Программа коррекционной работы в рамках основной образовательной программы основного общего образования
рабочая программа на тему

Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma_oop_ooo_sosh_28.docx87.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Сыктывкара

Рекомендовано                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

МС    МАОУ «СОШ №28»                                                                              Директор школы

Протокол № _  от «   » августа 2015 г.                                                _________ Д.В. Шашев

                                                                                                                 «____» ________ 2015г.

 

Программа

коррекционной работы

в рамках основной образовательной программы  

основного общего образования

Исполнители: Е.В. Пухальская, педагог-психолог,

                         А.В. Агаджанян, учитель-логопед,

О.О Брей, социальный педагог

 

 

Сыктывкар 2015

Пояснительная записка

         Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

       Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

            Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

            Программа коррекционной работы МАОУ «СОШ №28» предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса, предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обучение в общеобразовательном классе по общей образовательной программе основного общего образования и по индивидуальной программе, а также с использованием надомной формы обучения.  Варьируется степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.

             Программа коррекционной работы МАОУ «СОШ №28» г. Сыктывкара ориентирована на учащихся, имеющих:

- коммуникативные проблемы;

- эмоциональные нарушения поведения;

- низкую познавательную и учебную мотивации;

- негативные тенденции личностного развития, дезадаптацию в школе;

- неуспеваемость.

Цели программы:

- оказание комплексной  психолого-социально-педагогической помощи  и поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);

-  осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии  учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении   основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.

Задачи программы:

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

- определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.

- обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получение дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; 

- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

           - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, правовым и другим вопросам.

Нормативные и правовые основания программы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196).

3. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 2).

4. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636).

5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16).

6. Письмо МОиН РФ от 18.04.2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых учащимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования.

- Соблюдение интересов учащихся. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему учащегося с максимальной пользой и в интересах учащегося.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий  в решении проблем учащегося; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует учащемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования учащимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

       - Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы по реализации программы:

Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

        Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

— преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья на данной ступени общего образования;

— обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;

— способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);

— способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. 

1. При переводе учащихся с ограниченными возможностями здоровья на ступень основного общего образования проводится анализ заключений специалистов различного профиля и социальных партнеров образовательного учреждения.

2. Проводится собеседование со специалистами школы (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учителя предметники, классный руководитель и др.) с целью учета особенностей развития детей и выявления особых образовательных потребностей обучающихся.

3. Проводится анализ результатов коррекционной работы и динамики развития учащихся с ОВЗ на предыдущем этапе обучения (в начальной школе).

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с трудностями в обучении. 

1. При переводе учащихся с ОВЗ на ступень основного общего образования формируется списочный состав специальных (коррекционных) групп детей с ОВЗ, с выявленными логопедическими и психологическими трудностями, учащихся, имеющих трудности в усвоении учебной программы.

2.  Разрабатываются (корректируются) рабочие программы, программы индивидуального обучения по всем предметам, входящим в учебный план.

3.  Для детей, обучающихся по индивидуальной программе, а также с использованием надомной формы обучения назначаются учителя предметники, которые также планируют учебно-воспитательную работу с учетом полученной на предыдущем этапе информации.

4. Составляются программы для проведения коррекционных занятий. Планируется  или продолжается взаимодействие с социальными партнерами школы.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

1.  В течение года все специалисты, работающие с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, проводят диагностические процедуры, которые показывают динамику развития каждого ребенка, с учетом созданных условий.

2. Осуществляется оценка и корректировка программ с учетом эффективности проводимых мероприятий.

     

      Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с трудностями в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

1. По результатам диагностики в адаптационный период при переходе на ступень основного общего образования, а также с учетом результатов работы на ступени начального общего образования,  специалистами предлагаются рекомендации учителям по коррекции индивидуальных образовательных программ, планов работы, рабочих программ, предметов, дисциплин.

