Тест по окружающему миру
тест по окружающему миру

Пичихина Ирина Викторовна

Тест

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_po_okruzhayushchemu_miru.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Спецификация стартовой работы для 5 класса

Время проведения работы: 45 мин

Тема, класс

Средство/ способ действия

Проверяемое умение

Ответ

Баллы

1

Наше прошлое. Поиски и находки, 4 класс

Шкалы времени

Установление последовательности событий

См. схему под таблицей

1

2

Счёт времени по Луне и Солнцу, 4 класс

Шкалы времени

Соотнесение событий и шкалы времени

См. рисунок под таблицей

1 -  нарисованы фазы Луны, 2 - кроме фаз, обозначены неделя и лунный месяц

3

Наша соседка - Луна,  4 класс

Диаграмма

Построение диаграммы с учётом отношения кратности

Масса Луны показана одной клеточкой

1

4

Счёт времени по Луне и Солнцу, 4 класс

Шкалы времени

Сравнение длительности временных промежутков

А˂В

1  

5

Счёт времени по Луне и Солнцу, 4 класс

Шкалы времени

Соотнесение разных шкал времени

Свободный ответ.

1 (соотнесены продолжительность лунного месяца и продолжительность солнечного года)

6

Солнечная система,  4 класс

Шкала времени

Определение положения события на шкале

Свободный рисунок, пример см. под таблицей

1 (схема объясняет наблюдаемое явление)

7

Форма Земли. Глобус - модель Земли, 4 класс

Диаграмма

Описание диаграммы с учётом отношения кратности

Примерно в 10 раз больше, примерно 38 тысяч км (чтобы это вычислить, нужно учесть данные в тексте; на самом деле, примерно 40 тысяч)

1 - правильно заполнены пропуски в первом предложении, 1 - правильно заполнены пропуски в обоих предложениях, max = 2

8

Фазы Луны, форма Земли 4 класс

Вид сбоку

Определение вида освещённого тела сбоку

См. рис. под таблицей

1

9

Древние орудия, 5 класс

Схема эксперимента

Составление плана эксперимента в соответствии с гипотезой

См. пример под таблицей

1 - на схеме показан центр тяжести ручки

1 - высказана, по крайней мере, одна гипотеза о центре тяжести копья (связь с точностью броска, удобством держания, дальностью полёта и пр.)

1 - составлен план эксперимента в соответствии с гипотезой (с контролем),  , max = 3

к заданию 1

к заданию 2

к заданию 6

к заданию 8

к заданию 9

к заданию 9

Возможный пример:

Предположение (предположения):

 _1. __если центр тяжести ближе к острию, это увеличивает дальность полёта__

_2. ___ если центр тяжести ближе к острию, это удобнее для переноски копья и броска __

_3.____ если центр тяжести ближе к острию, это увеличивает точность броска __

Проверка предположения №  _1_.

Взять палку. Укрепить на ней передвижное кольцо. Перемещая кольцо, менять центр тяжести палки. Бросать палку много раз как можно дальше (в положении кольца ближе к острию и в положении кольца дальше от острия). Сравнить результаты по дальности полёта.

Анализ работы:

А) Работа позволяет дать  оценку базовым учебно-предметным умениям, которые могли сложиться к началу четвертого года обучения:

1) Выполнение заданий 1, 4 говорит об уровне читательской грамотности - максимально 2 балла.

2) Выполнение заданий 1, 2, 6, 8 характеризует умение работать со схемами - максимально 5 баллов.

3) Выполнение задания 5 характеризует умение связно излагать свои мысли в письменной речи, рассуждать - максимально 1 балл.

4) Умение восстанавливать последовательность событий и пользоваться шкалами времени - задание 1 - максимально 2 балла.

5) Умение моделировать - задания 2, 6 - максимально 3 балла.

6) Умение пользоваться диаграммами (работать с информацией) - задания 3, 7 - максимально 3 балла.

Б) Для неверно выполненных заданий и невыполненных заданий важны ВОПРОСЫ, заданные учениками в конце заданий. Если они ЕСТЬ, это означает зарождение умения отличать известное от неизвестного, умения формулировать вопросы (зарождение базовых учебных умений). Если вопросы отсутствуют - это важный диагностический признак, сигнализирующий учителю о том, что способ его преподавания не способствует формированию умения учиться.

КАЧЕСТВО заданных вопросов анализируется во вторую очередь.

В) Обсуждение работы с учениками позволяет вспомнить основные достижения 4 года обучения и оттолкнуться от них, переходя к задачам 5 класса. Это касается, в первую очередь, заданий 1 и 9, связанных с происхождением человека и изготовлением простейших орудий.

Г)  Возможность выбрать для выполнения 8 из 9 заданий в условиях дефицита времени, дает учителю данные о том, что ученики предпочитают (как более простое, приятное, интересное) и что они отвергают (как сложное, скучное, неприятное), в особенности если сходный выбор сделан большинством учеников класса.

5 класс

Прочитай текст и на основе данной информации  выполни задания. Достаточно выполнить любые 8 заданий (из 9). Если для выполнения какого-то задания тебе недостаточно информации, запиши свой вопрос.

У Земли один спутник — Луна. Луна меньше Земли по массе примерно в 80 раз. Она кажется нам большой и яркой, потому что находится не очень далеко по космическим меркам – примерно на расстоянии 380.000  км. Мы видим её не только ночью, но и утром, и днём.

