Конспект урока по окружающему миру на тему "Россия на карте"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Коновалова Татьяна Валерьевна

Урок окружающего мира для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossia_na_karte.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 25.04.2019

Школа: 75

Класс: 2 Б

Кабинет: 5

Учитель: Никитина С. Ю.

Студент: Еоновалова Т. В.

Методист: Мухина И. Г.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема «Россия на карте»

Цели деятельности учителя: познакомить с картой России; формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты; формировать умение правильно показывать объекты на настенной карте.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Ориентироваться в карте с помощью условных обозначений;
  • Знать условные обозначения;
  • Знать определение «карта».

Личностные:

  • Учиться формировать собственное мнение;
  • Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников;
  • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;

Тип урока: Открытие нового знания

Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс УМК «Школа России», презентация, настенная карта России, карточки

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

- Здравствуйте ребята! Садитесь.

Приветствуют учителя

Л: самоопределение

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный- беседа

3 мин.

- Итак, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Верно. Какие изменения происходят в марте?

- Верно. Что происходит в апреле?

- Совершенно верно. А что происходит в мае?

- Верно. Кто запомнил, что такое половодье?

- Верно. А что такое ледоход?

- Молодцы! Вы все запомнили и усвоили.

- Об изменениях в природе весной.

- Прилетают первые перелетные птицы, становиться теплее, солнце ярче, появляются проталины.

- В апреле идет ледоход, набухают почки, появляется первая травка, птички начинают звонко петь.

- Распускаются первоцветы и раннецветущие травы, птицы стоят гнезда, цветут сады, появляется половодье.

- Это выход воды из берегов.

- Это когда маленькие и большие льдины плывут по течению.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: структурирование знаний (общеучеб.)

3.Постановка

 учебной задачи

Словесный- беседа

4 мин.

-Ребята, обратите внимание на экран. Перед началом урока я предлагаю вам посмотреть занимательный фрагмент видео по сегодняшней теме.

«Почемучка» Географические карты (фрагмент).

- О чем было это видео?

-Что нового вы узнали для себя о картах?

- Верно. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- А что именно, какую страну мы с вами увидели на карте?

- Скажите полным ответом, какая тема урока?

- Молодцы! Какие цели мы поставим на данный урок?

- Верно.

- О картах.

- Что карты бывают разные: климатические, физические, политические и т.д. Узнали об обозначениях на карте, масштабе.

- Карты.

- Россию.

- Россия на карте.

-1. Узнать, что такое карта

2. Научиться читать карту

3. Научиться правильно, показывать объекты на карте

Р: целеполагание.

П: структурирование знанний.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

4.Открытие

 нового знания

Практический – работа в парах

Практический – работа с упражнением

Наглядный - видео

Практический – работа с упражнением

Физминутка

15 мин.

- Ребята, поднимите руку те, кто уже когда-либо работал с картой.

- Хорошо, сегодня вы будете моими помощниками.

- Наша страна очень большая. Россия - самое большое государство в мире по площади. Его площадь равна 17 125 191 км².

-Кто-нибудь сможет назвать численность населения? Как вы думаете, сколько миллионов человек проживает на территории Российской Федерации?

- В нашей стране проживает 146 781 095 человек.

- Теперь, когда мы немного подробнее познакомились с такими важными и большими цифрами и сведениями о нашей стране, можем отправляться дальше.

- Сейчас я предлагаю вам сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе, представленном на слайде.

- Посмотрите на изображение на карте и глобусе, немного подумайте и скажите в чем же отличие?

-Откройте учебники на стр. 91. Давайте прочитаем определение, что же такое карта.

- Прочитайте определение каждый про себя.

-Кто прочитает нам вслух определение?

- Теперь попробуйте своими словами сказать, что такое карта.

- Молодцы! А вы знаете, как появилась карта?

- Сейчас я вам это расскажу.

История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий.

В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». 

-Ребята, для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать.  Читать карту –это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

- Откройте учебники на стр. 95. Давайте, прочитаем правила, как нужно показывать объекты на настенной карте.

-Отлично.

-Ребята, посмотрите внимательно на то, как это нужно делать

Показываю образец работы на своём примере

- Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.

- Теперь ребята, давайте с вами, научимся определять стороны горизонта на карте: север, юг, запад, восток.

-Может быть, кто уже работал ранее с картой, попробует выйти к карте и показать стороны горизонта самостоятельно?

-Все остальные внимательно следят.

- Отлично. Итак, внимательно следите за тем как я показываю, как определять стороны горизонта на карте: север на карте – вверху, юг –внизу, запад –слева, восток –справа.

-Откройте учебники на стр.94. Второй пункт. Читаем про себя, кто готов ручку на локоток.

- Итак, ребята. Вы внимательно прочитали, какие объекты на карте обозначаются определенными цветами?

 - Верно. Откройте страницу 91. Давайте на карте найдем обозначение воды. Прочитайте название этого водоема.

- Так, молодцы! Перейдем к суше. Когда мы с вами изучали тему «Формы земной поверхности», мы с вами сказали, каким цветом обозначаются горы?

