Учебное занятие по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Конспект урока по окружающему миру

1 класс

по теме «Кто такие птицы?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_zanyatie_kto_takie_ptitsy.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа №2»

Конспект урока по окружающему миру

1 класс

по теме «Кто такие птицы?»

(методическая разработка)

Автор: Бондаренко Светлана Валентиновна

учитель начальных классов

г. п. Излучинск,

2015 год

Урок по окружающему миру 1 класс (1 - 4)

Тип УЗ: изучения и первичного закрепления знаний и умений учащихся.

Тема: Кто такие птицы?

Цель: знакомство с птицами как представителями животного мира.

Задачи:

Предметные: сформировать у детей понятие о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; познакомить с голосами птиц.

Надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать  умение извлекать  фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать  выводы.

Личностные: воспитывать у детей бережное  отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать  семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь),  творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и  работу группы.

Прогнозируемые результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц; научатся определять птиц, описывать их.

Ход урока

№ УЭ

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Ι

Организационный момент.

1.0.

Цель: проверка готовности учащихся к началу занятия, установление эмоционального контакта в группе.

  • Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?

Самоорганизация,

самопроверка

1.1.

Эмоциональный настрой

Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас

Улыбка, уверенность.

Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать!

Эмоциональный настрой

1.2.

Мотивация к работе в группе

Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу, наладить контакт  в группе. Поможет нам упражнение «Локотки».

По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (руки за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону).  3-4 раза. По условному сигналу – например, колокольчик -  ребята «здороваются локотками» со всеми участниками  своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества. 

Самоосмысление, самовыражение

ΙΙ

Повторение изученного материала

2.1

Цель: выявить знания детей по изученной ранее теме «Рыбы».

Ребята,  давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.  

Слайд 2

Блиц-опрос «Закончи предложения»:

На прошлом уроке мы изучали… рыб.

К ним относятся… акула, окунь, сом...

Отличительными признаками рыб являются… чешуя, дышат с помощью жабр...

Молодцы!

Блиц – опрос

Учебный диалог

ΙΙΙ

Актуализация опорных знаний.

3.1.

Цель: активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока.

Слайд 3

Игра «Найди лишнее». 

Посмотрите на фото. Определите, какое  животное «лишнее» и почему. (Пингвин – птица. Остальные – рыбы.)

 Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать.

- Какова тема нашего урока?

Тема нашего урока «Кто такие…?» (Птицы)

Слайд 4

- Мы продолжим заполнять таблицу «Животные».

Самоосмысление и самовыражение

через устную работу

Самовывод темы урока.

Целеполагание.

3.2.

Птицы. Что вы о них знаете? (Дети называют  признаки птиц.)

(Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на облаках, чтобы в конце урока к ним вернуться)

- Предлагаю познакомиться со строением птиц на примере голубя.

- Назовите органы птиц.

- Сообщения подготовленными обучающимися новой информации.

Ученик 1

Птица похожа на самолет. Форма тела помогает ей быстро летать. Птичий нос не только нос, но еще и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюет зерна, - толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают, долбят. С помощью клюва птицы плетут гнезда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой нос – у пеликана, а самый маленький – у ласточки. Без носа птица – как мы без рук.

Ученик 2

В отличие от других животных у птиц две ноги. Нужны они не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге четыре пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто веслами.

Ученик 3

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Ученик 4

Все тело у птиц покрыто перьями. Ни  у каких других животных перьев нет. Без перьев птице не обойтись. Они спасают от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – одежде птиц.

- Что нового и интересного вы узнали из сообщений ребят о птицах?

Самоосмысление.

Самовыражение через устную работу

Сообщения подготовленными

обучающимися

Подведение итога

IV

Отработка материала

4.0.

Цель: сравнение признаков птиц с признаками других животных, выявление признаков, присущих только птицам, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику.

4.1.

Игра «Верное утверждение»

Слайд 6 («домашняя» страница)

- Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами.  

- Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение».

Слайды 7 – 16

- На ваших столах лежат пластины счётного материала. Возьмите красную и синюю пластины. Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Приготовились. (Дети берут пластины 2 цветов.

Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая  цветную пластину:  синий – да, утверждение верное, красный – нет, утверждение неверное)

- Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц? (Обсуждают в группе, формулируют вывод:  птицы отличаются от других животных наличием перьев)

Откройте учебник на с. 24. Давайте проверим правильность нашего вывода.

- Молодцы, вы справились с заданием.

Игра «Верное утверждение»

Самовыражение через игру

Сверка по ключу через проектор

Сверка с учебником

Подведение итога

4.2.

Физминутка

Цель:  реализация двигательной активности, развитие творческого потенциала,  скорочтение, формирование уверенности в себе, знакомство с голосами птиц.

Слайд 17

Сейчас я предлагаю вам творческое задание. Вы будете «превращаться» в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её.

