Органы чувств: их значение и гигиена
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Мазурова Екатерина Константиновна

Конспект урока  окружающего мира.

Тема урока: «Органы чувств: их значение и гигиена» »

Общая информация

УМК

«Гармония»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель, задачи

Цель : Формирование представления об органах чувств, их значение и гигиена;

Задачи:

Образовательные:

1) Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой;

2)  Познакомить со строением и функциями органов чувств;

3) Познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств;

Развивающие:

1) Развивать умение сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок;

2) Развивать навыки гигиены.

 Воспитательные:

1) Воспитывать бережное отношение к своему организму, прививать навыки соблюдения правил

личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект урока окружающего мира  

Тема урока «Органы чувств: их значение и гигиена»

Конспект урока  окружающего мира.

Тема урока: «Органы чувств: их значение и гигиена» »

Общая информация

УМК

«Гармония»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель, задачи

Цель : Формирование представления об органах чувств, их значение и гигиена;

Задачи:

Образовательные: 

1) Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой;

2)  Познакомить со строением и функциями органов чувств;

3) Познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств;

Развивающие:

1) Развивать умение сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок;

2) Развивать навыки гигиены.

 Воспитательные:

1) Воспитывать бережное отношение к своему организму, прививать навыки соблюдения правил

личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Планируемые результаты урока

Личностные

Развивают  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению органов чувств,   осознают  необходимость бережного  отношения к органам чувств,   формируют  правила бережного обращения к органам чувств, развивают  умения  слушать и слышать другое мнение.

Предметные

Знакомятся  с особенностями строения органов чувств, разнообразием органов чувств человека и их функциями;  выделяют  существенные признаки  органов чувств,  находят сходство и отличие в строение органов чувств, овладевают  умением объяснять роль органов чувств.

Метапредметные

Осваивают  основы  исследовательской деятельности,  включая умения изучать  строение органов чувств, работают с разными  источниками информации, находят информацию  в  учебнике, контролируют свою готовность к уроку.

Оборудование

- учебник; - рабочая тетрадь; - карточки:  •Изображение глаза; •        Изображение уха; •Задание на внимательность; •Глаза – орган зрения; •        Уши – орган слуха;•Язык – орган вкуса;•        Нос – орган обоняния;•        Кожа – орган осязания;

- маленькие карточки: ресницы, брови, веки, радужная оболочка, зрачок, роговица, хрусталик, сетчатка, зрительный нерв;

- для 1 опыта: мяч; - для 2 опыта: лист бумаги; - для 3 опыта: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная); - для 4 опыта: духи; - для 5 опыта: мяч, лист бумаги, ложка, кубик.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Учебник по окружающему миру для 3-го класса. Автор: О.Т. Поглазова

План урока

1 Организационный момент (2 мин)

2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

3. Открытие нового знания (20 мин)

4. Физкультминутка (2 мин)

5. Первичное закрепление (5 мин)

6. Включение в систему знаний и повторение (5 мин)

7. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

8. Домашнее задание (2 мин)

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приёмы и средства

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность

 Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Приветствуют учителя

Контролируют свою готовность к уроку

2

Актуализация опорных знаний

Актуализация знаний учащихся к определению темы урока

 - Ребята, какой раздел учебника мы изучаем?

- Благодаря чему происходит движение организма?

- При помощи каких органов происходит дыхание?

- Перечислите органы дыхания.

- Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизнедеятельности вещества?

- Перечислите органы пищеварения?

-Перечислите органы кровообращения?

- А знаете ли вы,  какие органы выполняют роль информаторов помогают нам познавать окружающий мир?

- Достаточно ли этих органов, чтобы полно представить картину окружающего мира?

Подумайте, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Тема нашего урока: «Органы чувств, их значение и гигиена.

- Организм человека и его здоровье

-Скелету и мышцам

-При помощи органов дыхания

- Носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие

- Органы пищеварения

- полость рта, пищевод, желудок, печень, кишечник

- сердце и кровеносные сосуды

Глаза, уши, нос

Нет

Органы чувств

Беседа, фронтальная форма работы

Развивают  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению органов чувств,   осознают  необходимость бережного  отношения к органам чувств,   формируют  правила бережного обращения к органам чувств, развивают  умения  слушать и слышать другое мнение.

