Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Алексеева Лилия Хамагановна

Рабочая программа составлена в соотвествие с ФГОС по УМК " Школа РОссии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx49.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

  Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру для общеобразовательных учреждений и программы по окружающему миру автора А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы»

                       Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Роль и место учебного предмета:

Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

        Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

     Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы культуры родного края.

      Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

 Предметные результаты
Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе

  

Количество часов ,отводимых на изучение данного курса:

      На изучение курса «Окружающий мир» в  1 класс —66 ч, 2- 4 классы — по 68 ч + 2 ч на повторение

    

Формы контроля знаний и умений обучающихся и их количество:  

Виды и формы промежуточного, итогового контроля: фронтальный опрос, проверочные работы, тесты,  контрольные работы, итоговая контрольная работа, проектная работа.

Основная цель контроля по окружающему миру – проверка знаний фактов учебного материала, умение делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся на уроках «Проверим себя и оценим свои достижения», после изучения каждого раздела.

№п/п

Содержание

Кол-во часов в рабочей программе

проекты

экскурсии

Проверочные работы

Практические работы

1

Как устроен мир

7

1

1

1 (тест)

2

Эта удивительная природа

18

1

1

1

6

3

Мы и наше здоровье

10

1

1 тест, 1 пр. раб.

2

4

Наша безопасность

7

1

1

1

5

Чему учит экономика

12

1

1

3

6

Путешествие по городам и странам

14

1

1 пров. раб, 1 тест

Итого

68

6

3

8

11

Виды контрольно-измерительных материалов

№ урока

Вид работы

Тема

7

Практическая работа №1

Тела, вещества, частицы

8

Практическая работа №2

Обнаружение крахмала в продуктах питания

9

Практическая работа №3

Свойства воздуха

10

Практическая работа №4

Свойства воздуха

11

Практическая работа №5

Круговорот воды в природе

14

Практическая работа №6

Состав почвы

17

Практическая работа №7

Размножение и развитие растений

27

Практическая работа №8

Знакомство с внешним строением кожи

30

Практическая работа №9

Подсчёт ударов пульса

33

Проверочная работа

Итоговая работа за I полугодие

41

Практическая работа №10

Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды

44

Практическая работа №11

Полезные ископаемые

45

Практическая работа №12

Знакомство с культурными растениями

49

Практическая работа №13

Знакомство с различными монетами

67

Проверочная работа

Качество усвоения программного материала за учебный год

Учебно-методические материалы , использованные при составление и реализации программы:

         Рабочие программы. 1-4 классы. – М: Просвещение, 2014.

Учебники

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2ч. Ч.1

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 3класс. В 2ч. Ч.2

Пособия для учащихся

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2013.

Рабочие тетради

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2

Тесты А.А.Плешаков 1.2 часть

Методические пособия для учителя

Плешаков А. А., Соловьева А. Е. Окружающий

мир: Метод. рекомендации: 3 кл. — М.: Просвещение, 2012. 

Печатные пособия

Плешаков А. А., Назарова З. Д.

Таблицы по окру-

жающему миру. 3класс. — М.: Просвещение, 2013.

Национа-льно-региональный компонент:

Рабочая программа составлена с использованием интегрированных уроков, содержащих национально-региональный компонент. Базисный план отводит на изучение национально-регионального компонента не менее 10 %-15% часов на изучение предмета «Окружающий мир». Присутствие «регионального компонента» в школьных программах как необходимая составляющая в образовании; знания, приобретенные по традиционной культуре региона, в будущем более чем востребованы и нужны. Программа учитывает возраст учащихся, их общий кругозор, уровень знаний и умений.

Основной целью изучения программы являются: формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”. Программа нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания. У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Понятие «край»- условное. Для детей младшего школьного возраста край - это район, поселок, республика, в котором они живут.

