Конспект урока окружающего мира на тему: "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тароева Вера Валентиновна

Конспект урока окруающего мира для 2 класса на тему "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная" поможет в работе учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semya_-_samoe_blizkoe_okruzhenie_cheloveka.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Родословная.

Цель: расширить, углубить представления детей о семье, её значение в жизни человека, уточнить представления детей о семейных отношениях;

научить составлять "родословное дерево", пробуждать познавательный интерес к истории своей родословной,

воспитывать чувство любви и уважения к родителям, семье.

Формируемые УУД

Познавательные УУД:

-формирования понятий «семья.», «культура общения».

-формировать с детьми правила культуры общения в семье.

-формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива.

- развитие способностей к творческому мышлению.

Личностные УУД:

- развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Регулятивные УУД:

-умение находить и формулировать тему урока вместе с учителем.

-умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

-способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

-совместно договариваться о правилах работы в паре.

Ход урока

I. Организация учебной деятельности.

-Встаньте, возьмитесь за руки с соседом по парте и поприветствуйте друг друга словами:

Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

II. Мотивация учебной деятельности.

- У меня в руках и у вас на столах интересная шкатулка. В ней - самое ценное сокровище планеты Земля. Сейчас каждый заглянет и скажет, какое сокровище вы увидели. (На дне шкатулки лежит зеркало).

- Так кого вы увидели на дне шкатулки?

Вы увидели себя. Итак, самое ценное сокровище - это вы. Каждый из вас - личность, и именно такого человека, как вы, больше на этой планете нет и не будет. А становимся мы такими, какие мы есть благодаря людям, которые нас окружают.

- Послушайте стихотворение и скажите, о ком идёт речь в стихотворении.

- А что ребенку надо? (Ученица читает стихотворение.)

Раз, два, три, четыре, 
Кто живет у нас в квартире? 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Всех могу пересчитать: 
Папа, мама, брат, сестренка, 
Кошка Мурка, два котенка 
Мой сверчок, щенок и я 
Вот и вся моя семья.

- О ком рассказывает Катя? (О маме, папе, сестре, брате)

III. Объявление темы и целей урока.

- Для того, чтобы убедиться правильно ли вы назвали тему урока, послушайте детскую песенку.

- О чём пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

– Тема нашего урока«Семья».

- Теперь исходя из темы урока, давайте выясним, что мы должны сегодня узнать. (выяснить, что такое семья, какие должны быть отношения между членами семьи)
– Сегодня на уроке мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми.

IV. Изучение новой темы.
– Но сначала выясним, что такое семья.

- Что такое семья в вашем понимании?

( Семья – это группа людей, живущих вместе, которые заботятся друг о друге.)

- Людей, живущих вместе под одной крышей, не всегда называли семьёй. Раньше для этого использовали другое понятие.

-Для того, чтобы узнать какое, мы с группой информаторов подготовили небольшую справку.

1 ученик «Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы?» 2 ученик «Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага». 3 ученик «Здесь мы делаем первые свои шаги. И как важно поддерживать тепло, уют так ,чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь».

- Мои помощники часто использовали слова: родной, родные, родная.

- Внимание на слайд.

- На слайде написаны самые главные понятия в жизни любого человека – это родители, родные, Родина, родник, плодородие. Прочитайте их. 1 читает вслух. Что общего есть у всех этих слов? (одинаковый корень)

- Какой это корень?

- Оказывается, раньше вместо слова «семья» использовали слово «род». Давайте узнаем, почему же семью называли именно «родом» и что значит это слово.

- Для этого обратимся к толковому словарю. Откройте его по закладке. Прочитайте самостоятельно выделенное определение. (1 вслух).

Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?». В русских сказках и былинах обращаться к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом – племенем».

Человек растет и задумывается над вопросом: «Кто? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Слово «родословная» также образовано от слова «род» .

- Что такое родословная, как вы понимаете?

- Давайте выясним, что такое родословная и какая традиция была у русского народа.

V. Практическая работа

Наши прадеды представляли жизнь всех людей на Земле, как огромное дерево рода, которое начиналось от Адама и Евы. Далее на дереве шли ветви их детей, внуков, правнуков, праправнуков до нашего времени. Нет такого народа, который бы не имел на дереве рода своей ветви.