2. Принимаются управленческие решения для коррекции недостатков в учебной деятельности.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

      Данный механизм реализуется в образовательном учреждении через коррекционно-развивающую службу, которая включает четыре группы:

- административная группа состоит из представителей администрации школы, которая осуществляет контрольно-диагностическую деятельность, координирует, регулирует работу всех групп;

- социально-педагогическая группа состоит из учителей ступени начального общего образования,  учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс и социального педагога, которые оказывают помощь в проблемных ситуациях;

- профилактическая группа состоит из фельдшера, учителей физкультуры, учителя ритмики, осуществляющих профилактическую работу по сохранению здоровья обучающихся;

- психологическая группа состоит из психолога, классных руководителей, учителя-логопеда,  которые осуществляют диагностическую работу, вырабатывают совместные рекомендации относительно направленности коррекционной работы.

     Такое взаимодействие обеспечивает:

– комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

– многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

– составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

       В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы основного общего образования следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнёрство включает:

- Городская психолого-медико-педагогическая комиссия,

- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Сыктывкара,

- Родительская общественность;

- Центр детского творчества Эжвинского района г. Сыктывкара.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, занятия в первую смену, посещение кружков и секций, культурно-оздоровительных центров города, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями городской психолого-медико-педагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

—  обеспечение специализированных условий  (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

Задачи

(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы

деятельности,

мероприятия

Сроки

(периодичность

в течение года)

Ответственные

Медико-педагогическая диагностика

Определить состояние

физического и психического

здоровья детей.

Выявление состояния физического

и психического здоровья детей.

Изучение истории развития

ребенка, беседа с

родителями, изучение

медицинских карт,

наблюдение классного

руководителя,

анализ работ обучающихся

сентябрь

В течение  года

Классный

руководи

тель,

медработник,

педагог-

психолог, учитель-логопед

Психолого-педагогическая диагностика

Диагностика при переходе обучения в среднее звено для

выявления группы «риска». Обследование актуального уровня психического и речевого развития

Создание банка данных

обучающихся, нуждающихся в

специализированной помощи.

Формирование характеристики

образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение,

логопедическое и

психологическое

обследование;

анкетирование родителей,

беседы с ребенком, родителями, педагогами

Сентябрь, октябрь

Классный

Руководитель,

Педагог-

Психолог,

Учитель-логопед

Углубленная диагностика

детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Получение объективных сведений

об обучающемся на основании

диагностической информации

специалистов разного профиля, на основании результатов работы на этапе начального образования

Диагностирование.

Заполнение

диагностических

документов специалистами

(Речевые карты, индивидуальные психодиагностические карты, протокола

обследования). Обследование на ПМПк.

Сентябрь - декабрь

Педагог-

психолог,

учитель-логопед, кл. руководитель

Анализ причин

возникновения трудностей в

обучении.

Выявление резервных

возможностей.

Разработка индивидуальной коррекционной

программы, соответствующей

выявленному уровню развития

учащегося

Разработка коррекционной

программы

Сентябрь - ноябрь

Педагог-

психолог

Учитель-логопед, кл. руководитель

Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень

организованности ребенка,

особенности эмоционально-

волевой и личностной сферы;

уровень знаний по предметам

Получение объективной

информации об организованности

ребенка, умение учиться,

особенности личности, уровне

знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении

(гиперактивность, замкнутость,

обидчивость и т.д.). Анализ семейной ситуации

Анкетирование, наблюдение

во время занятий, беседа с

родителями, посещение

семьи. Составление

характеристики.

Сентябрь

октябрь

Классный

руководитель

Педагог-

психолог

Учитель-

предметник, соцпедагог

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, проводимых в школе, микрорайоне, муниципалитете.

Содержание программы

Диагностическая работа

Цель: обеспечение своевременного выявления учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля и на этапе начального общего образования;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Данные диагностических обследований в начале и в конце учебного года заносятся в индивидуальную карту развития учащегося (Приложение 5). Обобщение данных диагностических обследований происходит на школьном совещании при завучах. Результатом работы является разработка, реализация индивидуальной коррекционной программы (или маршрута) и контроль ее исполнения, а также анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Дети с трудностями в освоении образовательной программы направляются на обследование в городскую ПМПК, с целью определения образовательного маршрута.

Коррекционно-развивающая работа

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения; создание условий по формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность учащегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер учащегося;

— социальную защиту учащегося в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах в рамках правовых возможностей образовательного учреждения.

Задачи (направления)

деятельности

Планируемые

результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки

(периодичность в

течение года)

Ответственные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое

сопровождение детей с ОВЗ,

детей-инвалидов

Планы, программы

Разработка индивидуального

образовательного плана .

