Главные вкладки

    Урок "Птицы осенью"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

    Тибалова Раиса Ивановна

    Урок "Птицы осенью" посвящен обобщению и дополнению знаниний детей о том, как животные и птицы готовятся к зиме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ptitsy_osenyu.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  

    «Птицы осенью»                                                              

    ФИО (полностью)

    Тибалова Раиса Ивановна

    Место работы              

    МАОУ Бутурлинская ООШ

    Должность

    Учитель начальных классов

    Предмет

    Окружающий мир

    Класс

    1 класс

    Тема и номер урока в теме

    «Птицы осенью…» №14

    Базовый учебник

    Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2008.

    8 .Цель  урока: Обобщить и дополнить знания детей о том, как животные и птицы готовятся к зиме.

             9.Задачи:

    - обучающие: усвоить представления об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени, усвоение некоторых сведений о перелетных и оседлых птицах родного края, закрепление и развитие умений работать в парах, общеучебных и исследовательских умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации и др.

    - развивающие: создать условия для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического вкуса. Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.

    -воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе 

    10.  Задачи:

    Предметные

    средствами обыгрывания обобщить знания учащихся о причинах перелета птиц в теплые края;

    способствовать расширению кругозора о разнообразном мире птиц, посредством обобщения знаний, полученных в процессе наблюдений.

    Метапредметные

    создать условия для осознания школьниками процесса обучения;

     способствовать развитию наблюдательности учащихся, монологической речи, умения анализировать, делать выводы;

     создать условия для формирования умений и навыков в групповой работе;

     работать над развитием эмоционально- чувственной сферы учащихся.

    11.Тип урока: урок общеметодологической направленности

    12.  Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран,  мультимедийный  проектор, ЭОР. 

    13.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

    Интернет – ресурсы:

    1. http://www.vgf.ru/ Официальный сайт издательства “Вентана Графа” (нормативно– правовая и методическая база, презентации, видеоуроки, комментарии к учебникам и пр.).
    2. http:/numi.ru/group.php?gid=38 “Введение ФГОС НОО средствами УМК “Начальная школа 21 века”.

                                                                                                                               

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность

    ученика

    УУД

    1

    2

    3

    4

    1.

      Орг. момент. 

    Прозвенел звонок веселый.

    Мы начать урок готовы.

    Будем слушать, рассуждать,

    И друг другу помогать.

    Личностные УУД

    1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

    2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

    2.

    Актуализация полученных знаний. 

    Повторение пройденного.

    - Отгадайте загадки:      Слайд 2

    1.Он в своей лесной палатке

    носит старенький халатик,

    Он деревья лечит,

    Постучит - и легче.  (Дятел) Слайд 3

    2.Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей.  (Грач) Слайд 4-5

    3.Это старый наш знакомый:

    Он живёт на крыше дома –

    Длинноногий, длинноносый,

    Длинношеий, безголосый.

    Он летает на охоту

    За лягушками к болоту. (Аист) Слайд 6-7

    Познавательные: 1.Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2.Формирование умения применять ранее полученные знания при выполнении заданий.

    Коммуникативные:

    1.Формирование умений согласованно работать в  коллективе.

    2.Формирование умений слушать и понимать речь других.

    3

    Сообщение темы и задач урока.

    - Как вы думаете, ребята, о ком мы будем говорить на уроке?  (О птицах).

    - Какое время года у нас сейчас? (Осень).

    - Догадайтесь, как будет называться тема нашего урока. - Догадайтесь, как будет называться тема нашего урока.

     (Птицы осенью).   Слайд 8

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

    планирование, прогнозирование.

    4

    Формирование новых знаний.

    Как изменилась погода осенью? ( Стало холодно)

    – Какие приметы осени вы наблюдали?  

    (Погода делается пасмурной, серой. Больше дождливых дней. По утрам на деревьях, на траве появляется иней)
    – Как изменились деревья?

    (Деревья сбросили свой осенний наряд)
    Что происходит животным миром?

    Изменения в неживой природе, повлекли изменения в живой природе?

    (Многие животные легли в зимнюю спячку.

    Одни птицы уже улетели, а другие готовятся к отлёту.)

    - Молодцы, вы назвали много признаков.

    Откройте учебник на стр.36. Слайд 9

    Закончился сентябрь. Улетели пеночки, славки, трясогузки. В октябре улетают дрозды, скворцы, журавли.

    Последними улетают гуси и лебеди. Как ты думаешь, почему?

    Послушайте текст. ( Учитель читает текст, показывая презентацию)

    Слайд 10-15

    Отчего зависит последовательность отлёта птиц? Почему каждый год  отлет  птиц происходит в строго определенном порядке?

     Осенью всё меньше становится корма. Исчезают насекомые, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм.

    Последними улетают водоплавающие птицы -  гуси и лебеди.

     Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

    Выдвигают гипотезы.

    Отвечают на вопросы

    Анализируют информацию, сопоставляют с собственными наблюдениями

    Познавательные

    (общеучебные: умение структурировать знания

    логические: анализ, синтез)

    Коммуникативные: 1.умение оформлять свои мысли в устной форме

    2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3.Формирование умения слушать и извлекать нужную информацию.

    4.Формирование умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Познавательные

     (умение обобщать и классифицировать по признакам)

    Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы

    5.

    Первичное закрепление, повторение пройденного материала.

