Урок окружающего мира. Тема "Засушливые зоны умеренного пояса".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Белякова Марина Анатольевна

Учащиеся знакомятся со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями. Дети работают с картой природных зон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Засушливые зоны умеренного пояса.

Цель: познакомить учащихся со степями и пустынями умеренного пояса их особенностями и обитателями; создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонах умеренного пояса.

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся представление о степях и пустынях умеренного пояса, их особенностями и обитателями. Показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы степи, пустыни, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

Развивающая: развитие познавательной активности учащихся, связной речи; психических процессов: мышления, внимания, памяти.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к предмету.

Минимум: ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать ее на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: степная зона, зона пустынь.

Минимакс: к концу урока учащиеся должны уметь объяснить, что такое степь и пустыня.

Максимум: уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей; иметь представления о взаимосвязи живых организмов в данных экосистемах, о влиянии человеческой деятельности на данную экосистему.

УУД:

Личностные:

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать в предложенных ситуациях конкретные поступки, как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

4. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

2. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

3. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

4. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

1. Развивать умения извлекать необходимую информацию из учебника,  схем, иллюстраций, текстов.

2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные:

1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2. Развитие умения слушать и понимать речь других.

3. Умение работать в паре.

4. Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Тип урока: урок открытия нового знания по учебнику Окружающий мир «Наша планета «Земля». 2 класс. 2 часть, авторы А.А. Вархрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутиан.
Вид учебного занятия: урок-исследование.
Формы работы: работа в парах, групповая и индивидуальная работа.

Дидактический материал и оборудование: интерактивная доска, цифровой образовательный ресурс – презентация в программе Microsoft Offise Power Pоint; карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями); учебник, рабочая тетрадь, 3 полотенца, вода.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

- Я вижу, что настроение у всех отличное и вы готовы к новому путешествию. Будьте активными и работайте усердно.

- Ребята, давайте с вами проведём небольшой опыт. У меня 3 одинаковых полотенца.  Я намочу и отожму их. Первое повешу вдали от обогревателя (батареи отопления). Второе расправлю и положу на батарею. Третье скатаю в плотный комок и тоже положу на батарею. В течение урока мы посмотрим, что же произойдёт.

-  А теперь давайте вспомним, с какими природными зонами мы уже познакомились? Расставьте изученные природные зоны по порядку в направлении от полюса к экватору и определите, какая пропущена.

(Пропущена зона тундр. А природные зоны располагаются так: ледяные пустыни, тундра, тайга, широколиственные леса.)

- Мы продолжаем разговор об экосистемах и зонах. Попробуем найти причины разных явлений, выявить закономерности.

II. Актуализация знаний.

– Мы продолжаем разговор об экосистемах и зонах. Попробуем найти причины разных явлений, выявить закономерности. Давайте вспомним, в чём отличие климата умеренного пояса от холодного?

(Солнечные лучи обогревают природные зоны по-разному. Умеренный пояс обогревается лучше из-за изменения угла наклона солнечных лучей. Земля глубже прогревается, выпадает достаточное количество осадков, необходимое для роста растений, выражены все времена года и т.д.)

Послушайте загадку-описание одной из зон.

  1. В этой природной зоне есть полярный день и полярная ночь, здесь живут белые медведи. (Это зона Арктических пустынь.)
  2. В этой природной зоне короткое лето, много болот, здесь живут лемминги. (Это зона тундр в холодном поясе).

- Молодцы! Вы хорошо разбираетесь в особенностях этих зон. А теперь я предлагаю вам посмотреть следующий слайд 2. На какой вопрос ищут ответ ребята?

 Формулирование темы и целей урока.

- Молодцы, ребята. А теперь попробуйте отгадать мою загадку. Здесь самые плодородные почвы, тёплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растёт ни одного дерева. Где это?

(Мы сразу не можем ответить, с такой зоной мы ещё не встречались. Но похоже, что эта зона находится в умеренном поясе.)

 - Какие вопросы у вас возникают?

1. Почему в таких благоприятных условиях не растут деревья?

2. Какие же растения там встречаются?

– Что нам нужно выяснить на уроке?

1. Выяснить название данной зоны.

2. Узнать, какие животные и растения встречаются в этом месте.

3. В чём своеобразие экосистем данных зон?

– В процессе урока нам предстоит ответить на все эти вопросы.

ΙΙΙ. Совместное открытие знаний.

- Ребята, где мы можем найти названия данных зон? (Нам поможет карта.) 

Дети работают с картой природных зон в учебнике (с. 104–105). 

– После лесных зон идёт зона лесостепей и степей.

(Мы выяснили, что в умеренном поясе находится ещё зона степей и пустынь.)

– Как будет звучать тема урока? Проверьте себя по учебнику с.26-29.

Засушливые зоны умеренного пояса. (Зона степей и пустынь умеренного пояса.) Слайд 3.