- Верно. Давайте найдем горы на карте. На странице 90 есть небольшой фрагмент гор. Назовите их.

- Молодцы! А что обозначается зеленым?

- Теперь давайте найдем на карте равнины.

- Верно. Молодцы! Ребята, почему же равнины обозначены разными цветами?

- Верно. Итак, мы с вами узнали что такое карта, как её нужно читать и что необходимо для этого знать и даже потренировались показывать объекты на карте, строго следуя правилам.

- На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение

Читают определение про себя

-Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

- Нет.

-1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте.

2.Показывай только указкой

3. Показывай не надпись, а сам объект

4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко

Показывают стороны горизонта на карте

Самостоятельно читают

- Голубым обозначается вода, зеленым, коричневым и желтым - суша.  

Работа с картой

- Охотское море, Японское море, Берингово море и т.д.

- Коричневым.

- Алтайские.

- Равнины.

- Восточно-Европейская равнина,  Западно-Сибиоская равнина.

- Потому что они разной высоты. Чем выше, тем цвет желтее.

Р: принятие и сохранение учебной задачи.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

П: выделение необходимой информации.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

5.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с упражнением

Словесный: беседа

Практический: работа с упражнением

Практический: работа в парах.

Практический: работа с картой

7 мин.

- Но это ещё не всё, что вам необходимо знать, работая с картой. Давайте, прочитаем пункт номер 3 в учебнике на стр. 94-95.

-  Итак, нам надо рассмотреть условные знаки в голубой рамочке. Давайте будем их читать по цепочке.

- Итак, мы с ними немного познакомились, теперь давайте их найдем на карте. Первое обозначение «столица РФ». Какая у нас столица?

- Верно. Находим ее на карте. На странице 90. Кто нашел ручку на локоток.

- Так, второе обозначение, что им обозначается?

- Назовите мне на карте, на странице 90. Любые 3 города.

- Молодцы. Что обозначает красная линия?

- Посмотрите, как надо ее показывать. (Показываю)

- Кто попробует показать границу.

- Хорошо. 4 условный знак- это граница полярных владений РФ. Найдите на карте в учебнике эту полярную границу и проведите по ней пальчиком. Теперь посмотрите, как я покажу ее вам я на карте.

-5 условный знак –это реки. Найдите реки на вашей карте в учебнике и следите пальчиком.

- Назовите мне несколько рек, которые вы нашли.

- Молодцы! 6 условный знак – это озёра и водохранилища. Найдите на карте и назовите несколько озер и водохранилищ, которые вы нашли на территории РФ.

-Отлично, молодцы.

Читают 3 пункт

        

- Москва.

- Города.

- Казань, Нижний Новгород, Астрахань.

- Границу страны.

Работа с картой

- Обь, Лена.

- Озеро Байкал

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический- работа с упражнением

4 мин.

-Найдите в рабочих тетрадях №4, первый вариант.

Читаем задание и самостоятельно выполняем его. Для задания необходима карта на страницах 90-91. У  вас есть 4 минуты.

-Проверяем! Читаем по цепочке, начиная со второго ряда.

-У кого нет ошибок- хлопните в ладоши.

-У кого 1-2 ошибки - топните ногой.

-Молодцы!

Северный Ледовитый океан

Восточно-Европейская равнина

Баренцево море

Уральские горы

Западно-Сибирская равнина

Черное море

Кавказские горы

 Охотское море

Тихий океан

П: структурирование знаний

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

7.Включение в систему знаний

Практический: упражнение

4 мин.

- Теперь найдите в №4 вариант 3.

-Выполним его вместе. Что такое острова, как вы думаете?

- Верно. А полуострова?

- Совершенно верно. Давайте найдем на карте 3 любых острова.

- Молодцы! Давайте запишем в рабочую тетрадь. Кто готов ручку на локоток.

- Теперь найдем 3 полуострова.

-Молодцы! Запишите в тетрадь.

- Дома Вы читаете параграф с. 90-95, Р. Т. с.59, 61

- Это отдельные участки суши в океане или море.
- Значит, это просто выступающая часть в море или океан.

- о. Врангеля, о. Сахалин, о. Новая Земля

- п-ов Камчатка, п-ов Кольский п-ов, п-ов Таймыр.

Записывают домашнее задание

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

1 мин.

А теперь подведем итоги урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Добились этих целей?

- Интересен ли для вас был сегодняшний урок?

- Что вы научились делать?

- Вы все большие молодцы! Мне было приятно с вами работать. Урок окончен!

-Россия на карте

-1. Узнать, что такое карта

2. Научиться читать карту

3. Научиться правильно показывать объекты на карте

-Да

- Читать карту, работать с ней.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний (общеучеб.).

Р: оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Россия на карте

Путешествие по родной стране. Конспект урока....

Конспект урока по Окружающему Миру "Карта" учимся читать карту

Конспект урока по ОМ. с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная Начальная Школа" 3 класс....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Россия на карте"

Тема: «Россия на карте»Цель: Познакомить учащихся с картой России, учить использовать карту для получения информации....

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...