3

Открытие нового знания

Организация усвоения учениками нового знания

 1) Сейчас проделаем небольшой опыт: что у меня в руке?  

- Какой он формы?

- Какого размера?

- Какого цвета?

- Какой орган вам помог в данном опыте?    

Глаза- орган зрения (вывешиваю карточку на доску)

- Что мы можем определить с помощью зрения?

Как и любой орган, орган зрения имеет своё строение, откроем учебник стр.52 и прочитаем материал. Какой вывод можно сделать?

На доске схема, смотрим внимательно (показываю и объясняю где что находится) 1-роговица

2- радужная оболочка

3- зрачок

4- хрусталик

5- сетчатка

6-зрительный нерв

Откроем рабочие тетради №31. Выполним это задание в парах.

(картинка на доске)

Давайте проверим.

Какие слова остались не помещёнными на доску?

Почему?

Молодцы!

Теперь выполним задание на внимательность №32.

а) какие линии кривые?

б) у какой вазы шире основание?

в) какая линия длиннее?

- Почему так решили?

- Как можно себя проверить?

Мы пришли к выводу что линии прямые, основание одинаковое и линии равные

- Неужели вас глаза обманули?

На самом деле глаза вас не обманывают, а вот мозг при переработке информации может иногда ошибаться

2) - Проведём следующий опыт: закройте глаза.

(учитель хлопает в ладоши)

- Что произошло?

- Продолжаем опыт.

(учитель рвёт бумагу)

- Что произошло сейчас?

- Как вы догадались?  

- Какой орган вам в этом помог?  

- Уши – орган слуха (вывешивается карточка на доску)

- Что различаем, благодаря органу слуха?  

- Каким был бы мир без звуков?

Прочитаем материал учебника стр. 55-56. Ученик читает. (на доске схема строения уха)

После прочтения учитель вместе с детьми еще раз по схеме смотрят строение уха.

Еще раз ученик показывает у доски строение уха

Только ли слышать помогает орган слуха?

Благодаря чему мы можем слышать и сохранять равновесие?

(мяч)

 Круглый, шарообразный

-маленький

-зеленого

(глаза)

цвет, размер, форму, где расположен предмет

 

с помощью глаз мы получаем 90% информации.

выполняют задание вместе с учителем.

Работают в парах

Проверяют вместе с доской

Хрусталик, сетчатка, зрительный нерв

Находится внутри глаза

Которые идет в середине

У левой, одинаковое

Третья

Потому что мы видим это  приложим линейку

да

мы слышали хлопок

вы рвали бумагу

(услышали)

Уши

(звуки, речь, голоса)

Было бы кругом тихо

Читают материал учебника.

уши являются ещё и органом равновесия, они помогают нам сохранять равновесие и устойчивость. благодаря нервным окончаниям

Метод исследовательской работы, беседа, демонстрация, иллюстрация, рассказ, раздаточный материал, работа с учебником

Знакомятся  с особенностями строения органов чувств, разнообразием органов чувств человека и их функциями;  выделяют  существенные признаки  органов чувств,  находят сходство и отличие в строение органов чувств, овладевают  умением объяснять роль органов чувств.

Осваивают  основы  исследовательской деятельности,  включая умения изучать  строение органов чувств, работают с разными  источниками информации, находят информацию  в  учебнике.

4

Физкультминутка

Снятие статического напряжение

5

Первичное закрепление

Организация выполнения учащимися работы на новое знание

3) - Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения и слуха, определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?

- А что для этого нужно сделать?

-Какой орган вы подключите к выполнению задания? (вызывается ученик для проведения опыта и пробует воду языком)

- Какая вода находится в каждом из стаканов?

- Какие ещё качества пищи различает язык?

- Можем ли мы вызвать в памяти вкусовые ощущения без пищи?

- Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

- Что происходит?

