«Наши помощники-органы чувств»
методическая разработка по окружающему миру

Жданова Елена Николаевна

Органы чувств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_pomoshchniki-organy_chuvstv.docx535.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Класс 1                   Предмет  «Окружающий мир»

Тема урока - «Наши помощники-органы чувств»

Тип урока : урок  открытия новых знаний.

Цель: сформировать представления об органах чувств, об их значении, их роли в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать представления об органах чувств человека, их роли при восприятии человеком окружающего мира 
  • расширение и углубление знаний о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств

Развивающие:  

  • развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

  • прививать бережное отношение к своему организму;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

  • формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила
  • быть терпимым  к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению

Метапредметные:

  • совершенствование навыка чтения (для читающих), умения отбирать нужную информацию и использовать при ответе, умения сравнивать и делать вывод на основе наблюдений, эксперимента
  • контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной)
  • представление информации в схематическом виде
  • выбор доказательств для аргументации своей точки зрения, умение слушать друг друга

Предметные:

  • уметь объяснять значение терминов «помощник», «органы чувств»
  • расширить знания об органах чувств

Используемые технологии (элементы технологий) технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.

Информационно-обучающее обеспечение урока (презентация, карточки )

Оборудование: геометрический материал разной формы и величины; стаканы с водой , со сладкой водой; футлярчики с разным наполнением(лук, чеснок, кофе), рукавичка, апельсин, мячик, яблоко, клубок, ручка , карандаш.

Ресурсы: УМК «Начальная школа XXI века» .Учебник- окружающий мир, часть 1. Автор- Виноградова Н. Ф., Рабочая тетрадь, интерактивная доска.

Этапы урока с содержанием учебного материала, с описанием видов деятельности учителя и обучающихся

Этапы проведения урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Актуализация знаний.

Работа по учебнику (с.57-58)и рабочей тетради (с.25)

Орган слуха.

Орган зрения.

Физкультминутка.

Орган вкуса.

Орган обоняния.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Подведение итогов урока.

            Рефлексия.

Здоровается с детьми и настраивает их на работу.

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Создаёт условия для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность.

-Сегодня мы продолжаем разговор о здоровье, о нашем организме.

-Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. -Кто такие исследователи?

-Я хочу познакомить вас с девочкой. Она очень хотела познакомиться с вами, увидеть вас, поговорить. Как вы думаете, у неё это получится?  Почему нет?
-Она решила, что глаза, уши, рот, нос ей совершенно ни к чему. Зачем лишние заботы: каждое утро умываться, уши чистить? А вы с ней согласны? А для чего они нам нужны?

Но, чтобы все это доказать девочке нам с вами предстоит провести настоящие исследования. Как вы думаете, что мы будем исследовать? (Глаза, нос, руки, рот.)

-Всё это наши органы чувств.

- Как можно назвать того, кто помогает человеку?

Заполняет на доске кластер.

- Кто- нибудь  догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сегодня мы с вами будем искать ответ на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками.

- Что мы узнаем на уроке?

-Итак, чтобы ответить на эти вопросы приступим к исследованию.

-Прослушайте два музыкальных фрагмента.

-Что вы можете сказать об этих музыкальных отрывках? Как вы догадались? Какой орган чувств помог вам безошибочно определить, где какой фрагмент?

-У каждого человека своя форма ушей. Снаружи ухо напоминает раковину, она так и называется – ушная раковина. С помощью ушей мы слышим звуки, различаем их между собой, можем определить, откуда идёт звук.

– Откройте рабочую тетрадь на странице 25 и скажите, какие звуки издают эти животные?

C:\Users\Николай\Pictures\2016-11-13\003.jpg

-Как вы думаете, а нужно ли беречь орган слуха? Как?

-Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 57. О чём они? 

https://image.slidesharecdn.com/1om1v-160217001342/95/1-om1-v-58-1024.jpg?cb=1455668752

-Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол мяч)

-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?

-Продолжаем наше исследование. Поработаем в парах.

-Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в паре. Давайте мы эти правила вспомним.

1.        Работаем тихо, дружно;

2.        Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

3.        Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника.

-У вас на партах точно такие же карточки как у меня на доске.

Кто может прочитать, что вам надо сделать?

-Проверим что у вас получилось.

-Что помогло нам это увидеть?

Глаза - орган зрения.

Глазами мы больше всего узнаем о том, что происходит  вокруг нас.

С помощью зрения человек получает 90% информации об окружающем мире. С его помощью человек видит свет, определяет цвет, форму и размер предметов, их движение.

