Интегрированный урок "Окружающий мир"и математика 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мешкова Людмила Вячеславовна

Методическая разработка интегрированного урока по окружающему миру и математике 2 класс.

Тема. Весна - утро года. Закрепление изученного.  С применением игровой, проектно - исследовательской, ИКТ технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_okruzhayushchego_mira_i_matematiki.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного  урока

Учебный предмет, класс, УМК

Окружающий мир, математика, 2 класс, УМК «Перспектива».

Тема  урока:

Весна – утро года. Письменное сложение вида 45+18. Решение задач.

Цели урока:

Познакомить со старинными русскими обычаями трёхкратной встречи весны.

Совершенствование  письменных навыков сложения с переходом через десяток; закреплять умение решать задачи.

Задачи:

- развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества;

-расширять словарный запас младших школьников;

- учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний; закрепление изученного.

Планируемые результаты:

предметные – развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

формировать способность к применению письменного сложения и вычитания двухзначных чисел «в столбик»;

тренировать способность к применению известных способов сложения и вычитания двухзначных чисел без перехода через разряд ,к решению задач,

 личностные – целостное восприятие окружающего мира, способность к рефлексивной самооценке собственных действий;

формировать действия смыслообразования и самоопределения; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия

метапредметные – извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, наблюдений для решения учебной задачи, освоение норм коммуникативного взаимодействия;

формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать; развивать умение использовать информацию;

развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Формы организации учебной деятельности: парная, фронтальная, индивидуальная.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», УМК « Перспектива», учебник  «Математика» Г.Ф.Дорофеев,Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука.

Оборудование: солнышко с лучиками двухцветными; карточки на доске для составления примеров, макеты домиков, компьютер, карточки для работы в пара, плакат « Три встречи весны»

Педагогические технологии: игровая, проектно – исследовательская (Проект «Весенние праздники русского народа»), здоровьесберегающая, ИКТ.

                                              Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте дети. Я очень рада всех вас видеть. Улыбнитесь друг другу. Тихо сядьте и послушайте меня.

  1. Актуализация знаний.

  ( слайд №1)

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

- О чём эти стихи?  ( О весне)

- Как вы думаете, почему я вам их прочитала сегодня? ( Наступила весна)

     III. Самоопределение к деятельности.

- Назовите признаки наступления весны в неживой природе?                   ( Потепление, ледоход, таяние снега, первые грозы)

- Какие правила безопасного поведения на водоёмах надо помнить?

- А что сказано в стихах о солнце? ( Ласково смеётся, светит)

- Почему?

- Подберите синонимы к слову светит.( Сверкает, блестит, сияет)

-Какое из этих слов более точно подходит к весеннему солнцу?( Сияет)

- Я тоже так думаю.

- Ребята, как вы думаете, о чём  мы будем говорить на уроке окружающего мира.( О весне)

- Откроем учебник на с.66 и прочитаем нашу тему урока.

- Как вы думаете, чем похожи утро и весна? (всё пробуждается, обновляется жизнь растений и животных)

-Урок у нас сегодня необычный, мы не только будем говорить о весне, как утре года, познакомимся со старинными обычаями трёхкратной встречи весны, но и будем решать задачи, примеры и выполнять другие математические задания.

IV. Работа по  теме урока.

- Ребята у нас на уроке сегодня тоже светит солнце.( Открываю на доске)

- Сколько лучей у солнца? (6)

- Эти лучи у солнца не простые. На каждом задание. И если вы справитесь с заданием, лучик засияет.

1) «Почтовый»

- Первый лучик «Почтовый». Он посылает телеграммы от птичек в домики для птиц.  Помогите правильно доставить телеграмму. Для этого нам нужно решить примеры и ответы соединить стрелкой с номером домика.  ( На доске)

                     

                 

67-60             35-4           58+2          15-6

- Молодцы! Помогли доставить телеграммы и лучик засиял.               ( Перевернуть лучик)

2) «Задавайка

                  - Что написано на втором лучике? (Задавайка)

                  - Он задаёт  вам вопросы.

