Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Радыгина Марина Алексеевна

Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс УМК "2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasushlivyezony_umerenogo_poyasa.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:     Засушливые зоны умеренного пояса.

Цели урока:

1.Линия  развития - знакомство с целостной картиной мира.

1) Познакомить  детей со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями.

2)Показать взаимную приспособленность живых организмов  - членов экосистемы степи, пустыни, их зависимости от неживых компонентов и влияние на них.

2. Линия развития -  умение определять свое отношение к миру.

3) Учить бережно относиться к природе.

Минимум: ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать ее на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: степная зона, зона пустынь.

Минимакс: к концу урока учащиеся должны уметь объяснить, что такое степь и пустыня.

Максимум: уметь объяснять особенности природных в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей; иметь представления о взаимосвязи живых организмов в данных экосистемах, о влиянии человеческой деятельности на данную экосистему.

Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесенными на нее животными и растениями), рисунки пейзажей степей, плакат «Засушливые зоны умеренного пояса» из комплекта « Наглядные материалы по окружающему миру  для 2 класса» и к нему разрезные карточки растений и животных всех изученных природных зон.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент

- Сегодня мы работаем в группах: группа Зеленых, группа Желтых, группа Красных, группа Синих. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

- У каждой группы  на столе в пакете лежит   природная зона. Определите  что это за зона, в каком поясе она находится.

- Ребята, все ли зоны мы назвали?

- Каждая группа подумайте, какой по счету с севера на юг расположится ваша зона, отправьте одного представителя к доске с карточкой-названием природной зоны.

- Слева север, справа - юг, представители, встаньте по порядку слева направо так, как расположены природные зоны на карете.

- Молодцы, присаживайтесь.

- Мы продолжаем разговор об экологических системах и зонах. Попробуем найти причины разных явлений, выявить закономерности.

Дети совещаются и приходят к выводу:

Гр.Синих – холодный пояс, зона арктических пустынь, гр.Зеленых – холодный пояс, зона тундры, гр.Красных - умеренный пояс, зона тайги, гр. Желтых -  умеренный пояс, зона Смешенных лесов.

Не назвали зону Широколиственных лесов, которая находится в умеренном поясе.

Зона арктических пустынь, зона тундры, зона тайги, зона смешанных лесов, учитель – зона широколиственных лесов.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы

- Ребята, давайте вспомним,  в чем отличие умеренного пояса от холодного.

Каждая группа представляет по одному отличию по очереди, выигрывает команда, которая назовет больше отличий. Ответы фиксируются на доске.  

-Молодцы! Вы хорошо разбираетесь в особенностях этих поясов. Придумайте загадку-описание одной из зон другим командам.

-Хорошо! А теперь попробуйте отгадать мою загадку. Здесь самые плодородные почвы, теплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растет, ни одного дерева. Где это?

-Какие вопросы у вас возникли?

-Что нам нужно выяснить на уроке?

-Давайте запишем данные вопросы и  в процессе урока будем на них отвечать?

(слайд 1).

Группы совещаются и выдают ответы:

- Солнечные лучи обогревают природные зоны по-разному.  Умеренный пояс обогревается лучше из-за угла наклона солнечных лучей. Земля глубже прогревается, выпадает достаточное количество осадков. необходимое для роста растений, выражены все времена года и т.д.

Дети выполняют задание.

Н-р:  гр. Красных. В этой природной зоне есть полярный день и полярная ночь, здесь живут белые медведи. Гр. Синих. Это  зона Арктических пустынь.

- Мы сразу не можем ответить, с такой зоной мы еще не встречались. Но, похоже, эта зона находится южнее зоны широколиственных лесов в умеренном поясе.

Почему в таких благоприятных ( хороших) условиях не растут деревья? Какие же растения там встречаются? Какая там экологическая система и цепь питания? И т.д.

Ответить на эти вопросы.

Выяснить название данной зоны. Узнать, какие животные и растения встречаются в этом месте, в чем особенности экосистем данных зон.

3.Совместное «открытие» знаний

-Ребята, где мы можем найти названия природных зон?

-Проверьте себя по  учебнику с.26-29.

-Как будет звучать тема урока?

-Разберем особенности климата, которые не позволяют произрастать деревьям. Что является причиной этого?

-Давайте проверим наши догадки. Поможет нам опыт, который мы заранее подготовили. ( См.с.26) Что заметили?

Почему это произошло?

-Да, правильно, при одинаковой температуре вода испаряется с поверхности быстрее с более широкой  и ровной поверхности. Вспомните листья деревьев.

( слайд 2)

-Какая у растений поверхность листьев по размеру? Как это связано с испарением?

-Какие листья должны иметь растения степей?

(слайд 3)

 - Сравните свой вывод с выводом на странице 27.

-Какими, по вашему мнению, должны быть корни растений?

-Назовите растения степей.

(слайд 4)

-Какую роль в экосистеме выполняют растения?

-Рассмотрите карту на с.106-107, назовите животных, встречающихся здесь.

(слайд 5)

-Представьте себе степь, с какими проблемами столкнуться животные?

-Какую роль выполняют в экосистеме животные?

-О ком еще не говорили?

«Мусорщики» в данной зоне очень хорошо работают, в результате их жизнедеятельности почвы очень плодородные.

- Ребята, из разрезных картинок составьте цепи питания в зоне степей. Представьте полученную цепь товарищам.