С первого класса учащиеся получают элементарное представление о своей семье, своем крае, его природе и жизни людей. Основной целью работы по ознакомлению школьников с родным краем, является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. Помогают в ознакомлении школьников с родным краем такие формы работы, как создание панно «МоИ микрорайон»; фоторепортажи «Микрорайон площадка»; просмотр видеоматериалов о Любимом городе Улан-Удэ; беседы об известных людях края; создание альбомов; чтение стихотворений и др.

Со второго класса школьники знакомятся со своеобразием родного края – Бурятии не только с помощью информации, но и предоставляется им возможность переживать, сочувствовать. Другими словами используются те методы ознакомления с родным краем, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей. Это такие формы работы, как наблюдение за погодой родного края; фоторепортажи «Байкал в разные времена года»;«Достопримечательности Бурятии», взаимодействие с краеведческими центрами;

С третьего учащиеся знакомятся с государственной символикой России и Бурятии. Получают представления о том, что каждая республика, страна имеют герб, флаг, гимн. Составляют рассказы «Мой край родной», «Как могу помочь природе», собирают сведения о своем поселке, создают альбомы с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов и легенд, бурятских сказок; папки-передвижки с иллюстрациями «Животный и растительный мир Бурятии» «Красная книга Бурятии».

С четвертого класса до детей доводится информация об исторических фактах, о природе своего края, о промышленности; об обычаях; рассматривание карты Бурятии, её районов; викторины («Знай и люби свой край»); («Достопримечательности Улан—Удэ».

При изучении раздела «Природа нашего края» создаются исключительно благоприятные условия для формирования у учащихся гражданственности, качеств, таких, как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Здесь уместно вспомнить слова М.И. Калинина: «Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма. Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины».

На уроках окружающего мира ведется работа по охране природы на примере бурятского народа, для которого вода была святыней: великим грехом считалось селиться вблизи истока ключей, засорять их нечистотами, черпать воду грязной посудой, стирать белье в реке. Широко был распространен обычай почитания огня. В связи с этим были выработаны определенные правила обращения с огнем: нельзя плевать в огонь, бросать в него мусор, нельзя ковырять в огне острыми предметами, нельзя играть или шалить с огнем, нельзя с размаху бросать поленья в огонь… Это воспитывает не только почтительное отношение к огню, но и осторожность, и бережливость в обращении с ним. А знание учащимися народных обычаев по охране природы помогает формированию у них ответственного отношения к природе.

На интегрированных уроках «окружающий мир и изобразительное искусство», «окружающий мир и трудовое обучение» по теме: «Наш край» ребята знакомятся с народно-прикладным искусством, разнообразными узорами, украшающими одежду, с внутренним убранством юрты, снаряжениями коня, орудиями производства. С помощью мультимедиа ребята знакомятся с творчеством бурятских мастеров, национальными одеждами, произведениями искусства.

Я убеждена, что знание учащимися обычаев, традиций бурятского народа поможет им уважать культуру и традиции других народов.

Технология обучения, механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, технология проблемного обучения, деятельностного подхода, проектно-исследовательского обучения.

                                                               Содержание  учебного курса.

Раздел

учебного курса,

кол-во часов

Элементы содержания

Раздел «Как устроен мир» (6 ч)

Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей. Человек. Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья  как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России. Что такое экология.

Мир глазами эколога. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разнообразие веществ. Химия – наука о веществах. Воздух и его охрана. Вода. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Превращения и круговорот воды.

Три состояния воды. Процесс разрушения горных пород, причины, последствия. Что такое почва. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений.  Разнообразие растений. Роль растений в жизни животных и  человека. Разнообразие животных. Многооразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных. Охрана животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу.

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)

Организм человека. Анатомия, физиология. Гигиена как науки. Понятие об органах, системе органов тела человека. Органы чувств. Гигиена органов чувств. Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка и ее роль. Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа.  Здоровый образ жизни.