 (На данном этапе обучения читать желательно хором – ориентир на детей умеющих читать, а плохо читающие дети тянутся за всеми, формируется уверенность в своих силах. В дальнейшем, это задание выполняется с помощью «чтения молча».)

Дети читают вслух название птицы и с помощью жестов показывают её. Прислушиваются к голосам птиц.

4.3.

Практическая работа учащихся.

Цель: умение работать в группе, вести учебный диалог,   работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища.

- Ребята, где можно встретить птиц?

Сейчас каждая группа получит карточки с заданием (у всех групп разные задания; 1 – атлас с цветной закладкой, 2 - фотографии  птиц; 3 - детям не демонстрируется). Его выполнить вам поможет «Атлас-определитель».  Обратите внимание на то, что в атласе есть разноцветные закладки – 4 разных цвета.  

Задание (все задания вводятся учителем постепенно):

  • На 1 карточке: у вас атлас-определитель с закладкой  определённого цвета. Запомните его. Именно такого цвета будет ваша закладка в атласе. Не торопитесь пока его открывать.
  • Возьмите следующую карточку.
  • Названия каких птиц вы можете назвать самостоятельно?
  • Как вы думаете,  что может объединять в данную группу этих птиц?
  • Откройте  атлас-определитель (по цветной закладке), прочитайте название темы – проверьте своё предположение.
  • Найдите на странице атласа птиц, изображённых на 2 карточке; прочитайте названия (для читающих).
  • Рассмотрите птиц. Поделитесь друг с другом своими впечатлениями.
  • На страничке атласа, там, где текст, есть выделенные слова – это названия птиц.  Попробуйте найти  их.

*Попробуйте  прочитать для ребят информацию, о любой из ваших птиц. (Если есть хорошо читающие ребята. Умеющие читать  ребята читают  текст о птице для своей группы.).

Составьте небольшой рассказ о вашей группе птиц. (Коллективное составление рассказа.)

(Название, что их объединяет, где можно встретить, интересные особенности…)

Слайд 18 («домашняя» страница)

Слайды 19– 22

Представитель каждой  группы должен познакомить класс со своей группой птиц. (Команда сама выбирает своего представителя, который рассказывает о птицах.)

Работа по карточке

Работа в группе самостоятельно

Защита коллективно составленного рассказа (устно)

4.4.

 Этап контроля и самоконтроля.

Цель: проверить усвоение материала.

- Давайте проверим как вы усвоили тему урока.

- Откройте «Тесты» на с. 13. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).

Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту?

*Возможен вариант этого задания. Его можно выполнить на индивидуальных компьютерах (если они есть), используя наушники (т. к. задания озвучены для детей, которые не умеют читать). Тестовый материал прилагается.

Работа в тестовых тетрадях  

Взаимопроверка.

Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.

V

5.1

5.2

Этап коррекции

Цель: вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации, привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой.

Слайд 23

- Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда. Что их объединяет? (Люди должны помогать птицам зимой,  подкармливать их.)

- Чтение стихотворения  А. Яшина  «Покормите птиц зимой».

О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает? (Дети высказывают свои мысли.)

- Как вы можете помочь птицам? (Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц …)

- Давайте сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу.  С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших.

Знакомство со стихотворением Яшина «Покормите птиц зимой»

Вывод

VI

Итог урока.

6.0.

6.1

Цель: подведение итога урока, формулирование выводов.

Слайд 24

- Давайте подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие птицы? (Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. (При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают).

  • Откройте учебник на с. 24. Давайте проверим

правильность нашего вывода. (Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух.)

Самовыражение

через беседу по подведению итога урока

Работа с учебником

6.2

Цель: подведение итогов, заполнение части таблицы.

Слайд 25

Мы вернулись к нашей таблице.  С какой группой животных мы познакомились сегодня? (Птицы)

Какая отличительная особенность у этих животных? (Есть перья)

Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали. (Дети называют, а учитель записывает виртуальным фломастером  названия в таблицу.  К следующему уроку эти слова надо напечатать)

(После заполнения таблицы, следует перейти по стрелочке (в правом нижнем углу) на слайд с облаками.

Работа с таблицей

VII

Этап сопоставления знаний до и после урока.

7.0.

Цель: сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний.

Слайд 5

- Давайте посмотрим на облака. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке? (Анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия.)

(Пройти по ссылке «Окончание урока»)

Обратная связь

VIII

Этап рефлексии.

Цель: анализ и оценка своей работы на уроке.

Слайды 26-27

- Оцените свою работу на уроке (Р), работу вашей группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П).

Работа детей со шкалами самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

КИМ поокружающему миру 3 класс

динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях....

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века

Календарно тематическое планирование поокружающему миру  для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС  с УУД...

Исследовательская работа поокружающему миру "Вкусное молочко".

Наблюдение за органолептическими показателями молока, поступающего в школьную столовую. Исследование его свойств....