Разработка воспитательной

программы работы с классом и

индивидуальной воспитательной

программы для детей с ОВЗ, детей-

инвалидов.

Осуществление педагогического

мониторинга достижений школьника.

сентябрь

Учитель-

предметник,

классный

руководитель.

Обеспечить психологическое

и логопедическое

сопровождение детей с ОВЗ,

детей-инвалидов

Позитивная

динамика

развиваемых

параметров

1.Формирование групп для

коррекционной работы.

2.Составление расписания занятий.

3. Проведение коррекционных

занятий.

4. Отслеживание динамики развития

ребенка

сентябрь

октябрь-май

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Профилактическая работа

Создание условий для

сохранения и укрепления

здоровья обучающихся с

ОВЗ, детей-инвалидов

Позитивная

динамика

развиваемых

параметров

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по

работе с детьми с ОВЗ.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный

процесс. Организация оздоровительных

мероприятий по показаниям. Организация и проведение мероприятий, направленных на

сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков

здорового и безопасного образа жизни.

В

течение

года

Фельдшер школы

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

     Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи (направления)

деятельности

Планируемые

результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки

(периодичность в

течение года)

Ответственные

Консультирование педагогических работников по  вопросам обучения детей с ОВЗ

1. Рекомендации, приёмы,

упражнения и др.

материалы.

2. Разработка плана

консультативной работы с

ребенком, родителями,

классом, работниками

школы

Индивидуальные

групповые,

тематические

консультации

По отдельному

плану-графику

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

Консультирование обучающихся по

выявленным проблемам, оказание

превентивной помощи

1. Рекомендации, приёмы,

упражнения и др.

материалы.

2. Разработка плана

консультативной работы с

ребенком

Индивидуальные

групповые,

тематические

консультации

По отдельному

плану-графику

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

Консультирование родителей по

вопросам обучения детей с ОВЗ, выбора стратегии

воспитания, психолого-

физиологическим особенностям

детей

1. Рекомендации, приёмы,

упражнения и др.

материалы.

2. Разработка плана

консультативной работы с

родителями

Индивидуальные,

групповые,

тематические

консультации

По отдельному

плану-графику

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

по УВР

Информационно – просветительская работа

Цель: организация разъяснительной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская деятельность включает:

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки (периодичность в течение года)

Ответственные

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы  индивидуальных и групповых консультаций по вопросам обучения и развития детей  с ОВЗ

Информационные мероприятия, буклеты, родительские собрания, публикации на школьном сайте

По отдельному плану-графику

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, учитель-логопед.

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам обучения и развития детей с ОВЗ

Информационные мероприятия

 По отдельному плану-графику

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, учитель-логопед.

Данная работа в МАОУ «СОШ №28» предусматривает такие формы просветительской деятельности:

Тема

Виды и формы деятельности

Категория

Сроки

Ответственный

«Результаты диагностического обследования учащихся при поступлении в 5 класс»

Родительские собрания

Родители (законные представители)

Октябрь, ноябрь

Педагог-психолог

«Особенности прохождения адаптационного периода»

Родительские собрания

Родители (законные представители)

Октябрь

Педагог-психолог

«Особенности психического и речевого развития младших  школьников с ОВЗ»

Родительские собрания

Родители (законные представители)

Октябрь

Педагог-психолог, учитель-логопед

«Детско-родительские отношения».

Индивидуальные консультации, беседы

Родители (законные представители)

В течение года

Педагог- психолог

«Особенности психофизического и речевого  развития ребенка».

Индивидуальные консультации, беседы

Родители (законные представители)

В течение года

Педагог-психолог, учитель-логопед

«Школьная успеваемость»

Индивидуальные консультации, беседы

Родители (законные представители)

В течение года

Соц. педагог, классные руководители

«Использование результатов психологического мониторинга познавательной и личностной сферы учащихся в работе учителя»

Психологический лекторий

Педагоги школы

Октябрь, ноябрь

Педагог-психолог, учитель-логопед

«Индивидуально-типологические особенности различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья»

Публикация на школьном сайте, буклеты

Родители (законные представители), педагоги

В течение года

Педагог-психолог, учитель-логопед

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда и др. специалистов.