                  - Из каких геометрических фигур составлены домики?

                  - Сколько всего фигур?

               - Какая  фигура лишняя? Почему?

               - Лучик доволен вашими ответами. Засиял.

               - Молодцы! И второй лучик засиял.

Стало ещё теплее и настало время знакомится с первой встречей весны.

3) Работа по учебнику.

- Прочитайте первый абзац. ( вслух)

- Когда же происходит первая встреча весны по народному календарю ( 15 февраля)

- Отмети эту дату ( открываю строку.)

-  Слово «Сретение», наверно, кажется вам непривычным. А ведь означает оно встречу.

- Подробнее узнаем об этом дне из сообщения, которое подготовил нам Данил.( 15 февраля, православные люди празднуют день

Сретения, т.е. встречи святого Симеона с Младенцем христом. На 40 –ой день после рождения Христа, божья Матерь прислала его в храм. Так произошла встреча человека с Богом)

- В этот день   у нашего народа был « обычай» кликать весну, славить её, чтобы был хороший урожай.

( слайд№2  « Закличка»)

Весна! Весна Красная!

Приди весна с радостью,

С льном высоки,

Хлебом обильным!

 4) Примеры.

       - Возвращаемся к нашему солнышку.

         -Что написано на 3 лучике.( Примеры)

      (  Слайд№ 3. Выполни сложение столбиком по алгоритму.)

  1. Записываю пример.
  2. Пишу единицы под  единицами, десятки под десятками.
  3. Складываю единицы.
  4. Единицы пишу под единицами, 1 десяток запоминаю.
  5. Складываю десятки, прибавляю 1 десяток, который запоминали.
  6. Читаю ответ.

68+23   36+14        - у доски

45+28   52+18     - самостоятельно

(Проверка с помощью светофорика)

- Назвать ответ.

- Показ светофорика.

- И третий лучик засиял. Стало ещё теплее и можно познакомиться со 2 – ой встречей весны.

5) Работа по учебнику.

 Рассмотрите рисунки и фотографии учебника.

- Образ какого существа из мира животных изображён на них? ( птицы)

Рассмотрите фотографии ( с.69) « Из музейной коллекции»

- Из какого материала они сделаны?

- Какая игрушка вам больше всего понравилась? Почему?

- Почему художники расселили птичью стаю именно по весенним страницам учебника? ( Птицы возвращаются, радуются весне)

- Птицы – символ весны.

- Послушайте, как описал поэт Валентин Берестов птичью радость от наступления весны.

О чём поют воробушки

 В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

-Мы живы! Живы мы!

- Прочитайте текст в учебнике ( с.66-67).

- Когда весну встречают  во второй раз?

- Отметим эту дату. ( открываю)

- Сообщение об этом православном празднике на приготовила Маша. Послушаем.  ( 22 марта – день памяти сорока мучеников. В этот день Церковь чтит память сорока – воинов христиан, пострадавших за свою веру).

- Как встречали приход весны в старину наши предки?

      V. Физкультминутка.

      VI. Продолжение работы по теме урока.

1) Сами с усами.

- Посмотрите, какое задание у четвёртого лучика.( Сами с усами.)

Этот лучик предлагает нам решить задачи про птиц. (Устно)

  1. К серой цапле на урок

Прилетело 7 сорок.

Но из них лишь 3 сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей – сорок

Прилетели на урок?

  1. На кормушке было 15 синиц и 4 воробья. Сколько было птиц на кормушке?

- Назовите решение задачи.

  1.  На кормушке сидело 20 птичек. Сколько птичек осталось на кормушке? ( нельзя решить)

– Измените условие задачи так. Чтобы её можно было решить?

Назовите решение задачи.

2) Слайд №4.

- Составьте задачу про птиц по краткой записи.

Вылепили – 30 п. и 10 п.

Испекли – 15 п.

Осталось - ?

- Записать решение выражением. – какую задачу составили?

- Кто может решить сам?

- Просигнальте жёлтым цветом.

- Кому нужна помощь – красным.

