Развитие ребенка как основная цель образования. Ознакомление учащихся с картиной мироздания. Работа кружка по астрономии
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Пшенникова Евгения Борисовна

Начальная ступень образования есть первоначальное звено образовательной цепи.Основная задача деятельности на этом этапе- организация такого образовательного  пространства, при котором идеи гуманнойпедагогики пронизывают и охватыают его полностью, вбирая в себя классно-урочную и внеклассную работу.

Качество современного образования определяется не только получением ребенком объема знаний.Необходимо научить ребенка наблюдать,сравнивать,выполнять творческие задания,формировать в их сознании целостную картину мира.

В этой связи астрономия является одним из таких средств,мощным средством формирования мировоззрения ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождающая
человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и
Сердца, и через них раскрытия личности человека, его талантов,
интеллекта, его неповторимости.
                                                                     Ш.А. Амонашвили

«Развитие ребенка как основная цель образования. Ознакомление учащихся  с картиной мироздания. Работа кружка по астрономии»

     Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы.  

Суть её заключается в том, чтобы всеми образовательными средствами способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке Благородного Человека путём выявления его личностных качеств.

Родился ребёнок в семье – произошло чудо. Он пришёл со своей миссией, энергией и способностями. И задача родителей и учителей – открыть ребенку главную цель его жизни – Духовное преображение.  Очень важно, как мы будем воспитывать его. Поможем ли раскрыть суть в себе, укажем ли путь к этой сути, поддержим ли его устремления.

Конечно же, это и первоочередная задача школы.

Начальная ступень образования есть первоначальное звено образовательной цепи. Основная задача нашей деятельности на данном этапе - организация такого образовательного пространства, при котором идеи гуманной педагогики пронизывают и охватывают его полностью, вбирая в себя классно-урочную и внеклассную воспитательную работу. 

Качество современного образования определяется  не только получением ребенком  объема знаний, формированием у него необходимых познавательных, личностных, качеств, коммуникативных, регулятивных качеств. Необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, выполнять элементарные творческие задания, сформировать в их сознании целостную картину мира.

В этой связи астрономия является одним из таких средств, мощным средством формирования мировоззрения ребенка. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств.

  Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Астрономия раскрывает для ребенка широкие горизонты для познания и исследования.

Красота и величие Космоса позволяют осознать детям свое место в окружающем мире, связать свое рождение и развитие с общим процессом развития материи во Вселенной. Формирование естественно - научной картины мира способствуют развитию у детей наблюдательности, умения осмысливать результаты наблюдений, любознательности, коммуникабельности. Вовлечение детей в познавательную игровую деятельность, способствует развитию их интеллекта, расширению их кругозора, мышления и мировоззрения, создает основу для создания новой образовательной среды, стимулирует постоянный интерес к познанию окружающего мира.

Формирование познавательной активности у детей прослеживается в разных формах деятельности: в играх, экспериментировании, наблюдениях за объектами и явлениями, в конструировании, просмотре видеоряда, рисовании и др.
   В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Ш. Амонашвили, Занков, Леонтьев, Выготский и др.).

    Все это побудило к введению пропедевтического курса по астрономии в начальной щколе. Курс ведется во втором классе как внеурочная деятельность. Преимущество введения курса - в группе дети разного уровня развития, разной успеваемости, специального отбора не велось, ребята сами выбрали этот курс. посещают занятия с желанием.

    Актуальность данного курса заключается в том, что в последнее время мало внимания уделяется формированию мировоззрения и детей младшего школьного возраста, а также и в том, что у детей этого возраста высок интерес к астрономии и космонавтике.

     Место учебного курса в учебном плане

   Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

   Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа для школьников 2-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 2-4 классах.

     Общая характеристика курса «Путешествие по Солнечной системе.»

    Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие и развитие способностей детей.

Данный курс дополняет и расширяет знания учащихся об окружающем мире и играет пропедевтическую задачу -  готовит их к изучению в среднем звене таких дисциплин как физика, химия, география.

Курс построен таким образом, что он наиболее тесно приближен к жизненному опыту ребенка, его жизненным наблюдениям, строится на любознательности и интересе ребенка.

Данный курс решает следущие задачи:

расширять представление детей о многообразии космоса;

развивать логическое мышление, творческие способности, воображение,  память, конструктивные способности.

• формировать представления об астрономии как науке, изучающей
Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с
космосом;

• формировать общее представление о Вселенной;
• формировать представление о Солнце как самой близкой к нам звезде, его
признаках (форма, размер, польза для всего живого);
• познакомить со сведениями о звездах, их составе, о появлении (рождении)
звезд, их названий и человека;
• познакомить с понятиями "созвездия", названиями некоторых из них
(Большая Медведица, Малая Медведица);
дать информацию о Млечном пути;
• формировать представление о планетах Солнечной системы;
• формировать представление о Луне как спутнике Земли, дать понятие о
фазах Луны, о смене дня и ночи, об исследованиях на Луне;
• познакомить с работой по освоению космоса, профессией космонавта;
• развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность,
системное мышление в практической деятельности;
• развивать интерес к самостоятельной практической деятельности, учить
делать умозаключения

• развивать воображение дошкольника;
• содействовать развитию чувства эмпатии ко всему живому, чувство долга
по отношению к своей планете.

 Основными видами деятельности при изучении данного курса являются:

  • теоретические занятия (беседы, работа с презентациями, видео, работа с энциклопедиями и др. книгами о космосе),
  • практические и лабораторные работы (работа по карте, работа с глобусом, работа с ….)
  • наблюдения в природе (самостоятельные, с родителями, с учителем)
  • творческие занятия (раскрашивание, рисование, лепка, конструирование)
  • подготовка индивидуального и группового проекта о космосе (с помощью учителя и родителей).

Теоретические занятия обеспечивают должный уровень эрудированности школьников, формирование мировоззрения, являющейся предпосылкой интеллектуальной творческой деятельности, позволяют приобрести полезные навыки работы с научно-популярной литературой по астрономии.

Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, модели Солнечной системы, компьютера, видеоаппаратуры и видеозаписей.

Практические работы - это изготовление простейших приспособлений, макетов, рисунки, а также изготовление наглядных пособий.

Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, созвездий, записей своихнаблюдений.

В программу включена проектная деятельность, так как ФГОС второго поколения требует использование в образовательном процессе технологий системно-деятельностного подхода.

На занятиях предполагается использовать различные формы работы с учащимися: индивидуальную, фронтальную, парную, групповую.

При освоении данного курса идет постоянное формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

 Для формирования ИКТ-компетентности младших школьников в рамках учебного курса «Путешествие по Солнечной системе» запланированы:

- Участие в школьной конференции (выступление с групповым проектом «Загадочный космос»),

- Участие в школьном конкурсе рисунков ко дню космонавтики.

Содержание курса:

1. Введение. Стартуем на космическом корабле.

2. Солнечная система.

3. Мое Солнышко.( Первоначальное представление о форме и размере Солнца. Безопасное наблюдение Солнца.)

4. Двигаемся за Солнышком.( Ребята анализируют и исследуют, что происходит при движении Солнца. Определение положения Солнца в течение дня.)

5. Наблюдаем за необыкновенными явлениями. (Взрывы на Солнце, солнечные пятна. Солнечные вспышки. Полярные сияния.)

6. Игра «Строение Солнца». (Закрепление полученных знаний о Солнце.)

7. Считаем планеты: Проворный Меркурий, жутковатая красавица Венера, Марс – красная планета, большущие планеты, не похожие на Землю, планеты- крошки. (Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Практическая работа «Построение модели планеты.»)

8. Самая удивительная планета Солнечной системы.( Проектная работа.)

9. Полет вокруг Земли. (Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Планеты, похожие на Землю и непохожие на нее. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.)

10. Полет на Луну. (Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне -расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура. Движение Луны. Наблюдение и зарисовка фаз Лун.)

11. А где же Солнышко? (Солнечные и Лунные затмения.)

12. Проектная работа «Модель солнечной системы.» (Построение модели солнечной системы. Закрепление полученных знаний о строении солнечной системы.)

13. Как устроена ракета? (Устройство ракеты. Практическая работа - делаем ракету (поделка из бумаги-оригами.)