Материально-техническое обеспечение

В МАОУ «СОШ №28» создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения.

В школе имеется учебное оборудование:

- аудиовизуальные средства;

- интерактивные доски;

- мультимедийное оборудование;

- кабинет информатики;

- компьютерный класс;

- сенсорная комната (кабинет психологической разгрузки);

- два спортивных зала с необходимым спортивным оборудованием;

- кабинет ритмики;

- актовый зал;

- спортивная площадка;

- кабинеты логопеда и  психолога, оснащенные коррекционно-развивающими играми, компьютерами, программами для коррекции психоэмоциональных нарушений обучающихся; 

 - учебники, художественная и методическая литература;

- школьная мебель.

Информационное обеспечение

         Для реализации коррекционной программы создана информационная образовательная среда, которая предусматривает возможность дистанционной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, использование современных информационно-коммуникационных технологий.

        Создана система доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

         Систематически члены педагогического коллектива, занимающиеся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в муниципальных и региональных семинарах, выступают с трансляцией опыта на школьных и муниципальных мероприятиях.

        В рамках работы коррекционно-развивающей службы проходят теоретические семинары, на которых обсуждаются вопросы особенностей психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Планируемые результаты коррекционной работы

- оптимальная адаптация детей с ОВЗ в условиях реальной жизненной ситуации;

- уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;

- формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;

- включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями;

- повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

Приложение 1

Анализ состояния коррекционной работы в школе

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья и физического развития.

Учащихся с особыми образовательными потребностями в школе 10-15 чел. (состав учащихся меняется в течение года в зависимости от результатов обследования):

Детей-инвалидов – 8 чел., из них находятся на надомном обучении – 7 чел.

Все учащиеся с особыми образовательными потребностями обучаются индивидуально.

Кадровый состав.

В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: работают психолог, логопед, социальный педагог, фельдшер школы. Дети с трудностями в освоении образовательной программы направляются на обследование в городскую ПМПК с целью определения образовательного маршрута.

 Проблемы обучения детей с ОВЗ рассматриваются на совещаниях при завучах, педагогических советах.

Условия организации учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ.

В школе созданы оптимальные условия организации учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ, кроме учащихся с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата

- сформированы календарно-тематические планы для учащихся в соответствии с рекомендациями ПМПК и других специалистов, составлено расписание индивидуальных занятий;

- заключен договор с ПМПК, ежегодно организуем обследование детей.

                                                                                                                                Приложение 2

Взаимодействие субъектов сопровождения

Участник сопровождения

Функции

Содержание работы

Заместитель директора

Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Аналитическая

Контролирующая

Координирующая

  1. Координация работы педагогов через проведение консилиума.
  2. Повышение профессионального мастерства педагогов через курсы повышения квалификации, ознакомление с передовым педагогическим опытом.
  3. Создание условий, способствующих благоприятному микроклимату в коллективе педагогов.
  4. Контроль за:

Ведением документации;

Осуществлением диагностического обследования;

Соответствие намеченного плана работы результатам диагностики;

Осуществление учебно-воспитательного процесса в соответствии с намеченным планом;

Степень готовности детей к школе как результат функционирования службы психолого-педагогического сопровождения.

Классный руководитель

Исполнительская

Аналитическая

Организаторская

Диагностическая

Коррекционная

Прогностическая

  1. Диагностика познавательных способностей, развития детей в разных видах деятельности.
  2. Составление планов индивидуального развития ребенка.
  3. Разработка и уточнение образовательных маршрутов.
  4. Организация деятельности детей (познавательной, игровой, трудовой, конструктивной и т.д.).
  5. Создание благоприятного микроклимата в группе.
  6. Создание предметно – развивающей среды.
  7. Коррекционная работа.
  8. Анализ уровня образованности детей.

Педагог-психолог

Диагностическая

Прогностическая

Организаторская

Коррекционная

Контролирующая

Консультативная

  1. Психологическая диагностика на момент поступления, в течение процесса обучения и на конец обучения.
  2. Составление прогноза развития ребенка, помощь учителю и узким специалистам в планировании работы с детьми.
  3. Анализ микроклимата, стиля взаимодействия, анализ деятельности педагога с точки зрения психологии, взаимодействия специалистов.
  4. Организация предметно – развивающей среды.
  5. Организация системы занятий с детьми по коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы.
  6. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
  7. Контроль деятельности педагогов по организации учебно-воспитательного процесса.

Учитель-логопед

Диагностическая

Прогностическая

Организаторская

Коррекционная

Контролирующая

Консультативная

  1. Логопедическая диагностика на момент поступления, в течение процесса обучения и на конец обучения.
  2. Составление прогноза речевого развития ребенка, помощь учителю и узким специалистам в планировании работы с детьми.
  3. Анализ микроклимата, стиля взаимодействия, анализ деятельности педагога с точки зрения психологии, взаимодействия специалистов.
  4. Организация предметно – развивающей среды.
  5. Организация системы занятий с детьми по речевой  коррекции.
  6. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
  7. Контроль деятельности педагогов по организации учебно-воспитательного процесса.

Медицинский персонал

Диагностическая

Прогностическая

Контролирующая

Аналитическая

Консультативная

  1. Диагностика состояния здоровья.
  2. Составление прогноза физического развития ребенка (совместно с учителем физкультуры).
  3. Контроль физкультурно - оздоровительной работы.
  4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
  5. Анализ заболеваемости, физкультурно-оздоровительной работы. Анализ состояния здоровья детей.
  6. Обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.
  7. Отслеживание детей в период адаптации.

Семья

Комплиментарная

Равноправные члены системы психолого-педагогического сопровождения.

Активное взаимодействие.

                                                                                                                   

                                                                                                                                Приложение 3

Блок диагностических методик психологического, логопедического обследования

Исследуемая функция

Ответственный

Диагностика психических процессов (регулятивные, познавательные УУД)

Педагог-психолог

1

Визуальное, категориально-логическое, структурно-динамическое мышление (Равена) Ясюкова, часть 2

2

Тест самостоятельности мышления, Ясюкова, часть 2

3

Диагностика внимательности и скорости переработки информации (Тест «Тулуз-Пьерон») Ясюкова, часть 2

4

Зрительно-моторная координация восприятие, пространственные представления (тест Бендер) Ясюкова, часть 2

Диагностика речевого развития (коммуникативные УУД)

5

общая, тонкая, артикуляционная моторика

Учитель-логопед

6

Диагностика устной и письменной речи (Т.А. Фотекова, Ахутина)

7

Диагностика письменной речи (И.Н. Садовникова)

                       Диагностика личностной сферы (личностные УУД):

Педагог-психолог

8

Тест школьной тревожности Филлиппса

9

Личностный опросник Кеттелла

10

Тест рисунка дерева Коха

11

Эмоциональное состояние и работоспособность (Люшер)

12

Социометрия

13

Кинестетический рисунок семьи (Беляускайте)

14

Анкета школьной мотивации Лускановой

                                                                                               

                                                                                             Приложение 4

Специальные условия обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ

Характерные особенности развития обучающихся

Рекомендуемые условия обучения и воспитания

Обучающиеся с задержкой психического развития

1) снижение работоспособности;

2) повышенная истощаемость;

3) неустойчивость внимания;

4) более низкий уровень развития восприятия;

5) недостаточная продуктивность произвольной памяти;

6) отставание в развитии всех форм мышления;

7) дефекты звукопроизношения;

8) своеобразное поведение;

9) бедный словарный запас;

10) низкий навык самоконтроля;

11) незрелость эмоционально-волевой сферы;

12) ограниченный запас общих сведений и представлений;

13) слабая техника чтения;

14) неудовлетворительный навык каллиграфии;

15) трудности в счёте, решении задач

  1. Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
  2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
  3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи обучающемуся с учетом его индивидуальных проблем.
  4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
  5. Развитие у обучающегося чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.
  6. Щадящий режим работы, соблюдение валеологических требований.
  7. Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта.
  8. Личная поддержка ученика учителями школы.

Обучающиеся с легкой степенью умственной

отсталости, в том числе с проявлениями аутизма

(по желанию родителей и в силу других

обстоятельств могут учиться в общеобразовательной школе)

Характерно недоразвитие:

1) познавательных интересов: они меньше испытывают потребность в познании, «просто не хотят ничего знать»;

2) недоразвитие, часто глубокое, всех сторон психической деятельности;

3) моторики;

4) уровня мотивированности и потребностей;

5) всех компонентов устной речи, касающихся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон; возможны все виды речевых нарушений;

6) мыслительных процессов, мышления – медленно формируются обобщающие понятия, не формируется словесно-логическое и абстрактное мышление; медленно развивается словарь и грамматический строй речи;

7) всех видов продуктивной деятельности;

8) эмоционально-волевой сферы;

9) восприятий, памяти, внимания

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе воспитания, обучения и коррекция их недостатков.

2. Формирование правильного поведения.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

5. Комплексный характер коррекционных мероприятий (совместная работа психиатра, если это необходимо, психолога, педагога и родителей).

6. Поддержание спокойной рабочей и домашней обстановки (с целью снижения смены эмоций, тревоги и дискомфорта).

7. Использование метода отвлечения, позволяющего снизить интерес к аффективным формам поведения.

8. Поддержание всех контактов (в рамках интереса и активности самого обучающегося).

9. Стимулирование произвольной психической активности, положительных эмоций.

10. Развитие сохранных сторон психики и преобладающих интересов, целенаправленной деятельности.

11. Применение различных методов, способствующих развитию мелкой моторики и произвольных движений (ритмика, гимнастика, ручной труд, спорт, бытовые навыки)

Обучающиеся с отклонениями в психической сфере

(состоящие на учете у психиатра, психопатолога и др.)

1) повышенная раздражительность;

2) двигательная расторможенность в сочетании со сниженной работоспособностью;

3) проявление отклонений в характере во всех жизненных ситуациях;

4) социальная дезадаптация.

Проявления невропатии у обучающихся:

1) повышенная нервная чувствительность в виде склонности к проявлениям аффекта, эмоциональным расстройствам и беспокойствам;

2) нервная ослабленность в виде общей невыносливости, быстрой утомляемости при повышенной нервно-психической нагрузке, а

также при шуме, духоте, ярком свете;

3) нарушения сна, уменьшенная потребность в дневном сне;

4) вегетососудистые дистонии (головные боли, ложный круп, бронхиальная астма, повышенная потливость, озноб, сердцебиение);

5) соматическая ослабленность (ОРЗ, тонзиллиты, бронхиты и т.п.)

6) диатезы;

7) психомоторные, конституционально обусловленные нарушения (энурез, тики, заикания и др.)

1. Продолжительность коррекционных занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут.

2. В группу можно объединять по 3-4 ученика с одинаковыми пробелами в развитии и усвоении школьной программы или сходными затруднения-

ми в учебной деятельности.

3. Учёт возможностей обучающегося при организации коррекционных занятий: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

4. Увеличение трудности задания пропорционально возрастающим возможностям обучающегося.

5. Создание ситуации достижения успеха на индивидуально-групповом занятии в период, когда обучающийся ещё не может получить хорошую

оценку на уроке.

6. Использование системы условной качественно-количественной оценки достижений обучающегося

Обучающиеся с нарушениями речи

1) речевое развитие не соответствует возрасту;

2) речевые ошибки не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3) нарушения речи связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4) нарушения речи носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

5) речевое развитие требует определённого логопедического воздействия;

6) нарушения речи оказывают отрицательное влияние на психическое развитие обучающегося.

1. Обязательная работа с логопедом.

2. Создание и поддержка развивающего речевого пространства.

3. Соблюдение своевременной смены труда и отдыха (расслабление речевого аппарата).

4. Пополнение активного и пассивного словарного запаса.

5. Сотрудничество с родителями обучающегося (контроль за речью дома, выполнение заданий логопеда).

6. Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов).

7. Формирование адекватного отношения обучающегося к речевому нарушению.

8. Стимулирование активности обучающегося в исправлении речевых ошибок.

