План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона арктических пустынь»
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Сливкова Ирина Павловна

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона арктических пустынь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_chistovoy_4.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе:

«Зона арктических пустынь»

Цель

- сформировать у учащихся понятие «Арктика»;

- учить находить и показывать ее на карте полушарий;

- ознакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, ее использованием.

Формируемые УУД

  1. Познавательные

- выявить известное и неизвестное;

- осознавать познавательную задачу;

- читать извлекая нужную информацию.

     2. Коммуникативные

- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

     3. Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

     4. Личностные

- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2.  Самоопределение к деятельности.

-  Давайте рассмотрим карту природных зон России. В какой зоне мы живем с вами? Покажите зону лесов.

-  Кто из вас был на юге нашей страны? Где вы были? Покажите на карте.

-  На северном полюсе земного шара лежит пустынная, покрытая снегом и льдом Арктика.А кто из вас был в этих краях?

Просмотр  фрагмента мультфильма «Умка».

– Какое интересное явление наблюдали Умка и его мама?

 – Где можно наблюдать такое явление?

 – Как думаете, почему мы начали урок с фрагмента этого мультфильма?

– Определите тему урока.

 – Мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

  1. Открытие нового знания
  1. Знакомство с планом изучения природных зон

- Познакомимся с планом изучения природной зоны на с.71 учебника. (Ученики читают план).

- Для того чтобы успеть за урок изучить арктическую зону по всем пунктам плана, предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику и поработать в четырех группах. У каждой группы будет своя роль:

1. географы будут работать с картой и найдут месторасположение зоны;

2. синоптики будут изучать климат;

3. зоологи нам расскажут о животных Крайнего Севера;

4. ботаники будут искать информацию о растительном мире.

- Итак,  наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь, к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам. Членами экспедиции являются географы, ботаники, зоологи и краеведы.

Но перед экспедицией давайте рассмотрим на карте край, куда мы отправляемся.

– Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне.(Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля. Острова показываются на классной карте).

– Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана. (Белое море, море Лаптевых,  Чукотское море, Карское море, Баренцево море, Восточно-Сибирское море).

 – Что вы можете сказать о морях Северного Ледовитого океана? (Очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом).

  1. Работа в группах. ( Каждая группа получает карточки или атлас).
  1. Географы (работают с атласом).
  2. Синоптики (работа по карточкам).

- Вставьте пропущенные слова:

Арктика - это огромное пространство ... (Северного Ледовитого океана), с ... (морями) и ... (островами). Солнце направляет на это пространство ...(косые) лучи. Оно ... (светит), но не греет. Зимой в Арктике ... (полярная ночь).Дуют ... (ветры), бушует ... (пурга). Температура опускается до ... (-60) градусов. Летом в Арктике ... (полярный день), но ... (тепла) тоже нет. Это зависит от; географического ... (положения) арктической зоны. 

  1. Ботаники (работа по карточкам).

- Вставьте пропущенные слова:

На островах прямо на голых ... (камнях) встречаются ... (лишайники), они очень ... (малы). Также приспособились к жизни на камнях ... (мхи) и ... (полярные маки). В толще воды, не покрытой ... (льдом), большое количество ...(водорослей).

  1. Зоологи (работа по карточкам).

- Вставьте пропущенные слова:

Животных арктической зоны кормит ... (море). Морскими водорослями питаются ... (рачки), а ими - ... (рыбы).Основная пища птиц и животных - это ... (рыба). На скалистых берегах собираются ... (чайки), ... (кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ... (потомство).

Птиц с необычными клювами называют ... (тупики). Все звери - прекрасные - ... (пловцы). От холода их защищает ...(слой жира). Это ... (моржи) и ... (тюлени). На тюленей охотятся ... (белые медведи). У них длинная густая шерсть ...(белого) цвета и ... (широкие) лапы, чтобы удобнее было ... (передвигаться по льду и снегу).

  1. Физкультминутка
  2.  Первичное закрепление

Сообщения учащихся по карточкам.

(Учитель дополняет выступления групп).

  1. Отче географов. (Работа у доски с картой)
  2. Отчет синоптиков (по карточкам)
  3.  Отчет ботаников (по карточкам)
  4. Отчет зоологов (по карточкам)
  1. Включение нового знания в систему знаний.
  1. Работа в группах. (Взаимопроверка)

Арктика - царство льда и снега

Географическое положение

Северный Ледовитый океан

северные моря

острова

Освещенность

полярный день и полярная ночь северное сияние

Растительный и животный мир

лишайники, мхи, полярный мак, водоросли

рачки,  рыбы,  чайки,  гагарки ,тупики, морж, тюлень, белый медведь

Деятельность человека

научные станции, рыбный промысел, охота Северный морской путь

  1. Работа по учебнику (с.81,82)

  1. Подведение итогов урока.

- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Что хотели узнать о данной природной зоне?

- Добыли интересующую вас информацию?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Высказывание детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с.82 учебника)

  1.   Рефлексия

(Оценивание работы группы)

- Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

- Что помогло?

- Что помешало?

- Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

- Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

- Как ты оцениваешь свою работу в группе?

  1. Домашнее задание
  1. Прочитать текст на с.76-83 учебника.
  2. Подобрать материал о труде людей в Арктике. Подумать, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь.