Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны холодного пояса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Левицкая Татьяна Федоровна

Методы и приёмы работы:иллюстративно-словесный, практический, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, раздаточным материалом, практическая работа)

Тип урока:  комбинированный (изучение нового материала, практикум)

Цели:

  1. Образовательные:

Минимум. Познакомить с географическим положением природных зон, климатическими условиями, растительным и животным миром. Сформировать понятия: Антарктида, Красная книга, ледяные пустыни, полюс, полярная ночь, полярный день, полярный круг, природные зоны.

Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, какие зоны входят в холодный пояс, используя схемы, рисунки, учебник, план.

Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.

  1. Развивающие: Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся.
  2. Воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать    творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; учить учащихся проводить связь с современностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 2 класс

Урок 41.

Раздел. Земля – наш общий дом.

Тема: Природные зоны холодного пояса.

Методы и приёмы работы:иллюстративно-словесный, практический, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, раздаточным материалом, практическая работа)

Тип урока:  комбинированный (изучение нового материала, практикум)

Цели:

  1. Образовательные:

Минимум. Познакомить с географическим положением природных зон, климатическими условиями, растительным и животным миром. Сформировать понятия: Антарктида, Красная книга, ледяные пустыни, полюс, полярная ночь, полярный день, полярный круг, природные зоны.

Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, какие зоны входят в холодный пояс, используя схемы, рисунки, учебник, план.

Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.

  1. Развивающие: Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся.
  2. Воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать    творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям; учить учащихся проводить связь с современностью.

Оборудование:

Для учителя: интерактивная доска, презентация «Зоны холодного пояса», видеофрагмент из фильма ВВС «Люди тундры», музыкальный отрывок «Где то на белом свете..», электронная физминутка.

Для учащихся: учебник Вахрушева А.А., Бурский О.В. Окружающий мир Наша планета Земля., план работы группы, раздаточный материал(схемы, иллюстрации, тексты, детские презентации, материалы проекта «Мир холодного пояса»), цветная самодиагностика

Учитель:Левицкая Татьяна Фёдоровна

Этапы

Ход урока

Деятельность ученика

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I.Организационный момент

1

Здравствуйте, ребята!

Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Тогда садитесь!

И на уроке все трудитесь!

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Познавательные УУД

1.Развиваемумения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.Выявлять сущность, особенности объектов.

4.На основе анализа объектов делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться на развороте учебника.

7.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в команде.

Личностные результаты

1.Развивать умение концентрироваться, настраиваться на работу, формировать своё рабочее место

2.Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

  1. 3  1  4  1

- Ребята, какие световые пояса мы с вами знаем? Сколько их?(5 поясов: 2 холодных, 2 умеренных и 1 жаркий)

-Почему они так называются? ( Это зависит от того, где они расположены на планете и как падают на них лучи солнца)

- Что мы называем природными зонами? Можно вспомнить это понятие, используя словарик учебника на стр. 125. (Чтение научного понятия «природная зона»)

Проблемный диалог:

- Прослушайте фрагмент песни и скажите, о каком поясе мы сегодня будем вести речь?

Где-то на белом свете

Там,  где всегда мороз,

Трутся об ось медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,  спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи-

Вертится Земля.(о холодном поясе)

- Какие признаки помогли вам определить этот пояс? (всегда мороз, медведи, земная ось, подо льдом моря)

-Чтобы изучить эти зоны, что мы должны узнать?

- Где расположены природные зоны холодного пояса и почему там холодно? Какие особенности этих зон?

-Кто там обитает?

-Что там растёт?

-В чём заключена деятельность человека?

- Что мы сейчас с вами составили? (план работы)

- Чтобы ответить на все эти вопросы мы сегодня отправимся в экспедицию. Что такое экспедиция? (группа людей, открытие нового)

- Сегодня мы тоже будем открывать новое, а для этого будем работать в группах: географы, зоологи, биологи, летописцы.

- Кого называют географами, зоологами, биологами, летописцами? (географы изучают поверхность планеты, зоологи – животный мир, биологи – растительный мир, летописцы – фиксируют основные события, понятия)

Дают ответы на вопросы.

Формулируют название темы урока, определяют задачи, планируют свою деятельность

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

1  4  2  3  4  4

Работа в группах (10 минут).

Географы:

План - задание группы:

1)Показать на схеме расположение холодного пояса.(схема поясов Земли)

2)Рассказать, почему там очень холодно?(лучи солнца скользят по поверхности Земли на полюсах)

3)Найти в стихотворении признаки холодного пояса:

Здесь всюду снег, и все белым-бело,

И зимы долгие, и ветер, и пурга.

Морозной стужей по простору вьется вьюга,

И солнце по поверхности скользит едва.

Тюлени нежатся на берегах,

Медведи белые здесь короли,

И в ночь полярную сиянья яркий свет,

Заметит шапок ледяных цветы.

Парят снежинки бесконечной чередой

И время будто провалилось в пустоту,

Исумеречный день прозрачным духом,

Холодную покажет красоту.

Дополнительные вопросы:

  • На какие две зоны можно разделить холодный пояс?(Ледяные пустыни и тундра)
  • Почему на территории тундры много воды?(вечная мерзлота не даёт впитаться влаге в землю)

Зоологи:

План –задание группы:

1)Сложить пазлы и определить, какие животные обитают в зоне холодного пояса.(сравнение со слайдами презентации, слайд 4)

2)Рассказать о двух животных используя материал проекта «Мир холодного пояса».(чтение статьи детского проекта «Мир холодного пояса)

3)Показать пищевую связь.(слайд 5)

Дополнительные вопросы: Что помогает выжить   животным в Арктике?(толстый слой жира, густая шерсть, окраска меха, сезонные передвижения, близость моря и пищи)

Биологи:

План - задание группы:

1)Разложить растения на группы (мхи и лишайники, ягоды)

2)Презентация Барсук Анастасии

3)Создать папку «Растения холодного пояса»(продолжение проекта «Мир холодного пояса»)

Для своей работы можете использовать материал учебника стр. 14-17

Дополнительные вопросы: Как же приспособились растения выживать в таких трудных условиях?(растут в защищённых от ветра местах,низкорослые,  часто стелятся по поверхности (защита от ветра, тепло от земли, используя летнее круглосуточное освещение, успевают прорасти из семени, отцвести и образовать семена в течение короткого полярного лета) (слайд 6)

Летописцы:

План –задание группы:

1)Найти определения для слов в словаре учебника, соединить с понятиями на листе «Пополняем словарный запас»:

Антарктида

Красная книга

Ледяные пустыни

Полюс

Полярная ночь

Полярный день

Полярный круг

Природные зоны

Распределение обязанностей в группе, выполнение плана – задания. Самостоятельная работа с картами – подсказками, с материалом учебника, с  раздаточным материалом. Выявление закономерностей и последовательностей.  Формирование отчёта группы.

IV. Применение нового знания.

1  2  3  4  1  2  4

Отчёты групп (10 минут)

Электронная физминутка

- Все ли пункты плана мы с вами рассмотрели? Что ещё мы должны узнать? (деятельность людей в холодном поясе)

- Чтобы это узнать, мы посмотрим видеофильм «Люди тундры» (просмотр отрывкафильма)

- Чем занимаются люди в тундре? Какими видами деятельности? (оленеводство, добывают полезные ископаемые)

Рассказывают о проделанной работе в группе, нового материала для остальных ребят.

ΙV. Итог урока.

42  3

– Что нового узнали?(узнали расположение зон холодного пояса, рассмотрели животный и растительный мир)

– Как узнали, что помогло?(иллюстрации, схемы, учебник, дополнительный материал, видеофильм)

– Где пригодятся знания?(в дальнейшей жизни, при изучении других предметов)

- Понравился вам урок? На столе лежат цветные жетоны, выберитецвет, который подходит вам сейчас по настроению.(жёлтый – цвет радости, зелёный – уверенности и спокойствия, голубой – неудовлетворённости)

Подводят итоги урока. Эмоциональный самоанализ проведённого урока.

V. Домашнее задание.

4

  1. Подобрать дополнительный материал о деятельности человека в зонах холодного пояса.
  2. Группе зоологов: сформировать папку «Растительный мир тундры» для проекта «Мир холодного пояса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс.

Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс УМК "2100"....

Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса ,автор А.А. Плешаков, по программе "Школа Росиии"...

Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)

АННОТАЦИЯ:Цели урока:·         сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...

Конспект урока по окружающему миру "Зона степей"

цель урока : сформировать у учащихся представление о зоне степей, познакомить с географическим расположением зоны, ее климатом, животным и растительным миром....