-Найдите информацию о том, как приспособились животные к жизни в засушливых зонах?

.

Максимум:

-Скажите, есть ли польза травам от их обитателей? Разные животные их поедают, а олени, косули их вытаптывают?

-Что произойдет, если нарушится, хотя бы одно звено в цепи питания?

-Что это вам напоминает?

(слайд пустыни)

-Как  вы себе представляете пустыню?

-Могут ли в пустыне жить растения, животные? Чем они будут отличаться от степных?

-Ребята раз становиться еще жарче, чем в пустыне какое географическое положение будет занимать зона пустынь?

-Проверьте по карте. (См.с.105)

-Поработаем с учебником на с.29.

-Назовите растения пустыни. В чем их особенности?

-Назовите животных пустыни.

-Откройте карту на с.107, какие еще животные встречаются в пустыни?

(слайд 6)

- Молодцы!

-А теперь  вернемся к вопросу , который мы поставили в самом начале урока, но не смогли на него ответить.

Здесь самые плодородные почвы, теплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растет, ни одного дерева. Где это?

-И еще одна загадка – очень жарко, растительности почти нет, кругом пески.

- В каком климатическом поясе они расположены?

- Нам поможет карт в учебнике.

Дети работают с картой природных зон в учебнике с.104-105.

-После лесных зон идет зона лесостепей и степей.

-Засушливые зоны умеренного пояса.  Зона степей и зона пустынь.

-Мы думаем, что деревьям жарко. Здесь очень тепло.   Люди вырубили все деревья.  Солнце высушивает поверхность земли. Ветра.   

-Полотенце, которое лежало на батарее высохло, полотенце, которое лежало поодаль подсохло, а скомканное осталось мокрым.

-Мы думаем, что вода испарялась по- разному. То  полотенце, которое было скомкано, получило меньше тепла. То, которое лежало на батарее, больше всех тепла и вода быстро испарилась. То, которое лежало расправленным получило тепла столько же, сколько скомканное, но вода испарялась с его поверхности легко.  

Так как в этой зоне жарко, то листья у растений не должны быть широкими, они должны удерживать влагу, как скомканное полотенце.

Дети работают с текстом  и делают вывод.

- В этой зоне растут, в основном травянистые растения, они покрывают землю сплошным ковром, их корни сплетаются. Растения хорошо переносят засуху и зимние морозы.

-Это ковыль, мак, шалфей,

-Роль кормильцев.

Дети работают с картой Евразии.

-Можно встретить зайца-русака, суслика, тушканчика, волка, джейрана, благородного оленя, хомяк, крота, медведку, суслика, степного орла, дрофу , сайгака и др.

-Мы решили, что животные должны хорошо переносить жару, быстро бегать и уметь маскироваться.

-Это едоки.

- Мы не сказали о «мусорщиках».

Дети составляют и представляют цепи питания всем группам.

(цепи питания вывешиваются на доску).

- Интересно, что многие животные строят свои домики под землей для того чтобы укрыться от жары и хищников. Многие питаются корнями растений. На зиму запасают много семян. Тем самым помогают росту новых растений.

-Животные помогаю разносить семена, тем самым способствуют росту степных растений. Вытаптывая сухую траву, крупные животные разрушают ее и дают возможность расти молодым побегам, новым растениям.

-Нарушится экологическое равновесие, могут исчезнуть виды животных и растений. Если исчезнут растения – плодородный слой разрушится, т.к. некому будет задерживать влагу. Это повлияет на жизнь животных, они погибнут.

-Это напоминает пустыню.

-В пустыне почти нет растений, кругом пески, очень жарко.

-Осадков выпадает мало, значит растениям нужно экономить воду или ее запасать, животные должны хорошо переносить жару и нехватку воды.

-Она расположится южнее зоны степей. Ближе к экватору или на экваторе.

-Верблюжья колючка, саксаул.

-Круглоголовка, змеи.

-Верблюды, тушканчики, джейраны.

-Это зона степей.

-Это зона пустынь.

-Зона степей и зона пустыни расположены в засушливой зоне умеренного пояса.

  1. Самостоятельное применение знаний

Задание всему классу.

Заполнить проекты.

  1. Географическое положение.
  2. Климат.
  3. Растения.
  4. Животные.
  5. Цепь питания.

-Ребята, помним о правилах работы в группе.

       (слайд 7)

Все подготовленные проекты представляются классу и оцениваются по критериям:

  1. Полнота информации.
  2. Аккуратность выполнения.

                                     5.Подводим итоги

-Что нового узнали?

-Где пригодятся знания?

-Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

-Как работал ты?

Домашнее задание.

Рабочая тетрадь с.48-49.

Дети отвечают на вопросы.

Используемая литература:

1.Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. «Наша планета Земля»  2 класс. Авт.: А.А Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова. М. «Баласс» 2010г.

2. Учебник 2 класс, часть 2. Окружающий мир. Наша планета. Рабочая тетрадь. Авт.: А.А.Вахрушев. О.В.Бурский., А.С.Раутиан. М. «Баласс» 2010г

3.Поурочные разработки по курсу окружающий мир. Авт.: О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина. М. «Вако» 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"

Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным ...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"

Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь;ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным миром, дея...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Зона степей"...

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона арктических пустынь»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона арктических пустынь»...

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона тундры»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона тундры»...

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины.  Обобщение знаний о природных зонах России»...