Великий круговорот жизней
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кувшинова Екатерина Ивановна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikiy_krugovorot_zhizney.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3

УМК: Школа России.

Тип урока:  ОНЗ

Тема: «Великий круговорот жизней».

Цель урока: ознакомление учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота.

Задачи:  

  • познакомить с основными звеньями круговорота жизни, его звеньями, составом, их функциями.

 

  •  развивать умение анализировать текст, делать обобщения, формулировать выводы.
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Окруж. Мир.3 класс. Учеб. Для образоват. Организаций с прил. На электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012- 166 с. : ил.- (Школа России), Окружающий мир, Рабочая тетрадь .2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 1, картинки с изображением грибов, растений, животных, бактерий.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами!Надеюсь, сегодня вы порадуете меня.
Вижу, у  вас блестят глазки, и я уже читаю ваши умные мысли.
-Давайте правильно сядем и начнем урок.

Приветствуют учителя и настраиваются на урок

Личностные: смыслообразование установление связи между целью и мотивами учебной деятельности

II. Актуализация знаний

  1. Беседа.

– О чем вы говорили на прошлом уроке?

– Можно ли грибы отнести к миру растений или к миру животных? Почему?

– Все ли грибы можно употреблять в пищу?

–А какие бывают грибы?

– Как часто называют сбор грибов?

– Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов?

— Из чего состоит гриб?

— Что такое грибница?

2. Игра «Найди лишнее».

-Ребята, посмотрите, на доску.  Что это?

-Вам  нужно назвать их, найти  лишний гриб и объяснить, почему вы так думаете.

-О царстве грибов.

-Нет. В грибах отсутствует хлорофилл, потому они не могут питаться от солнечного света, как растения. Но у них также нет желудка, чтобы переваривать пищу, как животные. Они относятся к отдельному царству - царству грибов. 

-Нет.

-Съедобные и несъедобные(ядовитые)


-Тихая охота.

- Собирайте только те грибы, про которые вы точно знаете, что они съедобны.

- Грибы, которых вы не знаете, или их принадлежность к какому-то роду вызывает сомнения, никогда не употребляйте в пищу.

- Никогда не собирайте и не еште грибов переспелых, червивых и попорченых.

- Не употребляйте сырых грибов.
-Шляпка, ножка, грибница.

-Подземная часть гриба.

( слайд)

- Это грибы.

- Груздь, рыжик, сморчок.

-Сморчок - это весенний гриб, растет в лиственных лесах. Груздь и рыжик растут в хвойных лесах, созревают в конце лета. (   слайд)

Масленок, опята, поганка.

-Поганка - это ядовитый гриб.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

III.Определение темы урока

1.Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 118. Давайте прочитаем статью. Вслух прочитает … .

-Проверим ваши предположения, сейчас  вы прочитаете фрагмент из мультфильма «Король Лев». Будьте внимательны, тему урока вы найдете в этом фрагменте.

2.Беседа по прочитанному.

-Так что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?

-Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

- Наверное, вы знаете знаменитый мультфильм «Король Лев» или такую книгу. Помните, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?

… . 

- Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп.

-Великий круговорот жизни.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; знаково-символические действия

IV. Работа по теме урока.

1.Беседа по теме урока.

В природе множество живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас? Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создавали предшественники, и в свою очередь преобразовали Землю для потомков. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой.

2.Работа по учебнику.

 -Давайте  рассмотрим схему в учебнике на с.119 и назовем три группы организмов, составляющие звенья круговорота.

-Верно,основу круговорота составляют три группы организмов.

3.Групповая работа.

-Я предлагаю вместе разобраться. Вы поработаете экологами и выясните, кто такие организмы-производители (1 ряд), организмы-потребители (2 ряд), организмы-разрушители (3 ряд), читаем текст на с 119. (   слайд)

 1РЯД

Кто относится к организмам – производителям? Почему?

2 РЯД

Кто относится к организмам- потребителям? Почему?

3 РЯД

Кто относится к организмам- разрушителям? Почему?
-В этом круговороте участвуют разные царства живой природы, каждое из них играет разную роль. И каждое из звеньев необходимо.

-Каждый живой организм – часть живой природы.

Производители, потребители, разрушители.

-Производители, потребители, разрушители.

-К организмам-производителям относятся растения, потому что только они способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества.

- К организмам-потребителям относятся животные, потому что они потребляют вещества, производимые растениями.

-К организмам-разрушителям относятся бактерии и грибы, они разрушают остатки растений и животных.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; знаково-символические действия

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь

V. Продолжение работы по теме урока

1.Работа по учебнику.

- Давайте еще раз рассмотрим схему на с.119.

- Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов.

-Совершенно верно, огромную роль в круговороте жизни играет почва.

– Вспомните, что составляет главную часть почвы. 

– Что образуется под действием перегноя? 

– Кто их использует? 

– Кто питается растениями? 

– Что происходит с растениями и животными когда они умирают? 

(   слайд)

Почва – это земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. Это её главный признак. Она представляет собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает в почву, где под воздействием микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почти все, необходимое для поддержания своего существования, за исключением ресурсов моря. В природе почва занимает промежуточное положение между миром живых организмов и неорганической природой, для нее характерен процесс обмена веществ.

2.Работа по учебнику.

-Прочитайте, что сказано о почве в учебнике на с. 120.

-Какие процессы происходят в почве?

-Верно,в почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

-Я считаю, что это почва.(запас питательных веществ в почве).

-Перегной.

-Образуются соли.

-Растения, для роста и развития.

-Растениями питаются животные.

-Их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.

-В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.

Регулятивные : выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

VI. Закрепление изученного материала

1.Работа по рабочей тетради

А сейчас откройте рабочую тетрадь на с. 69 , найдите №1.

- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

- Кто изображен на первом рисунке?
К какой группе организмов в круговороте жизни они относятся?

Значит, записываем цифру 2.

- А на втором рисунке? 
Записываем цифру 3.

- И на последнем рисунке? 
Записываем цифру 1.

№2 (с. 56).

- Прочитайте задание. Проведите стрелки в схеме круговорота жизни.

- Приведите примеры.

2.Загадки.

-Сейчас я вам предлагаю отгадать загадки, слушайте внимательно.

Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага —

Есть копыта и рога!

Землю пробуравил, корешок оставил,

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.


Мягок, а не пух, зелен, а не трава.

Самый верхний слой земельный,

В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как ее все называют?

3.Составление цепей питания

(      Слайд: рисунки осины, зайца, волка, бактерий.)

-Посмотрите на доску, тут изображены растения, животные и бактерии.

- Цепь питания начинается с организма-производителя. Назовите его. 
Это первое звено — растение.

- Затем — организм-потребитель. Назовите его. 
Это второе звено - растительноядное животное.

- Третье звено — хищное животное. 

- Волк погиб. Что произойдет с его останками? 

Бактерии- это организмы-разрушители. (      Слайд)

Осина -> заяц -> волк -> бактерии.

- Составьте свои примеры цепей питания.

-Потребителей.

-Разрушители.


-Производители.

Леопард

Лось

Гриб

Мох

Почва

-Осина.

-Заяц

-Волк

-Их переработают бактерии в минеральные вещества.

-Рябина-лось-рысь-бактерии
-Пшеница-мышь-лиса-бактерии

Регулятивные : выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

VII. Обобщение полученных знаний

1.Беседа.

- Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота веществ. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:

а) растения

б) травоядные животные

в) хищные животные

г) грибы и бактерии

д) почва

-Не станет пищи, кислорода

-Растений станет много, они не смогут расти, исчезнут хищники

-Травоядные съедят все растения

-Никто не будет разрушать тела умерших, начнутся эпидемии

-Не сможет образовываться перегной, а из перегноя — соли, которыми питаются растения

Регулятивные : выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

VIII. Подведение итогов урока

-Какова роль почвы в этом круговороте?

-С какими группами организмов мы сегодня познакомились на уроке?

-Что является участником круговорота жизни?

-Почва играет огромную роль в круговороте, в ней накаливается запас питательных веществ.

-Производители, потребители, разрушители.

-Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения,  умение слышать, слушать и других.

IX. Рефлексия

Продолжите фразу:

- На уроке мне было интересно выполнять … .

- Мне понравилось … .

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения,  умение слышать, слушать и других.

Домашнее задание

чит .с. 118—120, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 120.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Великий круговорот жизни.

Все живые организмы  и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете. Этот круг разорвется, если исчезнет какое-нибудь звено....

Урок "Великий круговорот жизни"

Герои сказки «Король Лев»  Муфаса и Симба помогают узнать как происходит ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ....

Урок окружающего мира "Великий круговорот жизни"

Конспект урока окружающего мира " Великий круговорот жизни " для 3 класса. Программа " Школа России"....

Тема урока "Великий круговорот жизни".

Предмет "Окружающий мир". Комбинированный урок для 3-х классов. Тема: "Великий круговорот жизни"....

"Великий круговорот жизни"

Комбинированный урок для 3-х классов по окружающему миру на тему "Великий круговорот жизни"....

презентация на тему урока "Великий круговорот жизни"

Презентация на тему урока "Великий круговорот жизни" для 3-х классов....