Урок окружающего мира 2 класс Природные зоны полярного пояса
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Самарина Наталья Николаевна

Урок окружающего мира 2 класс Природные зоны полярного пояса. Образовательная система "Школа 2100". Предполагается работа в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самарина Наталья Николаевна

1. Должность и место работы: учитель МБОУ НОШ с. Мостовое

2. Творческая разработка: урок по теме «Природные зоны полярного пояса»

3. Возрастная категория детей: ступень обучения – начальная

4. Метод когнитивного обучения, использованный в разработке: шифрограмма, метод ученического целеполагания, метод исключения лишнего, метод существенные признаки, метод образного видения, разрушенный текст, метод рефлексии.

5. В чём заключается эффективность применения данного метода на уроке / мероприятии, разработка которого представлена на Фестиваль? Используемые методы и приемы помогают в игровой форме объяснить учащимся сложные понятия. Групповые формы работы способствую формированию коммуникативных навыков. В разработке используются приемы технологии РКМЧП, исследовательского метода и созидающего чтения, которые способствуют развитию познавательных способностей обучающихся.

Окружающий мир, 2 класс. ОС «Школа 2100»

Тема: Природные зоны полярного пояса.

Цели:

– познакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями;

– учить бережному отношению к природе;

Оборудование:

- ребус со словом ТУНДРА;

- учебник Вахрушев А.А.«Окружающий мир» 2 класс, часть 2,

- Атлас ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 5 класс к учебнику Н.И. Сонина;

- конверты с заданиями зеленого, белого, черного, серого цвета (по количеству групп);

- карточки с силуэтами материков;

- карточки с изображениями тундры  других природных зон (по количеству групп);

- листы с силуэтами животных тундры (по количеству групп);

- карточки с фотографиями животных тундры;

- карточки с разрезанным текстом (по количеству групп);

- карточки с фотографиями растений тундры;

- карточки с условными изображениями экологических проблем тундры;

- карточки для рефлексии.

Работа в группах.

Во время урока после выполнения заданий учитель вывешивает иллюстрации на липкую стену. В конце урока получается ментальная карта на тему «Тундра».


Метод

Учитель

Ученики

Шифрограмма

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Как называется это место, вы узнаете, выполнив задание.

Разгадывают ребус, называют слово ТУНДРА.

Метод ученического целеполагания

Поставим цели, которых нам нужно достигнуть на уроке.

Я думаю, что вы сегодня будете, не только узнавать, но ещё и будете удивляться.

Ставят цели на урок, используя формулу «УРОК».

У- узнавать

Р- развивать

О-объяснять

К- контролировать

Метод исключения лишнего

Итак, начнём. Откройте учебник на стр.104-105 (Карта природных зон), пользуясь условными обозначениями, найдите на ней зону тундры.

На каких материках есть тундра?

На карте «Растительность и животные мира» (Атлас Естествознание стр.10-11) находят зону тундры.

Определяют материки, на которых есть зона тундры (Евразия и Северная Америка). Показывают карточку с силуэтом материка.

Метод исключения лишнего, метод существенные признаки

В конверте того же цвета вы найдете первое задание.

Уберите лишние картинки, а под оставшимися подпишите, какие признаки помогли вам сделать свой выбор.

После обсуждения вывешивает правильные фотографии на доску рядом со стрелкой ПРИРОДА.

Выбирают конверт того же цвета, что и цвет зоны обозначенной на карте. (Сиреневый конверт).

Выбирают фотографии с изображением тундры (№1, 2, 4, 6). Подписывают под фотографиями слова – признаки тундры. (Олени, полярное сияние, чум, пурга и т.д.)

Метод образного видения

Почти на всех картинках изображены олени. Это удивительное животное, без которого трудно представить жизнь человека в тундре. Давайте узнаем, какие еще животные могут встретиться в этих краях. Задание вы найдёте в конверте белого цвета.

После обсуждения вывешивает фотографии на доску рядом со стрелкой ЖИВОТНЫЕ.

Догадайтесь, почему для конверта я выбрала белый цвет.

Используя личный опыт и Атлас Естествознание 5 класс стр.12-13 определяют названия животных, которые показаны в виде силуэтов. (Волк, лемминг, песец, лиса, белая куропатка, полярная сова, белый медведь). Подписывают названия животных.

Многие животные и птицы зимой в тундре имеют белую окраску. Это помогает им спасаться от врагов.

Физминутка «Совенок».

Разрушенный текст

Новое задание лежит в конверте серого цвета.

Из предложений соберите текст, прочитайте его. Проверьте себя, перевернув карточки.

