Открытый урок по окружающему миру 2 класс " Про воздух"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок открытия нового знания с элементами исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_oblastnoy_konkurs.docx51.4 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация «Сценарий урока».

                                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ЦЕЛЬ: Создание содержательных и организационных условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний по теме «Про воздух».

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные: освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Регулятивные: освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать  и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, –определение способов взаимодействия;  умение работать в микрогруппе с одноклассниками; формирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия;-умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формами речи.

 Формируемые навыки обучающихся: организация рабочего места; принятие учебной цели; выбор способа действия; контроль и оценка; навык работы с книгой, в паре, в группе.

Технологии: групповые, технология решения исследовательских задач, игровые, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные; здоровье сберегающие

ТЕМА УРОКА: Про воздух.

ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: урок открытия нового знания с элементами исследования.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, компьютер, запись песни, презентация, пластиковый стакан, бутылка, освежитель воздуха, коктейльная трубочка, стакан с водой, воздушные шарики, полиэтиленовые пакеты.

Учебник «Окружающий мир» 2 класс 1 часть авт. А.А.Плешаков М., «Просвещение»,2015 г.; Рабочая тетрадь на печатной основе.

                 Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Формирование метапредметных результатов

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

                                   1. Организационно-мотивационный этап урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

 -мотивировать учащихся к учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

-Ребята, встаньте друг перед другом, взгляните друг другу в глаза, подарите улыбку друг  другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на урок. Теперь посмотрите на меня. Я вам тоже дарю свою улыбку.

-А чтобы урок был интересный, познавательный, нужный, что мы должны для этого сделать?(активно работать, быть внимательными, планировать свою работу)

 -А как лучше справляться с трудностями: одному или с друзьями?

Включается фрагмент песни «Если с другом вышел в путь».

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют способы достижения результативности урока.

Слушают песню.

Личностные: понимание значения знаний для человека и принятие его.

Коммуникативные: готовность слушать собеседники, вести диалог.

Регулятивные: планирование: самоопределение, смыслообразование.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:

Организовать деятельность учащихся по повторению изученного для введения нового материала

А сейчас ответьте мне на вопросы:

Работа в парах

 - Какая жидкость,  не имеющая цвета и запаха, при замерзании превращается в лед?

- Назовите одним  словом: снег, дождь, град?

-Какое время года, наступает после осени?

-  Грибной, косохлёст, ситничек, ливень- как это назвать одним словом?

- Какое время суток подходит для завтрака?

- Есть деревья лиственные, а есть…какие? :..?

Прочитайте выделенные буквы сверху вниз. Что у вас получилось? СЛАЙД

1

Вода

2

Осадки

3

Зима

4

Дождь

5

Утро

6

Хвойные

Отвечают на поставленные вопросы.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Заполняют табличку.

Читают выделенные буквы сверху вниз, получают слово ВОЗДУХ

  Познавательные: анализ объектов, выделение главного, установление аналогии .

Коммуникативные: учёт разных мнений, стремление к координации, контролирование действия партнёра.

3.Выявление места и причины затруднения.

Целеполагание и построение проекта выхода из ситуации

-Итак, повторите ещё раз слово, которое у вас получилось.

- Как вы думаете, почему я вам загадала именно это слово?

- Чему будет посвящён урок7  Какой же будет тема нашего урока?

 – Про воздух…

-Какова же будет цель нашего урока?

-Что бы вы хотели узнать о воздухе?

-А теперь сверим поставленные задачи с записью на доске СЛАЙД

Отвечают на поставленные вопросы.

Озвучивают тему урока.

Формулируют цель урока

-познакомимся с одним из главных богатств природы-воздухом.

 Учебные задачи:

-узнаем, что такое воздух, почему он необходим для всего живого, каковы свойства воздуха, причины загрязнения воздуха, как человек  охраняет воздух.

-будем учиться работать по инструкции;

-будем учиться работать в парах и договариваться;.

-будем развивать сою речь и обогащать словарный запас;

-будем оценивать себя и других.

Сверяют.

Познавательные: умение формулировать проблему

Регулятивные: умение планировать свои действия;

определять, формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

                                         2.Процессуально-содержательный этап урока

4.Реализация построенного проекта выхода из затруднения.

«Открытие» детьми нового знания.

Цель:

Организовать знакомство с воздухом, с его необходимостью для всего живого, с некоторыми свойствами воздуха, причинами его загрязнения и охраной.

Физкультминутка: приоткрывается окно

Ветер веет над полями,

И качается трава. 

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. 

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись, скорей, плутовка!

Мы взбираемся на холм, 

И немного отдохнём. 

-Вся наша планета окутана воздухом, как огромным океаном. Не видя и не чувствуя, мы каждый день «купаемся» в этом океане. Как же можно почувствовать воздух? Что для этого нужно сделать?

