОГО МОЗГА

Слайд 13

СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ: «ТЕМНЕЕТ В ГЛАЗАХ» НАРУШЕНИЕ СЛУХА: «ШУМ В УШАХ» НАРУШЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ: «ГОЛОВА КРУЖИТЬСЯ» ВРЕМЕННОЕ:

Слайд 14

ОТРАВЛЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА АЛКОГОЛЬ НИКОТИН РАЗРУШАЮТСЯ НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ , ТЕРЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ

Слайд 15

НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Слайд 16

ОТДЫХ ДЛЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РАДОСТЬ ПРИРОДА СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА С МЕ НА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков

Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1.    Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....