1.Знакомство с зоной степей. Слайд 4.

 Работа с учебником стр.26. Чтение текста.

-Что нового узнали? Словарная работа со словами «чернозем», «дернина». Слайд 5.

- Как вы думаете, почему при богатой почве, достаточном тепле и дождях, в степной зоне не растут деревья? Что является причиной этого? (Мы думаем, что деревьям жарко, т.к. здесь теплее.)

- Вернемся к опыту. Что заметили?

(Полотенце, которое находилось далеко от батареи, подсохло. Полотенце, которое лежало расправленным на батарее высохло, а скомканное осталось мокрым.)

- Почему это произошло?

(Вода с поверхности полотенец испарялась по-разному. То, что было самым мокрым, получило меньше тепла. То, что было расправлено, получило столько же тепла, сколько скомканное, но, наверное, вода с него легко испарилась именно из-за того, что оно было расправлено.)

- Да, вы правы, при одинаковой температуре вода испаряется быстрее с более широкой и ровной поверхности. Вспомните листья деревьев. Какая у них поверхность по размеру? Как  это связано с испарением?

(Поверхность листьев достаточно большая. Поэтому вода будет испаряться быстро. В данных условиях при нехватке воды дерево может просто засохнуть.)

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 27).

- Почему листья деревьев в степи высыхают?

– Какие листья должны иметь растения степей?

(Они не должны быть широкими. Растения должны уметь удерживать влагу. Поэтому они должны быть густыми и напоминать скомканное полотенце.)

В степной зоне растут в основном травянистые растения. Они покрывают землю сплошным ковром, корни их сплетаются. Эти растения хорошо переносят засуху и зимние морозы.

- С какой поверхности вода испаряется быстрее? Какой вывод можно сделать?

(Вода испаряется тем скорее, чем теплее и чем больше открытая поверхность.) 

- Сравните с выводом в учебнике на с. 27.

Учебник (с.27).

Слайд 6.

-Какими, по вашему мнению, должны быть корни степных растений? Почему? 

(У растений степи густые и длинные корни. Узкие, жёсткие листья экономят влагу.) 

- Назовите растения степей. (Слайд 7)

- Какую роль в экосистеме выполняют растения? (Роль кормильцев.)

- Сравните свои выводы с иллюстрациями на с. 27.

- Давайте откроем карту ещё раз и поищем данные зоны на разных материках. Заодно рассмотрим, какие животные здесь встречаются.

(Такие зоны встречаются в Евразии, Северной и Южной Америке. В Евразии можно встретить зайца-русака, суслика, тушканчика, волка, джейрана, благородного оленя. В Северной Америке водятся чёрная белка, койот, олень, вилорог, бизон.)

- Представьте себе степь. И скажите, с какими проблемами столкнутся животные этой зоны.

 (Животные должны уметь переносить жару, быстро бегать или уметь маскироваться). (Слайд 8)

-  Какую роль выполняют данные животные в экосистеме? (Это «едоки».)

-Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики поедают мелких насекомых. Живут в степной зоне различные бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые-опылители. Есть в степи интересные насекомые-санитары: жуки-навозники и жуки-могильщики. Они уносят в свои норки помёт животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок. Жуки-могильщики закапывают в почву мертвых птиц и зверьков. Если насекомых-санитаров достаточно, они содержат свой дом в порядке.

Физминутка.  «Травы, кустарники, деревья»

Учитель называет  различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья.

Берёза, подорожник, сосна, крыжовник, морошка, тюльпан, ковыль, ель, мак, дуб, орешник, зверобой, сирень, липа, шиповник, клевер, малина, смородина, осина.

- О ком мы ещё не говорили? (О «мусорщиках».)

- Найдите информацию о них и проверьте свои предположения о приспособлениях животных.  Прочитаем текст в учебнике на с. 28.

 («Мусорщики» в данной зоне очень хорошо работают, в результате их деятельности получилась самая плодородная почва на Земле. Интересно, что многие животные строят свои домики под землёй и спасаются в них от жары и хищников. Подземными частями растений питаются многие животные. На зиму они запасают много семян. А значит, как и в лесу, помогают росту новых растений.) (Слайды 9, 10)

- С какими проблемами столкнулись животные в этой зоне? Как воздействует на нее человек?

(Раньше в степях паслись стада крупных травоядных зверей, например, бизонов. Теперь большая часть степей распахана человеком для выращивания культурных растений.) Слайд 11.

- Скажите, а есть ли польза травам от их обитателей? Разные животные поедают растения, олени и бизоны вытаптывают их. Как же растения выживают в данных условиях? (Варианты ответов)

- Оказывается, вытаптывая сухую траву и корни, крупные животные разрушают ее и дают возможность расти молодым побегам, новым растениям.