14. Малые тела Солнечной системы. (Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. «Послушные» и «страшные» астероиды.)

15. Камни, которые упали с неба.( Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.)

16. Метеоритный дождь.( Тунгусская тайна. Озорные метеориты.)

17. Хвостатые светила.( Представление о кометах. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян. Комета Галлея.)

18. Вселенная. Изучаем происхождение Вселенной.

19. Открытие нашей Галактики. Млечный путь. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.

20. Полет к звездам. (Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица.)

21.Зодиакальные созвездия. (Знакомство с Зодиакальными созвездиями.)

22. Карта звездного неба.

23. Как найти Полярную звезду? (Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта.)

24. Готовим проекты. Проектная деятельность.

Как проходят занятия, какой деятельностью заняты дети?

  1. Изготовление ракеты. Техника оригами. Аппликация. Объемная поделка.
  2. Почему всё живое любит Солнце (Беседа) Мультфильм «Я на солнышке сижу...».
  3. Делаем модель Солнечной системы из пластилина.
  4. Презентация  о планетах. Минипроекты - сообщения детей о планетах.
  5. Работа «Мой дом». Прослеживаем цепочку Вселенная-галактика Млечный путь – Солнечная система – планета Земля- континент Евразия – страна Россия – Иркутская область – г.Байкальск. Вселенная – какая она. Рисуем Вселенную.
  6. Работа с глобусом. Работа с теллурием.
  7. Фотоподборка «Земля из космоса».
  8. Музыкальные произведения «Земля в иллюминаторе», А.Рыбников «Млечный путь», А.Рыбников «Песня о звездах» и др.
  9. Драматизация. Модель всех  планет + Солнце. Давайте  покажем, как движутся планеты вокруг Солнца.
  10. Игра «Назови планету», отгадываем загадки. Отгадываем ребусы.
  11. При изучении созвездий - рисуем Большую Медведицу в тетради. (просмотр мультфильма про Умку). Делаем модель созвездия из пластилина.
  12. Конкурс рисунков. «Космос моими глазами».
  13. Просмотр презентаций на астроном. темы на протяжении всего курса
  14. Экскурсия в планетарий в Иркутск. (запланирована).
  15. Просмотр видеофильма «3д» (запланирован).

Литература:

1.Вишневский Я. Марцелинка в поисках самого главного. –С.Петербург: Изд.дом Азбука-классика»,2009

2.Волцит П.М. Астрономия. Тетрадь научная. – Москва: Издательство АСТ,2018

3.Левитан Е.П. Звездные сказки. – Москва:  Агенство «Суфлер»,2012

4.Максютов Т.Я. Космические приключения капельки. – СПб: Издательство «Антология»,2017

5.Новелли Л.История Земли, рассказанная ею самой. – СПб: Питер,2017

6.Себе-Панек М.В. Почему ракета летает? – Москва: Издательство АСТ,2015

7.Траини А. Солнце надевает пижаму.- М.: Карьера Пресс,2015

8.Как устроен мир. Все на свете о планете. Книга с заданиями и наклейками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые фрагменты занятий первых дней ребенка в школе согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в учебный процесс начального и основного общего образования

Я – учитель 1-го класса школы №1996. Меня, как и многих учителей волнует проблема адаптации первоклассников. Ведь от того, как дети адаптируются к новой жизненной ситуации, зависят их здоровье, учебна...

Программа коррекционной работы в рамках основной образовательной программы основного общего образования

Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития в...

«Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального и основного общего образования»

Выступление на  педагогическом совете по теме "Психологический  мониторинг уровня  развития универсальных учебных действий у обучающихся , осваивающих основную образовательную программу...

План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

Развитие ребенка как основная цель образования. Ознакомление учащихся с картиной мироздания. Работа кружка по астрономии

Начальная ступень образования есть первоначальное звено образовательной цепи. Основная задача на данном этапе - организация образовательного пространства , при котором идеи гуманной педагогики охватыв...

Статья "Развитие личности ребенка - смысл и цель образования"

В данной статье рассматривается важная проблема, ка учить современных школьников...

Значимость иноязычного образования в начальной школе и его основные цели.

Значимость иноязычного образования в начальной школе и его основные цели....