По древним текстам можно узнать, что  китайцы, вавилоняне, египтяне видели на Луне рисунок. Мы, вглядываясь в лунный диск, обычно видим  лицо человека. Расположение тёмных пятен на поверхности Луны не меняется. Это означает, что Луна всегда обращена к Земле одной стороной…

Наблюдаемое движение Луны по небу сопровождается  сменой её фаз —  и мы видим её то в форме серпа, то полукруга, то полной... И лунный серп, и одна двенадцатая часть года по-русски одинаково называется месяцем. И  это не случайно.

Время, когда Луна не видна, называют новолунием — рождением новой Луны. Растущий полукруг – первая четверть. Время, когда Луна видна в виде диска – полнолуние. Спадающий полукруг – последняя четверть.

Раньше у людей не было календарей, а счёт дням надо было вести. Поэтому многие народы, в том числе, славяне, пользовались фазами молодой Луны. Появился тонкий серпик Луны - значит, наступил первый день месяца. Стал серп чуть пошире  — пришёл второй день. Если Луна в первой четверти — прошла неделя… Так фазы Луны заменяли в старину календарь и давали две естественные меры времени — неделю и месяц.  

Промежуток времени, который проходит между двумя новолуниями, равен 29 дней 12 часов 44 минуты. Это и есть лунный месяц, наша прежняя мера времени….

Доказано, что предки людей нашего вида (Homo sapiens - читается "хомо сапиенс"), а также древние люди других видов, которые жили на Земле десятки и сотни тысяч лет назад, например, неандертальцы, охотились на крупных животных. В 1995 году в Германии найдены, например, охотничьи копья возрастом 400 000 лет. Это метательные копья из стволов елей, без наконечников, у которых центр тяжести находится на одной трети расстояния от острия, как у современных метательных копий. Группам охотников нужно было уметь договариваться о совместных действиях. Вероятно, уже тогда охотники определяли время по Луне.

  1. Дополни схему происхождения современного человека (Homo sapiens)

_Вопрос:______________________________________________

2.  Дорисуй последовательность фаз Луны. Обозначь на шкале времени природные меры времени - неделю, месяц.

_Вопрос:______________________________________________

3. Покажи на диаграмме примерную массу Луны.

_Вопрос:______________________________________________

4. Сравни продолжительность лунного месяца (А) с продолжительностью месяца по современному календарю (В). Отметь верное 🗹.

    А˃В

    А˂В

    А=В

    А?В

_Вопрос:______________________________________________

5. Год (по современному календарю) - это природная мера времени, равная периоду обращения Земли вокруг Солнца. Почему в нашем календаре не используется другая природная мера времени - лунный месяц? Запиши свои рассуждения.

Ответ: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_Вопрос:______________________________________________

6. Как должны двигаться Земля и Луна, чтобы с Земли всегда была видна одна сторона ("одно лицо") Луны? Нарисуй возможную схему их взаимного движения.

_Вопрос:______________________________________________

7.  На диаграмме сравнивается длина экватора Земли и расстояние от Земли до Луны.

Опиши диаграмму, вставляя пропущенное.

 Путь от Земли до Луны примерно в  _____________ раз ____________, чем длина экватора.  Совершая кругосветное путешествие, человек должен преодолеть примерно _______________________  километров.

_Вопрос:______________________________________________

8. Нарисуй восход Земли, который видит космонавт, находящийся на Луне, если Земля, Солнце и Луна находятся в таком положении друг относительно друга:

_Вопрос:______________________________________________

9. Найди центр тяжести ручки (для этого нужно уравновесить её на пальце так, чтобы она лежала поперёк пальца и не падала). Сделай схематический рисунок. Сравни его со схематическим рисунком копий, найденных в Германии. Выскажи предположение (предположения) о том, зачем центр тяжести в этих копьях был расположен именно так. Нарисуй или запиши план проверки одного предположения.

_Вопрос:______________________________________________

Предположение (предположения):

 _1. ___________________________

_2. _________________________________________

_3._________________________________________

Проверка предположения №  ___.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Тест по окружающему миру (1 тест-1четверть 3 класс, 2тест- год 2 класс)

Тест создан для проверки знаний учащихся 3 класса за 1 четверть....

Тест по математике (2 класс), тест по окружающему миру (2 класс)

Данные  тесты   можно использовать как промежуточную контрольную работу....

Итоговый контрольный тест по окружающему миру за 3 класс. Результаты оценивания теста в баллах.

УМК "Школа России" Итоговый контрольный тест по предмету "Окружающий мир" за курс третьего класса.. Данный тест охватывает все основные темы курса "Окружающий мир" для 3-го класса. Задания 1-10 позвол...

Тест по окружающему миру 3 класс по теме "Человек в окружающей среде"

Данный тест поможет учителю быстро организовать проверку текущих знаний...

Тест по окружающему миру "Растения и грибы". Окружающий мир 2 класс.

• Окружающий мир: 2 класс Виноградова Н.Ф. "Начальная школа XXI век", 2 класс • проверка знаний , тест  Тест по окружающему миру на тему: Что такое лес? (растения и грибы) в...

Тест по окружающему миру 2 класс "Мы -союз народов мира"

Данный тест  составлен  по учебнику окружающий  мир для 2 класса  А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой  УМК "Перспектива"....