- С чего начинает расти дерево? Какая самая важная часть дерева?

Корни - это родители наших дедушек и бабушек - прадеды и прабабушки. Ствол - это дедушки и бабушки. Ваши родители, их сестры и братья, а ваши родные дяди и тёти - это веточки. А теперь - листочки. Как вы думаете, кого символизируют листьями?

- Можно сделать вывод, что родословная – это история семьи в нескольких поколениях.

- Возьмите в руки листы, попробуйте создать своё собственное дерево рода.

- Для этого подпишите имена своих родных, от старшего поколения к совсем молодому.

- Кто уже закончил подписывать, приготовьте работы на выставку.

- Кто хочет рассказать о своей семье?

Итак, вы создали  Дерево рода. Чем крепче растет дерево - тем больше род. Если кто-то из вас не знает имен членов своей семьи, то расспросите у своих близких и запомните их.

Физминутка

- О семье написано много пословиц и поговорок. У вас на партах лежат карточки с набором слов.

В дружной семье и в холод тепло.

Дружная семья не знает печали.

Семья в куче – не страшна и туча.

- Вместе с соседом по парте составьте из этих слов пословицы.

- Кто может выйти к доске, составить пословицу и объяснить её смысл?

VI. Закрепление

- На экране изображен дом. Он пока пуст. Давайте заселим дом членами семьи. Для этого отгадайте загадки

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

 Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

 

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

 

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

 

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

 

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)

- Молодцы! Теперь в нашем домике живет большая и дружная семья.

Игра "Солнышко"

- Ребята, какими по-вашему мнению должны быть взаимоотношения в семье?

У меня на доске солнышко. Оно символизирует семью. Чего не хватает солнышку? Помогите ему найти лучи.

(На доске прикреплено солнышко без лучей. Ученики по очереди прикрепляют лучи).

Прочитайте слова на лучиках. Все ли из них вам понятны?

Выберите те лучики , слова на которых характеризуют счастливые отношения в семье.

  1. ласка уважение верность
  2. уют нежность любовь
  3. совет доброта забота
  4. ссоры равнодушие тепло
  5. помощь понимание измена

- Какой из лучиков отличается от других по цвету? Как вы думаете, почему?

- А что самое главное в семье? Да, это любовь. Любовь наполняет наши сердца - это любовь к отцу, любовь к маме, к своим братьям и сестрам. На партах у вас лежат сердечки, символизирующие ваши семьи.

- Запишите одним словом на сердечках какой бы вы хотели видеть вашу семью.

- Кто хочет поделиться мыслями?

Сердечки прикрепите дома на видном месте.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Что же такое семья? Как раньше называлась семья? Что такое родословная?

Семья – это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама и папа, сёстры и братья, бабушки и дедушки – самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают всё, чтобы ваша жизнь была счастливой.

– За что вы можете сегодня похвалить себя?

– В чем вы были успешны?

– Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?

Домашнее задание

- У меня в руках эмблема семьи. В любой дружной семье есть занятие, которое объединяет всех живущих вместе родственников. Это может быть занятие каким-либо видом спорта. Есть семьи, где родственники вместе занимаются музыкой, семьи, где родные проводят время за чтением книг. Эмблема семьи должна отражать то занятие, то хобби, или увлечение, которое присутствует в вашей семье. Вашим домашним заданием будет нарисовать эмблему своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"

Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира "Мир древности: далёкий и близкий"

Урок нового знания проходит в виде путешествия на машине времени. Конспект написан с указанием формируемых УУД. К конспекту есть приложения....

Урок окружающего мира по теме: « Семья" 2 класс

Сформировать представление учащихся о понятии "семья"Образовательные задачи: -  создать условия для формирования  представления   о  том, что такое семья, совершенствоват...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...

Урок окружающего мира по теме: "Семья"

Вашему вниманию представлен конспект урока окружающего мира по теме: Семья. (1 класс)Цели урока: Создать условия для становления нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях.Формиро...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Скелет человека" ОС "Планета знаний"

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Скелет человека" ОС "Планета знаний"....