( Проверка. Самопроверка.  слайд №5)

( 30+10)-15 = 25 (п.)

Ответ: 25 птичек осталось испечь

Молодцы,  справились  и с  эти заданиями, и  четвёртый лучик засиял, стало совсем тепло и пора знакомиться с 3-ей встречей весны.

2) Работа с книгой. ( с.67)

- Прочитайте сами шёпотом , стараясь понять, о чём читаете, чтобы ответить потом на мои вопросы.

- Когда весну встречают в 3 –ий раз? ( 7 апреля)

- Как называется этот праздник? ( открыть )

- Послушаем сообщение о нём. ( 7 апреля православные отмечают праздник Благовещения Пресвятой богородицы. В этот день Церковь вспоминает, как архангел Гавриил принёс Марии весть о том, что она стане Матерью сына Божия)

- Как отмечали этот день предки? ( выпускали птиц из клеток на волю)

- Выпускали певчих птиц из клеток на волю и припевали.

«Вы во поле полетите

К  нам весну скорей несите!»

Люди пекли просфоры( маленькие хлебца) и несли их в церковь для освещения, потом клали их к иконам. В старину просфоры крошили в посевное зерно, чтобы уберечь поле от вредителей и собрать хороший урожай.

3) Обсуждайка.

– Вот мы узнали про все 3 встречи весны и посмотрим 5 лучик.

 Обсуждайка. Этот лучик предлагает нам задание повышенной трудности. ( с.69      « Обсуди»)

- Беседа по вопросам. ( Птицы – символ весны)

- Справились и с этим сложным заданием, засиял и этот лучик.

VII. Рефлексия « Помогайка»

- Последний лучик « Помогайка», предлагает вам работать в парах по карточкам. Он приготовил вам такое задание.

- Установите соответствие. Соедините линиями.

 Первая встреча весны 15 февраля             Выпускали на волю певчих птиц

 Вторая встреча весны 22 марта                 Пекли «жаворонков»

Третья встреча весны 7 апреля                   Кликали весну

Проверка. Слайд №6

Первая встреча весны 15 февраля             Выпускали на волю певчих птиц

 Вторая встреча весны 22 марта                 Пекли «жаворонков»

Третья встреча весны 7 апреля                   Кликали вес

     ( Проверка. Самопроверка. Самооценка: оцените свою работу знаками «!», «+», «-«).

VIII. Подведение итогов урока.

- С каким временем суток сравнивают весну?

- Что происходит весной в жизни растений, животных и людей?

- Образ кого стал символом весны?

- Прочитаем вывод  на с. учебника с.69.

Домашнее задание.  Окруж. мир.с.66-69, РТ №1,3 с.36

                                       Математика №3,6 с.63

Оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок – путешествие по математике и литературному чтению по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» на тему «Числа от 1 до 20» (УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс)

Интегрированный урок – путешествие по математике и литературному чтению по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» на тему «Числа от 1 до 20» (УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс)...

Интегрированный урок окружающий мир + математика "Экосистема луга" 2 класс

Интегрированный урок во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" предусматривает парную и групповую работу, систематизирует знания учащихся о "профессиях" членов экосистемы луга, о роли луга в жизни ...

Интегрированный урок (окружающий мир + математика) во 2 классе. Тема: "Певчие птицы. Закрепление изученного.".

На этом уроке ребята не только закрепляют умения решать примеры, уравнения, задачи изученных видов, но и получают возможность прикоснуться к тайнам природы. Выполняя математические задания, ученики уз...

Презентация к интегрированному уроку (окружающий мир+математика) в 3 классе "Экологическая безопасность"

Презентация к интегрированному обобщающему уроку содержит вопросы и ответы по разделу "экология" за 3 класс по предмету окружающий мир, а так же математические задачи на экологическую тематику....

Методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе

Описание методической разработки.Название – методическая разработка интегрированного урока по предметам математика и окружающий мир во 2 классе. По типу – урок закрепление изученного материала.М...

Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»

Цель: учить детей решать логические задачи,  закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве  И.А.Крылова....