Обучающиеся с нарушениями зрения

(слабовидящие обучающиеся)

1) основное средство познания окружающего

мира – осязание, слух, обоняние, др. чувства (переживает свой мир в виде звуков, тонов, ритмов, интервалов);

2) развитие психики имеет свои специфические особенности;

3) процесс формирования движений задержан;

4) затруднена оценка пространственных признаков (местоположение, направление, расстояние, поэтому трудности ориентировки в

пространстве);

5) тенденция к повышенному развитию памяти (проявляется субъективно и объективно);

6) своеобразие внимания (слуховое концентрированное внимание);

7) обостренное осязание – следствие иного, чем у зрячих, использования руки;

8) особенности эмоционально-волевой сферы (чувство малоценности, неуверенности и слабости, противоречивость эмоций, неадекватность воли;

9) индивидуальные особенности работоспособности, утомляемости, скорости усвоения информации (зависит от характера поражения зрения, личных особенностей, степени дефекта), отсюда ограничение возможности заниматься некоторым видами деятельности;

10) обеднённость опыта обучающихся и отсутствие за словом конкретных представлений, так как знакомство с объектами внешнего мира лишь формально-словесное;

11) особенности общения: многие обучающиеся не умеют общаться в диалоге, так как они не слушают собеседника.

12) низкий темп чтения и письма;

13) быстрый счёт, знание больших стихов,

умение петь, находчивость;

14) страх, вызванный неизвестным и не

познанным в мире зрячих (нуждаются в специальной ориентировки и знакомстве)

1. Обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к обучающемуся (знание индивидуальных особенностей функционирования зрительной системы ученика).

2. Правильная позиция ученика (при опоре на остаточное зрение сидеть обучающийся должен на первой парте в среднем ряду, при опоре на осязание и слух за любой партой).

3. Охрана и гигиена зрения (повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400–500 люкс);

ограничение времени зрительной работы, непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 15–20 минут у слабовидящих учеников и 10–20 минут для учеников с глубоким нарушением зрения; расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см; работать с опорой на осязание или слух.

4. При работе с опорой на зрение записи на доске должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными, в некоторых случаях они должны дублироваться раздаточным материалом.

5. Создание благоприятного психологического климата в коллективе, усиление педагогического руководства поведением не только обучающегося с нарушением зрения, но и всех окружающих людей, включая педагогов разного профиля.

6. Взаимодействие учителя с тифлопедагогом, психологом, офтальмологом и родителями.

Учащиеся с нарушением поведения, с эмоционально-волевыми расстройствами (с девиантным и деликвентным поведением, социально-запущенные учащиеся, из социально-неблагополучных семей)

1) наличие отклоняющегося от нормы поведения;

2) имеющиеся нарушения поведения трудно

исправляются и корригируются;

3) частая смена состояния, эмоций;

4) слабое развитие силы воли;

5) обучающиеся особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны взрослых и

внимании коллектива сверстников

1. Осуществление ежедневного, постоянного контроля как родителей, так и педагогов, направленного на формирование у обучающихся самостоятельности, дисциплинированности.

2. Терпение со стороны взрослого, сохранение спокойного тона при общении с обучающимся (не позволять кричать, оскорблять обучающегося, добиваться его доверия).

3. Взаимосотрудничество учителя и родителей в процессе обучения (следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изучению нового материала, не бояться оставить обучающегося на второй год, пока он не усвоил пройденное).

4. Укрепление физического и психического здоровья обучающегося.

5. Развитие общего кругозора обучающегося (посещать театры, цирк, выставки, концерты, путешествовать, выезжать на природу).

6. Своевременное определение характера нарушений обучающегося, поиск

эффективных путей помощи.

7. Чёткое соблюдение режима дня (правильное чередование периодов труда и отдыха).

8. Ритмичный повтор определённых действий, что приводит к закреплению условно-рефлекторной связи и формированию желательного стереотипа.

9. Заполнение всего свободного времени заранее спланированными мероприятиями (ввиду отсутствия умений организовывать своё свободное время), планирование дня поминутно.

10. Формирование социально приемлемых форм поведения и трудовых навыков.

11. Чёткие и короткие инструкции, контроль выполнения заданий (усложнять задания по ходу коррекционных мероприятий).

12. Чередование различных видов деятельности (ввиду малой привлекательности для таких обучающихся интеллектуального труда его необходимо чередовать с трудовой или художественной деятельностью).

13. Общественно значимый характер деятельности, которая должна занимать большую часть времени, что позволяет снизить пристрастие этих обучающихся к разрушению.

14. Объединение обучающихся в группы и коллектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.   Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...