Что необычного заметили?

Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.

После обсуждения вывешивает фотографии на доску рядом со стрелкой РАСТЕНИЯ.

Вы, наверно, уже догадались, что цвет конверта тоже выбран не случайно. (По цвету лишайника ягеля.) Это растение одно из главных кормильцев в тундровых экосистемах.

Собирают текст. «Каждый, кто попадает в тундру, сразу обращает внимание на олений лишайник, или ягель. Он служит основной пищей для северных оленей. Здесь растут морошка, голубика, брусника, карликовая береза, ива, различные мхи. В тундре часто встречаются грибы». Проверяют себя. Если задание выполнено верно, на другой стороне получится картинка. (Рисунок с грибом и карликовой березой).

Низкие деревья и высокие грибы.

Метод образной картины

Последний конверт, который остался на ваших столах – черный. Подумайте, с чем может быть связано задание, которое в нем лежит. (Экологические проблемы тундры). О каких проблемах предупреждают нас эти знаки.

После обсуждения вывешивает картинки на доску рядом со стрелкой ЭКОЛОГИЯ.

Рассматривают знаки, изображающие экологические проблемы тундры (у каждой группы свой знак), Предлагают свои варианты ответов.

  1. Тракторы и вездеходы разрушают почву и уничтожают растения. После этого природа очень долго не может восстановиться.
  2. Добыча полезных ископаемых: нефти и газа. Из-за этого окружающая среда подвергается сильнейшему загрязнению.
  3. В тундре разводят домашних оленей. Из-за того что люди не всегда успевают перегнать оленей с одного пастбища на другое пастбища погибают. Ведь за один год лишайник вырастает на толщину спички.
  4. В тундре распространено браконьерство (незаконная охота на животных).

Рефлексия

В результате работы на доске получается кластер на тему ТУНДРА. Учитель обращает внимание детей, что на самом деле тундра оказывается яркая, красивая.

Все задания выполнены. Пришло время рассказать, чему вы удивились сегодня на уроке.

На карточках со словом УДИВЛЕНИЕ и записывают, чему удивились на уроке.



Предварительный просмотр:

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=7b2a7687561e2b4536aa30ed5ad5ce3c&n=33&h=215&w=344

http://img-4.photosight.ru/b1c/3134537_large.jpeghttps://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=045ef55c0162f8f8fe57f4c2c76a36d0&n=33&h=215&w=323

,

http://wildfrontier.ru/wp-content/uploads/2016/09/Belyj-polyarnyj-volk12.jpghttp://animalreader.ru/wp-content/uploads/2014/03/pesec-ili-poljarnaja-lisica_1.jpeg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОЛЕНИ

ЧУМ

ПУРГА

СЕВЕРНОЕ

СИЯНИЕ

БЕЗЛЕСНОЕ ПРОСТРАНСТВО


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Каждый, кто попадает в тундру, сразу обращает внимание на олений лишайник, или ягель.

Он служит основной пищей для северных оленей.

Здесь растут морошка, голубика, брусника, карликовая береза, ива, различные мхи.

Ещё  тундре часто встречаются грибы.

Каждый, кто попадает в тундру, сразу обращает внимание на олений лишайник, или ягель.

Он служит основной пищей для северных оленей.

Здесь растут морошка, голубика, брусника, карликовая береза, ива, различные мхи.

Ещё  тундре часто встречаются грибы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 



Предварительный просмотр:

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 2 класс Природные зоны холодного пояса

Предмет:   Окружающий мир. Наша планета Земля. Автор: А.А. Вахрушев. Образовательная система «Школа 2100».   Класс:  2 класс.   Тема:  Урок   «Природные зон...

Урок в технологии критического мышления по окружающему миру "Природные зоны полярного пояса" (2 класс, "Школа 2100").

Данный материал включает в себя конспект урока и тематическую презентацию. Урок разработан в технологии критического мышления....

Проверочная работа по теме "Природные зоны полярного пояса" 2 класс. Школа 2100

Для того чтобы проверить подготовку учащимися домашнего задания, разрабатываю и провожу в начале урока небольшие проверочные работы. такие проверочные позволяют определить уровень подготовки учащимися...

Природные зоны полярного пояса

Природные зоны полярного пояса...

: «Природные зоны полярного пояса»

Урок  окружающего мира с использованием технологии  критического  мышления Тема: «Природные зоны полярного пояса»...

Урок окружающего мира. Тема "Засушливые зоны умеренного пояса".

Учащиеся знакомятся со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями. Дети работают с картой природных зон....

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России.

Конспект составлен в соответствии с учебником УМК "Школа России"...