-Помашите перед собой ладошкой.

-Вспомните героя мультфильма барона Мюнхаузена. Он рассказывал, что однажды попал в болото. Запах там был ужасный. Он завязал рот плотной тряпкой и так пробыл без воздуха 4 часа. Может ли такое быть? Сделайте глубокий вдох, попробуйте не дышать. Долго ли вы сможете находиться в таком состоянии? - Без еды человек может обойтись несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Только ли человеку необходим воздух?

Используя рисунок на стр.48, расскажите о значении воздуха для растений, животных  и человека.

-Возьмём пластиковый стакан, бутылку и опустим в чашку с водой. Мы увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Предметы, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

-Что же за невидимка находится в бутылке

-Какое свойство воздуха узнали?

- Закройте глаза и понюхайте воздух.

(открываю  освежитель воздуха, выпускаю струю, машу рукой, чтобы распространить воздух).

-А теперь понюхайте воздух. что заметили?

-Вдохните ртом и попробуйте воздух на вкус.

-Возьмите коктейльные трубочки и подуйте в стакан с водой. Что вы видите?

(пузырьки поднимаются на поверхность)

-Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Надуйте шарик и пластиковый пакет. Что внутри? Почему разная форма?

- У вас 2 шарика, сожмите их и сравните. Легко ли они оба сжимаются, в чем различие. Какой вывод можно сделать? Чем больше воздуха в шарике, тем его труднее его сжать.

-Развяжите и сдуйте шарики. Что вы слышите? Воздух выходит из шарика с шумом, шипит.

-Смогли вы узнать о воздухе больше или нет? Проверим это по табличке. СЛАЙД

Свойства воздуха

Да

Нет

Цвет/прозрачность

 

 +

Запах/вкус

 

 +

Легче воды

 +

 

Форма

 

 +

Упругость\Сжимаемость

+

СЛАЙД

-Что я сделала, перед тем, как отдохнуть?

-Зачем я приоткрыла окно?

Работая в парах, делают вывод, что,  если помахать ладошкой,  открыть окно,  то можно почувствовать движение воздуха.

Делают вывод: воздух можно ощущать, он движется

Делают вывод: всё живое на планете не может обойтись без воздуха.

Рассказывают по рисунку.

Делают вывод: воздух бесцветен, прозрачен.

Делают вывод:  чистый воздух не имеет запаха и вкуса.

Делают вывод: воздух легче воды.

Делают вывод: воздух не имеет формы, а принимает форму предмета, в который его помещают.

Делают вывод: воздух упругий.

Делают вывод: воздух издаёт звук

Дети плавно качают руками над головой

Потягивание-руки вверх

Наклоны вправо-влево, вперёд-назад

Приседания

Ходьба на месте

Дети садятся за парты

Отвечают на вопросы

Регулятивные: формирование способности к самооценке; учёт выделенных учителем ориентиров действия, осуществление  итогового и пошагового контроля, планирование своих  действий, внесение  коррективы в действия, оценивание  свои действий, выполнение учебных действий в материале, речи, в уме;

Познавательные: осуществление поиска  нужной информации,  анализ, выделение главного, построение рассуждения об объекте;

 Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции, умение отстаивать эту позицию в группе, приведение доводов и аргументов.  Выполнение исследования совместно с одноклассниками, распределение обязанности в группе; делать выводы на основе полученной опытным путем информации; контроль и коррекция своих действий и действий товарищей.

                                                     3. Этап закрепления и первичной проверки.

5.Первичное закрепление

 Цель: создание условий для закрепления знаний о воздухе.

 

-Подумайте и скажите, сможет ли всё живое на Земле обойтись без воздуха?

-Сейчас ещё раз зажмите рот и нос рукой, вдохните, задержите дыхание и посчитайте.

 -Долго ли вы смогли находиться в таком состоянии?

-А теперь давайте представим, что произошло бы с нашей планетой, если бы исчез воздух.

-Какое же значение имеет воздух?

-Почему же воздух является одним из главных богатств природы?

Работа в группах

Благодаря воздуху мы…

СЛАЙ

Отвечают на вопросы.

Участвуют в эксперименте.

Предполагают.

Делают вывод.

Опускаемся на парашютах, летаем на воздушных шарах;

Слышим

Сушим бельё

Сушим волосы феном

Дышим

Убираем пыль пылесосом

Познавательные: нахождение ответов на вопросы,  используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные :умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

6. Самостоятельная работа.

Цель:  1)  расширять межпредметные связи, подтверждающие значение воздуха в жизни человека.

 2)проверка умения применять полученные знания в других предметных областях; 

-Теперь вы поняли, какое значение имеет воздух для всего живого.