-Что произойдет, если нарушится, хотя бы одно звено в цепи питания? Если исчезнут:

1) крупные травоядные: бизоны, сайгаки, олени;

2) хищники: волки, орлы;

3) насекомые?

(Дети работают с текстом на с. 32–33 и отвечают на эти вопросы. Если удалить одно из звеньев степной экосистемы, она может разрушиться. Растения засохнут, погибнут. Ведь если некому задерживать влагу, она быстро испаряется. Это повлияет на жителей почв. Они могут тоже погибнуть или их станет меньше. Почва стала бы не такой плодородной. Растений становилось бы всё меньше и меньше.)

-  Что это вам напоминает? (Пустыню.)

2.Знакомство с зоной пустынь.

- Покинув бескрайние степи, мы движемся на юг, а куда попадаем, узнаете, если отгадаете загадку:

В ней песков большие груды

Называются барханы,

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном. (Пустыня). (Показ на карте новой зоны учителем.) 

- Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Пустыни бывают песчаные, глиняные и даже каменистые. Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70˚С, а в тени выше 40˚С. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. А чего хочется человеку, когда ему очень жарко?

- К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12˚с, и длится зима 2-3 месяца.

- Действительно ли там пусто? (Чтение текста в учебнике на с. 29)

- Как приспособились растения к жизни в пустыне? (Имеют длинные корни) Слайд 12.

- Кроме того, пустынные растения часто имеют листья в виде колючек.

- Как приспособились животные к условиям жизни в пустыне?

 (Животные должны уметь переносить жару и нехватку воды. Они имеют сухую кожу, которая защищает их от потери влаги). Слайд 13.

- Откройте карту на с.107, какие еще животные встречаются в пустыни?

- Мне бы хотелось рассказать о самом удивительном животном пустыни- верблюде. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают 2 метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находятся запасы жира. Он может обходиться без воды в сильную жару по 4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер.

ΙV. Самостоятельное применение знаний.

-Чем похожи и чем отличаются пустынные растения от степных?

(В степях и пустынях растения имеют длинные корни, приспособленные к добыванию воды. Буйный расцвет бывает весной, когда не так жарко и есть влага в почве. Но в степях травяной покров гуще, а в пустынях много голых участков, пустынные растения часто имеют листья в виде колючек, их корни проникают глубже, чем корни степных растений.)

Слайд 14.

-На какую ещё зону похожи пустыни?

(На ледяную зону по почти полному отсутствию растений, но не похожи по климату.)

-Почему в степях так много подземных животных?

(Там прохладно в жару и есть пища - подземные части растений).

V. Применение нового знания.

Работа с Рабочей тетрадью.

Задания 3,4,7,8,9. Взаимопроверка.

VI. Стадия рефлексии. Итог урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Как работал ты?

-А теперь вернемся к вопросу, который мы поставили в самом начале урока, но не смогли на него ответить.

- Здесь самые плодородные почвы, теплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растет, ни одного дерева. Где это?

-И еще одна загадка:

 «Очень жарко, растительности почти нет, кругом пески».

- В каком климатическом поясе они расположены?

VII. Домашнее задание (на выбор).

  1. - Какой пояс мы ещё не рассматривали?

(Мы не говорили о жарком поясе.)

- А хотели бы вы узнать о природных зонах жаркого пояса от настоящего путешественника? А может быть, вы захотите сами стать путешественниками? Да, путешествовать можно даже по книгам, например по учебнику. Надо только выбрать тот маршрут, который будет вам интересен.

- Как подготовиться к такому путешествию? План подготовки тоже есть в учебнике.

- А на следующем уроке в нашем классе будет проходить заседание географического общества и мы услышим отчёты наших путешественников. Выбирайте маршруты для путешествий и темы докладов на с. 31 в учебнике.

   2) Учебник, с. 26 – 29, читать, вопросы; рабочая тетрадь, с. 48 – 50 (остальные задания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру Засушливые зоны умеренного пояса, 2 класс, 2100

Презентация содержит вспомогательный материал по окружающему миру к уроку по теме "Засушливые зоны умеренного пояса", 2 класс, 2100...

Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс.

Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс УМК "2100"....

Урок окружающего мира "Засушливые зоны умеренного пояса"

Цель урока: создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонах умеренного....

Урок окружающего мира "Природные зоны холодного пояса"

Урок изучения нового материала. Четвертый урок в разделе "Земля - наш общий дом" УМК "Школа 2100"....

Урок в технологии критического мышления по окружающему миру "Природные зоны полярного пояса" (2 класс, "Школа 2100").

Данный материал включает в себя конспект урока и тематическую презентацию. Урок разработан в технологии критического мышления....

Урок окружающего мира "Природные зоны холодного пояса", 2 класс

На уроке дети знакомятся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями....

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны холодного пояса"

Методы и приёмы работы:иллюстративно-словесный, практический, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, раздаточным материалом, практическая работа)Тип урока:  комбинированный (изу...