План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона тундры»
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Сливкова Ирина Павловна

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Зона тундры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_chistovoy_7.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе:

«Зона тундры»

Тема

Зона тундры

Тип урока

Комбинированный. Урок открытия нового знания

Дидактическая задача

Организовать познавательную деятельность учащихся для формирования конкретных представлений о природной зоне «Тундра». Стимулировать учащихся к овладению рациональными приёмами самообразования.

Задачи: 

1.Личностные

  • формировать личностное осмысление необходимости учения, приобретения новых знаний.

2.Метапредметные

          - познавательные

  • формировать наглядно - образное мышление, логического мышление;
  • развивать навыков анализа и синтеза
  • расширять кругозора учащихся;
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру.

          - регулятивные

  • формировать  умение  самоконтроля и взаимоконтроля;
  • учить составлять работать по плану.

          - коммуникативные

  • формировать  умение  слушать различные мнения и приводить доказательства своей точки зрения.

3.Предметные

  • уметь показывать  зону тундры на карте;
  • уметь выделять характерные признаки природной зоны;
  • знать нескольких представителей животного и растительного мира зоны тундры
  • понимать  взаимосвязь   живых организмов - членов экосистемы тундры, их зависимость от неживых компонентов и влияния на них деятельности человека.

Используемые педагогические технологии

Технология проблемного обучения

ИКТ

Здоовьесберегающие технологии

Оборудование к уроку: 

учитель: компьютер, презентация, учебник, тетрадь на печатной основе;

ученик: учебник, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность ученика

Организация учебного процесса

Учитель проверяет готовность учащихся  к уроку, настраивает на совместную деятельность.

Выполняют упражнение «Подари друг другу улыбку».

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

Любите  ли вы путешествовать? А зачем люди путешествуют?

Мы продолжаем сегодня  путешествие по природным зонам России. Вспомните, где мы побывали на прошлом уроке?

- Какое название носит природная зона Арктики?

- И вот сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы изучить подробнее ещё одну природную зону.

Но для начала выясним, что нужно узнать, прежде чем отправляться в путь?

(погода)

- Совершенно верно, нужна метеосводка. Кто сегодня дежурный по Гидрометцентру?

(Желающему ставится на парту табличка

он рассказывает о погоде по плану.

- Нужны ли путешественнику знания природы?

Давайте узнаем,  достаточно ли у вас знаний для нашего путешествия.

Проведём экспресс - опрос. На листочках записываем  ответы да или нет.

- Луна – звезда, ведь она светится.

- Уральские горы разделяют Европу и Азию.

- Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена – реки России.

- На политической карте нанесены горы и равнины.

- Земля делает оборот вокруг Солнца за сутки.

- Самое глубокое озеро – Байкал.

- Карта – модель Земли.

- Сверьте свои ответы с ключом. Оцените себя

 - Молодцы, показали хорошие знания.

Какой вопрос вызвал затруднение?

Ребята высказывают своё мнение.

Ответы детей (Арктика Ледовая зона)

Рассказывают о погодных условиях по плану:

  1. День недели, число, месяц, время года.
  2. Состояние небосвода.
  3. Температура.
  4. Осадки.
  5. Ветер, сила ветра.
  6. Погодные явления.

Отвечают на вопросы, аргументируют.

Пишут тест, сверяются с ключом:

Нет, да, да, нет, нет, да, нет.

Анализируют, выделяют материал, требующий уточнения.

Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

Пора отправляться в путешествие по новой природной зоне. Что понадобится в пути?

Загадка подскажет, что нужно иметь с собой каждому путешественнику:

Моря есть, а плыть нельзя, земля есть, а пахать нельзя. (КАРТА)

А ещё нам нужен план

Слушают, отгадывают загадку.

План изучения природной зоны
1. Название. Географическое положение, климат.
2.Растительный мир.
3.Животный мир.
4.Деятельность человека.

5. Охрана окружающей среды (Экология).

Изучение нового материала.

  1. Название, географическое положение. Учитель организует работу с картой учебника (стр. 77) и интерактивной доски.

 Как Солнце освещает эту природную зону? Вспомним схему.

2.Учитель рассказывает о природных условиях тундры.

Работают в парах.

Один из учеников у доски пробует показать область этой зоны на карте.

Дети рассматривают схему. (Из-за угла наклона падающих лучей в этой зоне будет теплее, чем в Арктической зоне)

(В этой зоне больше заметно лето, осень, зима, весна)

Учащиеся слушают, выделяют главное из рассказа.

Прогулка на лыжах.

Анс. Самоцветы «Увезу тебя я в тундру!»

Учитель организует работу в парах по рядам. Готовятся к обсуждению вопросы:

3.Растительный мир тундры.

4. Животные тундры.

5. Деятельность человека.

Дети работают в парах, по заданиям (читают текст учебника, заполняют индивидуальную  таблицу.)

 

Учащиеся рассказывают о прочитанном.

Рассматривают  иллюстрации растений, животных.  Делают выводы о приспособленности к суровым условиям тундры.

Рефлексия.

Учитель руководит оценочной деятельностью детей

Свободные высказывания детей.

Оценка д-ти учащихся

Выставление отметок за урок.

Итог урока.

Запись домашнего задания.

Дети записывают домашнее задание.

Приложения

План ответа дежурного по Гидрометцентру

  1. День недели, число, месяц, время года.
  2. Состояние небосвода.
  3. Температура.
  4. Осадки.
  5. Ветер, сила ветра.
  6. Погодные явления.

План рассказа

1 ряд     Растения  тундры    (с.90-91)

  1. Примеры растений.

  1. Как приспособились к природным условиям?

2 ряд   Животные  тундры    (с.91-92)

  1. Примеры животных.

  1. Как приспособились к природным условиям?

3 ряд    Тундра и человек (с.93-94)

  1. Занятия населения.

  1. Экологические проблемы.

  1. Охрана природы тундры.