    Дети, давайте посмотрим на страницу учебника 37. Слайд 16

     Учитель читает стихотворение «Стрижи» Е. Благинина.

        Найдите стихотворение на стр. 37.

    Вы внимательно его послушайте и ответьте на вопрос. Куда улетели стрижи?

    Слайд.

    Куда улетают  стрижи?  ( В теплые края.)

    Они к нам еще вернуться?   Когда?  ( Весной)

    Почему все-таки им приходиться улетать?

    Основная причина, что они не могут найти себе корм.

    Как называются птицы, которые каждый год с наступлением холодов улетают на юг? (Перелётные)

     Каких перелетных птиц вы знаете?

     А те, которые остаются зимовать? ( Зимующие)

    Каких зимующих вы знаете?

    Извлекают информацию из текста и иллюстраций учебника

    Познавательные

     (умение выявлять особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

    Регулятивные: Формирование умений удерживать учебную задачу в процессе работы,  оценивать правильность выполнения задания.

    Личностные: Самоопределение.

    7.

    Закрепление и систематизация знаний.

    1. Игра  «Знатоки» 

    Слайд 19.    Сейчас  мы поиграем.  Мы  будем работать в парах.

    Вспомним, как нужно работать в парах.

    Работать тихо,  договориться.

    Нельзя поворачиваться.

    Нельзя подглядывать.

    Приготовьте простой карандаш.

    Нам нужно расселить птиц. Тех, кто останется у нас с вами, т.е. зимующих   соединяем с домиком, перелетных соединяем с солнышком и тучкой.

     Кто закончил, поднимите руки. Кто готов?

     Смотрим на доску,  проверяем себя. Слайд 20

    Поднимите руки у кого так же как на доске.

    Обсуждают в парах увиденное, аргументируют их принадлежность к  группам.  

    Обобщают итоги учебной деятельности.

    Коммуникативные: 1.Согласование действий с партнёром.

    2.Формирование умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Регулятивные:    Формирование умений удерживать учебную задачу в процессе работы,  оценивать правильность выполнения задания.

    Личностные:

    Самооценка на основе критерия успешности;

    адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.

     2. Работа по теме.

     Слайд 21       Кочующие птицы. 

    К кочующим птицам относятся те, которые в более тёплую зиму остаются на своей родине, а в холодные кочуют с одного места на другое в поисках пищи.  

    Слайд 22 Мы с вами рассмотрели много различных птиц. А вы знаете,  что о птицах не только стихи слагали, не только художники их рисовали, но им и памятники даже созданы.  У нас в России и за рубежом.

    Посмотрите на них.

    Ребята как вы думаете, а птицам легко жить? (Нет)

    Мы можем им помочь? (Да)

    Как? ( Можем построить кормушку)  Слайд 23.

     В какое время года нам нужно их подкармливать? (Зимой)

    Почему? ( Потому что зимой они не могут найти себе пищу)

    Некоторые делают так, сделали кормушку, один раз насыпали  и считают что они помогли птичкам.

    Слайд 24. « Лесные новости»

    Анализируют информацию, сопоставляют с собственными наблюдениями, обсуждают результат, делают вывод.

    Учащиеся выбирают верные признаки подготовки животных к зиме.

    Познавательные

    Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации.

    Коммуникативные:

    Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Регулятивные

     (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

    - Ребята, а  как готовятся животные к зиме?

    Дети: готовят жилища, запасают корм.

    Учитель: Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов. Вот почему осенью зверьки линяют. Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо  летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая.

    3. Работа в тетради.     Слайд 25-26

     Откройте рабочую тетрадь «Окружающий мир» на странице 20. Это задание вы тоже выполните в парах.

     Обсудите, какие птицы изображены на картинках. Закрасьте квадратики возле тех птиц, которые не улетают на юг осенью.

    Обсуждают в парах увиденное, аргументируют их принадлежность к  группам.  

    Обобщают итоги учебной деятельности.

    8.

    Итог урока.

    Слайд 27

    - Ребята, вот и подходит к концу наш урок.

    Давайте подведем итог и скажем,

    – О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?
    ( Мы говорили о том, что одни птицы улетают, а другие остаются)

    -Какие открытия для себя сделали?

     - Как вы считаете, что необходимо запомнить?

    Ответы на вопросы

    Регулятивные

    (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

    Коммуникативные:

    1.Формирование умения слушать и понимать других.

    2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    9.

    Рефлексия

    Слайд 28

    Каждый из вас перед уроком получил листочек.

      А теперь каждый из вас оценит свою активность на уроке, раскрасит листочек.

    -Я доволен собой – красный цвет.

    - Я работал хорошо – зелёный цвет.

    - Не всё получилось, как хотелось бы – жёлтый цвет.

    Самооценивание.

    Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"

    Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема:    А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »  Н. А.Нек...

    Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"

    Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема:    А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »  Н. А.Нек...

    Осень.Осень?Осень!

    Внеклассное мероприятие для учеников начальной школы и дошкольной группы...

    конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».

    Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева   «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...

    Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим!"

    Этот сценарий осеннего праздника подойдёт и для учителей начальной школы, и для воспитателей....

    Презентация песни "Осень, осень, осень - снова к нам пришла"

    Презентация песни "Осень снова к нам пришла" с текстом....

    Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...

    Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё стан...