- А вы знаете, что…

 Вы смотрите с помощью мозга, а не глаз. Функция глаз состоит в том, чтобы собирать нужную информацию о предмете, на который вы смотрите. Это информация затем посылается в головной мозг. Вся информация анализируется в мозге. Это невероятно, но мозг можно обмануть…  такой обман называют  оптические иллюзии или обман зрения. Например, посмотрите на следующий слайд…

Проведём речевую разминку «Кто больше?»

(Рабочая тетрадь, с.25)

-Рассмотрите рисунки на с.58 в учебнике. Сформулируйте правила, которые позволят сохранить зрение.

Проведем опыт: на столе у вас стоят стаканы с водой (сладкая, простая).

- Можете ли вы, используя орган зрения и слуха, определить, в каком стакане вода сладкая или простая?

- А что для этого нужно сделать? (Надо попробовать)

- Какой орган вы подключите к выполнению этого задания?  

- Какой вывод можно сделать?

-Язык - орган вкуса. Органы вкуса находятся на языке. Именно с их помощью ты определяешь, что конфета - сладкая, соль - соленая.

Исследуем следующий орган чувств.

Я приглашаю к доске по одному исследователю с каждого ряда.

— Закройте носы и попытайтесь определить, что в каком футлярчике находится.

-Что вы почувствовали?

Откройте носы, понюхайте.

- Какие запахи вы определили?

- Какой орган помог почувствовать запах?

- Какой вывод мы можем сделать?

Обсудите в парах, могут ли запахи предупреждать об опасности? (30сек)

-Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния?

Все органы чувств мы с вами назвали?  

-Какого органа чувств не хватает,  вы узнаете после исследования.

Игра «Узнай, что в мешочке».

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет.

В варежке.

-Что можете сказать?

Без варежки.

Опыт.

- Слегка ущипните себя. Что вы почувствовали?

- Какая вода в стакане? Как определил?

- Кожа очень важна для нашего организма. Она покрывает все наше тело.

Кожа — орган осязания.

Надо ли заботиться об этом помощнике?

Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

-Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. Орган осязания – кожа. На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли.

-А теперь, ребята, посмотрите на доску.

-Почему органы чувств- наши помощники?

-Как вы думаете, смогли ли мы доказать девочке, что без наших помощников  - органов чувств мы не сможем полноценно существовать.

Она очень рада тому, что теперь может увидеть, какие вы все красивые, услышать ваши высказывания.

Предлагает заполнить кластер.

С опорой на интерактивную доску.

-Какой вывод можно сделать? Сравните свой вывод с тем, который сделали авторы учебника.

https://image.slidesharecdn.com/1om1v-160217001342/95/1-om1-v-59-1024.jpg?cb=1455668752

Учитель задаёт вопросы.

-О чём сегодня говорили на уроке?

-Что помогает нам узнавать мир?

-Что вы узнали для себя нового?

Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Формулируют тему и задачи урока.

Отвечают на вопросы.

-Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.

Нет глаз, ушей, носа, рта.

Называется помощником.

Наши помощники - органы чувств

Познакомимся с ……(органами чувств)

Узнаем…. (для чего они нужны)

Отвечают на вопросы учителя.

Орган слуха

Слушают сообщение учителя.

Высказывают свои предположения.

Работают в парах.

Делят геометрические фигуры на группы по

форме,

цвету,

размеру.

Слушают сообщение учителя.

Формулируют правила по сохранению зрения.

Высказывают своё мнение.

Следят за опытом.

Язык.

Дети пробуют воду и определяют вкус.

Язык помогает определить вкус.

Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.

Лук, чеснок, кофе.

Нос

Нос -орган обоняния

Работа в парах.

Запах газа, испорченной пищи, запах дыма

Высказывают своё мнение.

Трудно определить

Апельсин, мячик, яблоко, клубок, ручка , карандаш.

Холодная. Дотронулся до стакана.

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопрос.

Заполняют кластер. Работа в парах на листах.

Осуществляют самопроверку по образцу.

Формулируют вывод.

Отвечают на вопросы.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....

Наши помощники-органы чувств

Конспект урока по окружающему миру по теме "Наши помощники-органы чувств", 1 класс, автор учебника Н.Ф. Виноградова...

Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"

Разработка урока  окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....

Презентация к уроку по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств"

Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Наши помощники -органы чувств.

Знакомство учащихся с органами чувств.  Специфика разных органов чувств....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "Наши помощники - органы чувств"

Данный урок входит в раздел  «Кто ты такой». При изучении нового материала  применяется методика наглядного обучения, методика практического обучения, методика словесного обучения, игровые м...