-В русском языке существуют крылатые выражения, их называют фразеологизмами.

-Может быть кто-то из вас знает, что такое фразеологизмы?

-Я вам предлагаю фразеологизмы, а ваша задача –объяснить их значение.

Работа в группах СЛАЙДЫ

Бросать слова на ветер.

Нужен, как воздух.

Бросать шапки в воздух.

Строить воздушные замки

Выполняют задания с проговариванием во внешней речи.

Фразеологизмы- это крылатые выражения, устойчивые сочетания слов.

Не выполнять обещания, говорить впустую.

Очень нужен, необходим.

Радоваться чему-либо.

Воображать, мечтать о чём-то, фантазировать.

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в группе.

Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану

7.Включение в систему знаний и повторение. Цель: 

повторение знаний об охране природы и воздуха

тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы;

-Какой орган дыхания есть у человека?

-А что называют «лёгкими» Земли?

- Что же нужно делать с растениями?

А вы уже принимали участие в охране растений?

-Всем нужен воздух: и людям, и животным. Но чистого воздуха с каждым годом становится всё меньше и меньше.

-Как вы думаете. а от чего воздух загрязняется?

Открываем учебник с.49 и рассматриваем фотографию.

Как бы вы дополнили фотографии учебника?

Как же еще происходит загрязнение воздуха?

- А теперь рассмотрите схемы на с. 49.
-Чего нельзя делать людям?

-Какие мероприятия проводят, чтобы воздух был чистым?

Учитель дополняет то, что не скажут дети.

На фабриках и заводах работают специальные установки, которые улавливают ядовитые газы и пыль. Но главным очистителем воздуха являются зелёные растения.

Лёгкие

Растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения в процессе питания как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

На переменах проветриваем класс, ухаживаем за комнатными растениями.

С каждым годом становится всё больше и больше машин, выхлопные газы которых загрязняют воздух.

Из труб заводов и фабрик в воздух попадает дым, в котором много ядовитых  и вредных веществ, вредящих здоровью людей.

Поэтому устанавливают специальные «ловушки» для вредных веществ и пыли, фильтры на заводские трубы.

Создают электромобили и автомобили, работающие на сжиженном газе.

Познавательные: осуществление  поиска  нужной информации, анализ. Выделение главного, построение рассуждения об объекте.

Коммуникативные: отстаивание своей  точки зрения в группе;    формулирование собственного мнения, контролирование действия партнёра

                                                                                     4. Рефлексивный этап урока.

8. Рефлексия деятельности

Цель: ; формирование навыка самооценки;

фиксирование нового содержания, изученного на уроке;


--Смогли ли мы выполнить задачи, поставленные в начале урока? СЛАЙД

-Что вы теперь можете рассказать о воздухе?

-Какое значение имеет воздух для растений, животных и человека?

-Как с помощью схемы показать необходимость охраны воздуха?

-Как охраняют воздух от загрязнения?

-Нарисуйте смайлика на воздушных шариках, которые привязаны у вас к парте.

-А теперь оцените свою работу на уроке с помощью таблицы

Фамилия, имя

Утверждения

Я понял тему урока

Я достиг цели урока

Я знаю свойства воздуха

Докажем, что воздух существует …

 Воздух имеет свойства…

 Воздух имеет значение…

 Воздух загрязняется …

Воздух охраняют……

Регулятивные: получение возможности мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализация содержания урока, его этапов, оценивание своих достижений на уроке; получение эмоционального заряда бодрости.

                                                                                   5. Объяснение домашнего задания.

Информация о домашнем задании

Узнать у взрослых, какие меры принимаются для охраны воздуха в нашем крае;

Придумать и записать в тетради загадку о воздухе;

Понаблюдать за небом в разное время суток и составить  на тему «Красота неба».

        

Дидактический материал: таблички для актуализации знаний,таблички «Свойства воздуха», листы самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру на тему: «Воздух. Распространение воздуха над поверхностью»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Воздух. Распространение воздуха над поверхностью»(слайд 1)1.    Организационный момент.Есть на земле огромный дом (слайд 2)Под крышей голубо...

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Воздух и его охрана."

Открытый урок исследование по окружающему миру. 3 класс А.А. Плешаков....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему: Про воздух. (ФГОС "Школа России")

Развернутый коспект открытого урока по окружаюшему миру 2 класс "Про воздух" с планом урока, указанием планируемых результатов и технологической картой.По учебнику А. А. Плешакова 2 класс Окружающий м...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Воздух и его охрана" 3 класс

             Тема: «Воздух и его охрана.»Цели деятельности учителя: познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием &laq...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков

Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Воздух и вода». Обобщение.

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Воздух и вода». Обобщение....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Воздух " 3 класс

Урок-исследование объектов живой и неживой природы в курсе "Окружающий мир"...