Раздел «наша безопасность» (7 ч)

Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.  Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте.  Природа и наша безопасность. Опасности природного характера.

Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Бережное использование природных богатств. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах.

Раздел «Путешествие по городам и странам» (17 ч)

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы.  В центре Европы.Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. По знаменитым местам Мира.

                                            Календарно- тематическое планирование

№ урока

Список разделов и тем урока

Кол-во часов

Дата проведения

 Раздел «Как устроен мир»

1

Природа.  НРК.Край в котором мы живем. Природа Бурятии.

1

2

Человек

1

3

Проект «Богатства, отданные людям»

1

4

Общество

1

5

Что такое экология

1

6-7

Природа в опасности! НРК. Экскурсия «В гости к осени»Урок -рефлексия

2

Раздел «Эта удивительная природа»

18ч

8

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1

1

9

Разнообразие веществ. Практическая работа №2

1

10

Воздух и его охрана. Практическая работа №3

1

11

Вода. Практическая работа №4НРК . Экскурсия на р.Уда

1

12

Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5

1

13

Берегите воду!

1

14

Как разрушаются камни

1

15

Что такое почва. Практическая работа №6

1

16

Разнообразие растений

1

17

Солнце, растения и мы с вами

1

18

Размножение и развитие растений. Практическая работа №7

1

19

Охрана растений

1

20

Разнообразие животныхНРК. Мои любимые животные.

1

21

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

1

22

Размножение и развитие животных

1

23

Охрана животных

1

24

В царстве грибов

1

25

Великий круговорот жизни

1

Раздел «Мы и наше здоровье»

10ч

26

Организм человека

1

27

Органы чувств

1

28

Надёжная защита организма. Практическая работа №8

1

29

Опора тела и движение

1

30

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

1

31

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9

1

32

Умей предупреждать болезни

1

33

Здоровый образ жизниНРК. Экскурсия « В гости к зиме»

1

34

Проверим себя и оценим свои достижения (1полугодие)

1

35

Презентация проектов

1

Раздел «Наша безопасность»

36

Огонь, вода и газ

1

37

Чтобы путь был счастливым

1

38

Дорожные знаки

1

39

Проект «Кто нас защищает»

1

40

Опасные места

1

41

Природа и наша безопасность

1

42

Экологическая безопасность. Практическая работа №10НРК. Просмотр фильма о Байкале.

1

Раздел «Чему учит экономика»

12ч

43

Для чего нужна экономика

1

44

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

45

Полезные ископаемые. Практическая работа №11

1

46

Растеневодство. Практическая работа №12

1

47

Животноводство

1

48

Какая бывает промышленность

1

49

Проект «экономика родного края». НРК. Экономика родного края

1

50

Что такое деньги. Практическая работа №13

1

51

Государственный бюджет

1

52

Семейный бюджет

1

53

Экономика и экология

1

54

Экономика и экология

1

Раздел «Путешествие по городам и странам»

14ч

55

Золотое кольцо России

1

56

Золотое кольцо России

1

57

Золотое кольцо России

1

58

Проект «Музей путешествий»

1

59

Наши ближайшие соседи

1

60

На севере Европы

1

61

Что такое Бенилюкс

1

62

В центве Европы

1

63

По Франции и Великобритании (Франция)

1

64

По Франции и Великобритании (Великобритания)

1

65

На юге Европы

1

66

По знаменитым местам мира. НРК. Наблюдение за изменениями в природе родного края.

1

67

Проверим себя и оценим свои достижения (2полугодие)

1

68

Презентация проектов

1

                                                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2009.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса.- М.Вита- Пресс,2008.

  1. Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для 3 класса.- М.Вита- Пресс,2007.

  1. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2007.

  1. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классовю_М.:.Просвещение,2006.

  1. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. - М.: «АСТ-Пресс школа»,2007

7.Тихомирова Е.М. Книга для учителя по предмету «Окружающий мир» 3 класс.- М.:»Экзамен»,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...