-Почему так произошло?

-У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

Откройте стр. 58 и прочитайте материал про орган вкуса

Благодаря чему мы получаем вкусовые ощущения?

- Язык – орган вкуса (вывешивается карточка на доску)

4) - Проведём опыт: дети закрывают галаза учитель чистит апельсин (появился цитрусовых)

 - Какие возникли ощущения?

- Помогли ли тебе почувствовать запах изученные нами органы зрения, слуха, вкуса?

- А какой орган помог тебе почувствовать запах?

- Нос – орган обоняния. (вывешивается карточка на доску)

Откройте стр. 57 и прочитайте второй абзац.

Благодаря чему мы можем чувствовать запах?

5) - Проведём последний опыт.

(вызывается ученик)

- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, шишки, ложку.

- Правильно ли он определил?

- Какой орган чувств помог определить предметы?

- Кожа – орган осязания. (вывешивается карточка на доску)

попробовать

отвечает

горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое

нет/да

мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна

потому что лимон очень кислый

благодаря нервным окончаниям

почувствовали

запах апельсина

(нет)

нос

благодаря слизистой поверхности носа

определяет на ощупь предметы

да

(кожа)

Метод исследовательской работы, беседа, демонстрация, иллюстрация, рассказ

Знакомятся  с особенностями строения органов чувств, разнообразием органов чувств человека и их функциями;  выделяют  существенные признаки  органов чувств,  находят сходство и отличие в строение органов чувств, овладевают  умением объяснять роль органов чувств.

Осваивают  основы  исследовательской деятельности,  включая умения изучать  строение органов чувств, работают с разными  источниками информации, находят информацию  в  учебнике.

6

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового способа действия в систему знаний, повторение, закрепление ранее изученного

- Ребята, как вы думаете, благодаря чему человек может чувствовать вкус?

 Запах?

 Распознавать предметы на ощупь?

Как вы думаете, легко ли станет человеку, если хоть один из органов чувств перестанет работать?

- Представьте себе, что язык перестал быть органом вкуса, что может произойти?

- А если кожа перестала быть органом осязания?

- А если нос перестал быть органом обоняния?

Молодцы!

 

Благодаря языку, нервным окончаниям на языке

Благодаря слизистой поверхности носа

Благодаря коже

нет

мы не сможем чувствовать вкус

мы не сможем ощущать предметы на ощупь

мы перестанем чувствовать запахи

Осваивают  основы  исследовательской деятельности,  включая умения изучать  строение органов чувств, работают с разными  источниками информации, находят информацию  в  учебнике.

7

Рефлексия учебной деятельности.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действий.

- Ребята, сделайте вывод после нашего урока:

•        Какие органы чувств есть у человека?

•        Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган?

•        Благодаря чему мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать?

Органы обоняния, вкуса, осязания, органы слуха и зрен6ия

Нет

(благодаря нервам, нервным окончаниям, расположенных в органах чувств)

Беседа

Формируют  правила бережного обращения к органам чувств, развивают  умения  слушать и слышать другое мнение.

8

Домашнее задание

Стр. 85. Работа №8, вариант 2

Записывают дз



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Презентация по окружающему миру на тему: "Органы чувств, их значение и гигиена"

Вопросы анатомии всегда былитрудны в изучении детьми младшего школьного возраста. Особое внимание при изучении данной темы уделяется сочетанию практической работы учащихся, основанной на личном опыте,...

конспект урока по познанию мира "Органы пищеварения и их работа. Гигиена питания"

Урок формирует первоначальное представление о питании и пищеварительной системе человека....

Классный час "Органы чувств: слух. Гигиена слуха."

Сценарий, представленный в данной работе можно использовать при проведении классного часа, а так же на уроке окружающего мира. Целевая аудитория 1-4 класс. Большое значение в работе уделяется игровым ...

Органы чувств: зрение. Гигиена зрения.

Сценарий, представленный в данной работе можно использовать при проведении классного часа, а так же на уроке окружающего мира. Целевая аудитория 1-4 класс. Большое значение в работе уделяется игровым ...